Сказкотерапия — назначение, типы, виды
Оценка 4.9

Сказкотерапия — назначение, типы, виды

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
детская психология
2 кл—7 кл
24.10.2021
Сказкотерапия — назначение, типы, виды
Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дите боится сказать своим родителям.
Сказкотерапия — назначение, типы, виды.docx

Сказкотерапия — назначение, типы, виды

 

Сфера полезного действия сказок используется очень широко, и такое направление, как сказкотерапия появилось относительно недавно, и дать ему какое-то четкое определение достаточно сложно, но все же давайте попробуем разобраться…

О сказкотерапии

Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дите боится сказать своим родителям.

В основе данного метода лежит использование сказки, сюжет которой будет своеобразным «отражением» текущей детской проблемы, а финал истории послужит некой подсказкой о том, как поступить в конкретной ситуации. Не стоит упускать из внимания следующий факт: чтобы процесс прошел легко и максимально комфортно для ребенка, главный герой произведения должен вызывать симпатию и находить отклик в его душе, а сложившаяся ситуация у персонажа быть схожей с той, что у адресата сказки.

В чем секрет успеха «чудодейственной» сказкотерапии? Он очень прост и состоит всего из нескольких пунктов:

·        вся информация преподносится без нравоучений, что помогает детям открыто воспринимать информацию;

·        сюжет является метафорой актуальной детской проблемы;

·        в любой сказке есть жизненный урок, который помогает ребенку сделать собственные выводы и получить безопасный опыт;

·        у большинства сказок счастливый финал, в котором свет побеждает тьму. Это положительно влияет на развитие добрых качеств малыша;

Волшебство в сказке заставляет верить маленького человека в лучшее и позволяет побыть наедине со своим внутренним миром и фантазиями.

Одним из важных преимуществ сказкотерапии является то, что данным методом могут пользоваться не только профессиональные детские психологи, но и родители. Родителям стоит помнить, что если в процессе обнаружились какие-то серьезные внутренние конфликты, то следует обратиться к сертифицированному специалисту.

 

Какие проблемы возникают при работе со сказками?

К сожалению, в современном мире бывает, что сказка сталкивается с рядом проблем, когда оказывается «не в тех руках»:

Произведения бывают очень разными, но в настоящее время появилось много сказок с негативным сюжетом, сценами жестокости и насилия, которые отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, поэтому прежде чем остановить свой выбор на какой-либо сказке, взрослый должен внимательно изучить ее, иначе есть риск получить обратный результат от сказкотерапии;

Сказка подается малышам и школьникам достаточно однообразно, поэтому дети быстро теряют интерес к ней. Взрослым следует применять способы альтернативные чтению сказок, них мы поговорим немного позже;

Сказки используют узконаправленно, в качестве свободного времяпрепровождения ребенка, а ведь спектр действия сказки очень широк: развитие воображения, внимания, памяти, речи и т.д.

Сегодня детки чаще проводят свое время за экраном телевизора, делая выбор в пользу мультфильмов, которые не могут дать такой мощный толчок в развитии в отличие от сказок.

Чтобы свести эти проблемы на минимум, детские психологи все время стараются вводить новые методы работы со сказкой, используя сказкотерапию, чтобы максимально заинтересовать ребенка. Однако не стоит пренебрегать несколькими правилами:

В процессе сказкотерапии не нужно спорить и переубеждать детей, если они в чем-то с вами не согласны;

Ни в коем случае не давите на ребенка, даже если что-то идет не так, как вам хотелось бы;

Если чадо не желает принимать участие в процессе, то насильно заставлять это делать нельзя, потому как он просто может замкнуться в себе.

Помните, что сказкатерапия – это свободный творческий процесс, который должен приносить ребенку радость и удовольствие.

 

Как же правильно выбрать сказку?

Для сказкотерапии подойдет абсолютно любая сказка, которая будет отвечать сложившейся ситуации. Это могут быть как народные, так и авторские произведения. Однако, очень важно, чтобы мама и папа обсуждали со своим чадом:

·        действия главного героя;

·        выводы и результаты, которые последовали после определённого выбора персонажа;

·        какова главная мысль истории;

·        правильно или неправильно поступила центральная фигура.

