Склонение имен прилагательных во множественном числе
Оценка 4.8

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
06.07.2020
Склонение имен прилагательных во множественном числе
Урок русского языка для 4 кл
Русский язык.docx

Русский язык
Тема     урока:
СКЛОНЕНИЕ     ИМЁН     ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ     ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ.

Цели: 1) познакомить учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе, 2)составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа, 3) формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных множественного числа, 4) развивать речь учащихся, 5) воспитывать прилежание, любовь к русскому языку, коллективизм и навыки сотрудничества.

Оборудование: таблица падежных окончаний, индивидуальные карточки, сигналы самооценки.

Ход урока

 I. Организационный момент.

1.   - Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

2.  Пальчиковая гимнастика.
П. Каллиграфическая минутка.

Лл Лл Мм Мм Мм лЛл мМм лЛл мМм

III.  Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения русского поэта С. А.
Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

Улыбнулись сонн______ берёзки,

Растрепали шёлков_______ косы.

Шелестят зелен___       серёжки,
И горят серебрян___________
росы.

Что можете сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа) Почему? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)

Как вы определили, что это прилагательные во множественном числе? (По вопросу - какие?; по существительным, с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены в форме множественного числа.)

Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да, -ые, -ие.)

—     Как вы думаете, что ещё мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа? (Окончания в остальных падежах, падежные вопросы.)

Правильно. Ещё мы составим таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа. Она поможет вам в правописании безударных окончаний.   •

IV.Наблюдение над особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

1.Упражнение в склонении имён прилагательных во множественном числе. Работа в парах.

Просклоняйте любое словосочетание прилагательное + существительное из стихотворения, которое только что прочитали. Окончания прилагательных выделите, запишите падежные вопросы прилагательных.

•     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2.Проверка.

Какие особенности склонения прилагательных во множественном числе вы заметили? (Совпадают окончания родительного и предложного падежей, именительного и винительного.)

— Познакомьтесь с образцом склонения прилагательных во множественном числе в учебнике на с. 33. Сравните свои результаты с данными в книге. Что заметили? (Окончания такие же; в винительном падеже возможен ещё один вариант окончания -ых, -их, если прилагательное связано с одушевленным существительным.)

3.  Чтение правила в учебнике (с. 34).

Прочитайте правило.

-Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

-Почему они не изменяются по родам?

-Как определяется падеж прилагательных во множественном числе?

V.Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

-Какие падежи в таблице можно объединить? Почему? (Родительный и предложный, так как они имеют одинаковые вопросы и окончания.)

 -Сколько вопросов и вариантов падежных окончаний укажем для винительного падежа? Почему? (Два, так как один для тех случаев, когда прилагательное связано с неодушевлённым существительным, другой — когда прилагательное связано с одушевлённым существительным.}

Учитель заполняет таблицу на доске, учащиеся в тетрадях.

И. п.

Р. п, П. п.

 Д. п.

 В. п.

                    Какие?                                      ые; -ие

(о) каких?                -ых, -их

каким?                   -ым; -им

Т.п.

какие?                                -ые; -ие

 каких?                                                                               -ых;;  -их

  какими?                                   -ыми; -ими

•     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI.Упражнение в склонении прилагательных во множественном числе и определении падежей.

Упражнение 343, с. 34. - коллективно, с комментированием.

Выполнение разноуровневого задания.

Для слабых учащихся: (письмо с комментированием у доски): списать словосочетания, выделить окончания имён прилагательных, укачать падеж. С 1-2 словосочетаниями составить и записать предложения,

За воздушными шаратни, о летних каникулах, в сыпучих песках, соседние подъезды,   на задних лапах,   из колючих кустов,   с трескучими морозами, к соседским мальчикам, до ранних заморозков, по речным волнам, под молодыми дубками.

Для  сильных  учащихся:   списать  текст,  вставить  пропущенные  буквы, выделить окончания имён прилагательных, указать падеж.

ГУСЛИ

 В рус_ких  ска_ках  и  былинах  н_родные  песни  и  пляски  обыч_но сопровождаются  игрой на гуслях.   Этот ст_ринный инструмент очен_ любили на Руси, особенно в её сев_рных областях.

Звончатым гуслям нередко противопоставляют звучание оркестра. Могучими переливами гусли создают яркие музыкальные к_ртины1

. 3. Дополнительное задание.

А теперь внимание

Новое испытание.

 Вставьте окончания

 В эти словосочетания.

-Записать фразеологизмы во множественном числе, выбрав подходящие существительные:

Голодный как ... заяц

 Хитрый как ...      индюк

Трусливый как ... лиса

Надут ы й как ...     волк

-Устно придумайте ситуацию, когда могут быть использованы данные фразеологизмы.

VII.             Домашнее задание: упражнение 344, с.35 ; подготовиться к письму по памяти (устно) - упражнение 345, с. 35.

VIII.          Итог урока.

С чем познакомились на уроке?

Что узнали об изменении имён прилагательных во множественном числе?

Назовите падежные окончания и вопросы прилагательных во множественном числе (по таблице).

IX.   Рефлексия.

-   Как вы оцениваете свою работу?

-   Как оцениваете работу всего класса? Почему?


 

Русский язык Тема урока:

Русский язык Тема урока:

Чтение правила в учебнике (с. 34)

Чтение правила в учебнике (с. 34)

Надут ы й как ... волк -

Надут ы й как ... волк -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020