Системное музыкальное образование в оркестровом классе
Оценка 5

Системное музыкальное образование в оркестровом классе

Оценка 5
docx
15.01.2022
Системное музыкальное образование в оркестровом классе
Системное музыкальное образование в оркестровом классе.docx

Системное музыкальное образование в оркестровом классе

 

Простомолотов Евгений Иванович

Қазақстан Республикасының Енбек сіңірген мәдениет қайраткері атағы берілді,

Қазақстан Республикасы білім беру ісінің үздігі

Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан,

Отличник образования Республики Казахстан

Педагог дополнительного образования,

руководитель детского оркестра

народных инструментов «РУССКИЕ УЗОРЫ»

Дома школьников № 3

Управления образования г. Алматы

==============================================================

«Новая музыкальная газета»  - Музыкальная карта:

 

Образовательный портал-

Экстернат РФ:  http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/118-additional-education/5877--q-q-.html

==============================================================

 

Пояснительная записка:

 

В данной учебной программе, апробированной тридцатилетним опытом практической организационной работы с детским музыкальным коллективом, оркестром русских народных инструментов, что само по себе является редким явлением в нашей республике, а в данный момент — уникальным, предлагаются учебные задачи, которые на первый взгляд могут показаться стандартными, но в сути своей, несущие огромный потенциал музыкально-слуховых и технических возможностей, развивающих у ребенка те необходимые качества, которые присущи коллективному музицированию. Тридцатилетняя практика работы с детским музыкальным коллективом — оркестром народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников № 3 Управления образования г. Алматы не раз утверждала и показала оптимальность предлагаемой учебной программы на практике. За эти годы оркестр «Русские узоры» неоднократно становился лауреатом республиканских, международных не только фестивалей, но и конкурсов — в Алматы (Республиканский конкурс «Подснежник» -диплом 2- ой степени 1990 г.), в Бишкеке (Международный конкурс оркестровых профессиональных коллективов им. Я. Ф. Орланского -Титаренко- диплом 1-ой степени. 1992 г.), в Алматы (Международный конкурс «Бөзторғай — диплом 1-ой степени. 2001 г.), в г. Астане (Республиканский фестиваль казачьей песни — диплом 1- степени и денежная премия. 2005 г.),в Смоленске (3-й Международный фестиваль соотечественников «С Россией в сердце» — 1-е место 2006 г.), в г. Талдыкоргане — с 2005 по 2010 годы, оркестр участник межзональных фестивале с призовыми местами, в г. Семее (Международный фестиваль-конкурс «Прииртышские напевы» -1-ое место. Сентябрь 2010 года). Руководителем оркестра были написаны и изданы два методических пособия — «Детский оркестр народных инструментов» изд. Республиканского научно-методического центра.г. Алма-Ата 1992 г. и «Играй, оркестр» под редакцией Нурбаева А.А. изд. «Гылым» Академии наук Каз. ССР. 1992 г., в которых раскрывается суть практической работы детского музыкального коллектива, внутриколлективной организационной механики, обеспечивающей активную жизнедеятельность и работоспособность оркестра, творческую дружбу между участниками оркестра и его руководителем, элементарную и творческую дисциплину. Высокая музыкальная мобильность детского оркестра «Русские узоры» была отмечена не раз мастерами профессиональной сцены, известными казахстанскими и российскими вокалистами и инструменталистами, которые неоднократно участвовали с нашим оркестром и пели под его аккомпанемент, что позволило нам более тщательно изучит аккомпаниаторское искусство. В 1988 году оркестр принял участие в концерте известного музыканта, автора и ведущего, не менее знаменитой телепередачи «Играй, гармонь» народного артиста России Геннадия Заволокина. Оркестр постоянно аккомпанирует известным казахстанским певцам: заслуженным артистам РК. Зое Ким, солистке корейского муз. театра, Кайырлы Ислямову, солисту Каз. Гос. хоровой капеллы им Б.Байкадамова, Дине Хамзиной, солистке Каз. Гос. Филармонии им. Жамбыла, профессору Каз. Гос. женского педагогического университета Агайше Исагуловой. Два года подряд с оркестром сотрудничали заслуженные артисты РК., актеры Каз. Гос. академического русского театра юного зрителя им. Н. Сац Виктор Ашанин и Валерия Крымская, а также российская певица, лауреат Международного конкурса им Печникова Екатерина Алабина.

 

В данной учебной программе освещены вопросы организации групповых занятий и сводных репетиций. Поставлены задачи и показаны пути решения репетиционных требований к техническим упражнениям и программным произведениям. В программе предлагается апробированный многолетним опытом метод коллективной работы над техническими упражнениями и гаммами, развивающий не только рефлекторно-мышечный аппарат у ребенка, но и музыкальный интеллект в целом.

 

1. Вопросы организации создания музыкального коллектива и пути решения образовательно-воспитательных задач средствами комплексного обучения.

 

2. Цели, преследуемые данным методом и пути реализации его идеи в оркестровой практике.

 

3. С чего следует начинать учить ребенка музыке в оркестре.

 

4. О задачах в начальном образовательном процессе.

 

5. Воспитательные задачи, решаемые средствами самоуправления в оркестре.

 

6. Процесс обучения ребенка азам музыкальной грамоты в разрезе обеспечения практических условий коллективного музицирования.

 

7. Воспитательное значение понятия интонационной культуры звука, апплика-

 

туры, фразировки и динамических оттенков.

 

8. Преодоление технических трудностей средствами штриховых исполнительских приемов на групповых оркестровых занятиях.

 

9. О подготовке детей к коллективному музицированию и концертному исполнению.

 

10. Предлагаемый метод работы над гаммами и упражнениями на групповых и

 

Сводных репетициях.

