Сказочная гжель

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ООД для детей старшей по закреплению знаний о народных промыслах, в частности росписи Гжель
Иконка файла материала открытое занятие январь.docx

Конспект НОД в старшей группе «Сказочная гжель».

Количество детей 16

Цели: проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности

Задачи:

Учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора

Формировать умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи; точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», сеточка, цветы.

Продолжать знакомить с росписью народных мастеров – гжель. Научить   создавать узоры по мотивам народной росписи.

Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать её своеобразие, колорит, нежность.

Обогащать словарь: агашка, гжельские мастера, народные промыслы.

Материал:

готовые картонные тарелки для росписи, краски синяя и белая, баночки с водой, кисти №6, №3, салфетки, образцы, посуда с узорами гжели

Предварительная работа:

Знакомство с историей промысла, с элементами росписи, роспись детьми силуэтов посуды, рассматривание альбома «Гжель». слушание песни «Незабудковая гжель».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Буратино. Мальвина дала мне очередное задание, узнать о народном промысле гжель и сделать ей подарок. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель : ну что поможем Буратино? Но прежде чем помочь ему, я хочу проверить ваши знания. Ребята,  что такое народные промыслы?

Дети: это то, что мастерили русские люди

Воспитатель –  В волшебном мешочке лежат кубики на которых изображены разные народные промыслы, вы их доставайте и называйте промысел. Только вот мешочка то нет, его спрятал Карабас Барасасс. А найти мешочек нам поможет карта.

( 1 ребенок берет в руки карту и объясняет детям, как найти мешочек. После того, как дети нашли мешочек, воспитатель подносит его к детям. Они тянут кубик и называют промысел и вкратце рассказывают об особенностях промысла)

Воспитатель- отлично ребята, справились с заданием. Скажите, а  вы любите путешествовать?

Дети: Да, очень любим путешествовать.

Воспитатель:

«Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас

И мы отправимся в деревню Гжель сейчас».

Вос-ль: Вокруг себя повернись и на выставке народных мастеров окажитесь.

- Вы догадались на выставку, каких мастеров мы попали? (гжельских).

- А почему вы так решили?

Дети: Потому что синие, голубые узоры и цветы на белой посуде - это гжельские узоры.

- Выставка называется «Голубая сказка».

- Ребята, давайте вспомним, что обозначает слово гжель?

Дети: Слово Гжель обозначает: жечь, обжигать.

Воспитатель: А кто помнит, как возник этот промысел?

Ответы детей. Если дети затрудняются в ответах, воспитатель подсказывает

Давным – давно, жили в России смелые да умелые, веселые мастера. Решили они свой край прославить, свое мастерство показать и людей порадовать. Нашли в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее посуду разную. Расписывать синей краской.

Посмотрите и расскажите, какая гжельская посуда?

Дети: Фарфоровая, красивая, сине-голубая, сказочная, глиняная и т. д.

Вос-ль: Посуда, цветы, люди, птицы и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров. Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель».

Вос-ль: Ребята, а я предлагаю и вам сегодня стать народными мастерами и расписать тарелку элементами гжельской росписи.

Отправляемся в мастерскую «Голубая сказка».

Вос-ль: Ребята, мы с вами уже знакомы с гжельской росписью, давайте вспомним, какие узоры наносятся на гжельские изделия (на доске элементы узоров)

Дети: Узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек, бордюров, волнистых линий, усиков, точек и т. д.

Вос-ль: – Один из любимых элементов Гжели это цветок - роза, а называют ее Агашкой. Почему её так назвали?

Д -А назвали ее так, потому что расписывали гжельскую посуду в основном работницы-крестьянки и звали многих работниц именем Агафья. Отсюда и пошло название Агашка.

Сегодня предлагаю вам расписать тарелки для выставки.

А украшать тарелку будем цветком – агашкой.

- Из каких элементов состоит роза?

Дети: Состоит цветок из широких мазков.

Рисуем крупной кистью, мазками лепестки дугообразными линиями. Сначала верхние лепестки, боковые и нижние синим цветом.

Края тарелки украсим сеточкой и капельками, чередуя.

- Какой кисточкой будем рисовать эти элементы?

Дети: Сеточку и капельки будем рисовать кончиком тонкой кисточки и способом примакивания.

Воспитатель: А прежде чем приступить к росписи наших тарелок давайте подготовим наши руки и внимание.

Физминутка « Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,( руки вверх, домиком)

Чтоб окошко было в нём,(руки перед собой , показываем окошко соединяя большие и указательные пальцы обеими руками)

Чтоб у дома дверь была,( соединяем ладони)

Рядом чтоб сосна росла.( руки перед собой, , пальцы растопыренны)

Чтоб вокруг забор стоял,(соединяем руки, делаем круг)

Пёс ворота охранял,(имитация ладонями собаки)

Солнце было, дождик шёл,( ладони соединяем, пальцы в разные стороны, руки поднимаем ввверх, потом руки опускаем , кури стряхиваем)

И тюльпан в саду расцвёл!( имитация – вырастает бутон и рассцветает цветок)

Дети присаживаются на свои места и приступают к выполнению работы

По окончании работы, дети выкладывают на отдельный стол свои работы, воспитатель совместно с детьми обсуждает, что получилось у детей , кому какая работа понравилась, почему? какими элементами украсил ребёнок работу, аккуратная ли работа получилась.

Воспитатель- Дети сегодня мы с вами получили от кого письмо. Кто помнит от кого?

Дети: от Буратино

Воспитатель: а что он просил сделать?

Дети: рассказать ему о промысле гжель, и сделать подарок для Мальвины.

Воспитатель: Как вы считаете мы справились с поставленной задачей?Вам понравилось быть мастерами? Какое у вас настроение? Ребята, давайте вспомним, что мы узнали про роспись гжель.

Дети: Узнали про цветок-агашка. Почему расписывают посуду синим цветом

Воспитатель- Вы все расписали по одной тарелке, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится?

Воспитатель- На занятии сегодня мне понравилось как занималась София, Женя , Маша. А в общем все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи! Как только наши блюдца высохнут мы их отправим посылкой Буратино.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Буратино. Мальвина дала мне очередное задание, узнать о народном промысле гжель и сделать ей подарок. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста.


 

Посмотрите также