Сказка как вид народной прозы (урок литературы в 5 классе). Цели урока: познакомить с волшебной сказкой, обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения, развивать навыки беглого выразительного чтения.
Сказка — ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы знаете?
6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».
7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.docx
СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНАЛЯГУШКА»
Цели урока: познакомить с волшебной сказкой, обучить художественному
пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения, развивать навыки
беглого выразительного чтения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника):
1. Что такое «сказки»?
2. Поясните слова А. С. Пушкина:
Сказка — ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы знаете?
6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».
7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры
героев.
Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место
в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас
самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская
народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра
над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.
М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности
летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о «ковресамолете».
Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогахскороходах»... Мыслили о
возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности
построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное
против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной
станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Это сказка «Царевна
лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и
выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки,
которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.
II. Чтение сказки учителем.
Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно — повторы, ярко и назидательно —
концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы
Премудрой, на отношении к ней Иванацаревича, на восхищении царя ее работой, а также
на других не менее важных моментах жизни героев.
III. Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.
IV. Обучение художественному пересказу.
В давние времена существовала на Руси почетная профессия — «сказитель». Эти
люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на
жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывал о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну — сказку в сказке и сам воспринимает это как
правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова
сведения, записанные в 50е годы ХХ в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это
могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И мертвые
воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»
Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить
его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.
Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением,
их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском
Севере была традиция — брать сказителя в артель. И за свою работу — сказывание сказок
— он получал равную со всеми плату.
До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова,
Орина Федосова, Иван Ковалев — эти люди вкладывали всю свою душу в произведения,
которые исполняли.
Составление и запись плана пересказа.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иванцаревич и старый старичок.
4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и БабаЯга.
6. Счастливое завершение сказки.
Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.
Сказка как вид народной прозы.
Сказка как вид народной прозы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.