«Ситуация успеха для ребенка важное условие формирования его мотивации к обучению».
Оценка 4.9

«Ситуация успеха для ребенка важное условие формирования его мотивации к обучению».

Оценка 4.9
doc
25.03.2022
«Ситуация успеха для ребенка важное условие формирования его мотивации к обучению».
ситуация успеха.doc

Еремина Ольга Викторовна

Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г.о. Тольятти, Самарская обл.

 «Ситуация успеха как фактор мотивации к обучению».

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходят кардинальные изменения   в жизни ребенка: появляются новые требования, новая социальная роль ученика, а главное, принципиально новый вид деятельности – учебная.

В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие ребенком своего места в системе отношений, интересы, ценности. Полностью изменяется весь уклад его жизни. Одновременно с этим продолжает активно развиваться личность ребенка, интенсивно развивается самосознание, происходит становление самооценки младшего школьника. В этой ситуации многое зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

Особенно сложно в этот период развития приходится обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Именно они в связи с имеющимися особенностями в развитии часто оказываются в хронической «ситуации неуспеха» в ведущей учебной деятельности, что не может не отражаться на их дальнейшем развитии. Поэтому очень важно формирование у них компенсаторной мотивации, а также возможность самоутвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой и др.

Успешная учебная деятельность дает ребенку уверенность в своих действиях и поступках. Очень часто приходится слышать от учащихся ОВЗ фразы, выражающие негативное отношение к школе. Такой ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, также, как и другие. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу с желанием учиться, но со временем он теряет интерес к учебе.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он утверждал, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.  

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Следовательно, основная задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Переживание учеником ситуации успеха:

·       повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

·       стимулирует к высокой результативности труда;

·       корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

·       развивает инициативность, креативность, активность;

·       поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуации успеха предполагает цепочку последовательных действий:

·               установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап),

·               обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,

·               сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.

Исследования психологов показывают, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования мотивации обучения. Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика.

Существует целый арсенал хорошо известных, педагогических методов и приемов, позволяющих создать для обучающихся ситуацию успеха. Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них необходимо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях современного общества, оставаясь при этом гуманным.  Только силами педагогов, без заинтересованности и активной поддержки родителей, обучающихся сделать это крайне сложно.

Родителям просто необходимо создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, повышая таким образом у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, развивая устойчивый познавательный интерес к учению. При этом надо помнить об основных принципах поддержки ребенка: признание за ребенком права не знать и допускать ошибку, уважение мнения и позиции ребенка, убеждение без порицания и жесткого принуждения, эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка, демонстрация роста его успехов и личных достижений (семейный портфолио, стена достижений и т.п.) 

Литература:

1.                     Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

2.                     Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

3.                     Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.

4.                     Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.

5.                     http://festival.1september.ru/articles/518855/

6.                     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/09/14/sozdanie-situatsii-uspekha-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole


7.                     Скачано с www.znanio.ru

Еремина Ольга Викторовна Педагог-психолог

Еремина Ольга Викторовна Педагог-психолог

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться

Родителям просто необходимо создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, повышая таким образом у учащихся внутреннюю мотивацию учебной…

Родителям просто необходимо создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, повышая таким образом у учащихся внутреннюю мотивацию учебной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2022