«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»
Оценка 4.9

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
МХК
8 кл—11 кл
15.02.2018
«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»
Разработка и внедрение проекта «Системное изучение мировой литературы» обосновано и необходимо. Этим и обусловлена попытка создать систему в изучении зарубежной литературы в 8-11 классах, планируя уроки после изучения основных тем, сразу, целым блоком. Возможно на основе предложенной системы организовать элективный курс по зарубежной литературе.разработка и внедрение проекта «Системное изучение мировой литературы» обосновано и необходимо. Этим и обусловлена попытка создать систему в изучении зарубежной литературы в 8-11 классах, планируя уроки после изучения основных тем, сразу, целым блоком. Возможно на основе предложенной системы организовать элективный курс по зарубежной литературе.
Системно-деят. подход к изучению зарубежной литературы. Пояснительная записка..doc
«Системно­деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе» Пояснительная записка  к методическому пособию Пошис Людмила Владимировна,  учитель русского языка и литературы  высшей категории Автор  предлагает свою систему уроков по изучению мировой литературы в школе. Уроки  или занятия  по зарубежной литературе в системе филологического образования предполагают специально организованное изучение произведений зарубежных авторов в школе, которое включает:      целенаправленный отбор произведений для изучения;  оптимальное соотношение компонентов литературного образования (русская литература, зарубежная литература) и установление взаимосвязей  между ними;  изучение произведений с обязательным привлечением соответствующего историко­ и теоретико­литературного материала;  использование разнообразных форм учебной деятельности (урок ­ факультативное занятие ­ внеклассная и внешкольная работа).  Цель ­ активизация живого интереса школьников к литературе, идущая через творческо­игровые приемы, связывающие усвоение новых знаний с жизнью  детей, с окружающим их миром, с событиями, происходящими в обществе. Для достижения этой цели необходимо решать такие основные задачи:      учить   школьников   совокупности   сведений   о   вершинных   явлениях   мирового   литературного   процесса,   общие   закономерности   его   хода   от древнейших времен к настоящему;  давать им литературоведческие понятия и сроки, необходимые для полноценного анализа и интерпретации художественных текстов, а также понимание главных закономерностей хода литературного процесса; учить определять национальную своеобразность и общечеловеческую ценность произведений  мировой литературы (в т.ч. в сопоставлении  с произведениями украинской литературы и других видов искусства); отрабатывать привычки различения явлений классической и массовой культуры;  развивать мышление школьников (образное, ассоциативное, абстрактное, логическое и т.п.);  воспитывать у учеников уважение к духовным достижениям человечества и расовую, этническую, социальную и религиозную толерантность вместе с тем с принципиальным нонконформизмом, способностью формировать, формулировать и активно отстаивать собственную точку зрения, систему жизненных (в т.ч. эстетичных) ценностей и приоритетов, стремление иметь собственно, никем не навязанное мировоззрение, сохранять и продолжать лучшие национальные традиции, не воспринимать культа силы и преимущества материальных ценностей над духовными. Школа работает в быстро изменяющихся условиях. Давно назрела пора менять многое и в методике преподавания литературы. Предлагаемая  система обучения основывается на многолетнем опыте работы в школе. Большей частью разговор пойдет о книгах зарубежных писателей, включенных в программы, но в сравнительно­сопоставительном плане затрагиваются и произведения Крылова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Короленко и других отечественных авторов. Таким образом, немногие часы, отведенные на изучение иностранных классиков и современных зарубежных писателей, предоставляют большие  возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно,  создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса. Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает,  истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Ее изучение в школе—нетленный источник познания, воспитания  гражданских, нравственных и этических норм.  