Конспект НОД в старшей группе «Сказочная гжель».
Количество детей 16
Цели: проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности
Задачи:
Учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора
Формировать умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи; точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», сеточка, цветы.
Продолжать знакомить с росписью народных мастеров – гжель. Научить создавать узоры по мотивам народной росписи.
Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать её своеобразие, колорит, нежность.
Обогащать словарь: агашка, гжельские мастера, народные промыслы.
Материал:
готовые картонные тарелки для росписи, краски синяя и белая, баночки с водой, кисти №6, №3, салфетки, образцы, посуда с узорами гжели
Предварительная работа:
Знакомство с историей промысла, с элементами росписи, роспись детьми силуэтов посуды, рассматривание альбома «Гжель». слушание песни «Незабудковая гжель».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Буратино. Мальвина дала мне очередное задание, узнать о народном промысле гжель и сделать ей подарок. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель : ну что поможем Буратино? Но прежде чем помочь ему, я хочу проверить ваши знания. Ребята, что такое народные промыслы?
Дети: это то, что мастерили русские люди
Воспитатель – В волшебном мешочке лежат кубики на которых изображены разные народные промыслы, вы их доставайте и называйте промысел. Только вот мешочка то нет, его спрятал Карабас Барасасс. А найти мешочек нам поможет карта.
( 1 ребенок берет в руки карту и объясняет детям, как найти мешочек. После того, как дети нашли мешочек, воспитатель подносит его к детям. Они тянут кубик и называют промысел и вкратце рассказывают об особенностях промысла)
Воспитатель- отлично ребята, справились с заданием. Скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да, очень любим путешествовать.
Воспитатель:
«Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки…
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас
И мы отправимся в деревню Гжель сейчас».
Вос-ль: Вокруг себя повернись и на выставке народных мастеров окажитесь.
- Вы догадались на выставку, каких мастеров мы попали? (гжельских).
- А почему вы так решили?
Дети: Потому что синие, голубые узоры и цветы на белой посуде - это гжельские узоры.
- Выставка называется «Голубая сказка».
- Ребята, давайте вспомним, что обозначает слово гжель?
Дети: Слово Гжель обозначает: жечь, обжигать.
Воспитатель: А кто помнит, как возник этот промысел?
Ответы детей. Если дети затрудняются в ответах, воспитатель подсказывает
Давным – давно, жили в России смелые да умелые, веселые мастера. Решили они свой край прославить, свое мастерство показать и людей порадовать. Нашли в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее посуду разную. Расписывать синей краской.
Посмотрите и расскажите, какая гжельская посуда?
Дети: Фарфоровая, красивая, сине-голубая, сказочная, глиняная и т. д.
Вос-ль: Посуда, цветы, люди, птицы и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров. Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель».
Вос-ль: Ребята, а я предлагаю и вам сегодня стать народными мастерами и расписать тарелку элементами гжельской росписи.
Отправляемся в мастерскую «Голубая сказка».
Вос-ль: Ребята, мы с вами уже знакомы с гжельской росписью, давайте вспомним, какие узоры наносятся на гжельские изделия (на доске элементы узоров)
Дети: Узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек, бордюров, волнистых линий, усиков, точек и т. д.
Вос-ль: – Один из любимых элементов Гжели это цветок - роза, а называют ее Агашкой. Почему её так назвали?
Д -А назвали ее так, потому что расписывали гжельскую посуду в основном работницы-крестьянки и звали многих работниц именем Агафья. Отсюда и пошло название Агашка.
Сегодня предлагаю вам расписать тарелки для выставки.
А украшать тарелку будем цветком – агашкой.
- Из каких элементов состоит роза?
Дети: Состоит цветок из широких мазков.
Рисуем крупной кистью, мазками лепестки дугообразными линиями. Сначала верхние лепестки, боковые и нижние синим цветом.
Края тарелки украсим сеточкой и капельками, чередуя.
- Какой кисточкой будем рисовать эти элементы?
Дети: Сеточку и капельки будем рисовать кончиком тонкой кисточки и способом примакивания.
Воспитатель: А прежде чем приступить к росписи наших тарелок давайте подготовим наши руки и внимание.
Физминутка « Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,( руки вверх, домиком)
Чтоб окошко было в нём,(руки перед собой , показываем окошко соединяя большие и указательные пальцы обеими руками)
Чтоб у дома дверь была,( соединяем ладони)
Рядом чтоб сосна росла.( руки перед собой, , пальцы растопыренны)
Чтоб вокруг забор стоял,(соединяем руки, делаем круг)
Пёс ворота охранял,(имитация ладонями собаки)
Солнце было, дождик шёл,( ладони соединяем, пальцы в разные стороны, руки поднимаем ввверх, потом руки опускаем , кури стряхиваем)
И тюльпан в саду расцвёл!( имитация – вырастает бутон и рассцветает цветок)
Дети присаживаются на свои места и приступают к выполнению работы
По окончании работы, дети выкладывают на отдельный стол свои работы, воспитатель совместно с детьми обсуждает, что получилось у детей , кому какая работа понравилась, почему? какими элементами украсил ребёнок работу, аккуратная ли работа получилась.
Воспитатель- Дети сегодня мы с вами получили от кого письмо. Кто помнит от кого?
Дети: от Буратино
Воспитатель: а что он просил сделать?
Дети: рассказать ему о промысле гжель, и сделать подарок для Мальвины.
Воспитатель: Как вы считаете мы справились с поставленной задачей?Вам понравилось быть мастерами? Какое у вас настроение? Ребята, давайте вспомним, что мы узнали про роспись гжель.
Дети: Узнали про цветок-агашка. Почему расписывают посуду синим цветом
Воспитатель- Вы все расписали по одной тарелке, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится?
Воспитатель- На занятии сегодня мне понравилось как занималась София, Женя , Маша. А в общем все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи! Как только наши блюдца высохнут мы их отправим посылкой Буратино.
Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Буратино. Мальвина дала мне очередное задание, узнать о народном промысле гжель и сделать ей подарок. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.