Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
Оценка 4.6

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
администрации
Взрослым
16.12.2017
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях
МетодТемаГодаДоклад.doc
«Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в Работа над методической темой года: современных условиях»  преподавателя Пархоменко А.Ю.         Системный подход к работе над единой темой года помогает раскрыть личный опыт,   будет способствовать повышению профессиональной активности и личной компетентности, пополнит банк личного педагогического опыта, поможет студентам в профессиональной ориентации, а также самоутвердиться и стать тем, кем они способны быть успешными не только в профессии, но и в жизни.        Таким образом, следуя этапам работы над методической темой года, а именно: 1. Изучение литературы. 2. Определение целей, задач, содержания материала. 3. Процесс работы, сбор материала. 4. Анализ полученных результатов, определение перспективы дальнейшей работы, в том числе, с возможной корректировкой темы. 5. Оформление методического пособия (рекомендаций, разработок и т. д.),  в   настоящее   время,   находясь   на   этапе   сбора   материалов   и     анализа   некоторых результатов, мной определены некоторые перспективы дальнейшей работы с целью выработки и оформления некоторых рекомендаций (для дальнейшей работы).        (вышеуказанной) темой.    Некоторые умозаключения, собранный и частично систематизированный материал представлен ниже.  Поэтому   считаю   целесообразным   продолжить   работу   над   настоящей Методическая тема года преподавателя Пархоменко А.Ю.  «Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности    в современных условиях» Содержание. Значение системного подхода в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Педагогические   средства   активизации   учебно­познавательной   деятельности   студентов  в Система обеспечения профессиональной подготовки специалиста   в   банковской  сфере            Введение 1. 2. процессе изучения специальных дисциплин.  3. деятельности в современных условиях.            Заключение ВВЕДЕНИЕ        Современные социально­экономические условия экономического развития страны влияют на усиление   требований   социального   заказа   с   позиций   формирования   готовности   специалиста   к профессиональной деятельности в них. В то же время, нарастание процессов информатизации всех   сфер   общественного   производства   требует   от   специалиста   достаточно   высокого   уровня сформированности   информационной   культуры.   Как   показывает   практика,   эффективность экономических реформ, осуществляемых в России, в значительной степени зависит от качества профессиональной подготовки специалиста в сфере организации коммерческой деятельности.       Такими образом, в современных условиях общество ставит как одну из первоочередных задач перед   системой   непрерывного   профессионального   образования     подготовку конкурентоспособного специалиста. Это, в свою очередь требует с одной стороны, разработки методической системы подготовки специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информатизации среды и общества, с другой ­ разработки методики организации профессиональной подготовки в процессе изучения как общеобразовательных, так и специальных дисциплин в комплексе и в тесной взаимосвязи строго по специальностям.      Что   касается   первого   требования     и   направления,   то   здесь   все   зависит   от     финансовых возможностей.   Но   другая   сторона   вопроса   полностью   в   наших   руках   —   образовательного учреждения.   Социальная   и   экономическая   обстановка   в   России,   формирование   рыночной экономики   объективно   привели   к   необходимости   существенного   изменения   отношения   к среднему профессиональному образованию. ­  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА  В СФЕРЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ­   владение   средствами   современных   информационных   технологий,   обеспечивающих       Современные социально­экономические процессы, происходящие в России, актуализировали проблему подготовки специалиста в области организации коммерческой деятельности в сфере банковских услуг. Учитывая специфику организации коммерческой деятельности в данной сфере, особую значимость, с позиций ее совершенствования, приобретают:    ­  умение специалиста оперативно организовать процессы  коммуникаций с контрагентами;   оперативность доступа к профессионально ­ значимому информационному ресурсу;   ­   сформированность   у   специалиста   понимания   основ   формирования   и   удовлетворения информационных потребностей клиентов;    ­ владение средствами информатизации банковских процессов;    ­ коммуникабельность, мобильность, навыки делового общения;   ­уровень сформированности знаний и готовности к профессиональной деятельности.          При профессиональной подготовке специалиста важно учесть особенности формирования готовности   специалиста   к   профессиональной   деятельности   в   современных   социально­ экономических условиях банковской среды.    