«Склонение имён прилагательных во множественном числе»
Оценка 5

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
05.03.2018
«Склонение имён прилагательных во множественном числе»
Цель: Создать условия для формирования умения склонять имена прилагательные во множественном числе. 1. Организационный момент. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. 1. Сообщение темы и целей урока. - Эпиграфом к нашему уроку будут следующие очень мудрые слова, которые мне очень нравятся. Эпиграф поможет нам определить тему сегодняшнего урока. Слайд 1. В.Боков «Следуйте хорошему примеру, Продлевайте добрым словом Жизнь людей» - Как вы понимаете это выражение? - А что значит «добрые слова»? Подберите синонимы. (Ласковые, сердечные, приятные, одобряющие, помогающие, поддерживающие) - Ребята, а слова какой части речи прозвучали? Докажите. - Как определили, что это прилагательные во множественном числе? - Что мы уже знаем про имена прилагательные во множественном числе? Слайд 2. З – Что мы знаем Х – Что мы хотим узнать У – Что мы узнали и что нам осталось узнать Окончания прилагательных во мн. числе в И.П. – ые, - ие Падежные вопросы. Окончания имён прилагательных во мн. числе во всех падежах. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Итак, какая тема нашего урока? Слайд 3. Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе» - Какую цель поставим перед собой, употребляя слово научиться? (склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания, использовать прилагательные в устной и письменной речи) - В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? (в учёбе, в жизни, быть грамотными, чтобы сочинять) 1. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются окончаниями имён прилагательных во множественном числе. - Какие это буквы? - Определите порядок написания букв в данной цепочке? ыеиеие иеыеые - Напишите эти цепочки букв в указанной последовательности до конца строчки. 1. Актуализация знаний. Слайд 4. Загадка Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она большущий шар. Слайд 5. Земля. (рисунок) - В апреле отмечается День Земли. Этот праздник проводится с целью объединения всех людей в деле защиты окружающей среды. На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди не берегут всё живое на нашей планете. Загрязняются реки, воздух. Гибнут растения и животные. И сегодня, знакомясь со склонением имён прилагательных во множественном числе, мы поговорим и об охране окружающей среды. Слайд 6. Вспоминайка. Давайте вспомним всё, что мы узнали про склонение имён прилагательных в единственном числе. Слайд 7. Вместе – служба, вместе – дружба. - О каких частях речи это высказывание? (О сущ. и прилаг. ) - Почему? ( Они всегда согласуются в роде, числе и падеже) - Проверить знания по изученному ранее материалу поможет кроссворд. Слайд 8. Кроссворд 1. На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в Р., Д., Т., П.п. (какой?) 1. Каким членом предложения являются чаще всего имена прилагательные? (определение) 1. Назовите окончания имён прилагательных женского рода в И.п. (- ая, -яя) 2. Назовите окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. (-ого, - его) 5. В дательном падеже. (-ому, - ему) 6. В творительном падеже. (-ым, -им) 7. В винительном падеже ж. рода. (-ую, - юю) Слайд 9. Работа в группах 1 группа. Составить алгоритм определения рода и падежа имён прилагательных. 2 группа. Составить алгоритм написания безударного окончания имён прилагательных. 3 группа. Составить «Синквейн» на тему «Прилагательное». 4 группа. Составить кластер по имени прилагательному. Проверка работы в группах. - Когда написание окончания имён прилагательных вызывает затруднение? (Безударные) - Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом) - А сейчас проверим, как вы усвоили написание безударных окончаний имён прилагательных. Запиши только окончания У оловянного солдатика, в хрустальном дворце, молочной кашей, ранней весне, поздним вечером, к тёплому морю, с синего неба. Взаимопроверка. Физминутка. 