 

Учебный план работы оркестрового класса предусматривает сетку уч. часов, необходимую для качественного планирования индивидуальных занятий и групповых репетиций.

 

В сетке уч. часов отражены темы занятий, необходимые для усвоения учащимися в период их обучения в оркестровом классе:

 

а) Знакомство с музыкальными инструментами данного оркестра

 

б) знакомство с нотными знаками (символами)

 

г) правописание нот на нотном стане

 

д) посадка и постановка рук на грифе инструмента

 

е) азы звукоизвлечения

 

ж) знакомство с простыми приемами игры на оркестровом инструменте

 

з) параллельное изучение нотной грамоты и ладов на грифе изучаемого инструмента

 

и) развитие у ребенка рефлекторно-мышечного аппарата

 

к) исполнение легких музыкальных фраз с последующим их сольфеджированием

 

Дальнейший этап работы на индивидуальных и оркестровых занятиях должен состоять из знакомства учащихся с длительностями нот, с простыми размерами, со знаками альтерации и чтением нот, небольших мелодических фраз и предложений.

 

Усвоение сильных и слабых долей в такте, знакомство с гаммами, их тональным планом.

 

В данной программе приводиться необходимый комплекс гамм для использования их в коллективном музицировании на групповых занятиях. Также показаны примеры небольших нотных иллюстраций для ритмического развития музыкального слуха, необходимого в оркестровой исполнительской практике.

 

В музыкальном образовании детей и подростков огромную роль играет коллектив, а коллективное музицирование, в свою очередь, создает необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого музыкального кругозора у ребенка, а педагогам предоставляется расширенный круг методических и дидактических возможностей комплексного обучения детей игре на музыкальных инструментах.

 

Работа на групповых занятиях над упражнениями и гаммами позволяет каждому ребенку быстрее на слух уловить колорит тембра звучащего инструмента, освоить специфику штрихового и динамического исполнения, правильно фразировать и чередовать доли, ориентироваться в разнообразии ритмических рисунков, их сочетании и взаимосвязи между собой. В коллективном музицировании лучше прослеживается синхронность исполнения тех или иных штрихов, кантиленной фразировки, динамического движения.

 

Для этого в программе приведено ряд примеров, рекомендуемых педагогам оркестровых классов и руководителям музыкальных коллективов.

 

1- раздел: Первые шаги к музыке

 

1) Знакомство с музыкальным инструментом, историей происхождения и влиянием его на культурно-бытовой уклад народа. Его роль в эстетическом воспитании человека.

 

2) Исполнительская характеристика изучаемого инструмента, способы и техника звукоизвлечения.

 

3) Посадка за инструментом или с инструментом, постановка кистей и предплечий рук.

 

4) Простое звукоизвлечение, знакомство со струнами, их названием и строем муз. инструмента.

 

5) Параллельно с практической работой проходит знакомство с нотами, их названием и месторасположением на нотном стане (правописание) и на ладах инструмента.

 

6) Последовательное изучение первой и второй октав.

 

7) Длительности нот, их практическое звучание.

 

8) Изучение простых размеров, тактов, сильных и слабых долей.

 

9) Практическое знакомство на инструменте с изученными длительностями и приемы их исполнения.

 

10) Фразировка.

 

11) Ежеурочная работа над основными видами исполнительской техники: игра двойными ударами, бряцанием, тремоло.

 

12) Знакомство со штриховой исполнительской техникой: legato, staccato.

 

13) Изучение позиций и аппликатуры.

 

14) Тетрахорды.

 

15) Знаки альтерации.

 

16) Гаммы (До-мажор и ля-минор).

 

17) Позиционные практические упражнения.

 

18) Длительности нот (нота с точкой, залигованная нота одной высоты).

 

19) Знаки сокращенного письма (репризы, вольты и др. знаки повторений).

 

2- раздел: Исполнительская практика на групповых занятиях

 

1) Знакомство с оркестровым инструментом (если в группе, то желательно, чтобы инструменты были одного стоя): название инструмента в целом и частей, из которых он состоит (корпус, гриф, лады, струны и их предназначение).

 

2) Извлечение звука медиатором или пальцами (зависит от того, какой инструмент изучается).

 

3) Простые исполнительские приемы: одиночные удары медиатором или их чередование (вниз-вверх), бряцание, арпеджиато, пиццикато, тремоло.

 

4) Игра по нотам с последовательным чередованием исполнительских приемов: целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями в медленном темпе.

 

5) Чтение нотных сочетаний в диатоническом ладу (сначала одними длительностями, затем чередуя их).

 

6) Чтение легких нотных фраз в безостановочном исполнении, в медленном темпе.

 

7) Изучение знаков альтерации: название и их звуковысотное воздействие на ноту.

 

8) Отличие ключевых и случайных знаков альтерации и их взаимодействие с нотным текстом.

 

9) Практическая работа со знаками альтерации на инструменте: их местонахождение и слуховой анализ.

 

10) Ежеурочная практика по чтению нот с листа на групповых занятиях с последовательным анализом ладотонального плана.

 

11) Знакомство с гаммами диатонического лада: До-мажор и ля-минор (строение и позиционная аппликатура).

 

12) Исполнение упражнений изученными видами исполнительской техники, с применением изученных штрихов.

 

3- раздел: Изучение дирижерских жестов и оркестровых партий.

 

1) Изучение простых жестов дирижерской сетки.

 

-Постановка рук дирижера перед началом исполнения. Начало жеста: внимание, ауфтакт, пунктуация акцентов на сильные доли, снятие звука и начало вступления того или иного инструмента, или целой группы.

 

2) Изучение дирижерских жестов в определенном размере: 2/4; ¾; 4/4; (мануальные движения).

 

3) Знакомство с разбором оркестровой партии, на что следует обращать внимание ребенка при разборе оркестровой партии. С чего начинать.

