Системная модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья.
Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты
Христюк Валентина Павловна
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи:
Ø создание условий для профилактики психоэмоционального напряжения в целостном образовательном пространстве как основы сохранения и укрепления детей в условиях Заполярья;
Ø обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия ребенка со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса;
Ø разработка мониторинга отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по созданию благоприятного эмоционального состояния и благополучия детей, психоэмоционального климата в ДОУ;
Актуальность, научная и практическая значимость.
При разработке модели профилактики психоэмоционального напряжения и поддержки позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья учитывались нормативные документы и научные подходы формирования личности ребенка:
- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); - деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.); - личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.).
Эти подходы к проблеме профилактики психоэмоционального напряжения и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
Ø сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
Ø формирования у детей адекватной целостной картины мира;
Ø формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
Ø развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
Ø развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Содержание и структура данной модели отличаются:
Прогноз негативных последствий: недостаточная компетентность родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах, связанных с профилактикой психоэмоционального напряжения, формированием позитивной социализации; отсутствие должного интереса родителей, общественности, некоторых педагогов к инновационной деятельности, организуемой с детьми.
Ожидаемые результаты: созданные условия будут способствовать позитивной социализации, преодолению негативных форм поведения детей, достижению оптимального уровня формирования позитивных форм поведения, положительной мотивации и умений в совместной деятельности; разработка методических материалов для педагогов позволит повысить результативность не только коррекционно-развивающей, но и образовательной деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что данная модель имеет важное социальное значение.
Образовательный процесс осуществляется в условиях Крайнего Севера, которые неблагоприятно сказываются на здоровье детей. Не только полярная ночь, но и полярный день в Заполярье – характеризуются наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости; тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Такие варьирования могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние. С 2010 года педагоги ДОУ начали работу по проекту «Профилактика психоэмоционального напряжения в ДОУ». Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов - сложный и долговременный процесс. Исследования А.И. Захарова показывают, что в дошкольном возрасте более 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. В условиях Заполярья эта цифра выше: у мальчиков более 52%, у девочек около 40%. У мальчиков несколько чаще отмечаются повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность в сочетании с агрессивностью, конфликтность и неуживчивость. У девочек преобладают боязливость, склонность обижаться, плакать и расстраиваться.
Полученные данные диагностики адаптации, тревожности и эмоционального состояния и благополучия ребенка в ДОУ показали высокий уровень тревожности, у 55% детей эмоциональное состояние нейтральное или отрицательное. Было выявлено, что не все педагоги используют в своей работе здоровьесберегающие технологии обучения, 51% не учитывают индивидуальные особенности развития ребенка, в том числе их эмоционального состояния. Проанализировав результаты диагностических мероприятий в дощкольном учреждении установили, что число воспитанников, имеющих вышеуказанные особенности , составляет более 50%.
Выявились противоречия:
- на социальном уровне: недостаточной ориентацией педагогического коллектива на реализацию этих требований;
- на психолого-педагогическом уровне: недостаточной разработанностью методических и технологических основ организации работы с детьми в условиях Заполярья.
- на методическом уровне: между ориентацией педагогической деятельности на активную игровую деятельность с учётом индивидуальных различий детей в дошкольной организации. Все это позволило говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы с детьми и взрослыми. Таким образом, для нас особенно важно было объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата, что способствует развитию позитивного, здорового ребенка. Названные противоречия не только убеждают в актуальности данной системы, но и обусловливают проблему: как организовать деятельность всех педагогов ДОУ, чтобы она способствовала профилактике психоэмоционального напряжения, позитивной социализации и коррекции негативных форм поведения воспитанников.
Место апробации: МБДОУ №31 (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №31 города Апатиты Мурманской области). Разработанная нами Системная модель профилактики психоэмоционального напряжения и позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья (далее Система) реализуется с 2010 года (Приказ по ДОУ №4/0 от 18.05.2010г) в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №31, целью которой является создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями.
Сроки работы по внедрению системной модели 2010-2016гг. Анализ и оценка результативности реализации. 2016-2017гг
Основные результаты и выводы:
В МБДОУ № 31 сложилась определенная система методической работы с педагогическим коллективом, в котором стержневым компонентом является сохранение и укрепление здоровья, профилактика психоэмоционального напряжения детей.
Разработана система организационно-методических мероприятий:
Ø Программа по профилактике психоэмоционального напряжения от 1,5 до 3 лет «Одуванчики» (рецензия).
Ø Программа по профилактике психоэмоционального напряжения от 3 до 7 лет «Солнечные лучики публикация в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11, №12 2014.
Ø Декада творческой психологии.(публикация, Альфа+)
Ø Фестиваль театрализованного игрового творчества «Волшебный мир театра».
Ø Картотека «Игры с применением «социоигровой» технологии на развитие эмоциональной сферы», «Игры на снижение психоэмоционального напряжения»,
Создание атмосферы благоприятного психологического климата в группе детского сада дает возможность быстрее и эффективнее пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению, формирует нормальное психоэмоциональное развитие детей и является важным составляющим в работе ДОУ.
Не отрицая значимость существующих методик, средств, технологий образования, утверждаем, что продуктивность образовательной деятельности увеличивается, если реализовать содержание предложенного проекта.
Психолого-педагогическая целесообразность опыта состоит в возможности успешного использования в практике образовательных учреждений результатов его реализации. Социальный заказ, обусловленный реализацией ФГОС, повлиял на необходимость отбора рациональных путей и условий развития воспитанника. С учётом возрастных особенностей детей широкое применение нашли игровые приёмы, так как в основе деятельности лежит личный интерес и мотивация каждого ребёнка.
Вывод: объединение усилий специалистов, воспитателей и родителей ДОУ является обязательным условием успешного решения профилактических задач. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.