У учащиеся средних школ укоренилось стремление не читать произведений, а ограничиваться знанием их содержания по кнноэкранизациям или  телеспектаклям. Поэтому всячески следует приветствовать расширение школьных программ по русской литературе, а также дополнительное введение  произведений зарубежных писателей.  Задача учителя — вернуть классической литературе ее юных читателей, воз будить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя осталось в их памяти «а всю жизнь. Произведения зарубежных авторов оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Перед учителями­словесниками встает задача не только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речь. Поэтому предлагаются различные варианты работы над текстами: заучивание наизусть, литературные монтажы, словарные конкурсы, цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление карточек, запоминание афоризмов и т.д. В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом, путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода. В младших классах  дети  нередко из­за невысокой  техники  чтения не могут самостоятельно  усвоить содержание  не известных им  книг.  Поэтому сначала  ре­ комендуется анализ идейно­тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей. В старших классах основное внимание уделить анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят  проблемный характер, направленный на. понимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представлены  разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование. Изучение зарубежной литературы в школе сопровождается различными письменными работами: изложением, сочинением­миниатюрой, написанием  рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п. Для развития воссоздающего воображения учащихся на уроках предлагаются всевозможные  виды наглядных пособий и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины художников, различные издания книг авторов, их портреты, записи,  грамзаписи. Большое внимание уделяется словарной работе и методике ее проведения. После каждого заключительного урока по теме рекомендован  словарь, из которого можно почерпнуть необходимый материал.  Изучение зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного  представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы.  Школьный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко­литературного, литературно­ теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Автор  считает, что такой подход позволяет более эффективно решить главную задачу: ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения с  которым рождается не от излишнего теоретизирования, а от непосредственного общения с текстом.  В школьном курсе зарубежной литературы представлены писатели разных стран и эпох. Важно выявить индивидуальные особенности каждого и вместе с  тем то общее, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой, подчеркнуть преемственность в развитии литературы, восприятие  традиций и их обновление. Подходы к изучению древнерусской и зарубежной литературы в школе имеют две общие черты: бессистемность и фрагментарность. В современном преподавании зарубежной литературы существует немало трудностей: несовершенство программ, малое количество и невысокое качество методической литературы и др. В настоящее время требуется переосмыслить подход к изучению зарубежной литературы, он должен стать системным, учитывать возраст учеников и не оставлять у них обрывочные, фрагментарные знания. К таким же выводам можно прийти и относительно зарубежной литературы, если проанализировать школьную программу. Чтобы не повторяться, обратимся  к  хронологической  синхронной   таблице,  которую  целесообразно  также   составить   вместе  с   ребятами  в   процессе  изучения    зарубежной литературы. Покажу лишь фрагмент  такой таблицы. Временной пласт Зарубежная литература Русская литература XIII – XIV в. XIV – XVI в. XVIII – XIX в.   