Сказка как вид народной прозы.
Оценка 4.6

Сказка как вид народной прозы.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
5 кл
30.03.2019
Сказка как вид народной прозы.
Сказка как вид народной прозы (урок литературы в 5 классе). Цели урока: познакомить с волшебной сказкой, обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения, развивать навыки беглого выразительного чтения. Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. 3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок? 4. Что хотели люди отразить в сказках? 5. Какие виды сказок вы знаете? 6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты». 7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.docx
СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА­ЛЯГУШКА» Цели   урока:  познакомить   с   волшебной   сказкой,   обучить   художественному пересказу,   в   котором   максимально   сохраняется   текст   произведения,   развивать   навыки беглого выразительного чтения. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника): 1. Что такое «сказки»? 2. Поясните слова А. С. Пушкина: Сказка — ложь, да в ней намек!  Добрым молодцам урок. 3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок? 4. Что хотели люди отразить в сказках? 5. Какие виды сказок вы знаете? 6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты». 7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои? Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев. Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев. М.   Горький   писал:   «Уже   в   глубокой   древности   люди   мечтали   о   возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о «ковре­самолете». Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах­скороходах»... Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок   для   тканья   и   создали   сказку   о   Василисе   Премудрой...»   Это   сказка   «Царевна­ лягушка».   Поколение   следовало   за   поколением,   а   сказка   жила,   совершенствовалась   и выдержала   испытание   временем,   сейчас   существует   несколько   вариантов   этой   сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся. II. Чтение сказки учителем. Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно — повторы, ярко и назидательно — концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана­царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев. III. Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки. IV. Обучение художественному пересказу. В давние времена существовала на Руси почетная профессия — «сказитель». Эти люди  ходили  по  стране и,  рассказывая  сказки,  былины,  легенды,  зарабатывали  себе  на жизнь.   Многие   слушатели   считали,   что,   по   сути,   рассказывал   о   том,   откуда   приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну — сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50­е годы ХХ в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И мертвые воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..» Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки. Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция — брать сказителя в артель. И за свою работу — сказывание сказок — он получал равную со всеми плату. До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев — эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли. Составление и запись плана пересказа. 1. Сватовство царевичей. 2. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковер за ночь; в) приехать на царский пир. 3. Иван­царевич и старый старичок. 4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой. 5. Царевич и Баба­Яга. 6. Счастливое завершение сказки. Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.

Сказка как вид народной прозы.

Сказка как вид народной прозы.

Сказка как вид народной прозы.

Сказка как вид народной прозы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019