РОДИТЕЛЯМ ВСЕГДА ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ РЕЧЬ ИХ МАЛЫША ЗВУЧАЛА ПЛАВНО И КРАСИВО?
ДЛЯ ЭТОГО БЫВАЕТ ПОЛЕЗНО ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ.
Как известно, организаторами не рождаются. А чтобы ваш ребенок научился говорить красиво и правильно, не стоит пускать это важное дело на самотек. Чтобы речь лилась легко и плавно произношение должно быть ясным и четким. Слова, сказанные сквозь зубы, почти не раскрывая рта, вряд ли послужат хорошему взаимопониманию между людьми. Так что постараемся устранить этот и многие другие распространенные недостатки речи у ребенка, пока они не вошли в привычку.
Как поется в известной песенке: "Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка". Они нужны и для развития органов речи. А для этого нам предстоит заняться артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Это полезно каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет. Гимнастика особенно нужна тем, у кого отмечается нарушение звукопроизношения, задержка речевого развития или заикание.
Что же вообще необходимо для правильной артикуляции? Оказывается, очень важно, чтобы, когда мы произносим любой звук, наши губы, язык и нижняя челюсть двигались точно и слаженно. Артикуляционные и дыхательные упражнения сделают мышцы, участвующие в образовании звуков, более подвижными.
Как заниматься дома.
Детям всегда интересны сказочные истории, а наша гимнастика дает возможность стать их непосредственным участником. Описания, данные в скобках, помогут маме понять суть каждого упражнения. Каждая история рассчитана на 15 – 20 минут, так что малыш не успеет устать. Однако при этом важно не спешить и каждое движение отрабатывать до тех пор, пока оно не получится как следует. Если вы заметили, что ребенок отвлекается, возможно он утомлен, в таком случае занятия продолжать не стоит. Помните, что работа с детьми строится только на интересе, без всякого принуждения.
По вашему усмотрению какую-то историю можно повторять (если ребенок не справляется с упражнением) или объединить с другой (если ваш малыш делает все легко и у вас остается время в запасе). Можете даже пофантазировать и придумать что-нибудь новенькое, но при этом следует учитывать возможности ребенка и уже отработанные упражнения.
С чего начать?
Устраивайтесь поудобнее и непременно перед зеркалом. Это может быть трюмо на туалетном столике или зеркало на подставке. Главное, чтобы ваш малыш хорошо видел работу своих артикуляционных органов. С этими самыми органами ему и предстоит познакомиться. И так мамин рассказ начинается: "Только у моего сыночка (или дочки) такие веселые глазки, задорный носик, розовые губки, а за ними – ровные беленькие зубки. Если их разжать, откроется что-то темное и таинственное. Это – рот! А кто же там прячется, розовый и непоседливый? Может быть это маленький гномик? Он спрятался в глубокой пещере и не хочет оттуда выходить. Как мы его назовем? Впрочем, не будем ломать голову. Ему уже давнымдавно придумали имя – Язычок.
Хочешь послушать истории о гномике по имени Язычок? Представь себе, он живет именно в твоем ротике? Язычок и станет главным участником наших историй".
Домик для Язычка.
Жил-был гномик Язычок, очень грустный и одинокий. У него не было своего домика.
Бродил он по лесу, ночуя то под кустом, то в норке у
мышки. Но однажды гномику повезло: он
нашел себе подходящее жилье. Это была темная пещера – рот с овальным входом. Ее стены,
очень мягкие и теплые, назывались щеки. Стены могли раздуваться словно шарики, когда в пещеру залетал ветерок.
Потолок пещеры был сводчатым и высоким. Язычок назвал его небо. Не правда ли, это очень похоже на слово "небо"? Только в отличие от неба, которое бывает голубым или серым, небо всегда было розовым и к тому же неровным. Впереди, возле входа, на нем проступали бугорки – альвеолы, а сзади купол неба переходил в занавеску с маленьким отростком – увулей. Свисающим вниз. Мягкая занавеска прикрывала вход в глубокий тоннель – горло. По нему постоянно проходил воздух, проветривающий
пещеру. Язычок никогда не заходил в этот тоннель: там было слишком темно.
Чтобы избежать сквозняков, гномик установил в своем жилище две пары дверей. Створки внутренних были твердыми и белыми, они назывались зубы, а створки наружных – мягкими и красными, это – губы.
Гномику очень нравился его новый дом. Даже постоянная сырость в пещерке его ничуть не смущала. Благодаря ей кожа Язычка никогда не пересыхала, и он всегда был в хорошем настроении. А главное, это была его пещера! (Рассказывая эту историю, показывайте и называйте все органы артикуляции. Пусть ребенок рассмотрит их и повторит названия).
