Скорость химических реакций

  • ppt
  • 05.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Скорость химических реакций.ppt



тема: "Скорость химической реакции.
Факторы, влияющие
на скорость химической реакции"

Е

С

Е

Ч

И

М

И

Н

И

Ь

Е

Т

Р

О

Н

А

В

О

Ш

З

М

Е

Л

Е

К

Е

М

Б

А

Е

Н

Щ

Н

И

Е

Ж

Е

Н

Е

В

Е

И

З

А

Р

И

Л

П

Р

О

Е

Н

Д

С

Е

И

Н

Е

И

Химическая реакция – это … одних веществ в другие. (1)
Перечислите основные типы химических реакций?(2,3,4)
Какие условия должны быть выполнены, чтобы началась химическая реакция? (5,6)

1

2

3

4

5

6

Химический кроссворд.

ТЕМА УРОКА: СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

ЦЕЛЬ: Познакомиться с понятием «скорость химической реакции».

ЗАДАЧИ:
Выяснить суть понятия скорости химической реакции;
Установить факторы, влияющие на скорость химической реакции в результате исследовательской работы.

Обсудим следующие вопросы:

Как определяют скорость механического движения? Какова единица измерения этой скорости?
Как определяют скорость химической реакции?

Скорость химической реакции

Быстрота протекания химической реакции, т.е.
превращения веществ в единицу времени.

Как вы считаете, все химические реакции протекают с одинаковой скоростью?

Можно ли управлять скоростью протекания химической реакции?

Повторим основные правила техники безопасности.

Если в руках у вас жидкое - не разлейте,
порошкообразное - не рассыпьте.
Если включили - выключите.
Если открыли - закройте.
Если разобрали - соберите.
Если вы не можете собрать - позовите на помощь учителя.
Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.
Если вы привели что-либо в беспорядок - исправьте.
Если вы сдвинули что-нибудь - верните на место.
Если вы хотите воспользоваться чем-либо, попросите разрешения.
Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.
Если вы не знаете, как это делается - сразу спросите.
Если вы не можете что-либо понять - почешите в затылке.

Скорость реакции определяется изменением количества вещества в единицу времени.

В единице V (для гомогенной)

На единице поверхности соприкосновения веществ S (для гетерогенной)

С - изменение молярной концентрации (моль);
t– интервал времени (с, мин)
S – площадь (см2, м2)
V – объем (л)

Проведём исследование

Каждая группа выполняет опыт, строго следуя инструкционным картам !

Факторы влияющие на скорость реакции

Концентрация

Природа реагирующих веществ

Температура

Катализатор

Площадь соприкосновения

Концентрации реагирующих веществ.

На основе большого экспериментального материала в 1867 г. норвежские учёные К. Гульдберг, и П Вааге и независимо от них в 1865 г. русский учёный Н.И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики, устанавливающий зависимость скорости реакции от концентраций реагирующих веществ:
скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях равных их коэффициентам в уравнении реакции.
Этот закон ещё называют
Законом действующих масс.

Математическое выражение закона действующих масс.

По закону действующих масс скорость реакции, уравнение которой А+В=С может быть вычислена по формуле:


а скорость реакции, уравнение которой А+2В=D, может быть вычислена по формуле:



В этих формулах: CA и CB – концентрации веществ А и В (моль/л), k1 и k2 – коэффициенты пропорциональности, называемые константами скоростей реакции. Эти формулы также называют кинетическими уравнениями.

Задача на применение знаний:

1. Составьте кинетические уравнения для следующих реакций:
А) H2+I2=2HI;

Б) 2 Fe + 3CI2= 2 FeCI3.
Как изменится скорость реакции Б, если
концентрацию хлора увеличить в 2 раза?

Самопроверка.

Решение. Составим кинетическое уравнение реакции В.

При увеличении концентрации хлора в 2 раза скорость станет равной


Ответ: скорость реакции увеличится в 8 раз

Температура

При увеличении температуры на каждые 10° С общее число столкновений увеличивается только на ~ 1,6 %, а скорость реакции увеличивается в 2-4 раза (на 100-300%).
Число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость реакции при повышении температуры на 10° С, называют температурным коэффициентом.
Правило Вант-Гоффа математически выражается следующей формулой:



где –скорость реакции при температуре t2,
– скорость реакции при температуре t1,
– температурный коэффициент.

Задача на применение знаний:

Определите, как изменится скорость некоторой реакции:
а) при повышении температуры от 10° до 50° С;
Температурный коэффициент реакции равен 3.

Самопроверка

а) подставить данные задачи в формулу:





скорость реакции увеличится в 81 раз.


Тест

Вариант 1

Вариант 2

1. При комнатной температуре с наименьшей скоростью протекает реакция
а) гранулированный Zn с 2%-ной H2SO4;
б) порошок Zn с 2%-ной H2SO4;
в) гранулированный Zn с 10%-ной H2SO4;
г) порошок Zn с 10%-ной H2SO4

1. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция
а) гранулированный Zn с 2%-ной H2SO4;
б) порошок Zn с 2%-ной H2SO4;
в) гранулированный Zn с 10%-ной H2SO4;
г) порошок Zn с 10%-ной H2SO4

2. Растворение цинка в соляной кислоте будет происходить быстрее
а) увеличении концентрации кислоты
б) понижении температуры
в) помешивании
г) разбавлении кислоты

2. Растворение цинка в соляной кислоте будет замедляться
а) увеличении концентрации кислоты
б) повышении температуры
в) раздроблении цинка
г) разбавлении кислоты

3. Как изменится скорость реакции при понижении температуры от 20 до 0° С, если температурный коэффициент равен 4?
а) возрастет в 8 раз
б) возрастет в 16 раз
в) замедлится в 16 раз
г) замедлится в 8 раз

3. Как изменится скорость реакции при повышении температуры от 30 до 60° С, если температурный коэффициент равен 2?
а) возрастет в 6 раз
б) возрастет в 8 раз
в) замедлится в 6 раз
г) замедлится в 8 раз

КЛЮЧ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ТЕСТА

1 ВАРИАНТ
1 – А, 2 – А, 3 – В.
2 ВАРИАНТ
1 – Г, 2 – Г, 3 – Б .
Ключ к оценке качества выполнения теста:
«5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
Ошибками являются неверные ответы.



Тема урока: СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Задачи урока:
Выяснить суть понятия «скорость химической реакции».
Установить факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Скорость химической реакции – превращения веществ в единицу времени.

Исследование:

Факторы, влияющие на скорость реакции:
1. Природа реагирующих веществ.
2. Площадь соприкосновения реагирующих веществ.
3. Концентрация реагирующих веществ.
4. Температура.
5. Катализаторы.

Домашнее задание:

Рефлексия:

Зеленая - «урок понравился, я все понял»
Синяя - « урок не очень понравился,
я почти ничего не понял»
Красная - «урок не понравился,
я сомневаюсь,
что все понял».
Подумайте и поднимите ту сигнальную карту которая соответствует вашему настроению в данный момент.

У вас на столах есть сигнальные карты (зеленая, красная, синяя).

Спасибо за внимание! Желаю вам успехов! Удачи!