Консультативный материал для педагогов:
«Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей в условиях детского сада»
Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни ребенка и сопровождает его. Особенно велика ее роль в воспитании детей дошкольного возраста.
Каждый ребенок по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать социально-коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Работа ориентирована на формирование образности речи детей в процессе ознакомления со сказкой. В связи с этим изучаем, читаем, слушаем, играем и конечно же используем разнообразную театрализованную деятельность. С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи.
Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а также нравственных качеств личности ребёнка, которое определяет его внутренний мир. Значительную роль в использовании нравственного содержания сказки, как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения дошкольника «играет». Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной и совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Работа строится на следующих основных принципах:
- тщательный отбор материала в соответствии с возрастом детей;
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активное включение детей;
- использование развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.
По работе со сказкой создана соответствующая предметно-развивающая среда. В детском саду предметно-пространственная развивающая образовательная среда заявлена как один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, а одной из функций предметнопространственной развивающей среды определена коммуникативная функция.
• Книжный центр. В этом центре ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
• Сюжетные картинки по сказкам. Сочинение сказок по картинкам поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец), использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.
• Инсценировки по сказкам. Ролевые игры и инсценировки по сказкам очень популярны у детей. Они помогают детям примерить на себя роль разных персонажей, прочувствовать их эмоции, передать тембр голоса мышки или мишки косолапого, понять причины тех или иных поступков, способствуют развитию уверенности в себе. Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов.
• Настольный театр по сказкам. Постановка кукольного спектакля - это увлекательная игра, а также важный шаг к творческому самовыражению. Настольный театр развивает у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогает справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, воображения, внимания, расширению кругозора. Настольный театр можно сделать своими руками из бумаги и картона, из бросового материала и т.д. Такой театр обычно очень интересен детям.
• Пальчиковый театр. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
• Сказки-раскраски. Дети с удовольствием раскрашивают полюбившихся персонажей или дорисовывают персонажу хвостик, ушки, глаза.
• Настольно-печатные игры по сказкам. Это кубики, лото, домино, парные картинки. Дети собирают разрезные картинки по мотивам сказок.
Нетрадиционные способы работы со сказкой. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные
ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д |
Особой популярностью |
в нашей группе пользуется метод придумывания другой концовки. Скажу |
честно, детской фантазии нет предела, но в концовке, придуманной детьми, колобок не прыгнул лисе на нос, а спел свою песенку громко, чтобы лиса услышала.
Чтобы работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, привлекала родителей. Старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовала различные формы работы:
• консультации по запросам родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»;
• мастер-класс для родителей «Приемы работы со сказкой»
• родительском собрание с показом презентации «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
• создание родителями электронной книжки-малышки « По страницам любимых сказок»
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к сказкам;
• изготовление лепбуков по любимым сказкам. Дети выбирали любимую сказку и вместе с родителями собирали информацию, иллюстрации для оформления лепбука.
• рисование сказки. Дети вместе с родителями рисовали персонажей из любимых сказок, рассказов, стихов. Совместное рисование детей и взрослых — способствует развитию ребенка. Оно укрепляет дружеские отношения, способствует повышению доверия и позитивного настроя малыша.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители и педагоги дают во время совместного чтения. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видит и понимает его взрослый. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по своему, дети «создают собственную картину мира». К дошкольному образованию - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому сказка является одним из самых доступных, понятных, гармоничных с природой развития ребенка средств воспитания и обучения.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию, все виды памяти; умение правильно использовать мимику.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу в том, что такое хорошо и что такое плохо. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Наблюдая за изменениями в поведении детей, проявляется эффективность системы работы над сказкой. У детей повысился уровень самоконтроля, уровень эмоционального контроля, что позволило им адекватно вести себя в конфликтных ситуациях. У дошкольников изменилось и внешнее проявление чувств. Они научились сдерживать свои эмоции и адекватно выражать их в принятой общественной форме: при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса.
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Систематическая работа над сказкой может иметь существенное значение в жизни ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.