 

4) Анализ конструктивного решения оркестровой партии для данного инструмента (на- личие ключевых знаков, мелодическая и гармоническая структура, приемы игры, штрихи, мелизмы, общий тональный план).

 

5) Разбор по цифрам оркестровой (оркестровых) партии.

 

6) Если музыкальное произведение имеет только что изученную тональность, рекомендуется особое внимание ребенка на альтерированные ноты и их местонахождение в изучаемой партии и на ладах инструмента.

 

Для этого следует перед разбором музыкального произведения обязательно произвести ладотональный анализ, с практическим исполнением определенной, в этом случае, гаммы и ряд мелодических оборотов с полным набором предлагаемых требований.

 

7) Работа над штрихами, аппликатурой и динамическими оттенками.

 

8) Исполнительский ансамбль: требования к синхронности исполнения, силе звучания, точности пунктуации.

 

4- раздел: Работа над произведением на групповых занятиях

 

и сводных репетициях

 

Сводные репетиции, прежде всего, дают возможность руководителю оркестра свести все оркестровые партии для совместного музицирования. Сводные репетиции дают возможность руководителю и музыкантам услышать всю палитру тембральной и гармонической красок. На сводных репетициях выстраивается и отрабатывается общий динамический план, ладотональное и темповое взаимоотношение отдельных частей произведения, отрабатывается штриховая филигранность, акцентировка, оттачивается ансамбливость. Сводные репетиции помогают отрабатывать не только одно произведение, но и всю концертную программу. На сводных репетициях музыканты получают огромную возможность сосредотачивать свое внимание на дирижерских жестах, пунктуации, которые, в свою очередь, помогают в развитии необходимой исполнительской координации и слуховой реакции.

 

Начиная свою работу на сводных репетициях (учебного оркестра), необходимо помнить, что вначале следует объяснить оркестрантам свою цель, задачу и пути ее решения. Структура индивидуальных и групповых занятий такая же. Но там несколько другие цели. Они больше направлены на отработку исполнительских приемов, необходимой штриховой техники. На сводных репетициях вся нюансировка, отработанная на индивидуальных и групповых занятиях, должна совместиться до синхронности. Ребенок, слыша многообразие звуков, должен суметь сориентировать себя в своей, так называемой, оркестровой нише и понять свою задачу, которую ему придется решать своей исполнительской техникой. После объяснения задачи, следует настроить оркестр на тональный план изучаемого произведения. Это, прежде всего, должна быть соответствующая гамма, а затем необходимые технические упражнения. Работа над гаммой преследует различные цели, главными из которых, на мой взгляд, являются те, которые помогают оркестранту настроиться в тональности. Здесь лучше всего исполнять гамму половинными и четвертными длительностями, в ровном ритме. Преследуя исполнительскую виртуозность, для отработки ее длительности сокращаются до шестнадцатых с необходимым увеличением темпа. В этом случае открывается многообразие штриховых и ритмических рисунков. Здесь можно применять чередование штрихов и ритма, предварительно их отработав. Очень полезно играть гаммаобразные последовательности звуков, тетрахорды с закрытыми глазами, т. е. не глядя на гриф или клавиатуру инструмента. Такая исполнительская практика способствует устойчивости слухового анализа и реакции.

 

Поработав минут десять над гаммой можно приступать к произведению. С настроенным слуховым аппаратом ребенок уверенно себя чувствует в тональном плане произведения, хорошо слышит себя и других музыкантов, спокойно ориентируется в паузах и ритмических рисунках, соблюдает динамические оттенки. Зная свою оркестровую партию, оркестрант легко реагирует на предлагаемые требования дирижера, понимает артикуляцию жестов, мануальную нюансировку.

 

Очень полезно уделять внимание исполнительской технике, в так называемом, обратном исполнении. Берется цифра или часть музыкального произведения и прочитывается от последнего такта до первого. В данном случае руководитель решает задачу визуального прочтения нот, отсутствии их мелодической логики. Играя отдельно каждый такт в обратной последовательности, теряется цельная мелодическая структура фразы и, тем более, целого предложения. Остаются только ноты, которые следует правильно прочитать. Такая техника способствует увеличению зрительного контроля и снижает к минимуму опасность заиграть мелодический оборот, пассаж, вариацию. Следующий вариант подобной исполнительской техники будет способствовать более быстрому запоминанию нотного текста каждой части и произведения в целом. Прочитывая такты в обратном движении, следует их прибавлять друг к другу. То есть, исполнив последний такт цифры, прибавляешь к нему предпоследний и так далее, пока не дойдете до первого такта. Таким образом, учащиеся несколько раз проигрывают все предыдущие такты, что помогает им лучше их запомнить. Очень полезно применять такую исполнительскую последовательность к фразам. Это развивает у юного музыканта мышление по фразам. Запоминая структуру каждой фразы, оркестрант уверенно ее исполняет и соединяет в предложения. Исполняя фразы в обратной последовательности и соединяя их между собой, оркестранты, хотят они этого или не хотят, начинают анализировать строение каждой фразы и глубже вникают в их логическую последовательность. Таким образом, анализируется композиционная структура всего исполняемого произведения, со всем его динамическим и штриховым разнообразием, технической насыщенностью. Такая репетиционная работа позволяет более качественно и быстрее разучить музыкальное произведение любой технической сложности.

 

Начало работы над произведением

 

Разбор произведения начинается с определения его тонального плана.

