Системная модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья.
Оценка 4.7

Системная модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья.

Оценка 4.7
Документация +1
docx
воспитательная работа +2
07.03.2020
Системная модель  сохранения и укрепления здоровья дошкольников  в условиях Заполярья.
Создание атмосферы благоприятного психологического климата в группе детского сада дает возможность быстрее и эффективнее пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению, формирует нормальное психоэмоциональное развитие детей и является важным составляющим в работе ДОУ. Не отрицая значимость существующих методик, средств, технологий образования, утверждаем, что продуктивность образовательной деятельности увеличивается, если реализовать содержание предложенного проекта.
Системная модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья..docx

Системная модель  сохранения и укрепления здоровья дошкольников  в условиях Заполярья.

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна

Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

 Задачи:

Ø  создание условий для профилактики психоэмоционального напряжения в целостном образовательном пространстве как основы сохранения и укрепления детей в условиях Заполярья;

Ø  обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия  ребенка со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса;

Ø   разработка мониторинга отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по созданию благоприятного эмоционального состояния и благополучия детей, психоэмоционального климата в ДОУ;

Актуальность, научная и практическая значимость.

При разработке модели  профилактики психоэмоционального напряжения и поддержки  позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников  в условиях Заполярья учитывались нормативные документы и научные подходы формирования личности ребенка:

 - культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);                                                          - деятельностный  подход  (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);                                                                                                                    - личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.).

Эти под­ходы к проблеме профилактики психоэмоционального напряжения и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ  тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

Ø    сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

Ø    формирования у детей адекватной   целостной картины мира;

Ø    формирования   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;

Ø    развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

Ø    развития  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.   

    Содержание и структура данной модели отличаются: 

  • универсальностью, что выражено в возможности использования педагогами;
  • интегративностью – внедрением взаимодополняющих, специально организованных игровых мероприятий по формированию представлений детей и социализации;
  • экономичностью - использованием имеющихся педагогических технологий без дополнительных затрат;
  • реализацией возможностей ребенка, исходя из его  потребностей – здоровьесбережением; продуктивностью.                                                                                                                          

Прогноз негативных последствий: недостаточная компетентность родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах, связанных с  профилактикой психоэмоционального напряжения, формированием позитивной социализации; отсутствие должного интереса родителей, общественности, некоторых педагогов к инновационной деятельности, организуемой с детьми.

Ожидаемые результаты: созданные условия будут способствовать  позитивной социализации, преодолению негативных форм поведения детей, достижению оптимального уровня формирования позитивных форм поведения, положительной мотивации и умений в совместной деятельности; разработка методических материалов для педагогов позволит повысить результативность не только коррекционно-развивающей, но и образовательной деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что данная модель имеет важное социальное значение.   

Образовательный процесс осуществляется в условиях Крайнего Севера, которые неблагоприятно сказываются на здоровье детей. Не только полярная ночь, но  и полярный день в Заполярье –  характеризуются наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости; тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Такие варьирования  могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние.  С 2010 года педагоги  ДОУ начали работу по проекту «Профилактика психоэмоционального напряжения в ДОУ». Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов - сложный и долговременный процесс. Исследования А.И. Захарова показывают, что в дошкольном  возрасте более 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. В условиях Заполярья эта цифра выше: у мальчиков более 52%, у девочек около 40%.  У мальчиков несколько чаще отмечаются повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность в сочетании с агрессивностью, конфликтность и неуживчивость. У девочек преобладают боязливость, склонность обижаться, плакать и расстраиваться.

Полученные данные диагностики адаптации, тревожности и эмоционального состояния и благополучия ребенка в ДОУ показали высокий уровень тревожности, у 55% детей  эмоциональное состояние нейтральное или отрицательное. Было выявлено, что не все педагоги используют в своей работе здоровьесберегающие технологии обучения, 51% не учитывают индивидуальные особенности развития ребенка, в том числе их эмоционального состояния. Проанализировав результаты диагностических мероприятий в дощкольном учреждении  установили, что число воспитанников, имеющих вышеуказанные особенности , составляет более 50%.

