Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Оценка 4.9

Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
2 кл
07.01.2017
Системно - деятельностный подход как средство                реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Системно - деятельностный подход как средство.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П. ИВНЯ

ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Системно - деятельностный подход как средство 

             реализации современных целей образования

(материал для педагогических чтений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Спицина Л.М., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ивня

Системно - деятельностный подход как средство  

                реализации современных целей образования
                                                                                       Спицина Л.М.

 

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

                                                                                                             Л.Н. Толстой

      Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

     Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.

    Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в  систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим "учебная деятельность"? Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.   Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

        Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

        Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Большое внимание на уроках уделяется формированию компонентов учебной деятельности. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Начальная школа XXI века». 


       Учебные ситуации на уроках и во внеурочное время.
                          Круглый стол «Давайте обсудим»

          Отвести специальное место в классе для столика, на котором дети смогли бы разместить различные предметы, принесенные из дома. Дети подходят к столу и неформально обсуждают демонстрируемые предметы. Совместно с детьми прикрепите на каждый предмет ярлычок. Дети могут выбрать объект и в ходе групповой или фронтальной работы с классом устно его описать или дать пояснения.

Пишем в книге

     Выдать каждому ребенку тетрадь без линеек и попросите детей ежедневно рисовать и писать в этой тетради. Напомнить детям, что они могут писать и рисовать все, что захотят. Установить систему, которая позволяет ежедневно отвечать на ежедневные записи детей.

Центры обучения письму

         Разместить в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовить настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.

«Почта» (Посылаем письмо)

         Установить в классе почтовый ящик   или организуйте почтовый центр и просите детей писать или рисовать сообщения, или письма и ответы на полученные послания. Дети используют «почту» с разными целями и различными способами.

Тихая прогулка «Мы слушаем»

         Пригласить учащихся на "тихую прогулку", во время которой будем только слушать. После прогулки совместно выявить разнообразие звуков в окружающей среде и методом «мозгового штурма составьте список звуков. Рожденные во время обсуждения идеи используйте для того, чтобы создать банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их читать, классифицировать и иллюстрировать. Учащиеся могут классифицировать ряд звуков, услышанных в ходе специального прослушивания, классифицировать и иллюстрировать слова, содержащие или указывающие на выявленные звуки.

 

Драматизация

         Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя.

         Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Они контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства.

     Таким образом, есть основание утверждать, что последовательная реализация деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС, повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:

·     существенное повышение мотивации и  интереса к учению у обучаемых,

·     возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, 

наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
      Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи  - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

                                 
                                          Литература:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения. //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным

Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным

Рожденные во время обсуждения идеи используйте для того, чтобы создать банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их читать, классифицировать и…

Рожденные во время обсуждения идеи используйте для того, чтобы создать банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их читать, классифицировать и…

Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе

Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017