 

Определив главную тональность и побочную (если такая присутствует), можно начинать анализ первой части: определить количественное наличие определенных длительностей, штрихов, исполнительских приемов и даже тактов. Затем можно перейти к исполнению музыкальных фраз и предложений. Если для ребенка, в его партии, будут встречаться какие-то технические трудности, то следует отработать их прямо по тактам, обращая внимание на аппликатуру и исполнительский прием. Проиграв с остановками, медленном темпе цифру или часть произведения, следует перейти к последовательному соединению, добиваясь уже безостановочного исполнения. Таким образом, отрабатывая и соединяя фразы, предложения, вы прочитываете нотный текст определенной цифры, части. Такая последовательность должна присутствовать в работе над каждой частью.

 

Задачи, ставящиеся перед учащимися на репетиции, должны соизмеряться с отведенным на это временным регламентом. Надо стараться качественно выполнить запланированный объем работы в определенный отрезок времени.

 

После того, как все произведение будет прочитано до конца, следует перейти к отработке каждой части. Здесь отрабатываются: гармоническое построение, вариации, пассажи (если таковые присутствуют) особое внимание обращается на удобность аппликатуры, используемую для данных пассажей и вариаций, отрабатываются штрихи, скачки (если они есть), выстраивается динамический план частей: контрастность динамических оттенков и их взаимосвязь. Обязательно следует производить аналитический разбор каждой части, их художественную взаимосвязь. Если произведение авторское, следует познакомить учащихся с биографией композитора, его творчеством. Если произведение народного характера, то можно побеседовать о культурном этносе. Работа над любым музыкальным произведением должна иметь глубокое содержание и носить в себе огромный потенциал учебно-просветительского содержания. За время своей учебы в оркестровом классе учащийся должен освоить не только исполнительскую технологию оркестрового музицирования, но и получить необходимую качественную культурную базу. Оркестрант, как и любой исполнитель, обязан осознавать свою роль в оркестре и понимать, что от его исполнительского потенциала, музыкальной эрудиции зависит успех всего коллектива на любом концерте.

 

Продолжая работу над музыкальным произведением, следует обращать особое внимание детей на построение мелодической линии нотного текста, гармоническое содержание аккордов и динамику. Также надо скрупулезно работать над мелизмами и штрихами. Выстраивать аппликатуру, работать над фразировкой и темпом. Для того, чтобы музыканты не «заигрывали» вариации, пассажи, запоминали движения руки и аппликатуру, следует, время от времени, проигрывать все произведение с конца по фразам. Такая учебно-исполнительская практика позволяет заострять внимание на нотном тексте каждой фразы и запоминать его на слух. Такая работа помогает учащимся лучше понять конструктивные особенности произведения и его художественную идейность.

 

5- раздел: Работа над гаммами, упражнениями на групповых занятиях

 

и сводных репетициях

 

Работа над гаммами, штриховыми или позиционными упражнениями имеет определенные цели и задачи. Для начала определим три, на мой взгляд, более продуктивные исполнительские задачи:

 

1. позиционная техника

 

2. штриховая техника

 

3. беглость пальцев

 

Что подразумевает под собой позиционная техника? Это удобная постановка аппликатуры на клавиатуре или грифе музыкального инструмента. Отрабатывая упражнения в определенных позициях, учащийся учится правильно подбирать аппликатуру, запоминать движения пальцев и, в целом, руки. Здесь осваивается последовательность движения пальцев и рук, их независимость друг от друга. Обязательно усиливается нагрузка на мышцы более слабых пальцев (обычно это — безымянный и мизинец), вырабатывается рефлекс и реакция рефлекторно-мышечного аппарата. Позиционная техника систематизирует постановку рук на инструменте, что не в малой степени, влияет и на беглость пальцев.

 

На щипковых музыкальных инструментах при исполнении любой гаммы, в основном, используются две струны, но допускается использование и третьей. Здесь дело в поставленной перед учащимися цели. Если отрабатывается классический вариант позиционной техники, т. е. последовательное движение пальцев на ладах: начиная от первого (указательного) и заканчивая четвертым (мизинцем), тогда используется только две струны. Например, при исполнении гаммы До-мажор на домре, используются следующие лады на второй струне: 3-й, 5-й, 7-й, 8-й (до, ре, ми, фа). Затем, начиная с первого пальца, используются: 5-й, 7-й, 9-й, 10-й, 12-й лады. В этом случае охватывается широкий исполнительский диапазон ладового объема на грифе инструмента.

 

На балалайке же, учитывая ее, в основном, аккомпаниаторскую роль в оркестре, желательно исполнять ту же гамму в другом позиционном движении, также используя две струны. Но начинать исполнение гаммы надо не со второй струны МИ, а с первой — ЛЯ. На этой струне нота ДО второй октавы находится на третьем ладу. Начиная с данного лада в восходящем движении, вы используете следующие лады: 3-й, 5-й, 7-й, 8-й. Затем первым пальцем переходите на 3-й лад (нота СОЛЬ), вторым на 5-й (ЛЯ), далее третьим и четвертым пальцами заканчиваете на 7-ом и 8-ом ладах. Точно также следует пройти этот путь в обратном направлении. (примеры даны в нотном приложении). Данный комплекс ладов определяет средний регистр, чаще всего употребляющийся в аккомпаниаторской практике. Конечно же, не следует пренебрегать классической позиционной техникой, которая расширяет ладовый диапазон и открывает музыканту новые возможности оттачивания исполнительского мастерства. В этом случае следует исполнять гамму ДО-мажор с 8-го лада третьей струны, до ноты ФА на 13-ом ладу, затем первым пальцем перейти на ноту СОЛЬ, которая находится на 10-ом ладу первой струны и дойти до ноты ДО третьей октавы, находящейся на 15 ладу, а потом в последовательном движении, от четвертого до первого пальца, придти к ноте ДО второй октавы на восьмом ладу.