Выявились противоречия:

- на социальном уровне:   недостаточной ориентацией педагогического коллектива на реализацию этих требований;

- на психолого-педагогическом уровне: недостаточной разработанностью методических и технологических основ организации работы с детьми в условиях Заполярья.

- на методическом уровне: между ориентацией педагогической деятельности на активную игровую деятельность с учётом индивидуальных различий детей в дошкольной организации. Все это позволило говорить о  необходимости выстраивания специально-организованной  работы с детьми и взрослыми. Таким образом, для нас  особенно важно было объединить усилия воспитателей и всех спе­циалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального мик­роклимата, что способствует развитию позитивного, здорового ребенка. Названные противоречия не только убеждают в актуальности данной системы, но и обусловливают проблему: как организовать деятельность всех педагогов ДОУ, чтобы она способствовала профилактике  психоэмоционального напряжения, позитивной социализации и коррекции негативных форм поведения воспитанников.

Место апробации: МБДОУ №31 (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение №31 города Апатиты Мурманской области). Разработанная нами Системная модель профилактики психоэмоционального напряжения и позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников  в условиях Заполярья (далее Система) реализуется с 2010 года (Приказ по ДОУ №4/0  от 18.05.2010г) в рамках  Основной общеобразовательной программы  дошкольного образования  МБДОУ №31, целью которой является создание условий для  сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия,  обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями.

Сроки  работы по внедрению системной модели 2010-2016гг. Анализ и оценка результативности реализации. 2016-2017гг

Основные результаты и выводы:

В МБДОУ № 31 сложилась определенная система методической работы с педагогическим коллективом, в котором стержневым компонентом является сохранение и укрепление здоровья, профилактика психоэмоционального напряжения детей.

Разработана система организационно-методических мероприятий:

Ø  Программа по профилактике психоэмоционального напряжения от 1,5 до 3 лет «Одуванчики» (рецензия).

Ø  Программа по профилактике психоэмоционального напряжения от 3 до 7 лет   «Солнечные лучики  публикация в журнале  «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11, №12 2014.

Ø  Декада творческой психологии.(публикация, Альфа+)

Ø  Фестиваль театрализованного игрового творчества «Волшебный мир театра».

Ø  Картотека «Игры с применением «социоигровой» технологии на развитие эмоциональной сферы», «Игры на снижение психоэмоционального напряжения»,

Создание атмосферы благоприятного психологического климата в группе детского сада дает возможность быстрее и эффективнее пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению, формирует нормальное психоэмоциональное развитие детей и является важным составляющим в работе ДОУ.

Не отрицая значимость существующих методик, средств, технологий образования, утверждаем, что продуктивность образовательной деятельности увеличивается, если реализовать содержание предложенного проекта.

Психолого-педагогическая целесообразность опыта состоит в возможности успешного использования в практике образовательных учреждений результатов его реализации. Социальный заказ, обусловленный реализацией ФГОС,   повлиял на необходимость отбора рациональных путей и условий развития воспитанника. С учётом возрастных особенностей детей широкое применение нашли игровые приёмы, так как в основе деятельности лежит личный интерес и мотивация каждого ребёнка.

 

Вывод:  объединение усилий специалистов,  воспитателей  и родителей ДОУ является обязательным условием успешного решения  профилактических задач. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.


Системная модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях

Системная модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях

Прогноз негативных последствий: недостаточная компетентность родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах, связанных с профилактикой психоэмоционального напряжения, формированием позитивной социализации; отсутствие должного интереса родителей, общественности, некоторых…

Прогноз негативных последствий: недостаточная компетентность родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах, связанных с профилактикой психоэмоционального напряжения, формированием позитивной социализации; отсутствие должного интереса родителей, общественности, некоторых…

Место апробации: МБДОУ №31 (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №31 города

Место апробации: МБДОУ №31 (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №31 города

Вывод: объединение усилий специалистов, воспитателей и родителей

Вывод: объединение усилий специалистов, воспитателей и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020