Однако   проблемы   обеспечения   в   сфере   информационных   услуг   требуют   дополнительного изучения. Особую актуальность приобретают вопросы организации профессиональной подготовки специалиста с позиций определения условий и средств, обеспечивающих качество подготовки. Под   специализацией   профессиональной   подготовки   в   исследовании   понимается   обеспечение направленности   подготовки   на   формирование   готовности   обучающегося   к   реализации профессиональных   функций   и   решению   определенного   класса   задач,   отражающих   специфику сферы профессиональной деятельности. Таким образом, система обеспечения специализации в профессиональной подготовки рассматривается в работе как совокупность приемов, подходов и способов отбора, содержания профессиональной подготовки, ее организации и оценки качества с позиций соответствующей сферы.          Опыт практической работы позволили  сформулировать противоречия между: ­     учебно­информационной   средой,   в   которой   осуществляется   подготовка   специалиста,   и профессиональной банковской средой; ­ содержанием и требованиями к реализации профессиональных функций в условиях современной информационной среды; ­   потребностью   общества   в   подготовке   мобильного,   коммуникабельного,   самостоятельного   и творческого специалиста и сложившейся практикой профессиональной подготовки; ­   потребностью   личности   в   получении   конкурентоспособных   знаний   и   возможностью   их удовлетворить.        С учетом данных противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого может быть   сформулирована   следующим   образом:   каковы   методические   основы   организации профессиональной   подготовки   студентов   в   процессе   изучения   дисциплин   специального, профессионального   и   информационного   цикла,   обеспечивающие   формирование   готовности специалиста сферы банковских услуг к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.                                                                                                                          Таблица 1 Показатели поэтапного личностного и социально­профессионального развития студента будущего специалиста банковского дела  (по курсам) 1 курс  становление  студенческой  идентичности; ­ активное   самоопределение;  ­  развитие мотивов:  познавательных,  социальных,  саморазвития,  профессиональных; ­ самостоятельное  формирование жизненных целей; ­социальная адаптация,  достижения успеха; ­ активное  профессиональное  самоопределение;  2 курс ­ постановка  профессиональных,  жизненных задач и  перспектив; ­ личностно­ролевая  социализация;  осознание  требований новой  социально­ профессиональной  роли; ­ начало развития  профессионально  значимых личностных  качеств будущего банковского   специалиста 3 курс ­осознание себя как  представителя  профессии «банкир»; ­утверждение в  профессиональных   способностях и  возможностях; ­интенсивное  формирование  социального  самосознания; ­становление  профессионального  самосознания; ­активизация  процесса  дальнейшего  личностного и  профессионального  самоопределения 4 курс ­интенсивное освоение  профессии «банкир»; ­становление  индивидуального стиля  деятельности; ­становление социальной  позиции профессионала; ­активная  профессиональная  адаптация; ­переосмысление и  уточнение различных  вариантов  профессионально­ творческого саморазвития,  трудоустройства и  построения  профессиональной  карьеры; ­формирование новых  целей и перспектив                                                                                                                             Таблица 2 Динамика формирования мотиваций  студента колледжа на каждом этапе 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс профессионального обучения ­ наблюдаются низкие  познавательные и учебные  мотивы; ­ продолжается развитие  мотивации к личностному  познанию; ­ начало развития мотивов  на освоение профессии ­ сохраняется пассивная  учебная мотивация; ­ наблюдается  усиление  мотивированности к  профессиональной  деятельности; ­ к концу 2­го курса  повышается уровень  профессиональных мотивов                    ­ происходит активное  формирование  профессиональной мотивации; ­возникают противоречия  в мотивах продолжения  образования и выбора  дальнейшей специализации; ­повышается учебно­ познавательная мотивация  повышается   значение познавательных мотивов и мотивов  достижения; ­ мотивационная активность к реализации себя в  профессиональной  деятельности по  специальности Научно­исследовательская деятельность преподавателей и студентов  в учебном процессе         дополнительная   образовательная         Научно­исследовательская   деятельность   является   составной   частью   профессиональной деятельности   студентов.   Основная   цель   организации   учебно­исследовательской   деятельности студентов – создание условий для личностного и профессионального  роста. Квалифицированный специалист   должен   обладать   современными   знаниями,   уметь   логически   мыслить     и   быть способным к анализу и синтезу. Для вовлечения студентов  в научно­исследовательскую работу в учебный   план   введена     дисциплина   «Основы   учебно­ исследовательской   деятельности»,   в   процессе   изучения   которой   студенты   дают   определение понятию   «научное   исследование»,   устанавливают   место   и   роль   научных   исследований   в практической   деятельности   человека,   изучают   методы   научного   познания   и   рассматривают возможность их применения в будущей учебной и профессиональной деятельности, знакомятся с применением   логических   законов   и   возможностями   накопления   научной   информации,   с правилами оформления научных результатов. Исследовательская деятельность может выступать как   определенная   форма   центрообразующего   стержня   совместной   деятельности   студентов   и преподавателей на основе достижения общей цели. Так или иначе, исследовательской работой занимаются   все   студенты   колледжа   через   написание   рефератов,     курсовых   и   выпускных квалификационных работ, но более глубокая научная работа, заниматься которой не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.           