1. Изучение нового материала. - А сейчас я предлагаю поработать в парах. На столе у вас листочки со словосочетаниями, в которых пропущены окончания прилагательных. Вставить окончания, распределить словосочетания на две группы и записать в тетрадь. Обозначить окончания имён прилагательных. - Давайте проверим. (Пара зачитывает словосочетания ) Слайд 10. Правильные ответы. - По какому признаку вы распределили словосочетания? - Какие окончания вставили? Почему? - Какого рода взяли существительные в словосочетаниях в ед. числе? - Изменилось ли окончание? - Как проверяется безударное окончание имени прилагательного в ед. числе? ( По вопросу от имени существительного) - О чём это говорит? - Прочитайте словосочетания во множественном числе. - Что вы заметили? ( Существительные разного рода , а окончания у прилагательных одинаковые) - Какой вывод делаем? ( Имена прилагательные во мн. числе не имеют категории рода) Чтение правила в учебнике. Слайд 11. Приём «Инсерт» - Что мы уже знали? - Что нового? - Что думали иначе? - Что не поняли? - Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам) Дополнение кластера. - Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? - Открыли что – нибудь новое по отношению с единственным числом прилагательных? (Нет) - Какой вывод делаем? Слайд 12. Вывод читает ученик. Работа с таблицей склонения имён прилагательных во множественном числе. - Рассмотрите таблицу склонения имён прилагательных во множественном числе. Сравните окончания в разных падежах. - Какие падежи в таблице можно объединить? (И.п. и В.п., Р.п. и П.п.) Почему? ( Имеют одинаковые вопросы и окончания) Слайд 13. Таблица. - Почему в винительном падеже два вопроса? - В каких случаях ставится вопрос каких? - Сравните окончания вопросов и окончания имён прилагательных во множественном числе? - Какие они? (Одинаковые) - Какой вывод делаем? - А в ед.числе как проверяем окончание прилагательного? Вывод со слайда 14. читает ученик. 1. Релаксация. - Ребята, а какое вещество заполняет реки, озёра, моря, ручьи, родники? - Да, это вода. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Поэтому нельзя загрязнять водоёмы. - А сейчас сядьте поудобней, представьте, что вы оказались в лесу, около небольшого ручейка. Слайд 15. Река. Звук журчащей воды. - Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией и готовы работать дальше. - Ребята, от загрязнения водоёмов погибают многие животные. Слайд 16. Бабочки. - Как называется группа животных, представленная вам? - Как называется эта бабочка? ( Белый аполлон) - Откуда пошло название этой бабочки, мы узнаем упр. 66 Чтение по цепочке. - Откуда пошло название бабочки аполлон? Введение новых знаний в систему ранее изученного материала. Потренируемся в определении падежа имён прилагательных во мн. числе. Дети называют словосочетание имени прилагательного + существительное, ставят падежный вопрос и показывают на веере в каком падеже имя прилагательное. - Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? Из-за чрезмерной охоты, коллекционирования многие виды бабочек находятся на грани исчезновения. Ребята, помните о той пользе, которую приносят насекомые. Не позволяйте убивать, ловить или тревожить их для забавы. 1. Слайд 17. Гимнастика для глаз. - Давайте глазками поможем перелететь бабочке с одного цветка на другой. - А сейчас я предлагаю вам немного посоревноваться. Каждый ряд будет работать со своей группой животных. Выходить к доске будете по цепочке. Один вставляет пропущенное окончание имени прилагательного, другой над прилагательным указывает его падеж. А наши консультанты следят за правильностью выполнения заданий и укажут нам на ошибки. Выступление консультантов. - Причиной исчезновения животных является разрушение их мест обитания. Это происходит при прокладке через лес дорог или при вырубке деревьев. Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно дерево. Давайте посмотрим, какие удивительные деревья растут в наших лесах. (Просмотр на слайде) Это берёзы, дубы, сосны, ели. Подберите подходящие имени прилагательные к существительному берёзы. -Запишите это словосочетание в форме Р.