«СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАЧЕТНЫХ
НОРМАТИВОВ ПО МЕТАНИЮ КОПЬЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. |
3 |
|
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР |
|
1.1. |
Скоростно-силовые качества метателя копья……………………….. |
4 |
1.2. |
Сила и возрастные особенности ее развития………………………... |
5 |
1.3. |
Быстрота и возрастные особенности ее развития…………………… |
7 |
1.4. |
Значение физических качеств для достижений в метаниях………… |
9 |
1.5. |
Техника метания……………………………………………………….. |
11 |
1.6. |
Критерии оценки техники…………………………………………….. |
14 |
1.7. |
Модельные характеристики метателей………………………………. |
16 |
1.8. |
Модель потенциальных спортивных возможностей легкоатлета….. |
22 |
1.9. |
Заключение по главе…………………………………………………... |
25 |
|
ГЛАВА П. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ |
|
2.1. |
Цель и задачи исследования………………………………………….. |
26 |
2.2. |
Методы исследования…………………………………………………. |
26 |
2.2.1. |
Анализ специальной научно-методической литературы…………… |
27 |
2.2.2. |
Педагогический анализ………………………………………………... |
27 |
2.2.3. |
Педагогическое тестирование………………………………………… |
28 |
2.2.4. |
Педагогический эксперимент………………………………………… |
28 |
2.2.5. |
Методы математической статистики………………………………… |
29 |
2.3. |
Организация исследования…………………………………………… |
29 |
|
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ |
|
3.1. |
Определение скоростно-силовых показателей студентов 1 курса групп минимума……………………………………………………….. |
30 |
3.2. |
Взаимосвязь скоростно-силовых показателей студентов с результатом в метании копья…………………………………………. |
36 |
|
ВЫВОДЫ………………………………………………………………. |
39 |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………. |
40 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………... |
41 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время вопросы определения уровня физической подготовленности студентов, т.е. их двигательной базы в различных видах легкой атлетики изучены недостаточно. Все работы по данному вопросу выполнены на спортсменах высокой квалификации. С этой целью мы решили определить уровень скоростно-силовой подготовленности и дать рекомендации для развития этих качеств, чтобы студенты могли выполнить норматив по метанию копья и успешно сдать зачет.
Объект исследования. Студенты первого курса РГУФКСМиТ, не специализирующиеся в легкой атлетике.
Предмет исследования. Уровень скоростно-силовой подготовленности студентов для успешного овладения техникой метания копья и сдачи контрольных нормативов.
Научная новизна. Впервые разработаны модельные характеристики скоростно-силовой подготовленности студентов, необходимые для сдачи зачетных требований по метанию копья.
Практическая значимость. Специально разработанная программа тренировок способствует росту скоростно-силовых показателей и результата в метании копья. На основе этого существует возможность внесения коррективов в учебную программу с целью развития у студентов скоростно-силовых качеств для успешной сдачи норматива по метанию копья.
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Скоростно-силовые качества метателя копья
Одним из основных условий достижения высоких спортивных результатов в легкоатлетических метаниях является скоростно-силовая подготовленность спортсменов. Под скоростно-силовой подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы.
Средства спортивной тренировки - разнообразные физические упражнения, прямо или опосредственно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретного вида метаний, являющегося предметом спортивной специализации.
Средства скоростно-силовой подготовки решают задачи увеличения силы мышц и скорости движений.
Под скоростно-силовыми качествами понимается способность спортсмена к проявлению максимального усилия в кратчайший промежуток времени.
Упражнения, где основной переменной величиной является ускорение, сообщаемое постоянной массе, называется скоростно-силовыми упражнениями. Рассматривая отличительные особенности скоростно-силовых упражнений, ряд авторов указывает на то, что степень развиваемой мышечной силы обеспечивается не только за счет общей величины мышечного напряжения, но и скоростью сокращения мышц. Следовательно, скоростно-силовые упражнения обеспечивают прирост силы за счет увеличения скорости сокращения рабочих мышц, а собственно-силовые - за счет увеличения перемещаемой массы.
Скоростно-силовые упражнения делятся на две группы: первая группа - упражнения по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы в целом, имеющие сходство со структурой отдельного движения; вторая группа - упражнения, направленные на развитие отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого вида легкоатлетического метания.
Во всех видах легкоатлетических метаний дальность полета снаряда зависит, главным образом, от той скорости, с которой он выпускается рукой метателя. Снаряд, конечно, должен быть выпущен под наивыгоднейшим углом к земле (этот угол находится в зависимости от конфигурации снаряда, от силы и направления ветра, и отчасти от личных особенностей метателя). Некоторое значение имеет и расположение той точки, из которой был выпущен снаряд, что зависит от роста, длины рук и особенностей техники метателя.
Чем дольше сила всех мышц метателя через посредство его руки действовать на снаряд, ускорять его, тем большую скорость приобретает снаряд к моменту вылета. Поэтому движения метателя должны быть быстрыми, ускоряющимися к концу, но одновременно длинными, а не короткими, не судорожными.
