Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
русский язык
2 кл
03.03.2017
Системно - деятельностный подход как средство
реализации современных целей образования
(материал для педагогических чтений)
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.
педчтения.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П. ИВНЯ
ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Системно деятельностный подход как средство
реализации современных целей образования
(материал для педагогических чтений)
Выполнила:
Спицина Л.М., учитель начальных классов Ивня
Системно деятельностный подход как средство
реализации современных целей образования
Спицина Л.М.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он
всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,
которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное
приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со
временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в
образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не
столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить
его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким
важным умением, как умение учиться.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том,
чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает
становление духовного развития личности. По сути, это и есть главная задача
новых образовательных стандартов.
Системнодеятельностный подход
методологическая основа стандартов начального общего образования нового
поколения.
Понятие системнодеятельностного подхода указывает на то, что результат
может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Задача
школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в
систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим
"учебная деятельность"? Учебная деятельность не есть чистое познание.
Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания
личности. Познание встраивается в этот процесс. Деятельностный подход –
это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде,
а добывает их сам в процессе собственной учебнопознавательной
деятельности.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и
сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили
голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,
научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии
порождается знание.
Системнодеятельностный подход нацелен на развитие личности, на
формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить
ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов
российского образования. Самостоятельной работе детей на уроке отводится
больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским,
творческим, продуктивным. Задача школы — не дать объем знаний, а научить
учиться. Большое внимание на уроках уделяется формированию компонентов
учебной деятельности. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и
аргументировать свои суждения. Учащиеся выполняют задания и учатся
формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при
этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системнодеятельностный
подход в УМК «Начальная школа XXI века».
Учебные ситуации на уроках и во внеурочное время.
Круглый стол «Давайте обсудим»
Отвести специальное место в классе для столика, на котором дети
смогли бы разместить различные предметы, принесенные из дома. Дети
подходят к столу и неформально обсуждают демонстрируемые предметы.
Совместно с детьми прикрепите на каждый предмет ярлычок. Дети могут
выбрать объект и в ходе групповой или фронтальной работы с классом устно
его описать или дать пояснения.
Пишем в книге
Выдать каждому ребенку тетрадь без линеек и попросите детей ежедневно
рисовать и писать в этой тетради. Напомнить детям, что они могут писать и
рисовать все, что захотят. Установить систему, которая позволяет ежедневно
отвечать на ежедневные записи детей.
Центры обучения письму
Разместить в классе туристическое бюро, приемную Айболита,
космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовить настоящие бланки,
формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры.
Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам
коммуникации в ходе ролевой игры. «Почта» (Посылаем письмо)
Установить в классе почтовый ящик или организуйте почтовый центр и
просите детей писать или рисовать сообщения, или письма и ответы на
полученные послания.
Дети используют «почту» с разными целями и
различными способами.
Тихая прогулка «Мы слушаем»
Пригласить учащихся на "тихую прогулку", во время которой будем
только слушать. После прогулки совместно выявить разнообразие звуков в
окружающей среде и методом «мозгового штурма составьте список звуков.
Рожденные во время обсуждения идеи используйте для того, чтобы создать
банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их
читать,
классифицировать и иллюстрировать. Учащиеся могут
классифицировать ряд звуков,
услышанных в ходе специального
прослушивания, классифицировать и иллюстрировать слова, содержащие или
указывающие на выявленные звуки.
Драматизация
Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под
режиссурой одного из учеников или учителя.
Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и
сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную
драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Они контролируют
свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой,
чтобы изобразить своих героев и их чувства.
Таким образом, есть основание утверждать, что последовательная
реализация деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС, повышает
эффективность образования, об этом свидетельствует:
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения
единой структуры теоретических знаний,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала
обучающихся.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего
школьника.
В ходе начального образования у младшего школьника
формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно
адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму» Литература:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.
Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТАПРЕСС,
2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в
начальной школе: урок литературного чтения. //Серия «Новые
образовательные стандарты». – М.:ВИТАПРЕСС, 2011.
3.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к
составлению плана урока по дидактической системе деятельностного
метода. – Москва, 2006 г.
4.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.
http://festival.1september.ru/articles/527236/
Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Системно - деятельностный подход как средство реализации современных целей образования (материал для педагогических чтений)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.