Школа: ГУ СШГ № 9
Учитель: Бупина Р.М.
Колво присутствующих
учеников:
Колво отсутствующих
учеников:
Предмет: литературное чтение
Дата: 10.2016г.
Класс: 4 «Д»класс Урок 21
Тема: «Про Добрын ю Никитича и Змей
Горыныча» Былинный сказ
Цели урока:
(обучающие,
развивающие,
воспитательные,
требования
Время
Обобщить знания о былинных героях Руси; учить анализировать события,
сравнивать вымысел и исторические факты; формулировать и обосновывать
выводы; выявлять существенные признаки, обобщать причинно – следственные
связи событий.
Запланированная работа
Ресурсы
Начало
урока:
первые
10 мин.
урока
Постановка
целей
урока
Основная
часть
урока
25 мин
Вызов: Чтобы многое успеть,
Чтобы многое узнать,
Скорее урок
Нам нужно начинать
Знакомство с былинным сказом «Про Добрыню Никитича и Змей
Горыныча»
Осмысление: «Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову».
Былины пришли к нам из времен дальних, передавались из уст в уста. А для
нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам да селам,
записывали все услышанное.
Былины это прежде всего греческие народные песни о подвигах
сильных, могучих защитниках русской земли.
А от кого нужно было защищать русскую землю?( Трудные времена были
на Руси, часто нападали враги лютыевоинственные соседи.
Какое зло они несли на русскую землю?(Разоряли селения, забирали в
плен женщин и детей, увозили с собой богатства. И застонал, братья Киев
от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по русской земле, печаль
обильная потекла посреди земли Русской. Конечно же, страшные
потрясения не могли не взволновать душу народа. И создал народ
героические песни, которые и назвали былинами.Само слово былина
происходит от слова быль, т .е. в этих старинных песнях поется о том, что
было, о том, что происходило на самом деле.
Но в самом деле то, о чем рассказывают былины, правда? Вопрос этот не
такой простой.
Кто из вас читал о Змее Горыныче или о мечекладинце? Скажите, чем покрыт змей? (чешуей)
Чем необычен был Змей Горыныч? (иллюстрация)
Он был огнедышащим, с тремя головами. Таков он в сказках и былинах. А
если бы мы посмотрели с крепостных стен города Киева на колонну врагов
в железных доспехах, то мы увидели бы стальную змею, ползущую по
дороге, а по бокам зарево пожаров горящих деревень. А со стороны степи к
Киеву ведут три дороги. Вот вам и трехглавый огнедышащий Змей
Горыныч
А что же такое мечкладинец? (иллюстрации). Хороший меч в старину
стоил очень дорого. Лучшим мечам присваивались даже имена. Позволить
себе такой меч могли далеко не все воины. Поэтому для них такой меч
действительно был кладом. Однако нельзя думать, что в былинах все
изображено так, как было в действительности. Былины удивляют не только
тем, что донесли до нашего времени точные детали прошлого, но и
богатейшей фантазией.
О ком же рассказывают былины? Что бы ответить на этот вопрос, мы с
вами прочитаем отрывок из былины:
Под славным под градом Киевом,
На тех степях Днепровских
Стояла застава Богатырская
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович.
А конь под Ильей, словно лютый зверь
И сам на коне, как ясный сокол.
А был на заставе еще Добрыня Никитич млад,
И пошел его конь богатырский
С горы на гору перескакивать.
А и был там Алеша Попович млад,
Что из красна города Ростова.
Свой тугой луч разрывчатый
От правого от стремечка от булатного,
Накрадывая то стрелочку каменную,
И потягивал тетевочку шелковую.
Кто главные герои этого отрывка?
С одним из богатырей мы познакомились. Это Илья Муромец, а сегодня
следующий богатырь – Добрыня Никитич.
Первичное чтение учителем былинного сказа
Понравился вам былинный сказ?
Кто такой Добрыня Никитич? Каким ты себе представляешь богатыря?
Словарная работа:
Пророчить –предсказывать, предвещать
Пуд –русская мера веса, примерно16,3кг
Лукавый – коварный, хитрый
Полон –плен Аршин –русская мера длины, равная 071м
Вторичное чтение учащимися Победы богатырей над несметными
полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в
силы народные. Чем сильнее, страшнее враг, тем величественней победа
богатыря.
Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о храбрости
богатырей. Что же это за пословица? Что бы их прочитать нужно
соединить две части пословиц стрелками.
Игра "Собери пословицу"
Сам погибай Умей защищать
Родинумать На добрые дела
Кто за Родину горой, А Родину защищай
Жизнь дана Тот истинный герой
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим,
Оборачиваясь вправо, огляделись величаво.
И налево надо тоже поглядеть из под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги, точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
Работа в печатной тетради (стр.1314)
Подведени
е
итогов
урока
7.10ин
Рефлексия: Оценочная лесенка.
А теперь, давайте попробуем оценить то, как каждый из вас работал на
уроке, и узнаем, у кого возникли затруднения на уроке.
У вас на партах по два смайлика с вашими именами : один веселый , а
другой – грустный . А теперь поднимите смайлик , который улыбается, те ,
у которых не возникло затруднений на уроке. У кого были трудности –
поднимите грустный.
(У кого другой смайлик не расстраиваетесь, на следующем уроке мы
опять будем работать над былинами).
Посмотрите, на доске у меня находится шкала, с баллами от 1 до 5.
Поставьте смайлик, который вы подняли , на ту ступеньку, на которую вы
поставили бы себя.
Молодцы!
Вы много трудились,
Наверно устали?
Быстро, все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
(И тихо из класса уйдём).
Сядем за парты звонка подождём.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.