Во всех видах метаний в толчке или броске участие принимает не только одна рука, но и корпус и ноги спортсмена. Поэтому метатель должен одинаковое внимание уделять развитию силы и быстроты движений всех частей своего тела.
Рассмотрим эти важнейшие качества метателя - силу и быстроту.
1.2 Сила и возрастные особенности её развития
Сила - способность индивидуума преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
Сила, как одно из физических качеств, имеет большое значение в двигательной деятельности спортсменов.
Большинство исследований по вопросам развития силы было выполнено на взрослых людях, с целью оценки степени физического развития и изучения мышечной силы человека в зависимости от влияния всевозможных факторов.
Значение силы во всех видах метаний в настоящее время, бесспорно, что отмечают в своих работах ряд авторов.
Анализируя тренировку Артура Роу, Х.П. Борн (1962 г.) писал, что основное внимание Роу уделяет развитию силы с октября по январь, тренируется только с тяжестями, занятия со штангой состоят из троеборья и глубоких приседаний. На вопрос, что он может посоветовать молодым метателям, Роу отвечает, что основным в метаниях является сила. Он считает, что тот, кто хочет чего-нибудь добиться, должен, прежде всего, быть сильным. В этом может помочь только штанга.
Вопросами развития силы у детей и юношей занимались многие авторы.
Исследования А.В. Коробкова, СВ. Возняка говорят об интенсивном приросте мышечной силы с 13-летнего возраста.
Увеличение прироста показателей силы в период после 9-11 лет и особенно от 13-14 лет. А.В. Коробков связывает с увеличением веса мышц. При этом он отмечает, что наряду с этим происходит совершенствование центральной регуляции.
Высокие показатели прироста и абсолютного значения мышечной силы в возрасте 13-14 лет позволяет Р.Е. Мотылянской, А.В. Коробкову и др. уже говорить о том, что организм ребенка вполне может справиться со значительными напряжениями в этом возрасте.
По результатам исследований А.В. Коробкова показатели мышечной силы на 1 кг веса к 13-14 годам близки к результатам 20-30-летних людей.
Результаты целой серии исследований свидетельствуют о значительных изменениях мышечной силы в возрасте 14-15 лет.
По данным А.В. Коробкова наибольший темп изменения максимальной силы был отмечен в возрасте с 13-14 до 16-17 лет.
Зарубежные тренеры обращают также серьезное внимание на силовую подготовку в юношеские годы. Б. Вишман (1968 г. ФРГ), обобщая подготовку школьников США, отмечает, что в Калифорнии основное внимание уделяют как элементарному усвоению детьми легкоатлетических движений, так и накоплению силы. В тренировку метателей и толкателей с началом их активной спортивной жизни (в возрасте 15-16 лет) включают занятия со штангой. А серебряный призер Мексиканской Олимпиады Мильде Лотер - ГДР (1969 г.) пишет, Что молодые люди с многосторонней подготовкой должны с 15 лет заниматься специальными упражнениями с отягощениями.
Как видим, вопросу развития мышечной силы в возрастном плане, было уделено большое внимание, что нашло свое отражение в целом ряде работ.
В заключение раздела отмечаем, что занятия с отягощениями для развития силы в юношеском возрасте необходимы, а наиболее рациональный период-возраст 15-16 лет.
1.3 Быстрота и возрастные особенности её развития
Быстрота - способность человека выполнять определённые действия в наименьший промежуток времени.
Изучение быстроты движений в различные возрастные периоды у детей и юношей представляет дня нас большой интерес и имеет не маловажное значение. Поэтому для относительно полного изучения качества быстроты целесообразно рассмотреть изменение показателей быстроты в разных контрольных измерениях в возрастном развитии.
Вопросам возрастной характеристики быстроты уделено много внимания.
А.В. Коробков считает, что наибольшие сдвиги быстроты движений происходит у школьников 12-14 лет. Результаты исследования, говорят о том, что нервная система мальчиков 10-12 лет обладает такой же подвижностью, как и нервная система у юношей 14-16 лет. Наибольшие сдвиги в развитии качества быстроты имеют место в возрасте 10-15 лет.
Некоторые авторы считают, что многие стороны двигательной деятельности (частота движений, время двигательной реакции) полностью развиваются уже к 13-14 годам.
Исследованиями некоторых авторов было отмечено, что в возрасте 15-16 лет быстрота движений резко возросла относительно уровня 13-14 летних школьников. В этом же возрасте, как отмечает А.В. Коробков, нарастание результатов быстроты движений у тренирующихся школьников перед не тренирующимися значительно выше, чем в остальных возрастных группах.
В работах B.C. Фарфеля отмечается, что высокий темп "постукиваний" наблюдается у школьников 15-17 лет, причём интенсивность нарастания частоты движений возрастает с 10-12 до 15-16 лет, после чего авторы наблюдали некоторую стабилизацию в приросте показателей.
Исследования С.В. Возняка, наглядно показывают возрастную динамику быстроты при выполнении имитационных движений с сопротивлением инерционного динамографа в зависимости от вида метаний.
