Сказы П.П. Бажова. Связь с народным творчеством, особенности языка и композиции сказов.
Оценка 4.8

Сказы П.П. Бажова. Связь с народным творчеством, особенности языка и композиции сказов.

Оценка 4.8
Лекции
docx
преподавание
25.08.2023
Сказы П.П. Бажова. Связь с народным творчеством, особенности языка и композиции сказов.
Лекция МДК Детская литература с практикумом по выразительному чтению для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах включает теоретический материал и практическое задание по теме «Сказы П.П. Бажова. Связь с народным творчеством, особенности языка и композиции сказов»
Творчество П.П.Бажова. Сказы..docx

МДК 01.03.  ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

Тема: Сказы П.Бажова. Связь с народным творчеством,

особенности языка и композиции сказов.

 

Теоретический материал

 

 

   Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – известный уральский писатель и фольклорист. Он родился недалеко от Екатеринбурга в семье рабочего.  

Истоки творчества писателя. Отец и любимая бабушка Авдотья Петровна были хорошими рассказчиками и в разговоре часто пользовались остроумными уральскими поговорками. От них мальчик впервые услышал в детстве много сказов, легенд и историй. Но особое впечатление на мальчика произвели  рассказы старого горняка Василия Алексеевича Хмелинина, которого ребята звали просто дедушкой Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «слышь-ко», то есть: «знаешь ли ты», «послушай-ко». Он   рассказывал   увлекательные   сказы…  Бажову было в то время двенадцать лет. Уже тогда в душе его заронилась искра интереса к устным рабочим рассказам.

Семья Бажовых была дружная. Отец и мать горячо любили единственного сына, старались, чтобы его детство было радостным. Ходил  в начальную заводскую школу, учился на пятерки. Рос смышленым и способным мальчиком. В дальнейшем Павел Петрович Бажов получил образование в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. Это было время активного духовного развития подростка, его знакомство с классической и современной литературой. Его любимыми писателями были Пушкин, Чехов, Лесков, Мамин-Сибиряк.

С  1899 года Павел Бажов начал свой трудовой путь учителем, преподавал русский язык и литературу. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, интересовался уральским фольклором. Свою «кладовую» Павел Петрович пополнял всю жизнь. 

С первых дней революции 1917 года П.П.Бажов ушел добровольцем на фронт. Именно в это время он взялся за перо: писал небольшие очерки и рассказы, работал журналистом.

    

         Популярность пришла к Бажову в зрелом возрасте. И именно поэтому он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», высоко ставил звание писателя. Образцом для писателей, работающих в жанре сказки, считал Александра Сергеевича Пушкина, «у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». Другим эталоном для Бажова был Лева Николаевич Толстой.

 

Особенности сказов П. П. Бажова

  Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» – это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.

       Чем сказ отличается от сказки,  мы рассмотрим в данной таблице.

 

Сказка

Сказ

Есть традиционный зачин

Зачина нет

Нет образа рассказчика

Есть образ рассказчика

Волшебные герои или добрые, или злые

Нет деления на добрых и злых

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

Волшебная сила присуща героям изначально

Не имеют реальной основы

Имеют реальную основу

 

Почему же П.П. Бажов писал сказы, а не просто сказки? Автор словно нарочно уходит в тень великого сказителя – самого народа и говорит самим названием «сказы», что он всего лишь пересказывает то, что узнал от своих многочисленных друзей, встреченных на разных путях – перепутьях.

    Главный герой сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство.        

 

    Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.

     Один из самых ярких образов такого рода — Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант — и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.

    Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов — не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей.

      Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы — об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

     Сказы Бажова — пример мастерского использования народного языка.

     Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цветовое богатство сказов порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

 

    «Малахитовая Шкатулка»

    Его главная книга – «Малахитовая Шкатулка» - это кладезь премудрости и образец высочайшего писательского мастерства. Долгие годы Бажов собирал сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка».

   Главным местом действия почти всех сказов является Полевской завод и его окрестности. Рассказчиком выбран дед Слышко, хорошо знающий завод и его обитателей. Своеобразная речь рассказчика создает иллюзию устного доверительного разговора.

