Сказка как вид народной прозы.

  • Работа в классе
  • docx
  • 30.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сказка как вид народной прозы (урок литературы в 5 классе). Цели урока: познакомить с волшебной сказкой, обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения, развивать навыки беглого выразительного чтения. Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. 3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок? 4. Что хотели люди отразить в сказках? 5. Какие виды сказок вы знаете? 6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты». 7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Иконка файла материала СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.docx
СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА­ЛЯГУШКА» Цели   урока:  познакомить   с   волшебной   сказкой,   обучить   художественному пересказу,   в   котором   максимально   сохраняется   текст   произведения,   развивать   навыки беглого выразительного чтения. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника): 1. Что такое «сказки»? 2. Поясните слова А. С. Пушкина: Сказка — ложь, да в ней намек!  Добрым молодцам урок. 3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок? 4. Что хотели люди отразить в сказках? 5. Какие виды сказок вы знаете? 6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты». 7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои? Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев. Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев. М.   Горький   писал:   «Уже   в   глубокой   древности   люди   мечтали   о   возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о «ковре­самолете». Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах­скороходах»... Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок   для   тканья   и   создали   сказку   о   Василисе   Премудрой...»   Это   сказка   «Царевна­ лягушка».   Поколение   следовало   за   поколением,   а   сказка   жила,   совершенствовалась   и выдержала   испытание   временем,   сейчас   существует   несколько   вариантов   этой   сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся. II. Чтение сказки учителем. Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно — повторы, ярко и назидательно — концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана­царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев. III. Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки. IV. Обучение художественному пересказу. В давние времена существовала на Руси почетная профессия — «сказитель». Эти люди  ходили  по  стране и,  рассказывая  сказки,  былины,  легенды,  зарабатывали  себе  на жизнь.   Многие   слушатели   считали,   что,   по   сути,   рассказывал   о   том,   откуда   приходятсказки, сказитель преподносит им еще одну — сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50­е годы ХХ в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И мертвые воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..» Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки. Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция — брать сказителя в артель. И за свою работу — сказывание сказок — он получал равную со всеми плату. До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев — эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли. Составление и запись плана пересказа. 1. Сватовство царевичей. 2. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковер за ночь; в) приехать на царский пир. 3. Иван­царевич и старый старичок. 4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой. 5. Царевич и Баба­Яга. 6. Счастливое завершение сказки. Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.