По данным А.В. Коробкова, некоторое снижение показателей быстроты в ряде исследованных им движений отмечалось у 16-17-летних юношей. Это снижение быстроты он относит за счёт протекающего в этом возрасте периода полового созревания.
При развитии быстроты следует учесть, что специализированная тренировка в определённом виде спорта с постоянной скоростью выполняемых движений ведёт к закреплению с определённым уровнем проявления быстроты. В результате наступает так называемый "скоростной барьер".
Чтобы разрушить образовавшийся скоростной барьер, применяются упражнения, выполняемые в условиях облегчающих увеличение темпа, например, бег по наклонной дорожке, бег по ветру, бег на подвеске, метание облегчённых снарядов и т.д.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что наибольший прирост быстроты находится в диапазоне 14-16-летнего возраста. Поэтому, вероятно, именно в этом возрасте целесообразно развивать быстроту.
1.4 Значение физических качеств для достижений в метаниях
Значение отдельных физических качеств в деле достижения высоких спортивных результатов в метаниях подчеркнуто в многочисленных работах.
Реализация техники метаний, конечной целью которой является спортивный результат, в качестве компонентов, определяющих последний, имеет: создание оптимального угла вылета снаряда и максимальной начальной скорости его вылета.
Одним из основных качеств, от которых зависит скорость вылета снаряда, а значит и результат метания, является сила. На большое значение силы как фактора успешной реализации высокого достижения в метаниях указывают многие исследователи.
Силовые параметры, специфичные для метателей, предъявляют серьезные требования к спортсменам, достигающим высоких результатов. Современные метатели, добивающиеся высоких достижений, отличаются хорошо развитой мускулатурой, тотальными размерами тела.
Это связано с тем, что метание как спортивное специфическое упражнение, требующее от спортсмена проявления значительной физической силы, непосредственно влияет на организм и неизбежно влечет за собой изменения как функциональных, так и морфологических свойств организма.
Многими авторами доказано, что мышечная сила является наиболее универсальным качеством, оно в значительной мере определяет быстроту движения, ловкость.
В работах Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова указывается, что сила обуславливает скорость движения, а процесс развития скорости движений зависит от развития силы мышц.
В метаниях, где высокие достижения возможны только при мобилизации максимальной силы, необходима большая быстрота. Исследования, выполненные многими специалистами показывают, что наиболее интенсивный прирост быстроты движений у детей происходит в возрасте от 10 до 14 лет, к 15-16 годам темпы развития быстроты замедляются.
Проявление быстроты движений в различных легкоатлетических упражнениях, в том числе и метаниях, может характеризоваться скоростью выполнения движения.
Изучению быстроты движений, как и силы, в различные периоды становления юных метателей представляет большой интерес и имеет немаловажное значение.
Наибольшее внимание вопросы развития быстроты движений, естественно, вызывают у тренеров по метаниям в связи с характером деятельности спортсменов, сопровождающейся высокой степенью развития быстроты движений. Поэтому для полного изучения комплекса двигательных качеств юных метателей целесообразно рассмотреть изменения показателей быстроты в разных контрольных измерениях в возрастном развитии.
Вопрос развития быстроты у школьников 7-17 лет в связи с овладением легкоатлетическими метаниями исследовался С.В. Возняком, который отмечает, что преимущественное изменение показателей быстроты движений было отмечено в 9-13-летнем возрасте. Показатели прироста быстроты движений по данным контрольных тестов у школьников опытных классов в возрасте 10-15 лет достигли в 1,5-2 раза более высоких значений, чем у школьников контрольных классов. При этом лучших значений прироста добились школьники 11-13-летнего возраста.
Наряду с изучением возрастных особенностей развития быстроты, мышечной силы, специальной выносливости, гибкости значительное внимание должно быть уделено, по мнению ряда специалистов, выявлению особенностей развития скоростно-силовых качеств школьников, так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует успешной спортивной деятельности, гармоническому развитию человека.
Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств ведет к повышению спортивных результатов и положительно оказывается на способности спортсменов концентрировать усилия в пространстве и времени.
Уровень развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в легкоатлетических метаниях мальчиками 7-17 лет, изучал С.В. Возняк, установив, что рост скоростно-силовых показателей в различных видах метаний протекает неравномерно. Лучшие скоростно-силовые показатели наблюдались в возрасте 16-17 лет. Наибольшие темпы прироста скоростно-силовых качеств наблюдались с 10 до 17 лет. В результате педагогического эксперимента было установлено, что у юных метателей скоростно-силовые качества наиболее эффективно развиваются в 13-14 лет.
1.5 Техника метания
Под спортивной техникой понимают специфический общепринятый и принципиально закономерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившейся в спортивной практике на основе общих предпосылок и заданных норм. Она служит образцом и моделью для воспроизведения движения. Спортивная техника служит достижению максимально возможных спортивных за счет эффективного использования закономерных взаимодействий и имеющихся или подлежащих развитию психофизических возможностей спортсмена с учетом высших механических условий и конкретной тактической ситуации.