Сказы можно тематически разделить на три группы

      -горняцкие, о Хозяйке Медной Горы
      -старательские, такие, как «Жабреев ходок», «Огневущка-Поскакушка», «Голубая змейка»; 
     - сказы о мастеровых – «Ермаковы лебеди», «Надпись на камне», «Веселухин ложок». 
     Мастера живут настоящим – работой, глубокими человеческими чувствами (достоинство, доброта, способность противостоять любым жизненным испытаниям, внутренняя красота и гармония. Нередко среди героев сказов появляются дети. Именно им открывается то, что не могут увидеть или получить взрослые («Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце»). В борьбу между героями вступают обитатели фантастического мира, они испытывают героев, иногда помогают им.
     «Горный мастер», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» - эти три сказа объединяет образ Хозяйки Медной горы, место действия — Уральские горы.   Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «САМА» — так с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «ртуть -  девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.

    «Тайна сила» или непосредственно общается с героями,  или через посредников. Посредники - это старичок Семеныч из сказа «Про Великого Полоза», забойщик, прозванный за свой маленький рост «Полукарпычем» («Таюткино зеркальце»), старатель дедко Ефим из сказа «Огневушка-Поскакушка» , кошка Муренка («Серебряное копытце») . Эти загадочные герои образуют своего рода связующее звено между миром реальным и фантастическим.

   

«Серебряное копытце» Сказ начинается с предисловия в виде сказочного зачина, который показывает место действия и героев: «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». Не случайно автор наделяет своего героя таким прозвищем. Оно имеет связь с диалектной основой. По «Словарю пермских говоров», «коковать» обозначает  «горевать, тосковать, печалиться». Старик действительно одинок: «Семьи у Коковани не осталось, и он придумал взять в дети сиротку». Судьба не сломила старика, не согнула под ударами судьбы, он находит утешение в повседневном труде да заботах о сиротке Даренке.

Даренка-Подаренка - так ласково называет автор свою героиню. С Даренки в сказе начинается цепная связь добра. Даренка, даром, что сама сирота, подобрала ободранную, худую кошку Муренку. Даренка для деда Коковани как подарок судьбы.

    Здесь завязывается сюжет сказочной истории, где автор использует присказку. Дальше наш герой, чтобы заинтересовать Даренку, чтобы уговорить перейти к нему жить, рассказывает ей о необыкновенном козле, для этого Бажов использует загадочные элементы. « - Я, – говорит Кокованя, – вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю да все увидеть не могу… Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет». В его словах и спрятанная усмешка сказочника, и сохраненная  в глубине вера в чудо.

     Кокованя и Даренка – любимые герои писателя. Именно они дают возможность понять, что счастье не в деньгах, а в простом человеческом участии, повседневном труде и любви к  ближнему.     

      Бажов дает нам понять, что чудо незримо присутствует рядом с человеком: заурядная кошка, согретая детским теплом, оказывается волшебным персонажем.  Кошка  стала наградой героям за их труд и доброту, а также явилась связующим звеном между миром волшебным и реальным, становясь при этом жертвой, исчезая из жизни Даренки и Коковани.

Козлик в «Серебряном копытце» - чудесный образ в прямом смысле слова. «Тот козел особенный», - говорит Кокованя, - «У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней».  Кокованю и Даренку  козлик одарил за их чистосердечие, трудолюбие и доброту.

 

Практическое задание

 

Подготовьте ответы на вопросы.

1. Павел Петрович Бажов –кто он? Когда жил?

2. Назовите 6 предпосылок становления личности П. П. Бажова.

3. Что за жанр – сказ? Чем этот жанр привлек П. П.  Бажова?

4.Перечислите  отличительные признаки сказа

5. Кто главные герои сказов П. П.  Бажова?

6. Каковы главные темы сказов П. П.  Бажова?

7. Сборник  сказов «Малахитовая шкатулка»: какие сказы вошли в него? В чем ценность этих сказов?

8. В каких сказах дан образ Хозяйки Медной Горы? Кто она?

9. Прочитайте сказ «Серебряное копытце»

10. Дайте характеристику Даренке, Коковане.

11. Кто является посредником  между миром волшебным и реальным.

12. Какова  идея сказа.

 


 

МДК 01.03. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МДК 01.03. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира

Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира

Простых козлов стреляю, а этого не стану

Простых козлов стреляю, а этого не стану
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2023