МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Доклад
Тема: «Системно-деятельностный подход в воспитании, как основа ФГОС в начальной школе».
Учитель технологии
Риминюк Н.А.
высшая квалификационная категория
2021 год.
Системно – деятельностный подход во внеурочной
деятельности и в воспитании.
Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную и внеурочную деятельность, готовящих себя для жизни, для будущей профессии.
В настоящее время педагоги дополнительного образования относительно свободны в выборе образовательных программ. Еще 8лет назад я поставила перед собой цель познакомить с основами отечественной культуры наших воспитанников. У меня разработана программа «Вечные родники», позволяющая знакомить детей с русской народной культурой и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи. Процесс обучения на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества идет через собственную деятельность, где каждый обучающийся познает окружающий мир.
Системно - деятельностный подход идет по двум направлениям. Первое - это совместная познавательная деятельность группы учащихся под руководством педагога (получение информации, которая пробуждает желание к самостоятельной деятельности), и второе – это самостоятельное создание детьми интересных красивых, декоративных изделий и самооценка своего труда. На занятиях я использую разноцветные кружки, с помощью которых ребенок может самостоятельно оценить свою работу, куда входит способность оценивать себя адекватно, реальным достижениям.
Вся работа кружка базируется на изучении народного искусства и народного календаря (знакомство с обычаями, традициями, обрядами русским народным фольклором). Основной характеристикой системно – деятельностного подхода является то, что процесс обучения - всегда творческий. Поэтому, постоянно развивая интерес учащихся к творчеству, я стремлюсь выбрать разные формы проведения занятий (экскурсии, беседы, игры, ярмарки, выставки), где поощряется проявление детской фантазии, изобретательности. Тактично направляя творческую деятельность в выполнении поставленной задачи, развиваю у них способность выбирать тему, думать о способах выполнения изделия в том или ином материале, художественных средствах создания образов.
Например, народная кукла. При ознакомлении с народной куклой, дети узнают, что эти замечательные красочные куклы создают мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой. Постепенно они начинают уважать и любить это творчество, разбираться в орнаментах, цветовых сочетаниях в разнообразии образов. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем они начинают отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причем делают это самостоятельно. И уже под влиянием обучения у детей появляется желание самим сделать такие же игрушки.
Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельной деятельности, поэтому на занятиях они с увлечением мастерят этих кукол. Системно-деятельностный подход означает способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
В узком смысле психологическом значении – это совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Каждый раз, составляя проект, мы задаем себе одни и те же вопросы:
· как сформулировать цели проекта и обеспечить их достижение;
· какой материал подобрать;
· какие методы и средства выбрать;
· как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
· как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Для этого я провожу ежегодный мониторинг системы показателей эффективности знаний, умений, навыков детей. На примере 3 «Б» класса. Можно увидеть, что качественный показатель повышается.
Мониторинг за 2010-2012 уч. г.
Класс |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
||||
Раздел |
|
Количественный % д. 18 |
Качественный % д.16 |
Количественный % д. 16 |
Качественный % д.16 |
Количественный % д. 16 |
Качественный % д.16 |
Ознаком. с окруж. |
н |
84.36 |
13.95 |
70.36 |
12.5 |
85.45 |
21.19 |
к |
96.66 |
55.82 |
100 |
62.96 |
100 |
84.88 |
|
Нрав. воспитание |
н |
100 |
18.05 |
72.37 |
6.64 |
87.68 |
30.45 |
к |
100 |
48.88 |
100 |
56.17 |
100 |
86.66 |
|
История и культура |
н |
84.37 |
12.5 |
38.33 |
30 |
95.15 |
50 |
к |
96.66 |
49.99 |
100 |
46.65 |
100 |
84.23 |
|
Аппликация (ткань, бумага, природный материал) |
н |
69.44 |
50 |
55.39 |
62.5 |
68.41 |
68.75 |
к |
98.51 |
65.18 |
100 |
75 |
100 |
73.68 |
|
Лепка (глина, соленое тесто, пластилин) |
н |
84.25 |
13.88 |
58.17 |
37.5 |
93.33 |
75 |
к |
98.51 |
63.7 |
100 |
48.48 |
100 |
77.57 |
|
Изобразительная деятельность (роспись по дереву, по стеклу) |
н |
84.25 |
13.88 |
72.37 |
37.5 |
68.41 |
56.25 |
к |
86.55 |
56.4 |
100 |
46.65 |
100 |
84.23 |
|
Работа с бумагой (оригами,) |
н |
73.33 |
18.75 |
43.8 |
31.25 |
84.75 |
56.25 |
к |
97.77 |
55.55 |
100 |
47.6 |
100 |
79.04 |
|
Конструирование (природный, бросовый материалы, картон) |
н |
82.28 |
13.54 |
61.99 |
15.33 |
89.99 |
23.99 |
к |
100 |
52.49 |
100 |
59.33 |
100 |
88.66 |
|
Развивающие игры |
н |
100 |
39.81 |
82.49 |
17.48 |
99.33 |
35.32 |
к |
100 |
82.21 |
100 |
54.16 |
100 |
95.99 |
|
Вышивка (нить, ленты) |
н |
83.33 |
4.76 |
76.66 |
12.5 |
94.81 |
29.62 |
к |
100 |
65.71 |
100 |
56.66 |
100 |
85.18 |
|
Средний % |
|
91.01 |
39.75 |
81.59 |
45.59 |
97.63 |
64.34 |
По показателям в процентном составе на диаграмме виден явный рост знаний, умений и навыков. .
Мне бы хотелось провести анализ системно - деятельностного подхода на примере проекта «Дом, в котором мы живем». Беседуя с детьми, которые проживают в нашем общежитии, выяснилось, что они хотят, чтобы игровая комната, где они проводят свой досуг, стала более уютной, яркой и функциональной. Так возникла идея проекта «Дом, в котором мы живем». Одним из направлений этого проекта стал мини – проект «Аппликация из ткани», цель которого - способствовать эстетическому воспитанию младших и старших школьников. Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знания об аппликации. Создать коллекцию аппликаций для украшения игровой и воспитательской комнаты.
Используя системно-деятельностный подход, я предложила детям подумать какие материалы лучше и практичнее использовать в работе. Показала детям различные виды материалов: бумагу, ткань, картон, природный материал. После долгого обсуждения дети пришли к выводу, что лоскутки разноцветной ткани выглядят более ярко, не рвутся как бумага, не осыпаются как природный материал. При определении вида деятельности решили делать аппликацию, так как шитье — это длительный процесс.
В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся. Во время занятий в кружке учащиеся знакомятся с историей возникновения аппликации, с видами аппликации, с последовательностью выполнения работы, с темами творческих проектов. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте. Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде презентации и представления творческих работ: (панно, ваза, часы, дерево, короба для игрушек, коробка для лекарств выполненные в технике лоскутной аппликации)
Работа групп, на которые мы разделили детей, носил деятельностный характер. Дети делились знаниями, умениями и информацией друг с другом. На протяжении всей работы педагоги являлись организаторами и координаторами самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Например, Румянцева Александра ученица 10 «А», посещающая кружок не один год изъявила желание сделать несколько проектов в стиле городецкой росписи (по ткани и по стеклу). Итогом проекта стало оформление игровой и воспитательской комнаты в общежитии.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это философия образования новой школы, которая дает возможность педагогу, творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. За последнее время наши работы с успехом занимают призовые места на городских, районных, региональных выставках и конференциях. Таким образом, системно-деятельностный подход позволяет готовить подрастающее поколение к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях
Презентация к докладу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.