Многие авторы свои работы сводят к тому, что техническое мастерство спортсмена складывается из многих показателей, основными из которых являются рациональность техники и ее эффективность.
Рациональными являются варианты техники, используя которые можно показать наивысшие результаты.
Эффективность техники спортсмена характеризуется степенью близости ее к наиболее рациональному варианту.
Так, А.П. Бондарчук пишет: «Говоря о технике метания, мы имеем ввиду в большей степени ритм метания, нежели красоту и правильность исполнения ее в целом или составляющих данный двигательный навык частей».
Техника легкоатлетических метаний - одна из труднейших, главным образом из-за сложности движений, краткости времени их выполнения, веса и формы снаряда.
Цель спортивных метаний - доставить снаряд на максимально возможное расстояние, соблюдая правила соревнований, ограничивающее действия метателя.
В.М. Дьячковым был разработан метод «сопряженного развития физических качеств и технического мастерства». Данный метод предусматривает повышение технического мастерства параллельно с ростом необходимых скоростно-силовых качеств.
А.П. Бондарчук пишет, что метание на относительно невысоких скоростях и высокие показатели в скоростно-силовой подготовке не всегда будет положительно влиять на рост спортивных достижений. Причиной этому будет то, что приобретенная техника метания на слабых усилиях не будет способствовать проявлению скоростно-силовых качеств при максимальном напряжении.
В книге «техническая подготовка легкоатлетов-метателей» Стефан Станчиев пишет, что техника зависит от характера двигательных действий, от их компонентов (скорости, амплитуды, направления, формы и веса снаряда), от конечной цели - достижение высоких результатов, которые в свою очередь, обусловлены функциональными, силовыми и скоростно-силовыми возможностями метателей.
Мнения о том, что к технической подготовке нельзя подходить изолированно, вне связи с другими сторонами подготовки, придерживаются практически все авторы, чьи работы посвящены этой проблеме.
В «Основах техники метаний» В.И. Воронкин отмечает, что дальность полета снаряда зависит от начальной скорости вылета снаряда (V), угла вылета (α), сопротивления воздушной среды (q) (для копья незначительно):
L=V2sin2α/q
Начальная скорость вылета снаряда из следующих компонентов: силы, примененной к снаряду (F), длины пути воздействия на снаряд этой силы (S), времени приложения этой силы (t):
V=FS/t
Далее он указывает, что результат в спортивном метании находится в прямой зависимости от скоростно-силовой подготовки и технического мастерства спортсмена (если градиент силы (F/t) измерить скоростно-силовым индексом, а длину пути приложения усилий на снаряд брать как степень технического мастерства).
Целостное движение в метании копья состоит из определенных элементов: исходное положение, держание снаряда, подготовка к разбегу и разбег скачком, финальное усилие.
В стартовом разгоне (подготовка к разбегу и разбег скачком) метатель сообщает снаряду 15-20% скорости от его начальной скорости вылета (100%), а в финальном усилии 80-85%.
Скорость вылета копья находится, как известно, в прямой зависимости от длины пути и в обратной зависимости от времени действия силы метателя на копье. Поэтому спортсмен, прежде всего, должен концентрировать волевые усилия на выполнении толкания с наибольшим ускорением по наибольшему пути.
В.Н. Тутевич пишет, что финальное усилие должно вытекать из предшествующих действий и является их продолжением, а не быть каким-то новым движением.
При обучении технике метания и ее совершенствовании необходимо обращать внимание на рациональный ритм метания.
Только при наличии оптимального ритма метания можно говорить о росте спортивных достижений, даже при относительно плохом исполнении некоторых элементов техники метания.
1.6 Критерии оценки техники
Существуют несколько способов оценки эффективности техники метания копья.
Первый способ заключается в сравнении техники данного спортсмена с техникой спортсмена высокой квалификации. Это сравнительная эффективность техники.
Второй способ оценки эффективности заключается в определении степени реализации спортсменов своих двигательных возможностей. Это реализационная эффективность.
Ещё один способ оценки эффективности техники основан на сравнении каких-либо ее показателей с некоторым идеалом, определенным на основе биомеханического анализа.
Это абсолютная эффективность техники (В.М. Зациорский ).
В таблице 1 приведен перечень подобных критериев техники метания копья, полученных экспериментальным и теоретическим путем.
Таблица 1
Критерии оценки техники метания копья
Исследуемые показатели |
Критерий техники |
Требования к правильному выполнению техники толкания |
Траектория копья
Траектория ОЦМТ
Кинематика суставных перемещений Изменение скорости во время толкания
Движение ног в финальном разгоне Действие правой ноги в финальном усилии
Действие левой ноги в финальном усилии Движение туловища в финальном усилии
Движение правой руки в финальном усилии
|
Прямолинейность разгона
Высота копья над опорой перед скачком Длина пути приложения силы к копью Непрерывное перемещение ОЦМТ в горизонтальном и вертикальном направлениях Параллельность траектории ОЦМТ и снаряда
Равномерное разгибание во всех суставах
Равномерный прирост скорости Большая скорость в начале финала
Прочный контакт с опорой
Обгон копья и высота копья над землей «Взрывная» работа в финальном усилии Большой импульс силы в сторону, противоположную направлению вылета копья Большой импульс силы в направлении вылета копья Хлестообразное движение туловищем
Угол опережения между осями таза и пояса верхних конечностей Полное разгибание руки в момент вылета копья
|
Прямолинейность в вертикальной плоскости Дугообразность в горизонтальной плоскости 80 - 100 см. над опорой
160-180 см.
