Русский язык
Тема урока: СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ
ЧИСЛЕ.
Цели: 1) познакомить учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе, 2)составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа, 3) формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных множественного числа, 4) развивать речь учащихся, 5) воспитывать прилежание, любовь к русскому языку, коллективизм и навыки сотрудничества.
Оборудование: таблица падежных окончаний, индивидуальные карточки, сигналы самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. - Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Пальчиковая гимнастика.
П. Каллиграфическая минутка.
Лл Лл Мм Мм Мм лЛл мМм лЛл мМм
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения
русского поэта С. А.
Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
Улыбнулись сонн______ берёзки,
Растрепали шёлков_______ косы.
Шелестят зелен___ серёжки,
И горят серебрян___________ росы.
Что можете сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа) Почему? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
Как вы определили, что это прилагательные во множественном числе? (По вопросу - какие?; по существительным, с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены в форме множественного числа.)
Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да, -ые, -ие.)
— Как вы думаете, что ещё мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа? (Окончания в остальных падежах, падежные вопросы.)
Правильно. Ещё мы составим таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа. Она поможет вам в правописании безударных окончаний. •
IV.Наблюдение над особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
1.Упражнение в склонении имён прилагательных во множественном числе. Работа в парах.
Просклоняйте любое словосочетание прилагательное + существительное из стихотворения, которое только что прочитали. Окончания прилагательных выделите, запишите падежные вопросы прилагательных.
• ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2.Проверка.
Какие особенности склонения прилагательных во множественном числе вы заметили? (Совпадают окончания родительного и предложного падежей, именительного и винительного.)
— Познакомьтесь с образцом склонения прилагательных во множественном числе в учебнике на с. 33. Сравните свои результаты с данными в книге. Что заметили? (Окончания такие же; в винительном падеже возможен ещё один вариант окончания -ых, -их, если прилагательное связано с одушевленным существительным.)
3. Чтение правила в учебнике (с. 34).
Прочитайте правило.
-Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
-Почему они не изменяются по родам?
-Как определяется падеж прилагательных во множественном числе?
V.Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.
-Какие падежи в таблице можно объединить? Почему? (Родительный и предложный, так как они имеют одинаковые вопросы и окончания.)
-Сколько вопросов и вариантов падежных окончаний укажем для винительного падежа? Почему? (Два, так как один для тех случаев, когда прилагательное связано с неодушевлённым существительным, другой — когда прилагательное связано с одушевлённым существительным.}
Учитель заполняет таблицу на доске, учащиеся в тетрадях.
И. п. Р. п, П. п. Д. п. В. п. |
Какие? ые; -ие
(о) каких? -ых, -их
каким? -ым; -им
Т.п. |
какие? -ые; -ие
каких? -ых;; -их
какими? -ыми; -ими
• ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI.Упражнение в склонении прилагательных во множественном числе и определении падежей.
Упражнение 343, с. 34. - коллективно, с комментированием.
Выполнение разноуровневого задания.
Для слабых учащихся: (письмо с комментированием у доски): списать словосочетания, выделить окончания имён прилагательных, укачать падеж. С 1-2 словосочетаниями составить и записать предложения,
За воздушными шаратни, о летних каникулах, в сыпучих песках, соседние подъезды, на задних лапах, из колючих кустов, с трескучими морозами, к соседским мальчикам, до ранних заморозков, по речным волнам, под молодыми дубками.
Для сильных учащихся: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончания имён прилагательных, указать падеж.
ГУСЛИ
В рус_ких ска_ках и былинах н_родные песни и пляски обыч_но сопровождаются игрой на гуслях. Этот ст_ринный инструмент очен_ любили на Руси, особенно в её сев_рных областях.
Звончатым гуслям нередко противопоставляют звучание оркестра. Могучими переливами гусли создают яркие музыкальные к_ртины1
. 3. Дополнительное задание.
А теперь внимание
Новое испытание.
Вставьте окончания
В эти словосочетания.
-Записать фразеологизмы во множественном числе, выбрав подходящие существительные:
Голодный как ... заяц
Хитрый как ... индюк
Трусливый как ... лиса
Надут ы й как ... волк
-Устно придумайте ситуацию, когда могут быть использованы данные фразеологизмы.
VII. Домашнее задание: упражнение 344, с.35 ; подготовиться к письму по памяти (устно) - упражнение 345, с. 35.
VIII. Итог урока.
С чем познакомились на уроке?
Что узнали об изменении имён прилагательных во множественном числе?
Назовите падежные окончания и вопросы прилагательных во множественном числе (по таблице).
IX. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу?
- Как оцениваете работу всего класса? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.