Синквейн на уроках литературы
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
И.Кант.
Современная школа и новые жизненные условия выдвигают свои требования к обучающимся и образовательному процессу в целом. Сегодня педагоги понимают, что цель обучения - это не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие и воспитание творческой личности. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления, то есть умение нестандартно открывать новые знания. Используя разнообразные методы обучения, необходимо систематически, целенаправленно развивать у детей гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо прочно вошла в педагогическую практику. Методика необходима современному школьнику, потому что является универсальной и мобильной. Она применима на уроках литературы, когда нужно глубоко понять и осмыслить содержание художественного произведения. Опрос показал, что более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Все учащиеся (даже самые слабые) легко справляются с заданием, а учитель получает уникальную возможность проверить знания.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Прием универсален. Использовать синквейн можно на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Синквейн даёт возможность понять, насколько глубоко ребенок видит и понимает проблемы, поднятые в художественных произведениях.
Примеры синквейнов:
Левша. (Н.С.Лесков, «Левша»)
Необразованный, неопрятный.
Подковывает, мастерит, творит.
Без труда - не выловишь рыбку из пруда.
Искусство.
Иванова В,,6 класс
Левша.
Творческий, трудолюбивый.
Трудится, путешествует, изучает.
Очень любит свою родину.
Патриот.
ПлатоноваА.,6 класс
В.Дубровский (А.С.Пушкин, «Дубровский»)
Гордый, справедливый.
Защищает, борется, любит.
Даёт возможность почувствовать себя сильным.
Герой.
Механошин М.,6 класс
Маша.
Скромная, кроткая.
Любит, страдает ,ждёт.
Любви все возрасты покорны.
Невольница.
Ескин И.,6 класс
М.Ю.Лермонтов.
Задумчивый, одинокий.
Служит, вдохновляет, мыслит.
В 27- ведает, что творит.
Смерть.
Валянский В.,6 класс
А.С.Пушкин.
Поэтичный, одарённый.
Любит, творит, верует.
Выбирает для себя Бога.
Вечность.
Загирная Ю.,6 класс
Ф.И.Тютчев.
Образованный, выдающийся.
Изучает, переводит, размышляет.
У поэта природа и человек соединены в одно целое.
Философ.
Ескин И., 6 класс
А.А.Фет.
Целеустремлённый, терпеливый.
Страдает, познаёт, удивляет.
«Все страдания и горести жизни - имя им Фет».
Ребёнок.
Загирная Ю. 6 класс
Что такое синквейн? Предлагаю вашему вниманию ответы учащихся.
«Синквейн - очень полезная форма для мыслей.» - Сарварова Д. 6 класс
«Синквейн - проверка знаний.» - Капишев С. 6 класс
«Синквейн - индивидуальный стиль творчества в пяти строках.» - Близнецов Е. 6 класс
«Синквейн - это искусство.» - Денисов С. 6 класс
Синквейн - воплощение индивидуальности, возможность выразить своё особое, неповторимое «Я». Результатом творческой деятельности учеников является развитие их образного мышления, речи, ассоциативной памяти, отбор речевых конструкций для собственных текстов. Поэтому творческие способности школьников необходимо начинать развивать как можно раньше, и этот процесс должен быть непрекращающимся в решении новых задач.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.