Час общения -Традиции и обычаи казахского народа- .docx
ГУ "Средняя школа гимназия №9"
Классный час в 3 классе
на тему:
«Традиции казахского народа»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Бупина Р.М.
20152016 учебный год
1 Цель: познакомить учащихся с традициями и обычаями казахского народа; способствовать
формированию у учащихся уважительного отношения к традициям и обычаям народов,
живущих в Казахстане; воспитание дружеских взаимоотношений между представителями
разных национальностей.
Учитель: В Казахстане проживают представители более ста наций и народностей. И все
они считают нашу землю родной. История такого многонационального заселения началась
ещё в 19 веке. Переселенческая реформа привела в казахскую степь множество повозок
бедняков, которые уехали из Украины, Молдовы, России в поисках лучшей доли. Свои
умения и навыки люди, приехавшие сюда со всех концов Российской империи,
использовали на новом месте. В нашей Республике каждый народ имеет право на свой язык,
культуру, религию.
1 ученик. Сто наций, сто народов, сто племён,
Всем вам «рахмет» и низкий вам поклон!
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце освещает мирный край!..
2 ученик. Эта земля нас сроднила,
Дарила тепло и уют.
Согрела нас всех, накормила
И многим дала здесь приют.
3 ученик. И вот не одно поколенье
Мы вместе все дружно живём,
С думою о хлебе едином
Да общие песни поём.
Песня «Атамекен»
Учитель: У всех народов, населяющих Казахстан, существуют традиции и обычаи.В них
отражается уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.– Кто скажет,
что такое традиции?
4 ученик.Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые
нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в
поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Учитель: А что такое обычаи?
5 ученик.Обычаи –это также общепринятые, исторически сложившиеся в процессе
эволюции (развития) правила и нормы, регулирующие поведение людей в определённой
области общественной жизни.
Учитель:Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа.
Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своейкрасочностью,
2 богатством смысла и отражают казахский национальный характер – открытый,
гостеприимный и стремящийся жить в согласии с окружающим миром.
Само слово «казах» в переводе с тюркского означает «вольный человек». Казахи были
свободолюбивыми кочевниками и земледельцами, обладали огромными тучными стадами
животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек.
Если рассказывать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая
история. Каждый праздник или какоето событие отмечалось поразному, будь то
рождение ребёнка, свадьба, Наурыз.
У казахов родословная велась по мужской линии. Казах считал своим «немере» внуком
только того, кто родился от сына. Ребёнок, родившийся у дочери, называется «жиеном»
племянником, а его ребёнок «жиеншаром» отпрыском племянника. Так, считалось по
неписанному закону степей, когда дочерей отдавали в жёны только людям из других родов
и аулов и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы
семейного рода. Было даже такое выражение: «Жиен ел болмас», что в переводе означает:
«Племянника не считай своим!» Только теперь, в наше время, детей, родившихся от
дочерей, стали называть внуками.
На сцену выносят «БЕСІК» и ученик рассказывает об укладывании в колыбель.
1 ученик. «Бесікке бөлеу» укладывание новорожденного в люльку, с пожеланием, чтобы
быстро рос и набирался богатырского здоровья.
Учащиеся показывают обряд.
Учитель: Какой следующий этап в детских обрядах?
2 ученик. «Тұсау кесу» обрезание пут; первые шаги ребёнка, чтобы он умел ходить и
быстро бегать. В этот день по
казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого
старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные верёвки,
опутывающие ножки ребёнка.
Учащиеся показывают обряд «Тұсау кесу».
3 ученик. «Атқа мінгізу» усаживание мальчика на коня с передачей в руки не только
плётки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и
точно.
4 ученик. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней,
является гостеприимство.
5 ученик. К приходу гостей готовят национальное блюдо из баранины – бесбармақ; голова
барана должна смотреть на достопочтенного гостя.
1 ученик. В большинстве стран, в том числе и Казахстане обычаем является уважение к
старшим.
3 Учитель: Добрая традиция народа уважение к старшим передаётся с другими
прекрасными привычками и качествами народов. Так, по этому обычаю детей с ранних лет
приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со
старшими, а также не говорить с ними грубо, прислушиваясь при этом к их мудрым
советам.
Казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что
чтит и уважает своих предков, не забывая то, через что прошёл их народ.
ВИКТОРИНА « Знаток традиций и обычаев казахского народа».
(За правильный ответжетон.Победитель получает приз).
1. На какой Праздник готовят «көже»? /Наурыз/
2. Из скольки компонентов готовят «көже»? /из семи/
3. Как называется традиция, которую проводят когда ребёнок делает первые шаги? /
«Тұсау кесу»/
4. Главное национальное блюдо, которое готовят на праздник или для гостей /
«Бесбармақ» тонкое тесто; мясо: конина или баранина/
5. По какому случаю готовят очень тонкие лепёшки и как они называются?
/ «Ауыз ашар». «Шелпек»./
6. Как называется мусульманский пост? /«Ораза»/
7. Какую плату даёт жених за невесту? /«Калым»: лошадь, ковёр, подарки родителям
невесты/
8. Какой обряд проводят, когда невесту приводят в дом жениха? /«Беташар»/
9. Как называют подарок за добрую весть? /«Сүйінші»/
10. Как называется подарок за обновку? / «Байғазы»/
11. Что такое «бата»? Кто его даёт? / Благословение. Дают старейшины, родители/
12. Торжество, празднуемое на 40ой день после рождения ребёнка?
/«Қырқынан шығару»/
13. Что такое альчики? /Асыки/
14. Какую казахскую интеллектуальную игру вы знаете? /«Тоғызқұмалақ»/
15. В каких национальных играх мужчины меряются силой? / «Аударыспақ»,«Қыз
қуу»,«Қазақша күрес», «Бәйге», «Көкпар»/
16. Литературномузыкальное состязание /«Айтыс»/.
Награждение победителя викторины.
2 ученик.Сүйем сені, туған елатамекен!Абзал анам сенсің ғой, құшағы кең.
Жер мен көктің жәннәті бір өзіңсің.Сенен артық не табам, қайда кетем?
3 ученик. На просторах великой страны Много разных народов живёт. Все народы, как
братья, равны, Всем народам – любовь и почёт!
4 4 ученик.Тойыңтойға ұлассын, ұлы халқым!
Өрлей берсін қияға атақдаңқың.
Аялайық, қастерлеп, ұлы күнді,
Жеткізейік ұрпаққа Ата салтын!
5 ученик. Мы здесь живём, работаем и дружим.
Сроднила нас казахская земля.
Мне никакой земли другой не нужно! Здесь отчий дом, и здесь моя семья!
5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.