Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Детсад
25.02.2018
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. Метод сказкотерапии предоставляет ребенку возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая или слушая полюбившийся рассказ, читатель или слушатель неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для человека. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ 31.01.doc
Сказкотерапия как средство развития коммуникации
у детей с ОВЗ
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями
приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной
деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех
в
звеньев коммуникативного
проявляющие
себя
акта,
снижении коммуникативнопознавательной потребности в общении. У
большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и
связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это
проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем
и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои
мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе
других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается
повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами,
агрессивностью, обидчивостью, что ведет к поведенческим девиациям
и формированию негативного образа «Я». В условиях модернизации
образования актуальным становятся вопросы воспитания и обучения детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Важным
условием успешного включения детей с ЗПР в образовательное пространство
является максимальный учет их особых образовательных возможностей и
потребностей. При этом эффективность коррекционной работы с детьми этой
категории в значительной степени зависит от уровня сформированности
коммуникативных умений [4, с. 270].
Одним из способов решения данной проблемы мы считаем
использование возможностей технологии сказкотерапии.
Метод сказкотерапии, который был обоснован М. Эриксоном, возник
на рубеже 60–70х годов XX столетия. В нашей стране метод сказкотерапии
начал использоваться с начала девяностых годов такими исследователями как
1 И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. НартоваБочавер. На сегодняшний день
большой вклад в изучение сказкотерапии внесли отечественные психологи и
педагоги Е. Лисина, М. Осорина, Е. Петрова, И. Вачков, Г. Азовцев, А.И.
Константинова, Т.Д. Зинкевич Евстегнеева, Т.М. Грабенко, А. Гнездилов, Д.
Многие из них сами «разрабатывают» сказки для
Соколов.
сказкотерапевтического процесса и предлагают различные варианты работы.
Метод сказкотерапии предоставляет ребенку возможность познать себя
через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая или слушая
полюбившийся рассказ, читатель или слушатель неосознанно выделяет героя,
близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как
приемлемые для человека. Данный способ имеет множество направлений,
которые определяются согласно поставленным целям.
Исследователями выделяются следующие направления сказкотерапии:
-
Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель
поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную
проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким
образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант
для решения своих жизненных задач.
-
Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный
опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают
«что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни
малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
-
Развитие мышления. Применяется в возрасте от трех до
двенадцати лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят
обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его
мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность
придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление,
память, творчество малыша.
2 -
Лечебнопсихиатрическое направление. Терапевтический метод
дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее
психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с
которыми в дальнейшем придется работать [2, с. 135].
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя
множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики,
развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.
Психологи выделяют такие функции методики:
1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом. Позволяет
быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды,
которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в
любимой сказке клиента или придуманной им самим.
3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах
героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы
несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что ктото уже
переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже
если человек пытается скрыть от психологатерапевта беспокоящие его
проблемы, не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь
подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
5. Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность
выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать,
что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые
навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас,
раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять
самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные
трудности. Важное значение сказкотерапия имеет в качестве развития
3 коммуникации
в
детей
с
ОВЗ.
Занятия по сказкотерапии затрагивают несколько аспектов жизни человека,
которые в свою очередь раскрывают его архетипы и социальные установки.
Через сюжет сказки можно узнать, чем именно живет в данный момент
индивид и что его беспокоит. Только по завершению этого этапа можно будет
выстраивать дальнейшее лечение.
Выделяются следующие современные методы сказкотерапии:
-
Работа над уже существующей сказкой.
На занятии
прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их
отношения между собой.
-
Самостоятельное написание сказки. Ребенок составляет рассказ,
который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг
общения и отношения в семье и с друзьями.
-
Драматизация или инсценировка написанной сказки. Данный
метод позволяет ребенку побыть актером и взять на себя роль, несущую
определенный эмоциональный смысл.
-
Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение
известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно
придумать ее продолжение.
-
Арттерапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу
взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку
или конструирование по мотивам содержания определенного произведения [5,
с. 66].
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно,
необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного
метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши,
альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы,
выбирается оптимальный способ проведения (сидя за столами, в кругу, на
полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.
4 Сказкотерапия для дошкольников с ОВЗ является самым эффективным
методом, направленным как на всестороннее развитие малыша, так и на
развитие его коммуникативных навыков. Занятие может проводиться как в
индивидуальной форме, так и групповой (до двенадцати человек).
Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1
го до 4х лет подходят произведения, где главными героями выступают
животные. Малышам от 5ти до 6ти лет можно уже читать сказки с
несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
-
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых
понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания
в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные
знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой
удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно
дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить
рутинное занятие.
-
Психологическая сказка предназначена для того, чтобы
направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
-
Художественная сказка знакомит детей с эстетическими
принципами, традициями человечества.
-
Диагностическая сказка помогает определить характер ребенка
и выявляет его отношение к миру.