 

Такой подход к исполнению мажорных и минорных гамм предполагает более глубокое усвоение местонахождения нот на ладах и вырабатывает реакцию их прочтения. Учитывая особенности позиционного исполнения, гамма ДО-мажор является универсальным упражнением в учебной практике для начинающих музыкантов, не только балалаечников, но и домбыристов. Казахский национальный музыкальный инструмент ДОМБЫРА имеет строй — РЕ и СОЛЬ первой октавы. Если данную гамму исполнять по классической позиционной схеме, то здесь будут использованы следующие лады. На второй струне: 10-й, 12-й, 14-й и 15-й. На первой струне: 12-й, 14-й,16-й и 17-й. Это ноты высокого регистра. Используя позиционную схему низкого и среднего регистров, в употреблении окажутся такие лады: на первой струне — от 5-го до 10-го, и на второй — от 5-го и до 10-го.

 

Преследуя цель освоения наиболее активных ладов, можно использовать, так называемую, аппликатуру из трех пальцев, исполняя определенные гаммаобразные упражнения на трех струнах. Это касается, прежде всего, таких инструментов, как русская домра и казахский шертер. Например, при исполнении гаммы ФА-мажор (минор), можно использовать следующие лады, начиная с ноты ФА, которая расположена на первом ладу третьей струны. Зажимая 1-й лад первым пальцем, переходите вторым пальцем на 3- лад (нота СОЛЬ), далее на 5-й (нота ЛЯ), затем первым пальцем переходите на 1-й лад второй струны (нота СИ-бемоль), второй палец ставите на 3-й лад (нота ДО), третий палец зажимает ноту РЕ на третьем ладу. Далее следует переходить на первую струну, используя 1-й и 2-ой пальцы на втором и третьем ладах (ноты МИ и ФА). Конечно, при таком раскладе аппликатуры не преследуется цель развития мышц всех пальцев. Здесь задача в другом — освоение нот двух октав на ладах третьей, второй и первой струны в наиболее употребляемой области ладовой системы инструмента. Такие технические примеры используются лишь тогда, когда исполнение упражнения начинается с третьей струны.

 

Штриховая техника более конкретно приближает исполнительскую практику учащегося к виртуозности. Но не владея достаточно хорошо позиционной техникой, трудно решать задачи по беглости пальцев. Совокупность позиционной и штриховой техники предоставляет учащимся широкий спектр решений дальнейших задач в области исполнительской практики.

 

Штриховая техника — это один из важных компонентов, входящих в исполнительскую практику любого уровня. Владение полным объемом штриховой техники помогает музыканту достигать большой исполнительской виртуозности. Для учащихся знание определенного количества штрихов, является неотъемлемой частью практического владения музыкальным инструментом. Музыкант, не понимающий смысл, какого-либо штриха, подобен слепому на дороге. Незнание штрихов приводит к незнанию понятия «культура звука», которое отождествляется с культурой музыкальной речи. Без штрихового исполнения нет никакого исполнения. Игра штрихами особенно полезна на групповых занятиях и сводных репетициях. На щипковых инструментах выбираются ноты на ладах только одной рукой. Таким образом, у музыканта отсутствует возможность сопоставлять друг с другом штрихи и длительности на одном инструменте, как это можно сделать на фортепиано, баяне, аккордеоне. Сопоставление штрихов необходимо начинающему музыканту, прежде всего для развития музыкального и ритмического слуха и это выполнимо только на групповых занятиях.

 

Приступая к подобного рода исполнительской техники, следует выбрать гамму или иное упражнение, отвечающее своим построением изучаемой тональности. Лучше всего для этого подойдет мажорная или минорная гамма. Удобная последовательность звуков позволяет учащимся лучше ориентироваться в требованиях педагога. Вначале следует играть упражнение целыми, половинными, четвертными и даже восьмыми длительностями приемом тремоло, в определенном темпе (зависит от поставленной задачи). Таким приемом звукоизвлечения выполняется штрих ЛЕГАТО. Далее восьмые, а затем и шестнадцатые длительности следует играть чередованием двойных ударов медиатора о струну (вниз-вверх) на домровых инструментах и приемом «двойное PIZZICATO» на балалайках, в том же темпе. Убедившись в том, что дети уже уверенно исполняют упражнение в заданном им темпе, можете увеличивать его, постепенно переходя к быстрому темпу. Следующий этап — это сочетание штрихов. Одной группе инструментов дается задание по исполнению упражнения ударами и пиццикато, другим — приемом «тремоло», причем разными длительностями. Одна группа или инструмент играет четверти, другая — восьмые, третья — шестнадцатые. Исполнение должно быть синхронным. Затем штрихи и длительности в группах меняются, неизменным остаются — темп и динамические оттенки. Можно сопоставлять между собой и динамические оттенки. Одна группа инструментов играет тихо, другая громко. Вся эта работа делается при необходимости решения поставленных перед оркестрантами определенных задач: отработка рефлекторно-мышечного аппарата или слуховой анализ. Работа над упражнениями должна вестись с учетом динамических требований в голосоведении, фразировки, пунктуации сильных и слабых долей. Штриховая отточенность и независимая беглость пальцев неизбежно приводят к исполнительской легкости, граничащей с виртуозностью.

 

Беглость пальцев, прежде всего, зависит от реакции музыканта на определенную ноту, штрих, мелизм. Поэтому, теоретическая подкованность и исполнительская свобода, суммированная с психологическим контролем, обязательно даст желаемый результат. Исполняя гаммы и гаммаобразные упражнения четвертными и восьмыми длительностями, очень полезно сольфеджировать, т. е. петь ноты вместе с игрой.