 

Как подобрать сказку, сюжет которой будет соответствовать ситуации, вызывающей переживания у ребенка? Здесь главное правильно определить текущую проблему, например:

Cуществуют сложности в общении с ровесниками, тогда лучше выбирать историю о дружбе, в которой главный герой будет веселым и коммуникабельным (Винни Пух, КарлсонНезнайка, Пеппи длинный чулок, Теремок, Волшебное кольцо и т.д.);

 

Непослушное и капризное поведение – положительное воздействие окажут сказки, в которых центральный персонаж обладает скверным характером и получает негативный опыт или наоборот, демонстрирует хорошее поведение (Царевна Несмеяна, Король ДроздобородФантазерыМорозко);

 

Если малыш не желает делиться какими-то благами, то отличным вариантом будет произведение о щедрости и жадности (Яблоко СутееваСказка о рыбаке и рыбкеПеченье);

При этапе взросления, когда дите собирается идти в детский сад или школу, лучше будет остановить свой выбор на сказках с путешествиями (ДюймовочкаРусалочкаАлиса в стране ЧудесМаша и медведь);

 

В борьбе со страхами помогут сказки, в которых персонажи справляются со своими сложностями благодаря храбрости (Чиполлино, Аленький цветочекЩелкунчик, Бременские музыканты).

 

Ситуаций может быть великое множество, помимо вышеуказанных, но главными в сказкотерапии являются следующие аспекты: сказка должна соответствовать возрасту и особенностям, существующих жизненных проблем ребенка.

Также взрослым необходимо знать, что, используя сказкотерапию, ваши действия должны быть деликатными по отношению к маленькому человеку, и ни в коем случае не стоит вызывать чувство стыда и запугивать последствиями!

 

Теперь давайте разберемся в том, как действуют сказки

Сказкотерапия — это самый лучший способ обнаружения скрытых и явных переживаний ребенка, который помогает сделать большой шаг вперед навстречу развитию.

 

Существует несколько сфер, в которых применяется данный метод, поэтому давайте разберемся в этом вопросе. Сказкотерапия используется, как инструмент для:

Развития творческих способностей, которые в будущем позволяют ребенку находить в разных жизненных ситуациях оптимальные варианты решения. Также помогают взглянуть на события под разным углом, тем самым расширить свой кругозор.

Передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Сказки рассказывались детям во все времена, таким образом предки делились своими знаниями, накопленными ранее. Однако, если историю просто рассказать, то у малыша она остается на подсознательном уровне, но стоит произведение обсудить вместе со своим чадом, и полученные знания будут в сознании, благодаря чему в определенной ситуации он сможет ими воспользоваться. Также метод помогает донести до адресата жизненные ценности и нормы правильного поведения в обществе, поэтому адаптация к социуму проходит намного проще и менее болезненно. Еще одними важнейшими навыками, которые дите приобретает при сказкотерапии – это умение ценить дружбу, любовь, прощать обидчика и выстраивать отношения с родителями.

Самопознания. Детям, вне зависимости от возраста, бывает очень сложно распознать собственные эмоции и переживания. Сказка позволяет ребенку прожить сюжет вместе с главным героем, благодаря чему, он может свободно выражать свои чувства, что способствует устойчивому становлению личности.

Психотерапии. Применяется врачом специальной направленности, который помогает найти решение из сложной ситуации посредством сказкотерапии, а также активировать защитные механизмы психики, избавить от фобий и комплексов.

Логопедии. К сожалению, в настоящее время много деток дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и в качестве решения этой проблемы, логопеды сегодня не редко прибегают к сказкотерапии, которая способствует введению звуков в свободную речь, развивает все компоненты памяти, слоговую структуру слова и умение формулировать связные высказывания.