ОЦМТ перемещается без замедления до момента вылета копья Траектория ОЦМТ и снаряда направлены под одним углом к горизонту Разгибание от фазы к фазе 15 - 20°
Ускорение копья поддерживается до вылета копья 3,5 - 3,7 м/с.
В момент вылета носок левой ноги на опоре Одновременное разгибание левой ноги и толкающей руки Максимальное отставание копья и его низкое положение Момент полного разгибания ног совпадает с моментом вылета ядра Активное вращательно-поступательное движение ноги
Своевременное активное стопорящее действие левой ноги Широкое, быстрое, поступательно-вращательное разгибание туловища Возможно большее опережение
Копье выталкивается с пальцев, правое плечо повернуто в сторону вылета копья, локтевой сустав полностью разогнут |
Эти критерии оценки существенно влияют на результат только у спортсменов высокой квалификации. Для студентов влияние этих критериев на результат будет незначительным.
1.7 Модельные характеристики метателей
Модельные характеристики метателей различной квалификации широко исследовались в лаборатории легкой атлетики ВНИИФК. Однако эти исследования касались в основном вопросов специальной физической и, в меньшей степени, технической подготовленности метателей. Особенности функциональной, психологической подготовленности, морфологических характеристик метателей изучены еще недостаточно. Рассмотрим имеющиеся модельные характеристики в отдельных видах метаний. Они получены сотрудниками ВНИИФК - В.Ф. Бабаниным, С.В. Возняком и другими.
Модельные характеристики специальной физической подготовленности метателей. Наиболее широко для оценки специальной физической подготовленности метателей используются упражнения, сходные с соревновательными только по характеру нервно-мышечных напряжений. Эти упражнения - разнообразные прыжки, метания копья, штанга - несмотря на отсутствие внешнего сходства с метанием основного снаряда, выгодно отличаются относительной простотой выполнения и легко воспроизводимы в различных условиях. Упражнения же, сходные с соревновательными не только по внутренней, но и по внешней структуре движения, выполняются в основном на специальных тренажерах (исключение - метание снарядов несоревновательного веса), количество которых до настоящего времени еще невелико, а конструкция не всегда одинакова. Поэтому, несмотря на очевидную перспективность использования упражнений на тренажерах в качестве модельных характеристик легкоатлетов (это положение не ограничивается только метаниями), до последнего времени наиболее широко с этой целью применяют упражнения первого типа. Приведем модельные характеристики специальной физической подготовленности метателей, необходимые для достижения прогнозируемых спортивных результатов победителей Олимпийских игр 1980 г. в Москве, составленные кандидатом педагогических наук СВ. Возняком (табл. 2).
Таблица 2
Модельные характеристики специальной физической подготовленности сильнейших метателей (по С.В. Возняку)
Характеристики |
Мужчины |
|||
диск |
ядро |
копье |
молот |
|
Прыжок в длину с места, см |
3,40-3,50 |
3,40-3,50 |
3,50 |
3,40 |
Тройной прыжок с места, см |
10,30-10,40 |
|
10,30-10,50 |
9,50-9,80 |
|
||||
Прыжок вверх (по Абалакову), см |
95-105 |
95-100 |
100-105 |
96-100 |
Взятие штанги на грудь, кг |
180-190 |
180-190 |
160 |
180-190 |
Бросок ядра назад через голову (7кг), м |
22,0-23,0 |
22,0-23,0 |
21,0-22,0 |
|
Приседание со штангой, кг |
250x5 раз (270- 280) |
240- 250x3 (270- 280) |
|
260-280 |
Жим лежа, кг |
220-230 |
230-240 |
|
|
Метание веса, м |
|
|
|
24-25 |
Как видно из таблицы, в качестве модельных характеристик рассматриваются общепринятые контрольные тесты, информативность которых далеко не одинакова.
К числу перечисленных модельных характеристик специальной физической подготовленности метателей специалисты в добавление причисляют также: бег на 30 м со старта, рывок штанги, бросок копья вперед и некоторые другие.
Как уже упоминалось выше, в качестве модельных характеристик специальной физической подготовленности в скоростно-силовых видах легкой атлетики используются некоторые характеристики ведущих мышечных групп. Их выбор существенно зависит от вида легкой атлетики. Наиболее часто используются характеристики статической силы. Это объясняется главным образом простотой и доступностью аппаратуры, необходимой для таких измерений. В то же время исследований ведущих мышечных групп метателей в более специфическом динамическом режиме работы еще недостаточно.
