|
1.
Система работы с детьми «группы риска»
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная
дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать
негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни,
беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому,
что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом
«вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,
демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление
жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков
и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс
социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий
семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную
психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер
по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия
учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ОДН,
учреждений дополнительного образования.
В школе обучается 962 учащихся, обращаю ваше внимание на слайд.
Одним из приоритетных направлений деятельности школы по работе с этой группой
детей является комплексный подход, создание единого воспитательного
пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими
организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка
индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать
преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Проблемы
1. Ухудшение социального положения семей .
2. Растет процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами
воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме
школы.
4. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
Цель деятельности школы в данном направлении
1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
2. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
3. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития
ребёнка, соблюдение прав.
4. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся -
фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
5.Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания
комплексной помощи.
Задачи деятельности школы в данном направлении
1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений
в подростковой среде.
2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных
явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по
пропаганде здорового образа жизни.
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с
семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и
коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных
ценностей.
4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и
внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом
образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих
людей.
5. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического
мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного
банка данных.
6. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе
принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
7.Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и
окружающим,
8. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности,
инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
9. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус,
выполнять определенную роль в коллективе
10. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным
видам, научить организации творческих контактов
11. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного
поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Отличительные особенности нашей деятельности
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и
нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
1 этап. Разработан рабочий план для реализации деятельности. Затем, в течении
сентября-октября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и
анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлен тип семейного
воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам
воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно -
просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта
работа проводится и дома, и при посещении на дому. Проводилось обследование
условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная
работа: профилактические беседы, посещение на дому, совместные С ОДН И КДН
рейды по неблагополучным семьям в каникулярное время и т. д. Особое внимание
уделяется пропаганде здорового образа жизни.
(соответственно комплексной школьной программе ВР)
Комплексная коррекционная работа в школе направлена, прежде всего на:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям,
злоупотреблению вредными привычками.
2. Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих
ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье
и во взаимоотношениях с подростками.
4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное
время.
2 этап Ожидаемые результаты деятельности
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению
здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять
вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и
умения вести здоровый образ жизни.
5.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
6. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
7. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
8. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Социально –психологическая служба школы выработала свой аргумент работы по
данному направлению . ежемесячно или по факту проводится сбор:
1. Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
2. Информация о семьях (сбор сведений, акты)
3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
5. Списки состоящих на учете
6. Списки уклоняющихся от учебы
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление
запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом
выработанных рекомендаций.
2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
1. снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и
психологической адаптации
2. вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития
творческого потенциала и самовыражения
3. организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха,
использование всех мер поощрения
4. демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример,
художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными
людьми)
В данном направлении реализируются следующие
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями,
способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие
семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
.
Формы работы:
- просветительская работа ( беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа- семейная консультация (оказание помощи семье в
конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога,
психолога, инспектора ОДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки (ярмарка)
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение
обычаев и традиций своей семьи и города;(кл .часы)
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих
семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические
особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия
с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в
семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их
употребления»
3. Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой
среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений
и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
4. Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВ-ов, табакокурения, алкоголя,
наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая
социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них
позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить,
чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в
критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия
спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры,
просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты,
конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и
потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как
устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как
найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения,
алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Профилактика правонарушений
1. Беседы по факту
2. Операция "Внимание, дети"
3. Акция "Детям - заботу взрослых"
4. Лекции специалистов, классные часы
5. Конференция "Знаешь ли ты закон?"
6. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
7. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных
явлений"
8. Кинофильмы "Вредные привычки"
9. Родительские собрания
10. Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
11. Выступления с информацией о состоянии преступности
12. Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
13. Профилактика употребления ПАВ
14. Организация летнего отдыха
15. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
16. Работа родительского комитета
17. Рейды в семьи
18. Работа органов ученического самоуправления
Контроль
1. Индивидуальные карточки учета
2. Рейды в семьи повторные
3. Рейды в вечернее время
4. Подготовка материалов на неблагополучные семьи в ОДН
5. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
6. Проверка занятости после уроков
7. Анализ социального паспорта семей школы
8. Совещания при директоре
9. Административные совещания
10. Методические семинары
Психологическое сопровождение
1. Специально - коррекционные занятия
2. Индивидуальные консультации
3. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными
подростками
4. Диагностические методики:
- Опросник "СОП"
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего
окружения
- Методика диагностики эгоцентризма у подростков
- Цветовой тест М. Люшера
- Социометрия
- Карта психологической характеристики личностного развития подростка
- Карта наблюдений
Организация педагогической помощи
1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках
"трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий,
помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
2. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация
помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
3. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки
успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата
деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От
авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
4. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника.
Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества;
контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами
"трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального
поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, и т.д.
3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим
средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем
половой идентификации.
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков,
особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к
учению, волевого развития личности, профессиональной направленности,
недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и
переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей,
непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в
своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им
совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями,
страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств
воспитания
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих
проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной
стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью,
добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для
самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного
времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,
а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение
"трудного" рационально использовать свое свободное время,
неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо
заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной
деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени,
формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно
полезную деятельность, движение милосердия.
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в
библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список
интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях
по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации
интересов.
5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и
участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально
- педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми
асоциального поведения.
7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома,
сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного
дня.
Перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения
1. Выявление детей асоциального поведения.
2. Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
3. Ведение картотеки этих детей.
4. Встречи с работниками ОДН.
5. Правовое просвещение подростков (внеклассные мероприятия, уроки)
6. Разработка и применение памяток поведения в семье и среди
сверстников.
7. Совет по профилактике правонарушений .
8. Педагогические совет "Работа с семьями педагогически запущенных
детей".
9. Психологические консультации для детей и родителей.
10. Организация психолого-педагогических консилиумов
11. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
12. Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
13. Организация индивидуального наставничества
14. Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции .
|