Устранения дефицитарного мышления и искоренению ограничивающих убеждений. В 21 веке становится все больше осознанных людей, которые занимаются саморазвитием, поэтому сказка является наилучшим способом показать ребенку, что мир полон добра, и в нем нет ничего невозможного, ведь если чего-то сильно желать, то результат не заставит себя долго ждать.

 

Вместе составляем план занятия по сказкотерапии

Чтобы сказкотерапия дала хорошие результаты в работе с детскими проблемами, рекомендуем применять следующую структуру занятия:

Для начала нужно создать положительный настрой и подходящую атмосферу, чтобы детям захотелось работать со сказкой. Здесь лучше всего подойдут совместные упражнения с коллективом, где ребята смогут почувствовать друг друга, познакомиться получше и немного раскрепоститься;

Далее следует вспомнить прошлое занятие сказкотерапии, для закрепления положительного результата и прогресса. Взрослый задает вопросы малышам: Что они запомнили? Какие выводы сделали? Получилось ли применить полученный опыт в жизни?

После рассказывается новая сказка с вовлечением в нее детей. Для этого повествующий историю просит помочь какому-либо герою в решении его проблемы;

Следующий этап – это проведение интерактивной игры, в которой детки смогут применить полученный на текущем занятии опыт;

Потом ведущий сказкотерапии интересуется у ребят о том, как они могут применить полученные сегодня знания в жизни;

Подводится итог занятия с выводами. Дополнительным стимулом участия в сказкотерапии будет какое-то поощрение наиболее активных и вовлеченных в процесс детей. Каждый ребенок может завести дневник и получать наклейки в соответствии с результатом занятия.

В качестве заключительного этапа сказкотерапии будет хорошо вновь использовать коллективные упражнения, например танец – хоровод, или любые другие, направленные на контактирование между участниками занятия.

 

Несколько правил работы со сказками

Как было сказано ранее, для сказкотерапии подходят все сказки, но все же есть основные принципы при их построении, которые необходимо учитывать:

Между рассказчиком и ребенком нужно установить контакт, поэтому лицо, жесты, мимика и эмоции должны быть видны и понятны адресату, для этого лучше всего сказку рассказывать, а не читать;

Сюжет сказки должен быть понятен тому, кому она предназначена, а длительные паузы отсутствовать;

            Если у ребенка во время сказкотерапии появились вопросы, то не следует оставлять их без внимания, лучше остановиться и помочь разобраться с ними вместе;

В момент повествования, родителям тоже следует задавать вопросы своему чаду, чтобы понимать, как он размышляет;

Важно максимально четко разделять героев на положительных и отрицательных.

 

Какими способами проводится сказкотерапия?

Когда сеанс сказкотерапии проводит детский психолог, он выбирает, какой именно способ подходит данному ребенку, а также определяет направление внутренней проблемы. В настоящее время можно выделить пять наиболее распространенных способов ведения сказкотерапии, у всех этих методов общая цель – выявить и искоренить страхи и негативные установки, но все же у каждой из них есть свои особенности:

Классическим вариантом является рассказывание сказки, который при обсуждении помогает в безопасной форме подкорректировать поведение детям;

Метод сочинения сказки включает ребенка в творческий процесс и позволяет видеть ход его мыслей, вследствие чего становится понятно, какая часть внутреннего мира, нуждается в помощи;

Рисование сказки очень схоже по своей направленности с предыдущим способом, только в данном случае специалист смотрит на то, какие цвета использовались в рисунке, как чадо видит персонажей произведения, а также общее настроение картины;

При постановке сказки, деткам предлагается как можно лучше показать персонажа, в которого нужно перевоплотиться, продемонстрировать его характер, манеру поведения, походку и прочее. Ведь когда он находится в образе, проявляются его скрытые желания и эмоции, а также проигрываются качества характера, которые нужно усилить. Благодаря жестикуляции и интонации, используемые в процессе ребенком, психолог определяет направление работы.

Очень интересным и нестандартным вариантом ведения сказкотерапии является изготовление кукол. Такой метод положительно влияет на ребенка и справляется со множеством различных задач:

·        Улучшает взаимопонимание внутри семьи;

·        Развивает речь;

·        Раскрывает творческие способности;

·        Налаживает эмоциональную устойчивость;

·        Развивает моторику;

·        Способствует развитию навыков общения;

·        Снимает напряжение.

