Еремина Ольга Викторовна
Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г.о. Тольятти, Самарская обл.
«Ситуация успеха как фактор мотивации к обучению».
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходят кардинальные изменения в жизни ребенка: появляются новые требования, новая социальная роль ученика, а главное, принципиально новый вид деятельности – учебная.
В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие ребенком своего места в системе отношений, интересы, ценности. Полностью изменяется весь уклад его жизни. Одновременно с этим продолжает активно развиваться личность ребенка, интенсивно развивается самосознание, происходит становление самооценки младшего школьника. В этой ситуации многое зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
Особенно сложно в этот период развития приходится обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Именно они в связи с имеющимися особенностями в развитии часто оказываются в хронической «ситуации неуспеха» в ведущей учебной деятельности, что не может не отражаться на их дальнейшем развитии. Поэтому очень важно формирование у них компенсаторной мотивации, а также возможность самоутвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой и др.
Успешная учебная деятельность дает ребенку уверенность в своих действиях и поступках. Очень часто приходится слышать от учащихся ОВЗ фразы, выражающие негативное отношение к школе. Такой ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, также, как и другие. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу с желанием учиться, но со временем он теряет интерес к учебе.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он утверждал, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Следовательно, основная задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Переживание учеником ситуации успеха:
· повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
· стимулирует к высокой результативности труда;
· корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
· развивает инициативность, креативность, активность;
· поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Создание ситуации успеха предполагает цепочку последовательных действий:
· установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап),
· обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,
· сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.
Исследования психологов показывают, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования мотивации обучения. Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.
Существует целый арсенал хорошо известных, педагогических методов и приемов, позволяющих создать для обучающихся ситуацию успеха. Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них необходимо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях современного общества, оставаясь при этом гуманным. Только силами педагогов, без заинтересованности и активной поддержки родителей, обучающихся сделать это крайне сложно.
Родителям просто необходимо создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, повышая таким образом у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, развивая устойчивый познавательный интерес к учению. При этом надо помнить об основных принципах поддержки ребенка: признание за ребенком права не знать и допускать ошибку, уважение мнения и позиции ребенка, убеждение без порицания и жесткого принуждения, эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка, демонстрация роста его успехов и личных достижений (семейный портфолио, стена достижений и т.п.)
Литература:
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.
5. http://festival.1september.ru/articles/518855/
6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/14/sozdanie-situatsii-uspekha-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.