Сервантес, Данте «Божественная комедия», лирика   Петрарки,   Боккаччо «Декамерон» Рабле, Лопе   де   Вега, Мильтон, Мольер, Расин Дефо,   Свифт,   Филдинг,   Стерн, Бернс,   Вольтер,   Дидро,   Руссо, Гёте, Шиллер   Шекспир,   Калодерон, «Моление   Даниила  Заточника»,  «Слово  о погибели  Русской  земли»,  «Житие Александра Невского», «Задонщина». Переписка   Ивана   Грозного   с   Курбским,   «История   о   Казанском   царстве», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума, «Повести о горе­злосчастии», «О Флоре Скобееве» и др. Ломоносов, Сумароков, Державин, Радищев, Фонвизин, Карамзин Такая синхронизация материала делает совершенно алогичным изучение Мольера после русской литературы XVIII века, как это практикуется в школе. История литературы требует, чтобы метод классицизма преподносился учащимся как закономерное и исторически развивающееся явление, истоки   которого  восходят   к  античности,  а   результаты  ощутимы  и   сейчас.   Между  тем,   как  правило,  школьники,   «пройдя»  классицизм,   ничего   не запоминают о нем, разве что, в лучшем случае, правило трех единств в драматургии. Таким   образом,   программа   Т.Ф.   Курдюмовой   нуждается   в   существенной   корректировке.   Программы   под   редакцией   А.Г.   Кутузова   и   под редакцией М.Б. Ладыгина более внимательно и систематизировано подходят к изучению литературы как единой системы (выделяя начальный курс на историко­литературной основе, соблюдая хронологическое соответствие при изучении русских и зарубежных произведений).  Таким образом, разработка и внедрение проекта «Системное изучение мировой литературы» обосновано и необходимо. Этим и обусловлена попытка создать систему в изучении зарубежной литературы в 8­11 классах, планируя уроки после изучения основных тем, сразу,  целым блоком. Возможно на основе предложенной системы организовать элективный курс по зарубежной литературе. На изучение разделов зарубежной литературы рекомендуется следующее распределение часов: Разделы 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 1. Античная литература 2. Литература Средневековья 3. Литература эпохи Возрождения  4. Классицизм, барокко, просвещение (XVII – XVIII в.) 16 7 5. Романтизм, реализм (XIX в.) 6. Литература 20 века. 14 12 11 15 Всего курс­ 75 часов. Класс  Раздел  Колич. часов Тематическое планирование  изучения зарубежной литературы по классам Тематика уроков 8 Античная  литература  16 часов 1. Мифология – основа мировой литературы 2. Мифы разных народов о сотворении мира 3. Мой любимый миф: обзор древнегреческой мифологии 4. Загадка Гомера: урок – диспут 5. «Илиада» и «Одиссея» ­ сопоставление поэм 6. Анализ отрывка «Одиссей у циклопов». Сопоставление с русской народной  сказкой «Лихо одноглазое» 7. Самостоятельный анализ отрывка Гомера 8. Античная лирика. Катулл. Гораций 9. Понятие вольного перевода. Сопоставление стихотворений разных авторов  7 часов Литература  Средневековья  14 часов 9 Литература эпохи  Возрождения  (Гораций, Державин, Пушкин) 10. Рождение театра. Разновидности античной прозы 11. Творчество Эсхила «Прометей Прикованный» 12. Творчество Софокла «Царь Эдип» 13. Творчество Эврипида «Медея» 14. Обобщение и повторение: развитие античной драматургии 15. Интегрированная игра ­ «погружение» «Ступень к Парнасу» (МХЛ, МХК, история) 16. Контрольная работа по теме 1. Литература Средневековья. Общая характеристика и источники влияния 2. Эпос как наследие Средневековья 3. Рыцарская литература. 4. Данте Алигьери.  Маргинальность творчества 5. Художественные особенности «Божественной Комедии» 6. Различные модели мира (Данте, Д. Андреев, П. Ершов, В. Шаламов) 7. Тестовая и творческая работа «Моя модель мира» Итоговый контроль по теме 1. Интегрированный урок «Тот, у кого нет музыки в душе, способен на грабеж, измену, подлость» Шекспир (МХЛ, МХК, история) 2. Сонет: особенности и эволюция жанра 3. Итальянское Возрождение. Ф. Петрарка 4. Нидерландское Возрождение. Э. Роттердамский 5. Французское Возрождение. Франсуа Рабле 12 часов Классицизм,  барокко,  просвещение (XVII – XVIII в.) 6. Испанское Возрождение. Мигель Сервантес 7. Комедия Возрождения в разных видах искусства (литература, театр, кино) 8. Английское Возрождение В. Шекспир. Периодизация творчества 9­10. «Ромео  и Джульетта»  История создания и  художественные  особенности трагедии 11­12. Урок – читательская конференция по творчеству В. Шекспира 13. Интегрированная   игра   «погружение»   «Искусство,   ты   таишь   в   себе   огонь эпохи» Ф. Шуберт 14. Контрольная работа по теме 1. Классицизм и барокко 17 века как основные направления в искусстве и литературе  семнадцатого столетия. 2. Пьер Корнель (1606­1684)величайший французский драматург . Трагедия  «Сид». Черты классицизма, проблематика, система персонажей. 