падежа множественного числа. - Подберите прилагательное к слову дубы. Запишите это словосочетание в форме Д.падежа множественного числа. - К слову сосны. Запишите в форме Т.падежа множественного числа. - Словосочетание со словом ели запишите в форме П.падежа мн. числа. Растения называют лёгкими планеты. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Поэтому леса нужно беречь. 1. Слайд 18. Самостоятельная работа. - А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. На столе у вас лежат карточки. На них задания разного уровня сложности. На оранжевых карточках – самые лёгкие задания. На жёлтых карточках – посложнее. На розовых карточках – ещё сложнее. Прочтите задания. Выберите то задание, с которым вы справитесь лучше всего на данный момент. Можете приступать к работе. Проверка. 9. Итог урока. - А теперь давайте подведём итог. - О чём говорили сегодня на уроке? - Что заметили в В.падеже? - В каком падеже прилагательные множественного числа имеют окончания: Слайд 19. показ на веерах - ыми, - ими (щелчок) - ых, - их (щелчок) - ым, - им (щелчок) - ые, - ие (щелчок) - Что узнали на уроке? Слайд 20. Заполнение таблицы ЗХУ Наш урок мне хочется такими закончить словами: Говорим при всём народе: чтоб продлить природе век. Должен помогать природе друг природы – человек. Чтобы мирно мчались годы, расцветал за веком век. Другом быть для всей природы должен каждый человек. - Давайте мы, как друзья природы украсим нашу Землю порхающими цветочками – бабочками, чтобы их больше было на нашей планете. 10.Рефлексия. - Если вы работали хорошо, плодотворно, у вас хорошее настроение – то возьмите розовую бабочку. - Если не очень довольны своей работой, что-то не получалось – жёлтую. - А если вы считаете, что плохо работали, плохое настроение- синюю. - По звучанию слово бабочка напоминает слово бабушка. Могут ли эти слова быть родственными? Найдёте ответ в упр. 67 дом. зад.«Склонение имён прилагательных во множественном числе» с использованием приёмов ТРКМ.
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме.docx
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён прилагательных во множественном числе» с использованием приёмов ТРКМ. Цель: Создать условия для формирования умения склонять имена прилагательные во  множественном числе. 1. Организационный момент. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. 1. Сообщение темы и целей урока. ­ Эпиграфом к нашему уроку будут следующие очень мудрые слова, которые мне очень  нравятся. Эпиграф поможет нам определить тему сегодняшнего урока. Слайд 1.  В.Боков «Следуйте хорошему примеру, Продлевайте добрым словом Жизнь людей» ­ Как вы понимаете это выражение? ­ А что значит «добрые слова»? Подберите синонимы. (Ласковые, сердечные, приятные,  одобряющие, помогающие, поддерживающие) ­ Ребята, а слова какой части речи прозвучали? Докажите. ­ Как определили, что это прилагательные во множественном числе? ­ Что мы уже знаем про имена прилагательные во множественном числе? Слайд 2. З – Что мы знаем  Х – Что мы хотим узнать У – Что мы узнали и что нам осталось узнать Окончания  прилагательных во мн.  числе в И.П. – ые, ­ ие Падежные вопросы. Окончания имён  прилагательных во мн. числе  во всех падежах. Склонение имён  прилагательных во  множественном числе. Итак, какая тема нашего урока? Слайд 3. Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе» ­ Какую цель поставим перед собой, употребляя слово научиться? (склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания,  использовать прилагательные в устной и письменной речи) ­ В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? (в учёбе, в жизни, быть грамотными,  чтобы сочинять) 1. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются окончаниями имён  прилагательных во множественном числе. ­ Какие это буквы? ­ Определите порядок написания букв в данной цепочке?  ыеиеие иеыеые ­ Напишите эти цепочки букв в указанной последовательности до конца строчки. 