Главными чертами научно­исследовательской деятельности являются: ­ преимущественно объективный характер получаемых знаний; ­ результат, материализованный в описании реальности, прогнозирование развития процессов и последствий событий; ­ наличие теоретического обобщения полученных результатов исследований; ­ обязательное включение эксперимента в индивидуальную исследовательскую работу; ­ многообразие форм, представление результатов исследовательской работы.      В нашем колледже создано Научное студенческое общество, и в течение трех лет им руководит методист   Фещенко   Любовь   Николаевна.   Научное   студенческое   общество   –   добровольное творческое объединение молодежи, которая стремится к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры.   проведение   студентов и преподавателей в городских, региональных и всероссийских конкурсах.            На   базе   колледжа   прошло   множество   уроков,   научно­практических   конференций.   Так например,   «Молодежь   и   бизнес».   Основная   цель   конференции:   «Определение   перспективных направлений   в  области  удовлетворения  максимальных  потребностей  социально­экономической жизни   подростков,   а   так   же   разработка   опытно­методических   направлений   по   продолжению  Качественными   результатами   работы   Научного   студенческого   общества   можно   считать   на   базе   колледжа   традиционных   научно­практических   конференций,   участие получения образования в целях воспитания научно­трудового потенциала города и края».  Работа конференции  делилась на секции:  1)   социально­экономическая   (тематика   докладов:   «Социальная   среда   молодежного   бизнеса»; «Молодежный рынок труда»; «Социальные проблемы города»). 2) бизнес и право («Молодежная экономика и карманные деньги»; «Бизнес в глазах подростка») 3)   экология   и   безопасность   жизнедеятельности   («Подмосковье   –   экорегион»;   «Как   возникает опасная страсть – страсть к наркотикам»). 4) информационные   технологии   и   дополнительное   образование   детей   («Актуальность приобретения   основ   экономических   знаний   в   ОЗПЭК»,   «Информационные   технологии   в образовательном процессе»). 5) профессионально­экономичекая деятельность студентов («Деньги, формы расчетов и их роль   в   экономике   России»,   “История   возникновения   денег”,   «Процесс   обращения   и   функции денег” с проведением тренинга аудитории,“Современная структура денежной массы России и её динамика в посткризисный период”,   “Исследование признаков подлинности денег на примере сравнительного   анализа   банкнот   России   и   США”,   “Актуальность   и   практический   аспект определения платежеспособности банкнот”,«Современные формы расчетов и их роль в экономике России» и многие другие.....).    В   научно­практической   конференции   принимали   участие   и   студенты   2,3,4   курсов специальности   080108   «Банковское   дело».   Поэтому   конференции,   целью   которых   стали воспитание   патриотически   настроенных   граждан   России,   способных   адекватно   воспринимать правовые основы жизни и общества, творчески и самостоятельно осознавать права личности и обязанности   полноценного   участника   современного   государства   на   основе   сформированных правовых,   профессиональных   и   специальных   знаний,   приобретают   статус   городской   или региональной. По итогам конференций был изданы сборники докладов и презентаций  участников.      В   течение   2009­2012   г.г.   в   колледже   изучалась   и   разрабатывалась   методическая     тема: «Внедрение   современных   образовательных   технологий   в   обучение   как   необходимое   условие среднего профессионального образования». Результатом изучения   темы   стали   организация и проведение научно­практических конференций.     Целью конференций являлись организация творческого процесса совместной коммуникативной деятельности преподавателей и студентов среднего профессионального образования по поиску альтернативных решений  в ходе получения учебно–научных знаний.                 Основные задачи конференций: 1.   Совершенствование   применения   технологий   обучения   (альтернативное   обучение),   способов интенсификации образовательного процесса и мобилизация потенциала личности. 2.  Определение роли исследовательской работы  в практической деятельности преподавателя по освоению   и   закреплению   навыков   поиска   и   обработки   информации,   а   также   оформлению результатов. 3.  Проблема личностного развития человека в реальных условиях.        В отчетах о творческой исследовательской работе студентов как часть профессиональной подготовки в рамках защиты отчетов о практике по профилю специальности 080108 «Банковское дело», междисциплинарных  курсовых работ преподавателя Пархоменко А.