Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦМК ОГСЭ Протокол № ____ «____» _______________ 20 ___ г. Председатель ЦМК ____________Л.М Иванова |
утверждено Зав. филиалом БПОУ «ЧМК» МЗ Чувашии в г. Канаш ____________ Т.Э Фадеева |
Методическая разработка теоретического занятия
системы показательных
уравнений и неравенств.
учебная дисциплина БД. 04 Математика
специальность 34.02.01Сестринское дело
(базовая подготовка)
Канаш, 2021
Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Аннотация
Данная методическая разработка по теме «Системы показательных уравнений и неравенств» является уроком изучения нового материала. Урок построен так, чтобы обучающиеся, опираясь на ранее полученные знания, могли вывести формулы сами. Материал урока направлен на изучение системы показательных уравнений и неравенств.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. методический блок. 4
1.1. Учебно-методическая карта. 4
Формы деятельности. 4
1.2. Технологическая карта. 8
2. Информационный блок. 10
2.1. План лекции. 10
2.2 Текст лекции. 11
2.3. Глоссарий. 18
3. Контролирующий блок
Данная методическая разработка по теме «теме «Системы показательных уравнений и
неравенств» является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен
на развитие логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, навыков
исследовательской деятельности, творческих способностей обучающихся. Структура
урока: постановка цели и задач урока; повторение умений и навыков, являющихся
опорой для восприятия новой темы; проведение проверочных упражнений (устная
работа); изучение систем показательных уравнений и неравенств. Упражнения на
закрепление данного алгоритма; тренировочные упражнения по образу и подобию в
виде самостоятельной работы; самоконтроль обучающихся.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает
интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску
в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность.
Тема занятия |
Системы показательных уравнений и неравенств |
||||||
Учебная дисциплина |
БД.04 Математика |
||||||
Специальность |
34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) |
||||||
Курс |
I |
||||||
Группа |
9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20. |
||||||
Место проведения |
Кабинет № 5 |
||||||
Продолжительность занятия |
90 мин. |
||||||
Характеристика занятия |
Вид |
Вид занятия Лекция текущая, обзорная.
|
|||||
Тип |
Типы учебных занятий урок изучения нового материала; комбинированный урок
|
||||||
Форма |
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий. Формы деятельностиФронтальная.
|
||||||
Технологии обучения |
Традиционная технология обучения Технология развивающего обучения
|
||||||
Методы обучения |
Метод Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму. Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
|
||||||
Средства обучения |
1.По характеру воздействия на обучаемых: ИКТ - презентации; 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия.
|
||||||
Методическая цель |
Методическая цель - отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений. - реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы; |
||||||
Цели и задачи занятия |
Воспитательная |
Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.
|
Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний; Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
|
||||
Образовательная |
Обобщить и закрепить знания о способах решения показательных уравнений и неравенств, содержащихся в системах уравнений и неравенств на основе свойств показательной функции. Выяснить значение систем показательных уравнений и неравенств. Применять полученные знания в простейших ситуациях. |
Рассмотреть способы решения систем показательных уравнений и неравенств. Способствовать выработке навыков их решения. Систематизировать знания о показательных уравнениях и неравенств.
|
|||||
Развивающая |
Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;
|
Формировать навыки познавательного мышления. Продолжить развитие умения выделять главное. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развивать
навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и
самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную
математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях
и умениях при выполнении разных видов работ. |
|||||
Планируемый результат |
Уметь |
Отличать систему показательных уравнений и неравенств от других систем. Решать системы показательных уравнений и неравенств. Решать простейшие показательные уравнения; Решать однородные показательные уравнения; |
|||||
Знать |
Методы решения систем показательных уравнений и неравенств. Решение показательных уравнений: замена переменной, разложение на множители; Графический метод решения показательных уравнений; |
||||||
Формирование компетенций у обучающихся |
Общие (ОК)
|
Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
|||||
Профессиональные (ПК) |
П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; |
||||||
Межпредметные связи |
Входящие |
История |
Система показательных уравнений и неравенств. |
||||
Выходящие |
Геометрия |
|
|||||
Внутрипредметные |
Алгебра, геометрия |
||||||
Показательные уравнения, показательные неравенства. Система показательных уравнений и неравенств. |
|||||||
Оснащение занятия |
Методическое |
Методическая разработка занятия. |
|||||
Материально-техническое |
Ручка, карандаш, тетрадь, линейка. |
||||||
Информационное |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||||
Список литературы |
Основная |
1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455. 2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с. |
|||||
Дополнительная |
1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. – 2017. – 344 с. 2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов. – М., 2018. - 384 с.
|
||||||
Интернет-ресурсы |
1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. 2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472. 3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Формируемые ОК и ПК |
|
1. Организационный этап -5 мин. |
||||
Проверяет готовность обучающихся к занятию. дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку |
Готовятся к началу занятия. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин. |
||||
Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. |
По очереди комментируют свои решения. Приводят примеры. Пишут под диктовку.
|
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин. |
||||
Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.
|
Эмоционально настраиваются и готовятся обучающихся на урок. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
4. Актуализация знаний - 30 мин. |
||||
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности
|
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.
|
Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения . Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
5. Первичное усвоение новых знаний - 10 мин. |
||||
Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.
|
Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь. |
Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
6. Первичная проверка понимания - 10 мин. |
||||
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
|
Отвечают на заданные вопросы преподавателем. |
Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
7. Первичное закрепление - 5 мин. |
||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм. |
записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;
|
Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин |
||||
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала. |
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух; |
Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин |
||||
Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.
|
Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
10. Рефлексия (подведение итогов занятия) , 5 мин |
||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
|
1. Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”
|
Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Уровень усвоения |
1. |
Устная работа. Повторение. Проверка домашнего задания. |
1 |
2. |
Объяснение темы Системы показательных уравнений и неравенств. |
|
|
2. 1 Способы решения систем уравнений. |
2 |
|
2.2 Системы показательных уравнений и неравенств. |
2 |
|
2.3 Системы показательных неравенств. |
|
3. |
Закрепление нового материала. |
|
|
3.1 Решение примеров устно. |
3 |
|
3.2 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля. |
3 |
4 |
Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№240-242) |
3 |
5. |
Домашнее задание № 240-242 (четные пункты). Подведение итогов. |
3 |
1. Устная работа. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
Для реализации целей урока нам потребуется некоторый теоретический материал.
