Системно-деятельностный подход в воспитании, как основа ФГОС в начальной школе
Оценка 4.9

Системно-деятельностный подход в воспитании, как основа ФГОС в начальной школе

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
искусство +1
1 кл—11 кл
09.12.2021
Системно-деятельностный подход в воспитании, как основа ФГОС в начальной школе
Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную и внеурочную деятельность, готовящих себя для жизни, для будущей профессии. В настоящее время педагоги дополнительного образования относительно свободны в выборе образовательных программ. Еще 8лет назад я поставила перед собой цель познакомить с основами отечественной культуры наших воспитанников. У меня разработана программа «Вечные родники», позволяющая знакомить детей с русской народной культурой и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи. Процесс обучения на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества идет через собственную деятельность, где каждый обучающийся познает окружающий мир.
«Системно-деятельностный подход в воспитании, как основа ФГОС в начальной школе»..docx

                                

 

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Доклад

 

Тема: «Системно-деятельностный подход в воспитании, как основа ФГОС в начальной школе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

Учитель технологии

Риминюк Н.А.

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

                                                           2021 год.

 

                             Системно – деятельностный подход во внеурочной

деятельности и в воспитании.

      Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную и внеурочную деятельность, готовящих себя для жизни, для будущей профессии.

     В настоящее время педагоги дополнительного образования относительно свободны в выборе образовательных программ. Еще 8лет назад я поставила перед собой цель познакомить с основами отечественной культуры наших воспитанников. У меня разработана программа «Вечные родники», позволяющая знакомить детей с русской народной культурой и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи. Процесс обучения на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества идет через собственную деятельность, где каждый обучающийся познает окружающий мир.

     Системно - деятельностный подход идет по двум направлениям. Первое - это совместная познавательная деятельность группы учащихся под руководством педагога (получение информации, которая пробуждает желание к самостоятельной деятельности), и второе – это самостоятельное создание детьми интересных красивых, декоративных изделий и самооценка своего труда. На занятиях я использую разноцветные кружки, с помощью которых ребенок может самостоятельно оценить свою работу, куда входит способность оценивать себя адекватно, реальным достижениям.

     Вся работа кружка базируется на изучении народного искусства и народного календаря (знакомство с обычаями, традициями, обрядами русским народным фольклором). Основной характеристикой системно – деятельностного подхода является то, что процесс обучения - всегда творческий.    Поэтому, постоянно развивая интерес учащихся к творчеству, я стремлюсь выбрать разные формы проведения занятий (экскурсии, беседы, игры, ярмарки, выставки), где поощряется проявление детской фантазии, изобретательности. Тактично направляя творческую деятельность в выполнении поставленной задачи, развиваю у них способность выбирать тему, думать о способах выполнения изделия в том или ином материале, художественных средствах создания образов.

    Например, народная кукла. При ознакомлении с народной куклой, дети узнают, что эти замечательные красочные куклы создают мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой. Постепенно они начинают уважать и любить это творчество, разбираться в орнаментах, цветовых сочетаниях в разнообразии образов. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем они начинают отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причем делают это самостоятельно. И уже под влиянием обучения у детей появляется желание самим сделать такие же игрушки.  

    Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельной деятельности, поэтому на занятиях они с увлечением мастерят этих кукол. Системно-деятельностный подход означает способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.

     В узком смысле психологическом значении – это совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Каждый раз, составляя проект, мы задаем себе одни и те же вопросы:

·          как сформулировать цели проекта и обеспечить их достижение;

·          какой материал подобрать;

·          какие методы и средства выбрать;

·          как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

·          как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

    Для этого я провожу ежегодный мониторинг системы показателей эффективности знаний, умений, навыков детей. На примере 3 «Б» класса. Можно увидеть, что качественный показатель повышается.

                                            Мониторинг за 2010-2012 уч. г.

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

Раздел

 

Количественный

%  д. 18

Качественный

% д.16

Количественный

%  д. 16

Качественный

% д.16

Количественный

%  д. 16

Качественный

% д.16

Ознаком. с окруж.

