"Сказание о белгородском киселе" (план-конспект урока)
Оценка 5

"Сказание о белгородском киселе" (план-конспект урока)

Оценка 5
docx
03.03.2020
"Сказание о белгородском киселе" (план-конспект урока)
откр.урок Сказание о белгор.киселе.docx

            Цели урока: познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».

            Задачи урока:

            Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия «летопись», «летописание»; познакомить с содержанием «Сказания о белгородском киселе»; формирование навыка работы с иллюстрациями.

            Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению; раскрывать творческий потенциал учащихся; развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

            Воспитательные: воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову; формирование и воспитание духовно развитой личности; воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

            Оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014г, репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец»

                                                                       Ход урока

       I.            Организационный момент.

- Добрый день! Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

 

    II.            Работа с учебником.

Слово учителя. Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство  с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».

Вспомните, когда возникла древнерусская литература. (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.)

На прошлом уроке мы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)

-        Что представляли собой первые книги?

-        Как читали книги люди Древней Руси?

-        Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы?

-        Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.

-        Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?

Слово учителя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.)

·         Летопись - погодная запись  исторических событий, производимая современником.

·         Летописание – составление  летописи.

·         Летописец – составитель летописи.

 

Слово учителя. В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

 

 III.            Устное рисование.

-        Что мы видим на картине?

-        Как изображен летописец?

-        Какова главная мысль этой миниатюры? (Миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.)

-        Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»?

Слово учителя. «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе».

-        Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.)

-         

 IV.            Чтение учителем  «Сказание о Белгородском киселе».

-        Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)

-        В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

 

    V.            Словарная работа.

Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

·         Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

·         Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.

·         Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.

·         Восвояси – к себе домой.

 

 VI.            Беседа по тексту сказания.

-        Когда происходит  действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)

-        Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

-        Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

-        Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

-        В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

-        Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

-        Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

 

VII.            Задание к тексту.

-        Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.

-        С какой интонацией надо читать начало сказания? ( С грустной, потому что трагическая ситуация.)

-        С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)

-        Попробуйте показать интонацией при чтении грустные  и радостные моменты сказания.

 

VIII.            Подведение итогов.

-        Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)

-        Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)

-        Д.С.Лихачев был одним из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране. Благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины. Его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны.

 

 

 IX.            Рефлексия. Продолжить фразу:

На уроке я узнал...

На уроке я понял...

 

 


 

Цели урока: познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе»

Цели урока: познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе»

Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником

Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником

Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода

Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020