ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Системно - деятельностный подход в обучении физике: наработки и проблемы внедрения
Методическую разработку выполнил:
Свистухин Егор Валентинович -
учитель физики высшей квалификационной категории
ГОУ "СОШ№2" г. Кировска
г. Кировск, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….................................3
1. Системно - деятельностностный подход в обучении как инструментарий
для повышения качества образования
1.1 Ориентир педагога – результаты образования………………………………....5
1.2 Освоение учащимися универсальных способов деятельности в обучении…..6
1.3 Типы уроков при системно - деятельностном подходе в обучении………….10
2. Системно - деятельностный подход на уроках физики
2.1 Учёт системно - деятельностного подхода при планировании………………..15
2.2. Системно - деятельностный подход при подготовке и проведении уроков физики…………………………………………………………………………………17
3. Внедрение системно - деятельностного подхода в практику
работы учителя…………………………………………………………………….25
4. Заключение ………………………………………………………………………...27
Использованные источники………………………………………………………….28
Приложения…………………………………………………………………………...29
Фото 1: кабинет физики ГОУ ЛНР «Кировская СШ №2, где проходят встречи шестиклассников с занимательной физикой
«Если мы будем учить сегодня так,
как учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи,
американский философ
Введение
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь.
Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis- деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся
в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Одно из условий современного урока - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. « Комфорт» - в переводе с английского - поддержка, укрепление. «Комфорт» - это обстановка, обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Учителя и 50 лет назад задумывались и вели поиск: каким должен быть урок ? Каким должен быть учитель? И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопросы: «Как обучать в новых условиях?», «Что не так с подачей учебного материала учителем на уроке?»
Нельзя сегодня не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них слабая мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение учителя, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Традиционный подход к обучению приводит к тому, что учащиеся:
а) в лучшем случае только воспроизводят знания, умения, навыки учителя, но не могут применить их в практической жизни;
б) не умеют интегрировать знания;
в) не научены применять знания для получения новых знаний.
Современные дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и компьютерная игра. В школу приходят дети, не обладающие навыками общения, т.е. не умеющие вести себя в классном коллективе. Как в этих условиях повысить качество образования и перейти в результатах обучения от всезнайки-энциклопедиста к творцу и деятелю?
Ключом к этому на современном этапе может послужить системно-деятельностный подход в обучении (далее – СДП).
1. Системно - деятельностный подход в обучении как инструментарий для повышения качества образования
1.1 Ориентир педагога – результаты образования
На протяжении последних 15 лет своей педагогической деятельности во мне росла неудовлетворённость результатами освоения физической науки, которые показывают мои ученики. При этом апробировались различные формы и методы на моих уроках: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, мотивация учебной деятельности, применение информационно- коммуникационных технологий и другие.
Приказом Министерства образования и науки Луганской народной Республики № 495-ОД от 21 мая 2018 года утверждены Государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования. Эти стандарты устанавливаюют требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к достижению ценностных идеалов демократического общества: социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В этих государственных образовательных стандартах также определено: «Методологической основой Стандарта является системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.»
Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:
- самостоятельность в принятии решений и их выборе;
- умение отвечать за свои решения;
- способность нести ответственность за себя и за близких;
- готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
- обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
- обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний.
Среди ключевых компетенций лидирует «умение учиться». Какие учебные действия нужно сформировать ученику вместе с учителем, чтобы он обладал этой компетенцией? Нам нужно перейти от осознания ребёнком того, что «Меня учат» к пониманию - «Я учусь!»…
1.2 Освоение учащимися универсальных способов деятельности в обучении
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Это понятие было введено в 1985 году, т.е. 35 лет назад.
Вашему вниманию предлагаю другое определение СДП, так сказать более «приземлённое» к практической деятельности педагога:
«Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности»
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть таким субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Ребёнок при этом:
- ставит перед собой цели;
- решает выдвинутые жизнью задачи;
- отвечает за результаты своей деятельности.
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении является создание условий для проявления познавательной активности учеников. Она достигается нижеследующими путями.
ü Ход познания предмета - «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
ü Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
ü Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
ü Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
ü Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
ü Гибкая структура урока. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Основной особенностью СДП является постепенный уход от информационно – репродуктивных знаний учащегося к усвоению действий по овладению знаниями. В связи с этим происходит смена образовательной цели: от «усвоения знаний, умений, навыков учащимися» к универсальным учебным действиям (УУД), которые сформируют у учащихся «умение учиться». УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Всё это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В прогрессивной педагогике формирование общеучебных действий всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребёнка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись...