Давайте вспомним основные положения, необходимые для решения уравнений:
Вопросы:
1) функцию какого вида называют показательной;
2) какова область определения показательной функции;
3) каково множество значений показательной функции;
4) что можно сказать о монотонности показательной функции в зависимости от основания
5) уравнение какого вида называется показательным;
Пример №1. Решить неравенство:
Правило: привести к одинаковому основанию.
Так как основание больше 1, знак неравенства не меняется
Ответ:
Пример №2. Решить неравенство:
Так как основание больше 1, знак неравенства не меняется
Ответ:
Пример №3. Решить неравенство:
Так как основание меньше 1, знак неравенства меняется
Ответ:
2.Объяснение темы Системы показательных уравнений и неравенств.
2.1 Способы решения систем уравнений
Для начала кратко вспомним, какие вообще существуют способы решения систем уравнений. Существуют четыре основных способа решения систем уравнений:
1)Способ подстановки: берется любое из данных уравнений и выражается y через x, затем y подставляется в уравнение системы, откуда и находится переменная x. После этого мы легко можем вычислить переменную y.
2)Способ сложения: в данном способе необходимо умножать одно или оба уравнения на такие числа, чтобы при сложении вместе обоих одна из переменных «исчезла».
3)Графический способ: оба уравнения системы изображается на координатной плоскости и находится т очка их пересечения.
4)Способ введения новых переменных: в этом способе мы делаем замену каких-либо выражений для упрощения системы, а потом применяем один из выше указанных способов.
2.2 Системы показательных уравнений и неравенств.
Определение 1: Системы уравнений, состоящие из показательных уравнений, называются системой показательных уравнений.
Решение систем показательных уравнений будем рассматривать на примерах.
Пример 1 Решить систему уравнений.
Решение.
Будем пользоваться первым способом для решения данной системы. Для начала выразим в первом уравнении y через x.
Подставим y во второе уравнение:
[-2-x=у]
Ответ: (-4,6).
Пример 2
Решить систему уравнений
Решение.
Данная система равносильна системе
Применим четвертый метод решения уравнений. Пусть 2x=u (u >0), а 3y=v (v >0), получим:
Решим полученную систему методом сложения. Сложим уравнения:
Тогда из второго уравнения, получим, что возвращаясь к замене, получил новую систему показательных уравнений:
Получаем: Ответ: (0,1).
2.3 Системы показательных неравенств.
Определение 2: Системы неравенств, состоящие из показательных уравнений, называются системой показательных неравенств.
Решение систем показательных неравенств будем рассматривать на примерах.
Пример 3
Решить систему неравенств
Решение:
Данная система неравенств равносильна системе
Для решения первого неравенства вспомним следующую теорему равносильности показательных неравенств:
Теорема 1. Неравенство a{f(x)} >a{\varphi (x)} , где a >0,a ≠ 1 равносильна совокупности двух систем
Ответ: (-4,6).
Пример 2
Решить систему уравнений
Решение.
Данная система равносильна системе
Применим четвертый метод решения уравнений. Пусть 2x=u (u >0), а 3y=v (v >0), получим:
Решим полученную систему методом сложения. Сложим уравнения:
Тогда из второго уравнения, получим, что возвращаясь к замене, получил новую систему показательных уравнений:
Ответ:(0,1).
3.1 Решение примеров устно.
Пример №1. Решить неравенство:
Вспоминаем свойства показательной функции: , значит, Данное неравенство не имеет решений.
Пример №2. Решить неравенство:
По аналогии с предыдущим неравенством: (а, значит, ) для всех из области определения, то есть .
3.2 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.
Пример №1. Решите систему уравнений:
"Решаем" каждое из уравнений по отдельности, приводя к обычной линейной системе.
1)
2)
Получаем систему:
Ответ:
Пример №2. Решите систему уравнений:
1) Перемножим оба уравнения:
2) Поделим второе уравнение на первое:
Получаем систему:
Ответ:
Пример №3. Решите систему уравнений:
Замена:
-
Обратная замена:
Ответ:
Пример №4.
Замена:
Рассмотрим решение данной системы двумя способами:
1 способ:
Обратная замена:
2 способ:
Обратная замена:
Ответ:
4.Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы (№240-242)
5.Домашнее задание № 240-242 (четные пункты). Подведение итогов.
Термин |
Значение |
Система показательных уравнений. |
Это система уравнений, состоящие из показательных уравнений. |
Система показательных неравенств. |
Это система неравенств, состоящие из показательных уравнений и неравенств. |
3. Контролирующий блок
Самостоятельная работа «Системы показательных уравнений и неравенств»
1 вариант
1. Решить уравнение: а) ,
б) ,
в) -5=0.
2. Решить неравенство: .
3. Решить систему уравнений: 1)
2)
3)
Самостоятельная работа «Системы показательных уравнений и неравенств»
2 вариант
1. Решить уравнение: а) ,
б) ,
в) +9=0.
2. Решить неравенство: .
3. Решить систему уравнений: 1)
2)
3)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.