Системно- деятельностный подход

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Системно- деятельностный подход.docx

Системно- деятельностный подход в воспитании детей «группы риска», трудных подростков.

 

1. Система работы с детьми «группы риска»
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. 
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ОДН, учреждений дополнительного образования.
В школе обучается 962 учащихся, обращаю ваше внимание на слайд.
Одним из приоритетных направлений деятельности школы по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Проблемы 

1. Ухудшение социального положения семей .
2. Растет процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
4. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Цель деятельности школы в данном направлении

1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
2. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
3. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
4. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
5.Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Задачи деятельности школы в данном направлении

1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.
2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
5. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
6. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
7.Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим, 
8. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения. 
9. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе 
10. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов 
11. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения. 

Отличительные особенности нашей деятельности

1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

1 этап. Разработан рабочий план для реализации деятельности. Затем, в течении сентября-октября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа проводится и дома, и при посещении на дому. Проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа:  профилактические беседы, посещение на дому, совместные С ОДН И КДН рейды  по неблагополучным семьям в каникулярное время и т. д. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.
(соответственно комплексной школьной программе ВР)
Комплексная коррекционная работа в школе направлена, прежде всего на:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
2. Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

2 этап Ожидаемые результаты деятельности

1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
6. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
7. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
8. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

Социально –психологическая  служба школы выработала свой аргумент работы по данному направлению . ежемесячно или по факту проводится сбор:
1. Информация об учащихся (сбор сведений; акты) 
2. Информация о семьях (сбор сведений, акты) 
3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты) 
4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся 
5. Списки состоящих на учете 
6. Списки уклоняющихся от учебы 
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

1. снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации 
2. вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения 
3. организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения 
4. демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

В данном направлении реализируются следующие 
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей


Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
.
Формы работы:
- просветительская работа ( беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа- семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ОДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки (ярмарка)
Основные направления работы с семьей:
возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;(кл .часы)
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

3. Работа с педагогами

Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

4. Работа с учащимися
Цели и задачи: 
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих 
стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВ-ов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

Профилактика правонарушений
1. Беседы по факту 
2. Операция "Внимание, дети" 
3. Акция "Детям - заботу взрослых" 
4. Лекции специалистов, классные часы 
5. Конференция "Знаешь ли ты закон?" 
6. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями 
7. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений" 
8. Кинофильмы "Вредные привычки" 
9. Родительские собрания 
10. Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы 
11. Выступления с информацией о состоянии преступности 
12. Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями 
13. Профилактика употребления ПАВ 
14. Организация летнего отдыха 
15. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы 
16. Работа родительского комитета 
17. Рейды в семьи 
18. Работа органов ученического самоуправления 
Контроль
1. Индивидуальные карточки учета 
2. Рейды в семьи повторные 
3. Рейды в вечернее время 
4. Подготовка материалов на неблагополучные семьи в ОДН
5. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий 
6. Проверка занятости после уроков 
7. Анализ социального паспорта семей школы 
8. Совещания при директоре 
9. Административные совещания 
10. Методические семинары 
Психологическое сопровождение
1. Специально - коррекционные занятия 
2. Индивидуальные консультации 
3. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками 
4. Диагностические методики: 
- Опросник "СОП" 
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения 
- Методика диагностики эгоцентризма у подростков 
- Цветовой тест М. Люшера
- Социометрия
- Карта психологической характеристики личностного развития подростка 
- Карта наблюдений
Организация педагогической помощи
1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника". 
2. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений. 
3. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы. 
4. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время. 
Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера 
2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, и т.д. 
3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение. 
4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации. 
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений. 
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д. 
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. 
4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими. 
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания 
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей. 
2. Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия. 
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг. 
4. Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов. 
5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях. 
6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения. 
7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня. 

Перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения
1. Выявление детей асоциального поведения. 
2. Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка. 
3. Ведение картотеки этих детей. 
4. Встречи с работниками ОДН. 
5. Правовое просвещение подростков (внеклассные мероприятия, уроки)
6. Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников. 
7. Совет по профилактике правонарушений .
8. Педагогические совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей". 
9. Психологические консультации для детей и родителей. 
10. Организация психолого-педагогических консилиумов 
11. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия) 
12. Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
13. Организация индивидуального наставничества
14. Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции .

Системно - деятельностный подход в воспитании детей «группы риска», трудных подростков.

 Цели: ( слайд 2)

- воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д.

- приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

 

Отличительные особенности: ( слайд 3)

1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

 

Рассмотрим понятие дети группы риска и трудный подросток: (  слайд  4  )

 Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
  1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико­патологической характеристики;
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально­психологической помощи и поддержке;
  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Понятие « трудные дети» ( слайд 5)

 - «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от « трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием полиции и других служб).

 

Система работы с детьми группы риска: ( слайд 7 )

 На начало  учебного года составляется план работы по  направлениям: работа по предупреждению безнадзорности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, работа с неблагополучными семьями и  оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, работа по суицидальным намерениям среди несовершеннолетних, работа с детьми группы риска.

В связи  с этим  определяются  Формы и методы работы с детьми группы риска ( слайд 7)

 - Составление социальных паспортов с целью выявления учащихся, имеющих отклонение от норм поведения, морали и права.

- Работа с детьми и родителями.

- Контроль за посещением занятий .

- Тесная работа с  классными руководителями, учителями-предметниками.

- Профилактика вредных привычек (встреча с врачами-наркологами, инспектором ОДН, прокуратурой и т.д.).

- Вовлечение учащихся дивиантного поведения в различные виды положительной деятельности.

- Ведение журнала на детей, которые состоят на учете, где отражается успеваемость, поведение, результаты бесед с ними.

- Работа Совета профилактики и наркопоста.

На основании полученных данных оформляются списки учащихся группы риска .Списки , составляются в трех экземплярах: ОДН, КДН, управление образования. На учащихся, которые состоят на различных видах учета, составляется социально- педагогическая карта с данными самого ученика и его родителей (законных представителей), прилагается характеристика уч-ся, акт ЖБУ, ведомость оценок учащегося.

Приведу статистику по нашей школе: ( слайд 8)

Всего обучаются – 962 уч-ся;

ОДН – 1 уч-ся;

ВШУ – 5 уч-ся;

ПНД – 1 уч-ся;

КДН – 5  неблагополучных семей;

Дети-инвалиды – 10;

Дети с ОВЗ – 32 уч-ся;

Дети, находящиеся под опекой и дети-сироты – 8;

Дети из многодетных малоимущих семей – 157. 

Дети из неполных семей – 243;

Дети из семьи «группы риска» ( отчим, мачеха) – 56:

В работе с детьми данной категории   определена  поэтапная  воспитательная  стратегия ( слайд 8)

1)  Понять

найти «ключ» к пониманию, который  позволит выработать

систему  воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить свое поведение.( выяснить причинно-следственные связи поведения трудного» ребенка)

  2) Принять умение увидеть себя  глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и его чувствах к нам, не допускать разрушительные чувства (негодование, обиду, отчаяние и т.д.) к «трудному» ребёнку.

(эмоциональное наполнение, «очеловечивание» воспитательной  стратегии)

3) Помочь применение воспитательных воздействий будут иметь

положительный результат при успешной реализации этапов «понять» и «принять». Мы можем помочь  ребёнку, если он  чувствует и  понимает, что мы понимаем его проблемы и принимаем его таким, какой он есть (ребёнок должен быть открыт

для общения и только тогда он захочет изменить свое негативное поведение)

 Ожидаемые результаты (слайд 9)

1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5. Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
6. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
7. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
8. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
 3 этап Деятельностный  ( слайд 11)

Внеурочная деятельность( слайд  12  - 14)

В каждом классе обучаются дети группы риска. Классные руководители вовлекают  детей данной категории во внеурочную деятельность: в классные и общешкольные мероприятия, в кружки и секции, походы, экскурсии.

Профилактика ЗОЖ ( слайд 15 -17)

Профилактика правонарушений ( слайд 18)

Работа с родительской общественностью ( слайд 19)

Телефон доверия ( слайд 20)

4 этап Анализ и подведение итогов ( слайд 21)

Дальнейшее планирование  системно - деятельностного подхода с учетом выработанных рекомендаций.

Свое выступление я хочу завершить в стихотворной форме ( слайд  22 )

   Кто-то когда-то должен ответить,

   Высветив правду, истину вскрыв.

   Что же такое трудные дети?

   Вечный вопрос и больной, как нарыв.

   Вот он сидит перед нами, глядите,

   Сжался пружиной, отчаялся он,

   Словно стена без дверей, без окон.

   Вот они, главные истины эти:

   Поздно заметили… поздно учли…

   Нет! Не рождаются трудные дети!

   Просто им вовремя не помогли.

 

       Спасибо за внимание. ( слайд 23)


 

Скачано с www.znanio.ru