«Если хочешь научиться прыгать - надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Так, меняется роль учителя. Теперь он – тьютор, организатор развития учащегося, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД у учащихся.
Универсальные учебные действия:
- обеспечивают
учащегося возможностью самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную
деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться», сотрудничать со взрослыми и сверстниками, а во взрослой жизни обеспечивают личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные
(Приложение 1)
Личностные УУД обеспечивают:
- осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов;
- ориентацию учащегося в нравственных нормах, правилах, оценках;
- выработку у учащегося своей жизненной позиции в отношении мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные УУД включают в себя:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символическое моделирование как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
- умение слушать, и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
В современных условиях задача учителя - показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением современного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.
1. 3 Типы уроков при системно - деятельностном подходе в обучении…
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1) уроки «открытия» новых знаний;
2) уроки отработки умений и рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока каждого типа.
1 тип урока – урок « открытия» новых знаний
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых
способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока «открытия новых знаний:
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3) этап выявления места и причины затруднения.
4) этап построения проекта выхода из затруднения.
5) этап реализации построенного проекта.
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7)этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в
систему знаний и повторения.
9) этап рефлексии учебной
деятельности на уроке,.
2 тип урока - урок отработки умений и рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодолении затруднений в собственных учебных действиях. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом - по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
Cтруктура урока отработки умений и рефлексии:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
2) этап актуализации и пробного учебного действия.
3) этап локализации индивидуальных затруднений.
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5) этап реализации построенного проекта.
6) этап обобщения затруднений во внешней речи.
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) этап включения в систему знаний и повторения.
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
3 тип урока - уроки общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Структура урока общеметодологической направленности:
|
1) этап мотивации;
2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
3) этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
4) этап включения изученного в систему знаний;
5) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других, специально отведенных для этого уроках.
4 тип - уроки развивающего контроля
Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня; - ,
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.
Вместе с тем, уроки этих типов имеют некоторые существенные различия. На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.
Поскольку данные уроки подводят
итог изучению значительного по объему
материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает
обычные самостоятельные работы, предлагаемые
на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в
два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов дoлжeн coxpaнятьcя деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических
принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учащимися.
Вашему вниманию предлагается таблица, с помощью которой можно сравнить деятельность учителя и учащихся во время проведения традиционного и современного урока с системно - деятельностным подходом:
Виды деятельности |
Традиционный урок
|
Урок современного типа
|
Объявление темы урока
|
Тему урока сообщает учитель
|
Формулируют сами учащиеся после актуализации опорных знаний и мотивации учителем |
Сообщение цели и задач урока
|
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Учащиеся планируют способы достижения цели |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планируют сами учащиеся при участии учителя |
Практическая деятельность учащихся
|
Под руководством учи-теля учащиеся выполня-ют ряд практических зада-ний (чаще всего приме-нялся фронтальный метод организации деятельнос-ти) |
Учащиеся осуществляют экспериментальные задания по намеченному плану (применяется групповой и индивидуальный методы) |
Осуществление контроля
|
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
|
Учащиеся сами осуществляют контроль ( применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по эталону) |
Осуществление коррекции
|
Учитель в ходе выполне-ния и по итогам выполне-нных заданий учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Критерии результативности таких уроков также должны отражать системно - деятельностный подход при их оценке методистами. Определимся с ними.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживатъ незнание, находить причины затруднений и т. п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и пpoблeмнyю форму обyчeния, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащимися).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
■
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
2. Системно - деятельностный подход на уроках физики
2.1 Учёт системно - деятельностного подхода при планировании
Реализация системно - деятельностного подхода начинается ещё при календарном планировании, в рабочей программе.