Метод песочной терапии помогает создать для детей непринужденную обстановку, в которой они чувствуют себя очень комфортно, ведь игры с песком – это одно из любимых детских занятий. Песок в руках имеет успокаивающее действие и нормализует эмоциональный фон, а нарисовать сказку из песка или играть сказочными персонажами с ним вдвойне интересное времяпрепровождение. Для того чтобы провести сессию сказкотерапии данным методом, понадобится ящик с чистым мелким песком и фигурки героев сказки.

 

Пришло время познакомиться с типами сказок

В сказкотерапии также очень важно сделать правильный выбор  типологии сказки. А какими они бывают, мы сейчас разберем:

Народные – это самый древний вид сказок, который основан на многовековом опыте наших предков. К ним можно отнести различные мифы, легенды и притчи, в которых содержаться общие представления нации о добре и зле.

Художественные в отличие от народных являются результатом одного человека – автора. В таких историях писатель отдельное место уделяет деталям, описаниям и образам персонажей. Также этот вид сказок имеет собственную классификацию:

Бытовые;

Волшебные;

О животных;

Страшные.

Психокоррекционные сказки должны быть схожи с проблемой ребенка, но указывать на нее косвенно, а ее сюжет составляется по определенной схеме:

Ø В самом начале происходит знакомство с персонажами произведения;

Ø У главного героя появляется какая-то резонансная ситуация, похожая на ту, кому адресована сказка;

Ø Показывается, как герои ищут способы преодоления проблемы, и в чем ее суть;

Ø Далее герой благополучно преодолевает все сложности;

Ø Финал коррекционной сказки непременно должен быть позитивным, потому как это дает ребенку ощущение психологической безопасности, и он понимает, что какие бы негативные и сложные обстоятельства не случались в жизни, все непременно будет хорошо;

Ø Вывод, который делают персонажи, после чего их жизнь меняется в лучшую сторону.

Психотерапевтические сказки способны решить практически любую проблему, даже когда все остальные психологические методы уже бессильны. Данный вид произведений направлен на решение более серьезных проблем: потерям, находкам, жизни, смерти, любви и так далее. У них не обязательно счастливый финал, однако они очень хорошо стимулируют личностный рост человека.

Типы сказок могут быть совершенно разными, и каждый из них может отвечать на какую-то определенную проблему, поэтому в сказкотерапии очень важно опираться на особенности каждого ребенка.

 

В сказкотерапии используются не только разные типы, но и жанры произведений

При выборе произведения для сказкотерапии, нужно помнить главное правило: к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, а история быть актуальной его проблеме. Жанры могут быть совершенно разные:

Притча в основном направлена на укрепление духовных ценностей, а ее мораль, чаще всего, сформулирована четко и прямо, не завуалированно;

Басня по своей форме очень похожа на притчу, разница состоит в том, что она более короткая и содержит нравоучение, как правило, в начале и конце произведения;

Былина и легенда наибольшим успехом пользуются у подростков, в их сюжете, основанном на реальных событиях, зачастую используются сражения;

Миф это древнее повествование наших предков о сотворении мира, героях, царях, Богах и природных явлениях, которое помогает лучше понять менталитет разных народов;

Сказка по своей форме является самым свободным из всех жанров, и в отличие от былин, легенд и мифов, может рассказывать не только о прошлом, но и о будущем времени. Мораль в ней завуалирована, поэтому произведение является более деликатным и ненавязчивым.

 

Для каждой возрастной группы сказки подбираются отдельно

В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии:

2-3 года.

На этом этапе в жизни детки первый раз отлучаются от родителей, посещая детский сад, поэтому в данном возрасте сказкотерапия помогает избавить от страхов и тревог, снять эмоциональное напряжение и настроить на сон гиперактивных малышей. Также способствует развитию фантазии, внимания и речи;

3-5 лет.