 

Первый год обучения в оркестровом классе предполагает, прежде всего, организацию целого комплекса работ по учебно-воспитательному направлению учебных занятий, связанных с развитием элементарных навыков, необходимых учащимся при знакомстве и освоению музыкальных инструментов (как специнструмента, так и оркестрового), организации его слухового и визуального внимания для решения простых музыкально-теоретических и практических учебных задач по освоению нотной грамоты и простого звукоизвлечения на инструменте. Предлагается ряд технических упражнений для начального развития рефлекторно-двигательного аппарата, т.е. элементарного движения руки и пальцев, контролируемого сознанием. Именно в первом классе закладывается необходимые условия для подготовки почвы, в которую вы будете бросать  животворящиещие зерна творчества, обработанных эликсиром добра и взаимопонимания. В первом году знакомства с музыкой у ребенка создается свой образ и свое отношение к данной сфере человеческой деятельности, складываются особые взаимоотношения между товарищами и педагогами, которые в последствии должны будут привести к высоким творческим результатам. В данном разделе предлагается сетка учебно-репетиционных часов с определенным качеством нагрузки на каждую тему.

     Предлагается способ организации  индивидуальных и групповых занятий и работы над упражнениями и легкими пьесами. Педагог вправе сам выбирать для этого учебные темы и задачи. Но мы предлагаем, с самого начала, начинать решать не только музыкально-технические, но и культурно-этнические задачи. С развитием своего музыкально-технического потенциала, ребенок не должен отставать от эстетического развития, которое, не в меньшей мере, имеет свое влияние на общую музыкальную эрудицию. Поэтому, предлагая учащимся нотные примеры для развития чтения и музыкального анализа, надо подойти к решаемому вопросу с межнациональной точки зрения, вставляя в учебный материал нотные примеры, основанные на национальных народных мелодических оборотах. Например можно использовать такие легкие мелодические темы, как русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», «А я по лугу», «Коробейники», «Барыня», казахские народные песни: «Айголек», «Камажай», «Ертен», мелодию кюя «Кенес», мелодию песни Абая «Қөзімнін қарасы», киргизской народной песни «Эй, эжеке», татарской народной песни «Ай,  былбылым», мелодию на польский танец «Краковяк»,мелодии на  украинские танцы «Ой, лопнув обруч». «Гопак», белорусская народная песня «Перапелочка» и т.п.

 

Второй год обучения:

 

Второй год обучения включает в себя более усложненные темы уч. программы, определяющие увеличение практических часов занятий на музыкальном инструменте. В основном, это упражнения на развитие более беглого чтения нот с листа. На каждом групповом занятии следует предлагать учащимся по два-три небольших музыкальных фраз, состоящих не более восьми тактов. Таким образом,  появляется возможность, за короткое время решать несколько педагогических задач. В каждом небольшом упражнении преследуется своя цель. Это может быть безостановочное прочтение музыкальной фразы, чтение с употреблением исполнительских штрихов, выделением динамических оттенков, чтение нотного текста с сольфеджированием. Но обязательно все ставящиеся перед учащимися задачи должны решаться с первого (можно со второго) раза, так как они носят, прежде всего, исполнительский характер и предназначены для беглого чтения нот с листа. Заострять внимание учащихся на каждой ноте или штрихе не стоит, но только лишь до той поры, пока вы не приступите к отработке трудных мест в голосоведении, потому что это уже другая задача. Нотные примеры можно подбирать в любых музыкальных сборниках, песенниках, в учебниках по сольфеджио, но лучше всего из тех произведений, которые вы готовите к своему оркестровому музицированию. Проигрывая из своего оркестрового репертуара мелодические отрывки, вы подготавливаете оркестрантов к данному произведению, к сводной репетиции.

 

Третий год обучения:

 

Третий год обучения в оркестровом классе предполагает усиление исполнительской практики, увеличение объема работы над штрихами, динамическими оттенками, изучение динамики и ее обозначений. Игра восьмыми (двуолями, триолями), шестнадцатыми (квартолями) длительностями. Исполнение упражнений и гамм синкопированным ритмом, нотами с точкой, в штрихах – legato и staccato. Такая игра упражнений в определенных тональностях перед началом работы с произведением  -

обязательна, так как она развивает у музыкантов беглость пальцев, реакцию на всевозможные нюансы, настраивает на определенную тональность, увеличивает психологический контроль над движением рук и пальцев, вырабатывает необходимую моторику.

 

       Предпоследний год обучения предполагает продолжение работы над исполнительской техникой, с применением гамм и упражнений до семи ключевых знаков. Для чтения нот с листа ведется подборка более сложных упражнений, носящих вариационный характер, с различными штрихами, скачками, аккордовой и модуляционной техникой.

    Особое внимание уделяется работе с партитурными партиями, их глубокому анализу.

На индивидуальных и групповых (одноименным строем музыкальных инструментов) занятиях учащиеся знакомятся с построением оркестровых партитур, изучают пунктуацию, анализируют темповые  и динамические атаки звуков, их акцентировку или спад. На занятиях также уделяется внимание работе над дирижерскими жестами. Оркестрант, владеющий  на практике манипуляционной техникой дирижерских жестов, может лучше ориентироваться в оркестровой исполнительской практике, слету понимать и принимать  жестикуляционные указания дирижера. В последние годы обучения в оркестровом классе ведется интенсивная работа над подбором исполнительского репертуара, его накоплением и качественным исполнением. В учебном оркестре репертуар должен носить информационно-практический характер. Работая над тем или другими произведением, юные музыканты, прежде всего, изучают его мелодическое, гармоническое, штриховое построение. Работая над вариациями, учатся правильно их отрабатывать, изучают динамический и тональный план, учатся ответственности за качественное исполнение не только одного произведения, но и всего оркестрового репертуара. Интенсивная концертная деятельность помогает реализовывать эти исполнительские возможности перед публикой.

 

Пятый год обучения:

 

- Накопление исполнительского репертуара.