В конце каждой темы планируется проведение обобщающих уроков, где происходит систематизация и структуирование материала пройденной темы, рассматриваются нестандартные ситуации. Как правило, на этих уроках происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся. Например, таких обобщающих уроков в течении учебного года проводится:
а) в 7 классе - 5
б) в 8 классе - 7
в) в 9 классе - 5
г) в 10 классе - 9
д) в 11 классе – 6
В календарном плане это выглядит так:
48/3 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9: «Сборка электромагнита и испытание его действия» |
|
|
|
49/4 |
Действие магнитного поля на проводник с электрическим током. |
|
|
|
50/5 |
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10: «Изучение принципа работы электро-двигателя» |
|
|
|
51/6 |
Обобщающий урок по теме «Магнитное поле» |
|
|
|
6. Основы кинематики (8 часов) |
|
|||
52/1 |
Перемещение и описание движения тел. |
|
|
|
53/2 |
Графическое представление равномерного прямолинейного движения тел |
|
|
|
54/3 |
Скорость при неравномерном движении тела |
|
|
|
55/4 |
Скорость при равнопеременном движении тела. Ускорение. |
|
|
|
56/5 |
Перемещение при равнопеременном движении тел |
|
|
|
57/6 |
Инструктаж по ТБ . Лабораторная работа № 11: «Изучение равноускоренного движения тела» |
|
|
|
58/7 |
Обобщающий урок по теме « Основы кинематики» |
|
|
|
59/8 |
Контрольная работа № 5 по теме «Основы кинематики» |
|
|
|
7. Основы динамики (7 часов) |
||||
60/1 |
Анализ контрольной работы. Инерция и первый закон Ньютона |
|
|
|
61/2 |
Второй закон Ньютона |
|
|
|
62/3 |
Третий закон Ньютона |
|
|
|
63/4 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
|
|
|
64/5 |
Реактивное движение |
|
|
|
65/6 |
Обобщенный урок по теме «Основы динамики» |
|
|
|
66/7 |
Контрольная работа № 7 «Основы динамики»
|
|
|
|
Планирование большего числа лабораторных работ по сравнению с рекомендуемыми проводится с целью увеличения самостоятельной работы учащихся на уроках:
Рекомендуется Планируется
7 класс 6 8 +2
8 класс 8 12 +4
9 класс 6 6 0
10 класс 4 10 +6
11 класс 4 7 +3
В учебно-тематическом плане для 8 класса это выглядит так:
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Лаборатор-ные работы |
Контроль-ные работы |
1
|
Повторение |
5
|
-
|
-
|
2
|
Внутренняя энергия |
8 |
2
|
1 |
2
|
Изменения агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели.
|
9
|
2
|
1
|
3 |
Электрический заряд и поле. Электрический ток. |
14 |
3 |
1 |
4 |
Расчет характеристик электрических цепей |
9 |
2 |
1 |
5 |
Магнитное поле |
6 |
2 |
- |
6 |
Основы кинематики |
8 |
1 |
1 |
7 |
Основы динамики |
7 |
- |
1 |
8 |
Итоговое повторение |
2 |
-
|
-
|
|
Итого |
68 |
12 |
7 |
2.2. Системно - деятельностный подход при подготовке и проведении уроков физики
При подготовке к каждому уроку формулируются универсальные учебные действия в целях и задачах урока. Приведём пример такого планирования:
Взаимное притяжение и отталкивание молекул , 7 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных
взаимодействием молекул.
Задачи
1.Образовательная
• повторить материал о явлении диффузии;
• рассмотреть понятие «Взаимодействие молекул»;
2. Воспитательная
• воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной
мотивации к учению, коммуникативных умений;
• способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического
восприятия мира.
3. Развивающая
• формировать умения грамотно строить речевое высказывание, элементы
критического мышления.
УУД
Личностные: убежденность обучающихся воспитанников в возможности познания природы; начинают рассматривать происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидят различные следствия, вытекающие из этих законов, их применение.
Регулятивные: планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение
Познавательные: устанавливают многие зависимости, сами выделяют главное в материале; развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником.
Коммуникативные: определяют цели с учителем и сверстниками; овладевают монологической и диалогической формами речи; устанавливают и поддерживают необходимые контакты с другими людьми, овладевают определенными нормами общения, поведения.
Планируемые результаты: учащиеся объясняют механизм притягивания и отталкивания молекул через «взаимодействие», в том числе на примерах из личной жизни
Оборудование: ластик, пластилин, стекло на пружине и стакан воды, рабочий лист, капилляр, пружина
Два пути реализации системно - деятельностного подхода применяется мною при проведении уроков физики.