н

84.36

13.95

70.36

12.5

85.45

21.19

к

96.66

55.82

100

62.96

100

84.88

Нрав. воспитание

н

100

18.05

72.37

6.64

87.68

30.45

к

100

48.88

100

56.17

100

86.66

История и культура

н

84.37

12.5

38.33

30

95.15

50

к

96.66

49.99

100

46.65

100

84.23

Аппликация (ткань, бумага, природный материал)

н

69.44

50

55.39

62.5

68.41

68.75

к

98.51

65.18

100

75

100

73.68

Лепка (глина, соленое тесто, пластилин)

н

84.25

13.88

58.17

37.5

93.33

75

к

98.51

63.7

100

48.48

100

77.57

Изобразительная деятельность (роспись по дереву, по стеклу)

н

84.25

13.88

72.37

37.5

68.41

56.25

к

86.55

56.4

100

46.65

100

84.23

Работа с бумагой (оригами,)

н

73.33

18.75

43.8

31.25

84.75

56.25

к

97.77

55.55

100

47.6

100

79.04

Конструирование (природный, бросовый материалы, картон)

н

82.28

13.54

61.99

15.33

89.99

23.99

к

100

52.49

100

59.33

100

88.66

Развивающие игры

н

100

39.81

82.49

17.48

99.33

35.32

к

100

82.21

100

54.16

100

95.99

Вышивка (нить, ленты)

н

83.33

4.76

76.66

12.5

94.81

29.62

к

100

65.71

100

56.66

100

85.18

Средний %

 

 

91.01

 

39.75

 

81.59

 

45.59

 

97.63

 

64.34

По показателям в процентном составе на диаграмме виден явный рост знаний, умений и навыков. .

      Мне бы хотелось провести анализ системно - деятельностного подхода на примере проекта «Дом, в котором мы живем». Беседуя с детьми, которые проживают в нашем общежитии, выяснилось, что они хотят, чтобы игровая комната, где они проводят свой досуг, стала более уютной, яркой и функциональной. Так возникла идея проекта «Дом, в котором мы живем».    Одним из направлений этого проекта стал мини – проект «Аппликация из ткани», цель которого -  способствовать эстетическому воспитанию младших и старших школьников. Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знания об аппликации. Создать коллекцию аппликаций для украшения игровой и воспитательской комнаты.

    Используя системно-деятельностный подход, я предложила детям подумать какие материалы лучше и практичнее использовать в работе.  Показала детям различные виды материалов: бумагу, ткань, картон, природный материал. После долгого обсуждения дети пришли к выводу, что лоскутки разноцветной ткани выглядят более ярко, не рвутся как бумага, не осыпаются как природный материал. При определении вида деятельности решили делать аппликацию, так как шитье — это длительный процесс.

   В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся. Во время занятий в кружке учащиеся знакомятся с историей возникновения аппликации, с видами аппликации, с последовательностью выполнения работы, с темами творческих проектов. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте. Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде презентации и представления творческих работ: (панно, ваза, часы, дерево, короба для игрушек, коробка для лекарств выполненные в технике лоскутной аппликации)

    Работа групп, на которые мы разделили детей, носил деятельностный характер.  Дети делились знаниями, умениями и информацией друг с другом. На протяжении всей работы педагоги являлись организаторами и координаторами самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Например, Румянцева Александра ученица 10 «А», посещающая кружок не один год изъявила желание сделать несколько проектов в стиле городецкой росписи (по ткани и по стеклу). Итогом проекта стало оформление игровой и воспитательской комнаты в общежитии.

     Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это философия образования новой школы, которая дает возможность педагогу, творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. За последнее время наши работы с успехом занимают призовые места на городских, районных, региональных выставках и конференциях. Таким образом, системно-деятельностный подход позволяет готовить подрастающее поколение к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях

                                                       Презентация к докладу


 

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Системно – деятельностный подход во внеурочной деятельности и в воспитании

Системно – деятельностный подход во внеурочной деятельности и в воспитании

Для этого я провожу ежегодный мониторинг системы показателей эффективности знаний, умений, навыков детей

Для этого я провожу ежегодный мониторинг системы показателей эффективности знаний, умений, навыков детей

Мне бы хотелось провести анализ системно - деятельностного подхода на примере проекта «Дом, в котором мы живем»

Мне бы хотелось провести анализ системно - деятельностного подхода на примере проекта «Дом, в котором мы живем»