В этом направлении следует отметить работу В.Ф. Бабанина, который не только определил на инерционном динамографе динамическую силу ведущих мышечных групп метателей высокого класса, но и одновременно установил корреляцию 22-х тестов специальной физической подготовленности и спортивных результатов этих спортсменов (табл. 3). Это исследование может лечь в основу построения модельных характеристик высококвалифицированных метателей.
Таблица 3
Коэффициенты корреляции между результатами в тестах специальной физической подготовленности и спортивными результатами метателей высокого класса (по В.Ф. Бабанину)
Характеристики |
Коэффициенты корреляции |
|||
ядро |
диск |
молот |
копье |
|
Результат в толкании с места, м |
0,962 |
0,951 |
0,480 |
0,755 |
Динамическая сила при выполнении финального усилия, кг |
0,944 |
0,920 |
0,677 |
0,947 |
Статическая сила, кг Сгибание кисти |
0,609 |
0,436 |
0,527 |
0,519 |
Подошвенное сгибание стопы -правой |
0,583 |
0,513 |
0,631 |
0,590 |
-левой |
0,552 |
0,538 |
0,610 |
0,599 |
Динамическая сила, кг -Сгибание руки |
0,849 |
0,627 |
0,611 |
0,607 |
-Разгибание руки |
0,873 |
0,625 |
0,518 |
0,602 |
-Сгибание туловища |
0,645 |
0,473 |
0,265 |
0,468 |
-Разгибание туловища |
0,760 |
0,774 |
0,857 |
0,407 |
-Разгибание правой ноги |
0,874 |
0,865 |
0,800 |
0,656 |
-Разгибание левой ноги |
0,910 |
0,915 |
0,814 |
0,677 |
Скоростно-силовые упражнения -Бег 30 м с низкого старта, с |
0,363 |
0,360 |
0,262 |
0,581 |
-Тройной прыжок с места, м |
0,599 |
0,498 |
0,512 |
0,513 |
-Прыжок в длину с места, м |
0,610 |
0,595 |
0,495 |
0,591 |
-Прыжок в высоту с места толчком двух ног, см |
0,321 |
0,420 |
0,587 |
0,434 |
-Бросок ядра через голову назад, м |
0,519 |
0,510 |
0,599 |
0,535 |
-Бросок ядра вперед снизу, м |
0,289 |
0,472 |
0,502 |
0,478 |
Упражнения со штангой -Жим, лежа, кг |
0,906 |
0,876 |
0,513 |
0,465 |
-Рывок, кг |
0,724 |
0,728 |
0,324 |
0,756 |
-Взятие на грудь, кг |
0,658 |
0,534 |
0,605 |
0,454 |
-Приседания, кг |
0,636 |
0,654 |
0,423 |
0,568 |
В таблице приведены данные динамической силы при выполнении финального усилия на специальной инерционной установке. Это и есть пример использования тренажерных устройств в целях контроля за уровнем специальной физической подготовленности легкоатлетов. Тренажер позволяет определять уровень динамической силы в структуре основного двигательного навыка.
В результате исследований В.Ф. Бабанина установлено, что информативность упражнений, применяемых в качестве контрольных тестов специальной физической подготовленности метателей высокого класса, неодинакова и существенно зависит от вида метаний. Некоторые из этих различий широко известны практическим тренерам, например, у толкателей ядра и метателей диска чаще используется в качестве контрольного упражнения жим штанги, лежа, а у метателей молота - подъем штанги на грудь. Однако для разработки модельных характеристик метателей высокого класса эмпирических представлений недостаточно. Необходимы исследования с привлечением соответствующего контингента испытуемых и современных методов математической статистики для обработки полученных данных. В заключение заметим, что даже на основе приведенных выше результатов можно существенно дополнить перечень модельных характеристик специальной физической подготовленности в отдельных видах метаний, представленных в табл. 2.
К сожалению, в метаниях, как и в большинстве других видов легкой атлетики, модельные характеристики психологической и функциональной подготовленности, морфологических особенностей спортсменов разработаны в меньшей степени. Так, при описании последних специалисты ограничиваются в основном только росто-массовыми показателями. Приведем имеющиеся данные (табл. 4).
Таблица 4
Морфологические характеристики сильнейших метателей
(по С.В. Возняку)
Характеристики |
Мужчины |
|||
диск |
ядро |
копье |
молот |
|
Рост, см |
198±2 |
198±3 |
187±2 |
185±2 |
Масса, кг |
122±3 |
127±3 |
98±3 |
115±3 |
Массо-ростовой индекс, г/см |
616 |
638 |
524 |
622 |
С нашей точки зрения, диапазоны количественных оценок модельных характеристик, приведенные в таблице, слишком узки, и в некоторых случаях завышены. Многие спортсмены высшей квалификации (например, Ф. Мельник), являясь основными претендентами на победу в Олимпийских играх, не соответствуют этим показателям.