1. Актуализация знаний. Слайд 4. Загадка Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она большущий шар. Слайд 5. Земля. (рисунок) ­ В апреле отмечается День Земли. Этот праздник проводится с целью объединения всех  людей в деле защиты окружающей среды. На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди не берегут всё живое на нашей планете. Загрязняются реки,  воздух. Гибнут растения и животные. И сегодня, знакомясь со склонением имён  прилагательных во множественном числе, мы поговорим и об охране окружающей среды. Слайд 6. Вспоминайка. Давайте вспомним всё, что мы узнали про склонение имён прилагательных в единственном  числе. Слайд 7. Вместе – служба, вместе – дружба. ­ О каких частях речи это высказывание? (О сущ. и прилаг. ) ­ Почему? ( Они всегда согласуются в роде, числе и падеже) ­ Проверить знания по изученному ранее материалу поможет кроссворд. Слайд 8. Кроссворд 1. На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в Р., Д., Т., П.п. (какой?) 1. Каким членом предложения являются чаще всего имена прилагательные?  (определение) 1. Назовите окончания имён прилагательных женского рода в И.п. (­ ая, ­яя) 2. Назовите окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.  (­ого, ­ его) 5. В дательном падеже. (­ому, ­ ему) 6. В творительном падеже. (­ым, ­им) 7. В винительном падеже ж. рода. (­ую, ­ юю) Слайд 9. Работа в группах 1 группа. Составить алгоритм определения рода и падежа имён прилагательных. 2 группа. Составить алгоритм написания безударного окончания имён прилагательных. 3 группа. Составить «Синквейн» на тему «Прилагательное». 4 группа. Составить кластер по имени прилагательному. Проверка работы в группах. ­ Когда написание окончания имён прилагательных вызывает затруднение? (Безударные) ­ Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с  носом, проверяй окончание вопросом) ­ А сейчас проверим, как вы усвоили написание безударных окончаний имён  прилагательных. Запиши только окончания У оловянного солдатика, в хрустальном дворце, молочной кашей, ранней весне, поздним  вечером, к тёплому морю, с синего неба. Взаимопроверка. Физминутка. 1. Изучение нового материала. ­ А сейчас я предлагаю поработать в парах. На столе у вас листочки со словосочетаниями,  в которых пропущены окончания прилагательных. Вставить окончания, распределить  словосочетания на две группы и записать в тетрадь. Обозначить окончания имён  прилагательных. ­ Давайте проверим. (Пара зачитывает словосочетания )  Слайд 10. Правильные ответы. ­ По какому признаку вы распределили словосочетания? ­ Какие окончания вставили? Почему? ­ Какого рода взяли существительные в словосочетаниях в ед. числе? ­ Изменилось ли окончание? ­ Как проверяется безударное окончание имени прилагательного в ед. числе? ( По вопросу  от имени существительного) ­ О чём это говорит? ­ Прочитайте словосочетания во множественном числе. ­ Что вы заметили? ( Существительные разного рода , а окончания у прилагательных  одинаковые) ­ Какой вывод делаем? ( Имена прилагательные во мн. числе не имеют категории рода) Чтение правила в учебнике. Слайд 11. Приём «Инсерт» ­ Что мы уже знали? ­ Что нового? ­ Что думали иначе? ­ Что не поняли? ­ Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)  Дополнение кластера. ­ Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? ­ Открыли что – нибудь новое по отношению с единственным числом прилагательных?  (Нет) ­ Какой вывод делаем? Слайд 12. Вывод читает ученик. Работа с таблицей склонения имён прилагательных во множественном числе. ­ Рассмотрите таблицу склонения имён прилагательных во множественном числе. Сравните окончания в разных падежах. ­ Какие падежи в таблице можно объединить? (И.п. и В.п., Р.п. и П.п.) Почему? ( Имеют одинаковые вопросы и окончания) Слайд 13. Таблица. ­ Почему в винительном падеже два вопроса? ­ В каких случаях ставится вопрос каких? ­ Сравните окончания вопросов и окончания имён прилагательных во множественном  числе? ­ Какие они? (Одинаковые) ­ Какой вывод делаем? ­ А в ед.числе как проверяем окончание прилагательного? Вывод со слайда 14. читает ученик. 1. Релаксация. ­ Ребята, а какое вещество заполняет реки, озёра, моря, ручьи, родники? ­ Да, это вода. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Поэтому  нельзя загрязнять водоёмы. ­ А сейчас сядьте поудобней, представьте, что вы оказались в лесу, около небольшого  ручейка. Слайд 15. Река. Звук журчащей воды. ­ Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь  энергией и готовы работать дальше. ­ Ребята, от загрязнения водоёмов погибают многие животные. Слайд 16. Бабочки.  ­ Как называется группа животных, представленная вам? ­ Как называется эта бабочка? ( Белый аполлон) ­ Откуда пошло название этой бабочки, мы узнаем упр. 66 Чтение по цепочке. ­ Откуда пошло название бабочки аполлон? Введение новых знаний в систему ранее изученного материала. Потренируемся в определении падежа имён прилагательных во мн. числе. Дети называют словосочетание имени прилагательного + существительное, ставят  падежный вопрос и показывают на веере в каком падеже имя прилагательное. ­ Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? Из­за чрезмерной охоты, коллекционирования многие виды бабочек находятся на грани  исчезновения. Ребята, помните о той пользе, которую приносят насекомые. Не позволяйте убивать,  ловить или тревожить их для забавы. 1. Слайд 17. Гимнастика для глаз. ­ Давайте глазками поможем перелететь бабочке с одного цветка на другой. ­ А сейчас я предлагаю вам немного посоревноваться. Каждый ряд будет работать со своей группой животных. Выходить к доске будете по  цепочке. Один вставляет пропущенное окончание имени прилагательного, другой над  прилагательным указывает его падеж. А наши консультанты следят за правильностью  выполнения заданий и укажут нам на ошибки. Выступление консультантов. ­ Причиной исчезновения животных является разрушение их мест обитания. Это  происходит при прокладке через лес дорог или при вырубке деревьев. Говорят, что жизнь  не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно дерево. Давайте посмотрим, какие  удивительные деревья растут в наших лесах. (Просмотр на слайде) Это берёзы, дубы,  сосны, ели. Подберите подходящие имени прилагательные к существительному берёзы.  ­Запишите это словосочетание в форме Р.падежа множественного числа. ­ Подберите прилагательное к слову дубы. Запишите это словосочетание в форме Д.падежа множественного числа. ­ К слову сосны. Запишите в форме Т.падежа множественного числа. ­ Словосочетание со словом ели запишите в форме П.падежа мн. числа. Растения называют лёгкими планеты. Все деревья выделяют особые летучие вещества –  фитонциды, которые убивают бактерии. Поэтому леса нужно беречь.  1. Слайд 18. Самостоятельная работа. ­ А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. На столе у вас лежат карточки. На них задания разного уровня сложности. На оранжевых  карточках – самые лёгкие задания. На жёлтых карточках – посложнее. На розовых карточках – ещё сложнее. Прочтите задания. Выберите то задание, с которым вы справитесь лучше всего на данный  момент. Можете приступать к работе. Проверка. 9. Итог урока. ­ А теперь давайте подведём итог. ­ О чём говорили сегодня на уроке? ­ Что заметили в В.падеже? ­ В каком падеже прилагательные множественного числа имеют окончания: Слайд 19. показ на веерах ­ ыми, ­ ими (щелчок)  ­ ых, ­ их (щелчок) ­ ым, ­ им (щелчок) ­ ые, ­ ие (щелчок) ­ Что узнали на уроке? Слайд 20. Заполнение таблицы ЗХУ Наш урок мне хочется такими закончить словами: Говорим при всём народе: чтоб продлить природе век. Должен помогать природе друг природы – человек. Чтобы мирно мчались годы, расцветал за веком век. Другом быть для всей природы должен каждый человек. ­ Давайте мы, как друзья природы украсим нашу Землю порхающими цветочками –  бабочками, чтобы их больше было на нашей планете. 10.Рефлексия. ­ Если вы работали хорошо, плодотворно, у вас хорошее настроение – то возьмите розовую  бабочку. ­ Если не очень довольны своей работой, что­то не получалось – жёлтую. ­ А если вы считаете, что плохо работали, плохое настроение­ синюю. ­ По звучанию слово бабочка напоминает слово бабушка. Могут ли эти слова быть  родственными? Найдёте ответ в упр. 67 дом. зад.

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018