В этом возрасте дети начинают чувствовать в себе личность, появляются страхи, кризисы, капризы. Одним из важнейших навыков, становится общение с выстраиванием полноценного диалога. Родителям нужно учитывать, что маленькие люди этой возрастной группы зачастую ассоциируют себя с животными, поэтому сказки с ними будут наиболее интересны, но не менее увлекательными для них являются произведения с участием принцесс, волшебников и фей;

5-6 лет.

Данный период характеризуется появлением первых комплексов, чувства неуверенности в себе, поэтому волшебные истории о трансформациях и прекрасных перевоплощениях вызывают восторг у детей, а взрослым служат отличным помощником в коррекции поведения и мышления;

6-10 лет.

Перед детками в этом возрасте открывается «новый мир» — школа, поэтому необходимо помочь своему чаду пройти адаптацию максимально комфортно, научить ставить и достигать первые цели, а также продолжать закреплять полученные навыки. Новые авторские сказки, которые ранее не были прочитаны (прослушаны), вызовут у ребят неподдельный интерес;

Подростковый период

Один из самых непредсказуемых и тяжелых. Человек себя полностью осознает единицей общества с собственным мышлением, и зачастую находится в поисках «внутреннего я». Легче всего воспринимаются истории, притчи и легенды.

 

Сказки всегда помогали детям отправиться в невероятное фантастическое путешествие, а волшебство, которое дарит каждая история дает ребенку возможность научиться мыслить позитивно и осознать, что в жизни нет ничего невозможного. Родителям важно помнить о том, что вовремя рассказанная сказка может помочь справиться маленькому человеку с серьезной проблемой, поэтому будьте внимательней к своим детям, проводите больше времени вместе, ведь всем нужны забота и тепло!

Сегодня жизненный ритм гораздо быстрей, чем у наших предков, и время, проведенное в кругу семьи, стало бесценным ресурсом, а сказки помогают взрослым и детям решить вопрос с нехваткой совместного времяпрепровождения.

 

Также следует отметить, что теперь существует более широкий выбор транслирования сказок:

читать;

рассказывать;

слушать аудиосказки.

Во все времена сказки всегда вызывали восторг и интерес у детей. Каждый ребенок больше всего на свете ждет вечера, когда любимые близкие расскажут новую увлекательную историю или продолжение той, что поведали вчера. Для родителей же сказка – это прекрасная возможность передать чаду свои знания и опыт в игровой форме, она помогает разговаривать с ним на одном языке и лишний раз проявить заботу.


 

Скачано с www.znanio.ru

Сказкотерапия — назначение, типы, виды

Сказкотерапия — назначение, типы, виды

Сказка подается малышам и школьникам достаточно однообразно, поэтому дети быстро теряют интерес к ней

Сказка подается малышам и школьникам достаточно однообразно, поэтому дети быстро теряют интерес к ней

Царевна Несмеяна, Король Дроздобород ,

Царевна Несмеяна, Король Дроздобород ,

Самопознания . Детям, вне зависимости от возраста, бывает очень сложно распознать собственные эмоции и переживания

Самопознания . Детям, вне зависимости от возраста, бывает очень сложно распознать собственные эмоции и переживания

Подводится итог занятия с выводами

Подводится итог занятия с выводами

При постановке сказки , деткам предлагается как можно лучше показать персонажа, в которого нужно перевоплотиться, продемонстрировать его характер, манеру поведения, походку и прочее

При постановке сказки , деткам предлагается как можно лучше показать персонажа, в которого нужно перевоплотиться, продемонстрировать его характер, манеру поведения, походку и прочее

В самом начале происходит знакомство с персонажами произведения; Ø

В самом начале происходит знакомство с персонажами произведения; Ø

В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии: 2-3 года

В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии: 2-3 года

Также следует отметить, что теперь существует более широкий выбор транслирования сказок: читать; рассказывать; слушать аудиосказки

Также следует отметить, что теперь существует более широкий выбор транслирования сказок: читать; рассказывать; слушать аудиосказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021