При описании других требований к метателям высшей квалификации авторам, за неимением количественных данных, приходится ограничиваться общими качественными рекомендациями. Так, Ю. М. Бакаринов считает, что у метателей молота должны быть отлично развиты: чувство пространства, изменения силового поля, двигательные координации, лабильность нервных процессов. У женщин, метающих диск и толкающих ядро, по мнению А. Комаровой и К. Рахимжановой, должны быть обширные двигательные навыки, высокая лабильность нервных процессов, психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях и др. Очевидно, подобные данные не могут лечь в основу построения модельных характеристик и могут рассматриваться лишь как направления перспективных исследований [25].
1.8 Модель потенциальных спортивных возможностей легкоатлета
Модельным характеристикам спортсменов уделяли внимание (Кузнецов В.В., Шустин Б.Н. 1978 и др.); модель потенциальных спортивных возможностей (В.И. Чудинов, 1979 г., Э.Г. Мартиросов, 1979 г., Р.Н. Дорохов, 1986 г. и др.); модель построения тренировки и ее циклов (Ю.В. Верхошанский, 1970 г., А.П. Бондарчук, 1986 г., и др.); модель тренирующих воздействий (В.В. Петровский, 1979 г., и др.).
Понятие модель - это совокупность различных параметров, обуславливающих достижение оптимально возможного спортивного мастерства и прогнозируемых результатов в избранном виде легкой атлетики. Частные показатели, входящие в ее состав, называют модельными характеристиками.
Первый показатель модели - спортивный стаж. Спортивный стаж тренировки необходимо отсчитывать с момента начала специализированных занятий в избранном виде легкой атлетики. Средний стаж тренировки сильнейших легкоатлетов составляет 10-11 лет. В освоении младших разрядов 0,8-1 г.; от 0,5 до 2,5 лет в выполнении старших разрядов. Женщины выполняют норматив МС на 1 год раньше мужчин, а норматив МСМК примерно в равные сроки.
Нижняя граница оптимального возраста является зона 20-23 года, (амплитуда составляет 4 года). Верхняя граница в достижении максимальных результатов 22-23 года (спринт, прыжки), до 28-39 лет (длинные дистанции, метания), амплитуда составляет 16 лет.
В копье у женщин оптимальные и специфические постоянные зоны высших достижений 20-26 лет, в диске у мужчин 24-29 лет (до 36 лет), ядро мужчины 23-28 лет.
В метании молота, диска, копья у мужчин, диске и ядра у женщин возраст выдающихся результатов и мировых рекордов находится в диапазоне от 20 до 38 лет.
Средний возраст начала специализации у сильнейших метателей равен 14,9 лет, выполнение норм 2 разряда в 16,3 года, 1 разряда - 17,8 г., КМС -19,3 г., МС - 20,5 г., МСМК - 24,1 г. Средний стаж до выполнения норматива МСМК составляет - 9 лет.
Вторым существенным моментом модели потенциальных спортивных возможностей являются морфологические показатели легкоатлета. Исследования убедительно показали, что морфологические показатели тесно взаимосвязаны с видами спорта и конкретно отражают их влияние (Э.Г. Мартиросов, 1976 г.; Р.Н. Дорохов, 1985 г. и др.). Поэтому следует ориентироваться на значение следующих показателей: 1 Тотальные размеры тела; 2 Пропорции тела; 3 Конституция; 4 Состав тела; 5 Удельный вес тела; 6 Осанка; 7 Состояние сводов стопы;
Следует иметь в виду, что продольные размеры тела (длина тела, ноги, ступни, плеча) закодированы по наследственному признаку до 80-85%.
Уровень значимости для метателей
Уровень значимости |
Показатели |
1 |
1 |
2 |
2,4,7 |
3 |
3 |
4 |
5,6 |
Третий существенный показатель модели - функциональная подготовленность легкоатлета.
Выделен ряд функциональных показателей, которые обусловливают работоспособность и потенциальные возможности спортсмена, что представляет ту или иную их значимость для развития видов легкой атлетики: 1 двигательный анализатор; 2 вестибулярный анализатор; 3 зрительный анализатор; 4 слуховой анализатор; 5 эндокринная система; 6 дыхательная система; 7 сердечно-сосудистая система; 8 периферический нервно-мышечный аппарат; 9 обмен веществ; 10 регуляция теплообмена.
Наследуется такие способности, как скоростные и скоростно-силовые качества, мышечная композиция, гибкость и подвижность в суставах. Обусловлены такие важные показатели как МПК (на 93,4% и ЧСС на 85,9%).
Четвертый показатель модели - физическая подготовленность. Являясь одним из ведущих, этот показатель обуславливает динамику спортивно-технического мастерства.
Состав модельных характеристик физической подготовленности, учитывая специфику видов легкой атлетики, может быть представлен следующим образом: 1 скоростные качества; 2 скоростно-силовые качества; 3 максимальная сила; 4 взрывная сила; 5 относительная сила; 6 силовая выносливость; 7 специальная выносливость; 8 общая выносливость; 9 гибкость; 10 ловкость.
Уровень значимости для метателей (по Е.А. Разумовскому, 1984 г.)