Первый путь: проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать. К таким урокам относятся уроки-исследования на тему «Архимедова сила», «Сила трения» (7 класс), «Сопротивление проводников», « Электромагниты» (8 класс) и многие другие.
Исследовательские навыки ребята могут приобрести на всех лабораторных работах, в ходе домашних экспериментов, при выполнении работ физического практикума. В 7-9 классах инструкция к лабораторной работе раздаётся в следующем виде:
Требую от учащихся, чтобы в выводе было отражено, достигнута цель или нет, а также даются дополнительны вопросы для осмысления ими полученных результатов.
Второй путь: введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
В начале урока, после проблемной ситуации или неожиданного вопроса, ребята сами называют тему урока, старательно подвожу к тому, чтобы целеполагание проводили сами ученики.
Важным для системно - деятельностного подхода является проблемное обучение – создание на уроке проблемных ситуаций. При проблемном обучении ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего образования. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.
Вот несколько примеров создания проблемной ситуации при объяснении нового материала.
7 класс
Создания проблемной ситуации на уроке физики по теме “Диффузия” в 7 классе. На уроке прошлом уроке сообщается о большой скорости молекул воздуха (примерно 400 м/с). После проделанного домашнего эксперимента с диффузией одеколона по квартире, в котором участвовали члены семьи, перед учащимися ставится проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости движения молекул? Учащиеся выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества.
Тема урока «Плавание тел». Вопрос к ребятам «Почему железный гвоздь в воде тонет, а огромный железный корабль в океане нет?» Ребята задумываются…
Вначале урока на тему «Простейшие механизмы» разыгрываю ситуацию с теми учащимися, у кого имеется в семье дача, используя рисунок на учебной доске.
« Вы стали взрослыми и вам надо перевезти тяжёлую бочку краски с дачи к своим родителям на грузовой машине. Делать вы это будете в одиночку?»
«Приглашу знакомых и вместе с ними поднимем бочку в кузов машины!, - слышу ответ.
« Найму грузчиков!, - слышу другое предложение.
«А можно ли это сделать самому, никого не приглашая, без всяких денежных затрат?». И начинаю урок.
При проведении «мысленного эксперимента» можно вызвать удивление и разбудить фантазию у учеников при изложении темы «Сила трения». Предлагаю ребятам пофантазировать: «А если бы вдруг во всём мире исчезло трение…Что бы происходило с нами и вокруг нас?»
8 класс
При изучении темы «Способы изменения внутренней энергии» можно поставить такой проблемный вопрос:
Почему батареи водяного отопления ставят внизу окна, а не под потолком?» Вижу недоумение своих воспитанников… и начинаю объяснение после их суждений по этому поводу.
После приветствия и организационных вопросов в начале очередного урока молча подхожу к демонстрационному столу, беру бумажный кулёк, наливаю в него воды и устанавливаю на кольцо штатива. Затем беру горелку, зажигаю огонь и начинаю «бумажную кастрюлю» подогревать… Пламя охватывает все её стороны. Вызываю последний шок у ребят тем, что медленно опускаю в «кастрюлю» сырое яйцо! Бумага – не горит, а вода становится всё горячее и горячее… Несколько ребят опускают палец для проверки. Далее излагаю тему «Теплопроводность тел».
9 класс
Проблемную ситуацию можно создать с помощью физического эксперимента. Тема урока «Свободное падение тел». Показываю два одинаковых листка их ученической тетради. Один из них сжимаю в комочек и выпускаю на одинаковой высоте над полом. Одинаковые по массе листы по - разному достигают поверхности пола…Начинается разбор ситуации вместе с учащимися.
При изложении учебного материала «Явление электромагнитной индукции». Перед учащимися ставится вопрос: От каких факторов зависит сила и направление индукционного тока? Для того чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование. Учащиеся уже знакомы с измерением силы тока с помощью амперметра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила индукционного тока: 1) от величины магнитного поля (т.е. нужно менять магниты); 2) от скорости движения магнита;3) от полюса магнита; 4) от направления движения магнита… После проведения данного эксперимента учащиеся делают вывод: “ сила индукционного тока в данном контуре зависит от…”.
