Педагогические чтения
2019 – 2020 уч. год
Системно-деятельностный подход при изучении органической химии на углублённом уровне
Учитель Немковская Н.Ю.
Школа не должна научить на всю жизнь,
школа должна научить учиться всю жизнь.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, включающий, в числе прочего, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Общая теория развивающего обучения понимает под целью обучения формирование мышления. Теоретики проблемного обучения разрабатывают пути развития мышления учащегося посредством постановки его в проблемную ситуацию и организации его мыслительной деятельности по выходу из неё., то есть путём обучения решению возникшей перед ним проблемы. Знания приобретаются обучающимся в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Любые знания – это результат нелёгкого поиска ответа на возникшие проблемы и вопросы. Поэтому истинное освоение учебного материала возможно лишь при творческом восприятии.
Бессмысленно учителю отвечать на вопрос, который не прозвучал.
Целью моей работы был поиск и составление заданий, при последовательном выполнении которых ученик открывает и систематизирует новые для себя знания.
В начале каждой темы даётся задание, в котором обучающиеся применяют уже имеющиеся у них знания, далее ставится проблемный вопрос. Затем обучающиеся знакомятся с некоторым теоретическим материалом, который помогает им в решении проблемы. Новые знания систематизируются в виде опорных схем и отрабатываются с помощью творческих заданий. Задания на закрепление новых знаний выстраиваются от простых к сложным.
ПРИМЕР. Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей
Нарисуй электронно-графическую формулу внешнего уровня атома углерода в возбуждённом состоянии:
С* n=2
Одинаковы ли по форме и по энергии электронного уровня атома углерода?
Предположи, будут ли одинаковыми связи, образованныеданными электронами?
При исследовании строения некоторых соединений четырёхвалентного углерода (СН4, ССl4)обнаружилось, что все четыре связи углерода тождественны. Для объяснения этого факта была предложена теория гибридизации.
Гибридизация –это выравнивание электронных орбиталей по форме и энергии.
Электронная плотность гибридных орбиталей смещается в сторону связи, что обеспечивает их более полное перекрывание с орбиталями соседних атомов, и , соответственно, является энергетически более выгодным. Затрата энергии на гибиридизацию орбиталей компенисируется выигрышем при образовании более прочных связей.
· Число гибридных орбиталей равно числу исходных орбиталей.
· Гибридные орбитали ориентируются в пространстве таким образом, чтобы обеспечить их максимальное взаимное удаление друг от друга, в этом случае энергия их отталкивания минимальна (для изучения геометрии органических молекул обучающимся предлагается собрать шаростержневые модели).
· Гибридные орбитали участвуют в образовании только сигма-связей.
Задание для отработки новых знаний.
1. Закрась s-орбитали синим, p-орбитали жёлтым, а гибридные орбитали зелёным цветом.
2. Каждая из гибридных орбиталей имеет долю s-составляющей и долю р-составляющей (эта доля пропорциональна числу участвующих в гибридизации орбиталей определённого вида). Какова доля s-составляющей и р-составляющей в sp-гибридной орбитали; в sp2-гибридной орбитали; в sp3-гибридной орбитали?
Вывод: чем больше доля р-характера в гибридной орбитали, тем у неё более вытянутая форма.
Чем больше доля s-характера в гибридной орбитали, тем меньше размер орбитали и тем больше электроотрицательность атома.
Задания для закрепления знаний.
1. На рисунках найди и закрась гибридные орбитали. Подпиши в каком случае реализуется сигма, а в каком - пи-связь. В каком случае атомы могут свободно вращаться друг относительно друга вокруг линии связи, не разрывая связь.
Для решения данного задания можно предложить обучающимся использовать модели молекул.
2. По схемам определи сущность процессов и запиши их названия.
3. Изобрази схемы видов гибридизации. Сколько р-электронов имеется на внешнем уровне в атоме углерода в основном, в возбуждённом состоянии, в состояниях гибридизации?
4. Как меняется длина и энергия связи, образованная гибридными орбиталями в ряду?
5. Как меняется полярность связи в ряду?
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей
практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны.
Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и
использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного
метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к
саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему
ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального
заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей
практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны.
Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и
использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного
метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к
саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему
ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального
заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании".
Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разноуровневыми.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие известны. Поэтому достаточно осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создаёт условия для формирования у ребёнка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона «Об образовании».
Список литературы
1. Н.Е. Дерябина “Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии” // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23.
2. С.В. Ярцева “Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии” // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.
3. Н.Р. Файзуллина “Об использовании в обучении деятельностного подхода” // Химия в школе. - 2003. - N 3. - С. 19-21
4. С.В. Дмитриев “Системго-деятельностный подход в технологии школьного обучения” // Школьные технологии. -2003-№6. – С. 30-39
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.