-Оттачивание исполнительского мастерства

-Постоянная работа над самосовершенствованием

-Исполнительская концертная практика

-Искусство аккомпанемента

-Регулярная работа над упражнениями и гаммами

-Азы инструментоведения

-Повышение общей музыкальной интеллектуальности

-Дирижерская практика

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Заключение

 

      Данная учебная программа апробирована тридцатилетним опытом работы музыкально-оркестровой студии детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 Управления образования г.  Алматы. Лауреата республиканских и международных фестивалей в Алматы, Астане, Атырау, Семипалатинске, Смоленске и Бишкеке.  В 1992 году вышло в свет два методических издания Е. Простомолотова: "Детский оркестр народных инструментов"  изд. Республиканского научно-методического центра и "Играй, оркестр" изд. Гылым,  в которых  была изложена суть данной программы. Данная учебная программа дала детскому оркестру "Русские узоры" долгую творческую жизнь. И сейчас данный музыкальный коллектив завоевывает призовые места на всевозможных фестивалях и музыкальных конкурсах. Данная учебная программа предполагает параллельное обучение детей сразу на двух инструментах: на специнструменте (по выбору) и оркестровом – домре, балалайке, на басе или контрабасе. Параллельно дети учатся играть на второстепенных ударных и духовых народных инструментах (жалейке, сопелке, трещотках, треугольнике, бубне).

         После пятилетнего курса обучения, учащиеся получают свидетельство об образовании. Желающие продолжить музыкальное образование, с легкостью поступают в музыкальные колледжи не только нашей республики, но и других стран. Есть примеры, когда наши выпускники продолжали совершенствовать свое музыкальное образование В России (Мартишин Евгений, Перфильев Алексей, Белоусов Алексей), в Бельгии (Курбанова Анара), в Германии (Зырянова Наталия) и Чехии (Заводин Александр). В 2010 году закончили Алматинский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского три наших выпускника – Сычевы Алина и Алексей, и Ананьев Игорь. Продолжает учебу в этом же колледже Назмутдинов Ринат. Две наши выпускницы- Ганиева Венера и Сергеева Елена получили высшее музыкальное образование в Алматинской национальной консерватории им. Курмангазы.

        Учебно-методическая работа, проводимая в рамках предлагаемой программы, прежде всего, посвящена музыкальному воспитанию и развитию детей, желающих научиться играть на народных инструментах. Но для того, чтобы можно было быстро и достаточно грамотно овладеть оркестровым инструментом, необходим системный подход к практическому освоению данного инструмента, носящий характер комплексного мышления. Это параллельное освоение двух музыкальных инструментов, развитие навыков игры различными штриховыми приемами, развитие общего музыкального кругозора и, самое главное, развитие музыкального внутреннего и ритмического слуха. Вооружившись этим комплексом учебных знаний, будущий музыкант становится обладателем не только виртуозной техники, но и прекрасного эстетического вкуса. Изучая обильное количество музыкальных терминов, нюансировки, основ инструментовки и оркестрового дирижирования, постоянно совершенствуя технику исполнения, накапливая опыт концертного исполнительства, юный музыкант обогащает интеллектуальный уровень. Он становится интересным собеседником и  вашим компаньоном в раскрытии художественного образа исполняемого произведения.

       К данной оркестровой учебной программе прилагается целый комплекс  гамм и упражнений, который, надеемся, положит начало развитию  исполнительских возможностей у учащихся оркестрового класса. 

 

            

                      Методическая литература, рекомендуемая руководителю

                                  детского оркестра народных инструментов

 

 

Александров А.                                 Школа игры на трехструнной домре  М., 1979 г.

Банфи А.                                              Философия искусства   М., 1989 г.

Болучевский Ю., Фомин В.             Краткий музыкальный словарь для учащихся

                                                               Л., 1989 г.

Вертков К.                                           Русские народные музыкальные инструменты

                                                               Л., 1975 г.

Илюхин А.                                           Русский оркестр   М., 1948 г.

Илюхин А.                                           Самоучитель игры на балалайке    М., 1962 г.

Каргин А.                                             Работа с самодеятельным оркестром русских

                                                              народных инструментов   М., 1982 г.

Келдыш Г.                                          Музыкальный энциклопедический словарь  М., 1991 г.

Легкунец Ф.                                       Струны звенят ( о дмрово-балалаечном оркестре)

                                                              Алма-Ата, 1969 г.

Максимов Е.                                     Оркестры и ансамбли русских народных инструмен-

                                                             тов     М., 1983 г                                                            

Мұстафин Б., Мұстафина Т.,

Алыбаев Т., Смакова З.                  Сырнай үйрену мектебі    Алматы, 2004 г..

 

Новосельский А.                              Очерки по истории русских народных инструментов    

                                                              М., 1981 г.

Нурбаев А.                                         Теоретические и практические аспекты нотации

                                                              домбровой музыки (приложение к учебному пособию

                                                                        Простомолотова Е. " Играй, оркестр".  Алма-Ата,  1980 г.).

                                                             

Ольхов К.                                           Теоретические основы дирижерской техники  Л., 1984 г.

Ошлаков К.                                        Комплексный метод обучения игре на музыкальных

                                                              инструментах   Алма-Ата,   1980 г.

Пересада А.                                        Справочник балалаечника   М., 1977 г.

Пересада А.                                        Балалайка      М., 1990 г.

Простомолотов Е.                            Детский оркестр народных инструментов

                                                              Алма-Ата, 1992 г.

Простомолотов Е.                            Играй, оркестр         Алма-Ата,  !992 г.

Простомолотов Е.                            Воспоминание об учителе. Константин Ошлаков

                                                            Алматы. 2002 г.

Тезекбаев Г.                                      Школа игры на кобызе   Алма-Ата, 1980 г.