Придумать начало урока, чтобы вызвать интерес (мотивацию) у ребят, можно любым способом. Мотивация продумывается при подготовке к уроку, а, порой, перед самым выходом к ребятам. Для меня придумать мотивацию к уроку вопрос крайне важный! Причем не только придумать содержание, но и форму его подачи. Вот несколько примеров.
v Начало урока может быть неожиданно эмоциональным. На урок после изучения темы «Рычаги вы природе и технике» я… въезжаю на велосипеде между рядами парт. Останавливаюсь и спрашиваю: «Есть ли у велосипеда рычаг?»…
v Использую проведение кратковременных тестов для самопроверки (тренировочные тесты), для взаимопроверки ребятами друг друга ( контролирующие тесты). Ситуацию с взаимопроверкой довожу до того, что предлагаю оценить знания, выставив соседу по парте соответствующую оценку.
v Изложение учебного материала делаю на основе так называемых рабочих листов, которые ложатся перед уроком на каждую парту. В них имеется краткий конспект урока, различные задания для самостоятельного выполнения, а также – задания, которые можно выполнить по эталону.
Рабочий лист заполняется с обеих сторон (Приложение 2). Краткий
конспект выполняется таким образом, чтобы можно было в ходе урока
поставить вопрос перед учащимися и предложить ответ найти в рисунке,
в таблице, на графике. Перед глазами у ребят записано решение задачи.
Предлагаю решить подобную самостоятельно или сфотографировать её с
помощью мобильного телефона и решить дома.
v Ещё два требования я предъявляю к учащимся всех классов. Оно касается оценке полученных результатов при решении задач. Первое. Для того, чтобы приучить ребят по эталону оформлять решение физической задачи, был заготовлен вспомогательный плакат, в котором отражены все этапы решения физической задачи
Фото 2: плакат-эталон в кабинете физики
Среди этих этапов имеется следующий: « Проверка вычисления на
здравый смысл»
v Второе. После завершения решения физической задачи учащимся ответ требую формулировать полностью в письменной форме, со знанием дела, и так как был поставлен вопрос в задаче. Например, при решении задачи на силу трения ученик стремится, не задумываясь, быстро записать: « Ответ: Fтр. = 25 H». Я же требую полной записи: «Ответ: сила трения скольжения санок на снегу равна 25 Н. Значит санки поедут»
v Коллективный поиск ответов с ребятами на вопросы учителя или учащихся проходит, как со своих мест, так и у доски. При последнем способе вызываются 5- 6 учащихся и перед классом разыгрывается «баталия» по объяснению различных физических явлений. Как не странно, несмотря на боязнь публично показать себя, ребятам нравится такие состязания в находчивости и умственных способностях.
v Этап рефлексии, в конце урока, провожу с помощью плаката, который постоянно висит в классе на штанге перед глазами ребят. Учащимся трудно бывает выразить своё отношение к уроку, даже у некоторых возникают непреодолимое препятствие, с чего начать оценку своим действиям на прошедшем уроке… На плакате – примеры начала изложения своей мысли: « Мне понравилось на уроке…», «Мне было интересно, когда…», « Я узнал, что…», « Я думаю, что…», «Мы с Костей сегодня работали на уроке хорошо, сделали…..», «Я не знал, что…» и т.д.
Фото 3: плакат для проведения рефлексии
v Для получения дополнительной информации от учащихся о моих уроках («обратная связь» с учащимися) в конце учебного года проводится опрос ребят по вопроснику. Пример такого опроса приведу ниже.
Анкета
1. Что тебе нравится на уроках физики?
2.Что тебе не нравится на уроках физики?
3.Вспомни самый интересный урок физики?
4. Нужно ли давать учителю конспект урока?
5. Нужен ли графопроектор на уроке?
6. Другое мнение______________________________
Графопроектор использовался для написания краткого конспекта урока и записей решения физических задач. Обобщённые результаты таких опросов в 2000, 2019, 2020 годах приведены в Приложении № 3 .
v В 7 классе, на первых уроках физики, учащиеся оформляют на форзаце тетради « Страничку «Я». Здесь, по мере проведения уроков в течении учебного года, каждый ученик заносит данные о самом себе. Для этого я задаю домашние задания: измерить, рассчитать физические величины, которые касаются лично каждого моего воспитанника. При этом вовлекаю в это занятие родителей, родственников учащихся. Конечно же, такие домашние эксперименты носят деятельностный характер, прививают интерес к физике и, что главнее всего, готовят ребят к сознательной жизни, к решению бытовых вопросов: владение масштабной линейкой для развития глазомера, измерительной лентой мамы-швеи, термометром для купания малыша, измерение собственного пульса и кровяного давления бабушки и т.п.
