Сказки. Волшебная сказка. Сказка-легенда
Цели: учить умению читать сказки; знать их; учить видеть главную идею сказки.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Выставка сказок, придуманных детьми.
Учитель. От какого слова произошло «сказка»?
Сказка, или казка, байка, побасенка (древнейшее ее название басень – от слова «баять», «говорить») – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: что ты мне сказки рассказываешь.
– Вспомните, кто сказал такие слова: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
– Правильно, это сказал А. С. Пушкин. Поэт незнание сказок расценивал как недостаток своего «проклятого» воспитания! Ему же принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!!..» Так он закончил свою знаменитую «Сказку о золотом петушке».
– А какие вы знаете пословицы о сказках?
Дети называют пословицы.
– Раскройте смысл каждой пословицы.
– «Сказка – складка, а песня – быль», «Сказка – ложь, а песня – правда».
– О чем все это говорит?
– О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.
– Какие сказки существуют?
Для учителя.
Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Но они так сильно отличаются друг от друга, что лучше поговорим о них в отдельности.
Волшебная сказка.
– Как вы понимаете – волшебная сказка? С чего она обычно начинается и как заканчивается?
– Какие вы читали волшебные сказки, нравится ли вам читать их и почему?
Заслушиваются все ответы.
Учитель. В волшебные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое государство». Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь ему нередко угрожает смерть. Но все это в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королеве.
Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – из обычного мира. Поиски, сражения – все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в подземном, подводном, или далеком тридевятом государстве (счет-то какой необычный: за три девять земель!).
– А как вы думаете, когда зародилась сказка на Руси?
Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда страна была раздроблена на отдельные земли и княжества. Но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси поклонялись языческим богам. В волшебной сказке о христианской вере, вообще о религии, говорится очень редко, случайно.
Мир волшебной сказки – мир многобожия, т. е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители природных сил: Солнце, Месяц (Месяц Месяцович), Ветер, Морозко, водяной, морской витязь, царь. Священника в волшебной сказке не встретишь – все колдуны да ведьмы.
В волшебных сказках зло представлено фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин, Баба Яга – «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый», Змей Горыныч. Это может быть и «старичок с локоток» и другие. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.
Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие братья героя и т. д.
Чтение волшебной сказки «Царевна-лягушка» и беседа.
– А кто читал в другом варианте эту сказку?
Учитель. Иногда случайно или сознательно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.
Так и сказка «Царевна-лягушка». В одном варианте сказки царевич слушается отца и женится на лягушке безо всяких разговоров. А в другой (которую мы сейчас читали) – хочет уйти от нее. Но она не отпускает, даже угрожает.
Что она говорит царевичу, прочитайте.
«Если не возьмешь меня в жены, то никогда из болота не выйдешь».
По-разному в разных сказках помогает лягушка суженому выполнять задания царя: или сама все делает, или слуг призывает. И задания не все одинаковы. Но всюду лягушка оказывается более знающей и умелой, чем жены братьев героя. И во всех вариантах царевич совершает одну и ту же ошибку: сжигает лягушечью кожу. После чего ему приходится пройти через трудные испытания, чтобы вернуть жену.
По дороге герой встречает зверей, хочет их застрелить, но не делает этого, жалеет. А потом выясняется, что его доброта помогает ему (например, найти Кощееву смерть).
Кто ему помогает?
Медведь вырвал дуб, заяц догнал зайца, селезень поймал утку, а щука нашла яйцо с Кощеевой смертью на дне моря.
Разновидностью волшебных сказок являются легендарные сказки. Они такие же фантастические, как и волшебные, но истоки их вымысла – не только в языческих представлениях древнего человека, но и в христианских. Героями этих сказок являются библейские персонажи, но ни сюжеты, ни содержание не совпадали с официальным вероучением.
Сказки-легенды назидательны, моралистичны. Они всегда рассказывают об очень серьезном в жизни человека, поднимают изображение конкретного события на уровень социально-философских обобщений.
– Давайте прочитаем сказку «Золотой топор».
Учащиеся читают по цепочке.
– О чем эта сказка?
Дети пересказывают сказку.
Учитель. Мужик утопил топор, и черт выносит ему сначала серебряный, а потом золотой и спрашивает, его ли это топоры. Мужик честно отвечает, что не его. В третий раз черт выносит из воды мужику тот топор, который он уронил в воду. Мужик узнает его, а черт за то, что он честен, отдает ему и те два топора – золотой и серебряный. Богатый мужик, узнав об этом, бежит на то же место и бросает топор в воду. Черт выносит из воды серебряный топор, и богач сразу же кричит, что это его топор. Черт ушел в воду и больше не вышел. «Так богатый мужик и остался без топора», – морализирует сказка. Такие же сказки-легенды – «Чудесная молотьба», «Пиво и хлеб», «Горький пьяница», «Жадная старуха» и другие.
Магия сказки.
Учитель. В русской народной сказке можно обнаружить все художественные особенности фольклора.
Как обычно начинается сказка?
Начинается сказка обычно традиционными зачинами «В некотором царстве, в некотором государстве…» или проще «Жили-были…»
– А как кончается сказка?
– Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: «Я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало..» или «И стали они жить-поживать и добра наживать».
– А как говорит сказочник, чтобы показать в сказке ход времени?
– «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…».
– Какими словами передается красота царевны?
– «Ни в сказке сказать, ни пером описать..»
– А как герой коня своего вызывает?
– «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»
Эти устойчивые выражения, повторяющиеся в разных сказках, называются общими местами. Они помогают и запомнить, и расказать сказку, и украшают ее. За долгие годы они отшлифовались, сделались складными: «Конь бежит – земля дрожит!»
– Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках?
Лес – всегда могучий, трава – шелковая, молодец – добрый, луга – зеленые и т. д.
– А какое число имеет в сказках магическое значение?
– Число «три» со времен глубокой древности имеет особое магическое значение. В сказке всегда три брата, три девицы, герой трижды наносит удар по врагу, у змея три головы. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом задания все труднее и опаснее. Этот прием усиливает напряжение в сказке.
– А что украшает сказку? Что потом передается «из уст в уста»?
– Конечно, прибаутки, шутки, часто стихотворные: «Было это дело на море-океане. На острове Кидане стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн. Вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает». У А. С. Пушкина в «Руслане и Людмиле» «кот ученый» «идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит». Будет эта сказка сказываться «с утра после обеда, поевши мягкого хлеба». А еще: «Поедим пирога и потянем бычка за рога».
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете литературоведческий термин новелла?
М а т е р и а л д л я у ч и т е л я.
Новелла – один из видов эпической, повествовательной литературы, малая ее форма, – небольшое художественное произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события.
Домашнее задание. Прочитать сказку, относящуюся к новеллистическим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.