Смена настроения.
Обзаведясь своим домом, Язычок научился улыбаться. (Предложите малышу изобразить улыбку, При этом губы растягиваются, обнажая сомкнутые передние зубы Проследите, чтобы ребенок не жмурился и удержал улыбку не менее 10 сек.) Вспоминая свою прежнюю бездомную жизнь, Язычок порой вновь становился грустным. Пусть и наше следующее упражнение называется "Грусть". (Надо постараться опустить уголки рта, а сжатые губы слегка приподнять. И глазки поневоле становятся печальными).
Но шло время, и грустные мысли улетучивались, уступая место веселым. Язычок снова улыбался. (Повторяем упражнение "Улыбка"). На самом деле их стало еще больше, и их нужно было быстро решать. В такие минуты Язычок становился очень серьезным и сосредоточенным. (Вашему малышу тоже придется нахмурить брови, сомкнуть губки и слегка приподнять их вверх, то есть принять очень серьезный вид).
Иногда гномик на кого-нибудь обижался и чуть не плакал. (Попробуем изобразить обиду. Надуем губы, уголки рта опустим. Лицо само собой примет обиженное и капризное выражение).
Вот таким разным был Язычок в зависимости от настроения и обстоятельств.
Упрямые двери.
Из-за постоянной сырости двери в домике у Язычка набухали и с трудом открывались. Пробуем изобразить это с помощью упражнения "Двери", (Малышке предстоит открывать и закрывать рот, опуская и поднимая нижнюю челюсть свободно, а затем с сопротивлением, подставив под подбородок ладонь).
Гномику приходилось даже раскачивать двери, чтобы выйти наружу. Попытаемся и мы "раскачивать двери". (Ребенок делает 10 движений нижней челюстью из стороны в сторону, а потом ровно столько же верхней).
Однако даже после этого двери не хотели открываться. И тогда приходилось приподнимать их то с одной, то с другой стороны. (Попробуем и мы "приподнимать двери". Во всех случаях зубы остаются плотно сжатыми:
- не менее 5 раз приподнимаем правый уголок рта, оставляя левый неподвижным, затем активно работаем левым уголком, оставляя неподвижным правый;
- поочередно приподнимаем то правый, то левый уголок рта, и так не менее 5 раз). А иногда двери и вовсе перекашивало: их внутренние створки мешали закрываться внешним. (Упражнение "Двери перекосило":
- не менее 10 раз нижними передними зубами покусываем верхнюю губу, то же самое проделываем верхними зубами с нижней губой;
- на счет раз-два чередуем покусывание нижней и верхней губы. Это упражнение повторим не менее 5 раз).
Тогда гномику приходилось брать рубанок и стесывать края дверей. (Делаем упражнение "Рубанок".
- не менее 5 раз верхними передними зубами энергично поскребем по нижней губе, затем то же самое проделаем нижними передними зубами с верхней губой;
- чередуем оба варианта на счет раз-два не менее 5 раз). Наконец двери могли свободно открываться и закрываться. И гномик со спокойной душой отправился спать. (Научимся и мы
"закрывать двери", последовательно смыкая зубы, потом губы).
Утро Язычка.
Каждое утро, проснувшись, гномик совершал ритуал:
- зевал (сделаем и мы соответствующее движение);
- потягивался (широко откроем рот и с силой потянемся кончиком языка к небу);
- делал зарядку (широко откроем рот, язык энергично поднимем и опустим на счет раз-два не менее 5 раз);
- чистил зубы с внешней и внутренней стороны (проведем кончиком языка по внешней и внутренней поверхности зубов сверху вниз);
- полоскал рот (имитируем полоскание: перегоняем воздух из одной щеки в другую);
- умывался (широким движением языка проводим сверху вниз по верхней губе: губы растянуты, но не подворачиваются на зубы):
- потом гномик открывал все двери (сначала – губы, затем – зубы), высовывался на улицу и смотрел налево, направо, вверх и вниз. (Сделав язык узким, тянем его как можно дальше соответственно к левой щеке, затем к правой, к носу и к подбородку). Если погода его устраивала, Язычок выбирался из дому на утреннюю пробежку, несколько раз обегал свой домик, двигаясь сначала в одну, потом в другую сторону (совершим и мы круговые движения высунутым язычком из стороны в сторону. Ротик при этом широко открыт, губы не подворачиваются за зубы, движения языком стараемся делать с наибольшей амплитудой). Завершил пробежку, Язычок делал несколько дыхательных упражнений: - вдох ртом, выдох через нос; - вдох и выдох через рот.
После этого Гномик возвращался домой и закрывал одну дверь (зубы), другую (губы). Пришла пора и вам с малышом отдохнуть до следующего занятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.