-
Медитативная сказка это особый вид сказки, которая
представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью
создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном) [3,
с. 74].
Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:
-
Практическая деятельность на основе сказки. Необходимо
выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать,
5 лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия.
Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа,
закрепится материал и расширятся границы для развития коммуникации.
-
Заинтересованность взрослого. Психолог во время чтения
рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится
донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.
-
Эмоциональное оформление сказок. Чтобы заинтересовать
дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые
присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация,
мимика, жесты.
-
Работа над настроением ребенка. Если малыш расстроен, не
выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не
сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.
В своей деятельности необходимо учитывать следующие правила
организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками с ОВЗ:
-
Учет возраста детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать
произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и
осмыслить его.
-
Дозировка представляемой информации. Занятия должны
выстраиваться по определенной структуре, представленной ниже. Знакомство
со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
-
Терапевтическая направленность. После чтения желательно
обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
-
Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на
ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе
занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
-
Подведение итога.
После чтения обязательно нужно
проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на
детей [4, с. 271].
6 Мы предлагаем следующую структуру занятий по сказкотерапии:
-
Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для
совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по
переходу в сказочный мир.
-
Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание
аудиозаписи.
-
Обсуждение. Психолог задает вопросы, связанные с главным
героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки,
чему она может научить ребенка.
-
Арттерапевтическая работа. Рисование героев или самого
интересного момента сказки.
-
Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до
3х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
Подведение итогов.
-
Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал,
психолог с легкостью сможет расположить ребенка к себе и настроить его на
продуктивную работу.
Пересказы — популярная, но достаточно сложная форма работы по
развитию устной речи дошкольников с ОВЗ. Пересказ имеет несколько видов,
в зависимости от характера текстов, подлежащих пересказу, и от тех
мыслительных задач, которые предлагают детям. Подробный пересказ
способствует развитию активного словаря детей, формированию фразовой и
связной речи. Дается на не слишком коротких текстах. Легки для первых
пересказов ритмические тексты, содержащие повторы, например такие
сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому
применению «сказочных» занятий для развития связной речи:
7 прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам,
необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться,
чувствовать, выполнять инструкции;
длительность занятий зависит от возраста детей и их психических
возможностей;
в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия
со сказками можно проводить в любой последовательности;
в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко
остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности
сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями
сказки состоится в другой раз;
сказки можно повторять через определенные промежутки времени.
знакомые упражнения
Дети любят повторения,
и,
кроме того,
воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;
сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл
занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;
необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации,
надо поощрять особо.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко
чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным
эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на
выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность
улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику,
мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное
мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор
творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая»
спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся
мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а,
8 следовательно,
преодолевают
психологическую боязнь
перед
самостоятельным высказыванием [1, с. 57].
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно
создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка,
связной речи, обогатить его воображение.
Можно выделить основные направления коррекционной работы при
использовании сказкотерапии:
формирование культуры речи (правильность, выразительность,
четкость);
развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого
дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
совершенствование фонематического восприятия, правильного
произношения, грамматического строя речи;
развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных
навыков и творческой самостоятельности детей.
Сказка для детей это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие
зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с
историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным
искусством. Детям предоставляется возможность окунуться в чудесную
сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их
характер и настроение походкой, жестами, голосом. Различные методы
драматизации на занятиях сказкотерапии (театр на ладошке, пальчиковый
театр, кукольный театр, музыкальные инсценировки, костюмированные
представления по известным сказкам, театр на столе) оказывают огромное
влияние на развитие коммуникации в детей с ОВЗ. С помощью сказкотерапии
улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки
самообслуживания, рисования лепки, письма.
Таким образом, если в образовательный процесс включить методику
сказкотерапии, то воспитанники с ОВЗ достигнут тех уровней развития
9 коммуникативных навыков, которые требуется в соответствии с Федеральным
Государственным образовательным стандартом.
Список использованной литературы
1.
Галушко И.Г., Галушко А.В., Лопатюк Е.А. Формирование
положительного отношения к окружающему миру у дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья // Историческая и социально
образовательная мысль. – 2016. – Том 8. №5/3. – С. 5458.
2.
Мацера Н. Г. Сказкотерапия как один из самых эффективных
методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 134
135.
3.
Насибуллина, А.Д. Сказкотерапия как средство коррекции
Насибуллина,
речевых нарушений в дошкольном возрасте А.Д.
М.Н.Хаустова //Актуальные направления научных исследований: от теории к
практике : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 сент.
2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив
плюс», 2015. С.7375.
4.
Синицына О.А., Савина Е.А. Формирование коммуникативной
деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью //
Теория и практика образования в современном мире: материалы VI
Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2014 г.). — СПб.:
Заневская площадь, 2014. — С. 269271.
5.
Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия
как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с
общим недоразвитием речи // Научнометодический электронный журнал
«Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 62–68.
10 11
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.