Страничка «Я»
1. Расстояние между глаз –
2. Объем головы -
3. Длина мизинца –
4. Длина указательного пальца -
5. Длина стопы –
6. Длина носа –
7. Температура тела –
8. Время сна -
9. Рост –
10. Ширина пальца (методом рядов) –
11. Длина шага –
12. Время спокойного движения из дома в школу -
13. Скорость ходьбы по прямой дороге –
14. Пульс (ударов в минуту) –
15. Масса тела –
16. Сила тяжести –
17. Вес тела –
18. Давление на пол двумя ногами –
19. Кровяное давление -
20. Архимедова сила -
21. Мускульная сила руки –
3. Внедрение системно - деятельностного подхода в практику работы учителя
Нужно сказать, что системно - деятельностный подход как нельзя лучше реали-зуется на уроках физики. Причина, видимо, в том, что физика является, прежде всего, экспериментальной наукой, точной наукой. На ней зиждятся множество цивилизационных завоеваний человечества.
В основе научного познания окружающего мира лежит именно деятельностное поведение учёных: от наблюдений и гипотез, к теории и эксперименту, а от них – к практике.
Что способствует большему овладению учителем физики системно – деятельностным подходом? Он применялся учителями физики и ранее, как основа урока (проведение лабораторных работ, работ физического практикума), так и фрагментарно в рамках различной типологии уроков.
В кабинетах физики накоплено много различного раздаточного материала для каждого ученика для самостоятельного проведения им или в группе фронтальных работ, в том числе исследовательского плана. Ставят в деятельную позицию ученика и различные домашние эксперименты, особенно в 7-9 классах.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют быстро оформить учителем к уроку уйму дидактического материала (карточки, задания на множество вариантов), рабочих листов для самостоятельной работы учащихся.
Интернет – ресурсы позволяют в короткий период времени найти нужную информацию, провести виртуальную лабораторную работу, просмотреть документальный фильм или удачный урок коллег-учителей.
С помощью мобильного телефона можно ученику сфотографировать задание на уроке, примеры решения нескольких физических задач, краткий конспект темы урока и дома записать в тетрадь.
Современные технические средства обучения позволяют более эффективно осуществить подачу учителем учебного материала, в том числе с помощью видеопрезентаций, учебных фильмов.
Что мешает большему овладению учителем физики системно – деятельностным подходом? Прежде всего низкая мотивация учеников к получению знаний в современном обществе, в семьях, на бытовом уровне. Ребята не чувствуют, не понимают стратегических целей своей деятельности на уроках. От декларирования профильного обучения, которое нужно вводить с 7-8 класса, нужно переходить к её реализации. Ребёнок в эти годы должен делать выбор, прогнозирование своей будущей деятельности. Он должен быть профессионально ориентирован!
Волнует и ещё один аспект деятельности учителя физики. Содержание курса физики средней школы по объёму значительно больше, чем количество часов на его усвоение. Учителям-практикам постоянно не хватает времени на то, чтобы научить учеников решению физических задач. Кроме того, перегрузка учеников даёт о себе знать: на 6-7 уроках ребёнок уже не воспринимает учителя. Как это влияет на здоровье наших воспитанников? Думаю – негативно…
Система оценивания знаний учащихся ранее носила как контролирующий, так и воспитательный характер. Сейчас наблюдается её нивелирование: негласный отказ от оценок «1», «2». Всё чаще применяется административный подход по повыщению качества знаний. Расхожей стала фраза, «что учитель не ученику ставит двойку, а себе самому»…, которая явно прикрывает бездеятельность по созданию условий для работы учителя и свидетельствует больше о вмешивании в его педагогическую деятельность. В последние годы к мнению учителя, педагогических советов не прислушиваются.
Хотелось бы, чтобы уроки (как основная форма обучения подрастающего
поколения) оставались «неприкасаемыми» и всё делалось для того, чтобы они проводились в системе, без частых срывов или замены.
Остановлюсь также и на нерешённых проблемах,«родимых пятнах» ,педагогической деятельности сегодняшних учителей.
Не преодолено неумение большинства учащихся работать с учебником, с текстами параграфов, в том числе делать краткий конспект, выделять главное.