3. Жан Расин (1639­1699) ­ второй великий драматург французской классицистической  сцены. «Андромаха» и «Федра». Черты классицизма, проблематика, система  персонажей. 4. Жан Батист Мольер (1622­1673) ­ великий французский комедиограф. Комедии  «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Черты классицизма,  проблематика, система персонажей. 5. Восемнадцатое столетие  как эпоха Просвещения. Выдающиеся мыслители и художники и их гуманистические идеи.  6. Бомарше (1732­1799). «Севильский цирюльник». Проблематика, система персонажей,  художественные особенности.  Даниэль Дефо (1660­1744) и его «Жизнь и удивительные приключения Робинзона  Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом  острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен  кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с  изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» и  Джонатан Свифт (1667­1745) и его  «Путешествия в разные отдалённые страны света  Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». 7. Романтизм, реализм  (XIX в.) 11 часов        8. Французские просветители­энциклопедисты.            Д. Дидро и Ж.     д'Аламбер.       9. Вольтер. Самые значительные произведения Вольтера.     10. Трагедия «Фауст» – это не только философская трагедия, оперирующая  отвлеченными 10 11 Литература ХХ века. 15 часов понятиями, но это и изображение конкретной реальной жизни Германии.     11. Фридрих Шиллер (1759 – 1805) ­ немецкий поэт, драматург, философ и историк.      12. Контрольная работа по теме. 1. Вальтер Скотт (1771 – 1832) и романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» 2. Виктор Гюго (1802 – 1885) и  роман «Собор Парижской Богоматери» 3. Романтики: интерес к истории и фольклору.. Сказка ­ канон для новеллистов.  Эрнст Теодор Амадей Гофман  (1776 – 1822),  Эдгар Аллан По  (1809 – 1849),  Ханс Кристиан Андерсен. 4. Английский поэт и драматург Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788 – 1829) ­ кумир всех   олицетворение   романтизма.  Поэма   романтически   настроенных   читателей, «Паломничество Чайльд­Гарольда» 5. Генрих Гейне (1797 – 1856)­ последний поэт романтизма и первый его критик.     6.Первый французский реалист Фредерик Стендаль (1783 – 1842) : романы «Красное и черное» (1830) и «Пармский монастырь» (1839),     7.Самый выдающийся писатель раннего этапа критического реализма      Оноре де Бальзака (1799 – 1850).     8. Проза Гюстава Флобера (1821 – 1880), «Госпожа Бовари».         9.  Ги   де   Мопассан   (1850 –   1893)  и     романы   «Жизнь»   (1883),  «Милый   друг»   (1885)  и многочисленные новеллы.     10.Творчество Эмиля Золя (1840 – 1902).     11.Итоговое занятие. 1. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм 2. Генрих Манн (1871 – 1950) и роман «Земля обетованная» (1900) ­ карикатура на берлинских нуворишей, которые сколачивали грандиозные капиталы финансовыми аферами.Томас Манн (1875 – 1955). Автор «Будденброков» (1901) 3.   режиссер, прозаик и поэт. «Трехгрошовая опера». 4­5.Эрих   Мария   Ремарк   (1898 –   1970)  и   роман   «На   Западном   фронте   без   перемен», потрясающий   своей   правдивостью.    «Три   товарища»   (1939).   Романы   Ремарка   «Возлюби ближнего своего» (1940) и «Триумфальная арка» (1946) – это злоключения беглецов, чудом  Бертольт   Брехт   (1898 –   1955)  ­   выдающийся   немецкий   драматург,   теоретик   драмы, вырвавшихся из лап гестапо. Роман «Время жить и время умирать» (1954). 6. Марсель Пруст (1871 – 1922), Франц Кафка (1883 – 1924) – великие модернисты 20 века. 7. Жан­Поль Сартр (1905 – 1980) ­ французский философ и прозаик. 8. Альбер Камю (1913 – 1960) ­ единомышленник и оппонент Сартра. Трактат «Миф о Сизифе» (1942). Роман «Чума» (1947). 9. Жоржи Амаду (1912 – 2001) и романы «Дона Флор и два ее мужа» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Тьете из Агресте» (1976), «Похищение святой» (1989).. 10­11.   Габриэль   Гарсиа   Маркес   (род.   1928)  ­   Лауреат   Нобелевской   премии   (1982) колумбийский писатель,  повесть «Полковнику никто не пишет» (1956).  Знаменитый роман «Сто лет одиночества» (1962). 12­15. Итоговые занятия обобщающего характера. Тестирование. Анкетирование. Ученическая конференция по современной зарубежной литературе. Примечание: в следующей публикации см. Материалы к урокам по зарубежной литературе.

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018