Ю. отмечалось, что именно   в   творческом   взаимодействии   студентов   и   преподавателей   формируется   личность будущего профессионала, развивается умение решать актуальные проблемы, анализировать свою работу, вклад в проф.обучение и пр.... Так же в докладе на Пед.конференции подчеркивается, что учебное   заведение,   готовя     специалиста   к   будущей     практической   деятельности   должно выработать у студента умение осмысливать собственную деятельность с научных позиций.....              По мнению   преподавателя специальных банковских дисциплин,   современный подход к понятию   «исследовательская    деятельность»   характеризуется  уменьшением   факторов  научной новизны исследований и возрастанием ее содержательного аспекта,  когда субъективный характер открытий   приобретает   личную   значимость.   Давно   не   ставится   вопрос   ­   применима   ли исследовательская деятельность в системе СПО, а исследуются возможности ее использования в практике   учебных   заведений.   Например,   создание   студентами   специальных   стендов   по специальности 080108 «Банковское дело» ­ «Время Сбережений» и постоянное его обновление, творческие конкурсы газет к памятным датам, например к 150­летнему Юбилею ЦБРФ, к 170­ летнему   Юбилею   Сбербанка   РФ,   ежемесячное   изготовление   плакатов   или   информационных листков   с   новостями   в   банковской   сфере   деятельности   и   экономике   России.   Проведение конкурсов   рефератов,   смотров­конкурсов   профессиональных   плакатов   и   газет   также демонстрирует   активность   студентов   в   продвижении   профессиональных   умений   и   желания   к внеклассной деятельности....        Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе его лежит развитие  познавательных   навыков,  умение   самостоятельно   конструировать  свои   знания,  уметь ориентироваться в информационном пространстве. Это одновременно и путь познания и способ организации процесса познания. Метод проектов это именно способ достижения дидактической цели   через   детальную   разработку   проблемы,   которая   должна   завершиться   вполне   реальным осязаемым результатом.           Необходимо отметить, что метод проектов в профессиональной подготовке специалистов подчеркивает, что формирование проектной деятельности есть психологическое новообразование. Но оно должно осуществляться не вместо предметного системного обучения, а совместно с ним, как компонент системы образования.     Бесспорно, что в настоящее время в образовательном процессе важным является формирование научно   ­   социально   адаптированной   личности   будущего   специалиста.   В   процессе   обучения студенты должны  в полном объеме овладевать учебным программным материалом, приобретать практические   навыки,     постоянно   повышать   уровень   знаний,     владеть   методами   научного исследования,   уметь   применять     полученные   теоретические   знания   на   практике,   быть конкурентоспособными специалистами, адаптированными к современным условиям.      Интересен анализ работы по воспитанию  творческой активности студентов в ходе овладения ими     профессией,   проделанный   преподавателем­классным   руководителем   группы,   отслеживая путь, который прошли студенты за 4 года обучения в колледже. Данная задача решается путем применения   методики,   основанной   на     восприятии   информации,   проводя   уроки­конференции, творческую   защиту   курсовых   проектов,   отчетов   по   профессиональной   практике,   организации открытых уроков и классных часов, в ходе которых практически все студенты смогли реализовать свой творческий потенциал и приобрести неоценимый опыт для будущей  деятельности.       Новая 11 группа (набор на 2011­2012 уч.год) как новый этап в работе над методической темой года даёт новый материал для исследования (открытый классный час  «Путешествие в страну Денег»,   проведенный   как   конкурс­игра   с   приглашенной   аудиторией   из   15   группы,   День самоуправления,   Встречи   с   бывшими   выпускниками,   Беседы   о   профессии   банкира   при организации классных часов в течение года)....     В   принципе   можно   утверждать,   что   любая   технология   представляет   собой   единство стереотипных и творческих действий, а применение   новых технологий открывает возможности для наиболее полной реализации потребности личности в развитии ее творческого и умственного потенциала  в виде презентаций, фотомонтажей и пр..     За последний учебный год преподаватели и студенты колледжа участвовали в межрегиональных конференциях и конкурсах.........       Участвуя в городских, региональных конкурсах, конференциях исследовательскими работами студенты   раскрывают   свой   творческий   потенциал,   что   впоследствии   позволит   им   легко ориентироваться в постоянно обновляющемся потоке информации, быстрой смене технологий. Применение   исследования   в   сфере   образования   в   качестве   основы   при   построении образовательных   технологий   дает   возможность   развить   у   учащихся   важнейший   инструмент оперативного освоения действительности – умения осваивать не суммы готовых знаний, а методы приобретения   новых   знаний   в   условиях   стремительного   увеличения   совокупных   знаний человечества.    Преподаватель                            Пархоменко А.Ю.

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в современных условиях

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности  в современных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2017