Тихомиров Н.                                    Инструменты русского народного оркестра   М., 1982

Хамиди Л., Гизатов Б.                    Школа игры на добре   Алма-Ата 1964 г.

Шахназаров Н.                                 О национальном в музыке    М., 1963 г.

Шишаков Ю.                                     Инструментовка для оркестра народных инструментов

                                                             М., 1966 г.

 

 

                  Музыкальные произведения различных авторов, рекомендуемые

                     для переложения на детский оркестр народных инструментов

  

 

Абай                                             "Көзімнің  қарасы",   "Айтым салем, Қаламқас"

Абул                                    "Кенес"

Агапкин  А.                         "Прощание славянки"

Алябьев  А.                        "Соловей"  романс

Ахан сэрэ                           "Қараторғай"

Брамс И.                             Венгерские танцы (№ 1, 4, 5.)

Брусиловский Е.                "Шашу"

Верди Ж.                            Марш из оперы «Аида»

Глинка М.                           "Полька", "Слався"

Давлеткерей                      "Қосалқа"

Дога Е.                                Вальс    из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Жубанов А.                        Таджикские танцы (№ 1, 4.)

Затаевич А.                       "Казахский марш"

Курманғазы                       "Сары Арка",  "Балыбрауың", "Алатау", "Айжанқыз".

Моцарт В.                         "Турецкий марш",  рондо в турецком стиле  (из сонаты

                                            Ля-мажор)

Петров А.                           Вальс  из к\ф «Берегись автомобиля»

Простомолотов Е.           "Дала сазы"

Простомолотов Е.           "Домбыра үні"

Римский-Корсаков Н.      "Полет шмеля" из оперы «Сказка о царе Салтане»

Свиридов Г.                     "Романс"  и  "Вальс" из музыкальных иллюстраций

                                                 к повести А.С. Пушкина «Метель»  

Тлендиев Н.                     "Махамбет"  музыкальная поэма 


 

Скачано с www.znanio.ru

Системное музыкальное образование в оркестровом классе

Системное музыкальное образование в оркестровом классе

Семее (Международный фестиваль-конкурс «Прииртышские напевы» -1-ое место

Семее (Международный фестиваль-конкурс «Прииртышские напевы» -1-ое место

Воспитательные задачи, решаемые средствами самоуправления в оркестре

Воспитательные задачи, решаемые средствами самоуправления в оркестре

Дальнейший этап работы на индивидуальных и оркестровых занятиях должен состоять из знакомства учащихся с длительностями нот, с простыми размерами, со знаками альтерации и чтением нот,…

Дальнейший этап работы на индивидуальных и оркестровых занятиях должен состоять из знакомства учащихся с длительностями нот, с простыми размерами, со знаками альтерации и чтением нот,…

Параллельно с практической работой проходит знакомство с нотами, их названием и месторасположением на нотном стане (правописание) и на ладах инструмента

Параллельно с практической работой проходит знакомство с нотами, их названием и месторасположением на нотном стане (правописание) и на ладах инструмента

Простые исполнительские приемы: одиночные удары медиатором или их чередование (вниз-вверх), бряцание, арпеджиато, пиццикато, тремоло

Простые исполнительские приемы: одиночные удары медиатором или их чередование (вниз-вверх), бряцание, арпеджиато, пиццикато, тремоло

Знакомство с разбором оркестровой партии, на что следует обращать внимание ребенка при разборе оркестровой партии

Знакомство с разбором оркестровой партии, на что следует обращать внимание ребенка при разборе оркестровой партии

Они больше направлены на отработку исполнительских приемов, необходимой штриховой техники

Они больше направлены на отработку исполнительских приемов, необходимой штриховой техники

Исполняя фразы в обратной последовательности и соединяя их между собой, оркестранты, хотят они этого или не хотят, начинают анализировать строение каждой фразы и глубже вникают…

Исполняя фразы в обратной последовательности и соединяя их между собой, оркестранты, хотят они этого или не хотят, начинают анализировать строение каждой фразы и глубже вникают…

Продолжая работу над музыкальным произведением, следует обращать особое внимание детей на построение мелодической линии нотного текста, гармоническое содержание аккордов и динамику

Продолжая работу над музыкальным произведением, следует обращать особое внимание детей на построение мелодической линии нотного текста, гармоническое содержание аккордов и динамику

Например, при исполнении гаммы

Например, при исполнении гаммы

СИ-бемоль), второй палец ставите на 3-й лад (нота

СИ-бемоль), второй палец ставите на 3-й лад (нота

Одна группа или инструмент играет четверти, другая — восьмые, третья — шестнадцатые

Одна группа или инструмент играет четверти, другая — восьмые, третья — шестнадцатые

Например можно использовать такие легкие мелодические темы, как русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», «А я по лугу», «Коробейники»,…

Например можно использовать такие легкие мелодические темы, как русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», «А я по лугу», «Коробейники»,…

Предпоследний год обучения предполагает продолжение работы над исполнительской техникой, с применением гамм и упражнений до семи ключевых знаков

Предпоследний год обучения предполагает продолжение работы над исполнительской техникой, с применением гамм и упражнений до семи ключевых знаков

Заключение Данная учебная программа апробирована тридцатилетним опытом работы музыкально-оркестровой студии детского оркестра народных инструментов «Русские узоры»

Заключение Данная учебная программа апробирована тридцатилетним опытом работы музыкально-оркестровой студии детского оркестра народных инструментов «Русские узоры»

К данной оркестровой учебной программе прилагается целый комплекс гамм и упражнений, который, надеемся, положит начало развитию исполнительских возможностей у учащихся оркестрового класса

К данной оркестровой учебной программе прилагается целый комплекс гамм и упражнений, который, надеемся, положит начало развитию исполнительских возможностей у учащихся оркестрового класса

Простомолотов Е.

Простомолотов Е.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2022