Удручают крайне низкие вычислительные навыки учащихся к седьмому классу средней школы. Приходится давать специальные уроки «Математика в физике» в 7-х, 10-х классах, в тетрадях учеников заводить соответствующие страницы, где повторять: математические формулы, деление меньшего числа на большее, способы выражения одной физической величины через другие, пропорции, смысл числа «пи», действия с дробями и векторами и т.п.
Кроме того, не согласовано изучение тем по математике и физике. Нередко на уроках физики сталкиваешься с тем, что учащиеся ещё не проходили или уже успели забыть те математические приёмы или свойства, которые необходимы к урокам физики.
К проблемам сегодняшнего образования, конечно же, относятся те критические замечания, которые были высказаны мною вначале данной методической разработке.
Таким образом, в рамках традиционного урока мы не сможем освободиться от указанных выше «родимых пятнах» обучения в средней школе. Системно - деятельностный подход, как методологическая основа Государственного образовательного стандарта, призван «научить ребёнка учиться», так как весь объём учебного материала учитель не в состоянии дать на уроке. Даст ли этот подход нужные результаты? Надо пробовать, надо применять…
Заключение
Сущность системно - деятельностного подхода в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.
В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт
сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». Урок,
основанный на принципах системно – деятельностного подхода, прививает такие
навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем
обучении и в дальнейшей жизни.
В заключении хотелось бы отметить, что роль учителя становится иной, так как современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Резко возросла информированность детей. Поэтому учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора учебной деятельности, учитель не преподносит истину, а учит её находить.
Ряд высказанных здесь мыслей носит, в том числе, и дискуссионный характер, особенно, что касается внедрения системно - деятельностного подхода в обучении физике. Поэтому приглашаю вас, коллеги, к размышлениям…
……………
Автор благодарит Курасову Татьяну Владимировну за оказанную методичес-кую помощь в работе над данной разработкой.
Используемые источники:
1. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993
2. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования / Приказ министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г.
3. Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А.М. Кондаковым// Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2009.
4. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009
5. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006
6. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики».http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html 2.
Приложение №1
Приложение 2
Рабочий лист, 8 класс
Почему ручки у кранов с горячей водой делают деревянными?
Прежде чем
налить в стакан кипятка, в него опускают ложку. Зачем?
Почему ножницы кажутся холоднее, чем другие предметы?
Почему радиаторы батареи отопления ставят под окнами, а не под потолком?
Зачем цистерны, самолёты красят в белый цвет?
Рабочий лист, 9 класс
Движение тела по окружности Дома п. 4-5
Криволинейное движение
При движении тела по окружности величина скорости не меняется, а направление – меняется.
Движение по окружности всегда происходит с ускорением (с изменением скорости по направлению)!
Центростремительная сила создается всеми силами природы:
а)сила упругости (камень на веревке); б)сила тяготения (планеты вокруг солнца);
в)сила трения (движение на поворотах).
Задачи
1. Точильный круг радиусом 10 см делает один оборот за 0,2 с. Найдите скорость точек, наиболее удаленных от оси вращения. (Ответ: 3,1 м/с.)
2. Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 100 м. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля, если он движется со скоростью 54 км/ч? (Ответ: а = 2,25 м/с2.)
3. Какова скорость движения автомобиля,
если его колеса радиусом 30 см делают
600 оборотов в минуту? (Ответ: 19 м/с.)
4. Период обращения космического корабля «Восток» равнялось 90 минут. Высота спутника над Землей была равна 320 км. Радиус Земли 6400 км. Вычислить скорость корабля. (Ответ: v= 7,8 км/с.)
Задача 3
Рабочий лист, 10 класс
Механическое движение и его виды
Изменение положения тела или частей тела в пространстве относительно других тел с течением времени
Система отсчёта фиксирует положение тела в пространстве.
S – перемещение нипеля за 0,5 оборота колеса.
- путь по
дуге нипеля за 0,5 оборота колеса.
Тело, размерами которого можно пренебречь при решении данной задачи наз. материальной точкой
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4 Задача 5
Приложение 3
Отзывы учащихся «На уроках физики»
2000 год
Рабочий лист
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника (понятие введено в 1985 году, т.е. 35 лет назад)
Два пути реализации системно-деятельностного подхода:
1) проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
2) введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
УУД – «умение учиться»!
КОНЕЦ
/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.