Уровень значимости |
Показатели |
1 |
1,2,4,7 |
2 |
3,5 |
3 |
6,8,9,10 |
1.9 Заключение по главе
Анализ литературных источников показал, что одним из факторов влияющих на результат в метаниях является высокий уровень скоростно-силовой подготовленности.
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель работы: Определить уровень скоростно-силовых качеств студентов РГУФКСМиТ, изучающих «Легкую атлетику» по общему курсу и дать рекомендации для успешного выполнения зачетных требований в метании копья.
Для решения поставленной цели в работе были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить показатели скоростно-силовых качеств и их влияние на спортивный результат в метании копья студентов РГУФКСМиТ, не специализирующихся в легкой атлетике.
2. Определить уровень показателей скоростно-силовых качеств у студентов, необходимых для выполнения нормативных требований в метании копья.
3. Разработать план тренировочных занятий для повышения скоростно-силовых качеств необходимых для выполнения нормативов.
2.2. Методы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ специальной научно-методической литературы.
2. Педагогический анализ.
3. Педагогическое тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической статистики.
Перечисленные методы исследования в данной работе реализовались следующим образом:
2.2.1. Анализ специальной научно-методической литературы
Изучение научно-методической литературы относящейся к теме исследований мы проводили, используя литературные фонды следующих библиотек: Всесоюзная государственная библиотека им В.И. Ленина, библиотека РГУФКСМиТа и ВНИИФКа.
При работе с научно методической литературой составлялись каталожные карточки, а по необходимости изучаемый материал конспектировался.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников необходимы, чтобы изучить и раскрыть уже имеющиеся материалы научных работ ряда авторов и выделить те моменты, которые будут иметь место в исследуемой проблеме.
Всего в ходе анализа литературных источников было обработано 49 источников.
2.2.2. Педагогический анализ
Педагогический анализ - непосредственное целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях с соответствующей фиксацией результатов наблюдения.
В процессе исследовательской работы, благодаря этому методу отбирались, описывались и фиксировались факты, которые имели отношение к изучаемому вопросу.
Наблюдение мы проводили на занятиях по легкой атлетике студентов 1 курса. Там мы смотрели, как студентов обучали метанию копья, какие им давали упражнения и в связи с этим вносили свои коррективы, предлагали свои упражнения для овладения техникой метания копья.
2.2.3. Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось с целью определения уровня скоростно-силовой подготовленности студентов, принимавших участие в практической части исследований, для сдачи нормативных требований по метанию копья. Уровень физического развития студентов определялся с использованием следующих тестов:
Бег на 30 м. с низкого старта; прыжки (с места, тройной); метание копья (с места и со скачка); силовые упражнения (жим лежа).
Бег на 30 м. нами регистрировался при помощи ручного секундомера, с точностью до 0,1 сек. Бег с низкого старта выполнялся с колодок, согласно правилам соревнований. Студенты делали 2 пробных пробегания (разминочных), и 3 раза на результат. В таблицу результатов мы вносили среднее значение 3-х пробеганий. Результат округлялся до десятых.
Прыжки. Студенты выполняли два вида прыжков: прыжок в длину с места, результат измерялся с помощью сантиметровой ленты. Тройной прыжок с места - результат измерялся с помощью металлической рулетки. На каждый вид прыжка было дано 2 пробных попытки, и 3 на результат. Студенты прыгали от линии на дорожке в яму с песком. Измерение проводилось от линии согласно правилам соревнований. В таблицу результатов вносили среднее значение 3 результативных попыток.
Упражнения со штангой. Студенты выполняли жим лежа. В таблицу результатов вносился максимальный вес, который студент смог выжать 1 раз.
Метание копья. Метания проводились из стандартного круга диаметром 2,13 м., измерение результата производилось согласно правилам соревнований металлической рулеткой. В тестировании приняло участие 28 студентов. Измерение проводилось на протяжении 5 занятий по легкой атлетике.
2.2.4. Педагогический эксперимент
Задачей педагогического эксперимента в нашей работе была экспериментальная разработка плана тренировочных занятий для повышения скоростно-силовых качеств необходимых для выполнения нормативных требований. Эксперимент длился 3 месяца. Мы занимались со студентами 2 раза в неделю по 30-40 минут. Всего было проведено 24 занятия. В ходе тестирования все полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики.
2.2.5. Методы математической статистики
Для обработки данных использовались следующие методы математической статистики:
а) Вычисление средней арифметической (X) и стандартного отклонения (δ).
б) Вычисление коэффициента корреляции между исследуемыми параметрами и результатом в метании копья (r).
2.3. Организация исследования
В исследованиях приняли участие 28 студентов в возрасте 17-18 лет.
Период эксперимента с февраля 2014 года по май 2014 года.
В начале исследования испытуемым объясняли цель и задачи эксперимента. Измерение проводилось после стандартной разминки продолжительностью 30 мин.
Перед началом каждого теста спортсменов знакомили с правилами выполнения теста, после они пробовали выполнить тест, и после этого проводилось измерение.
Тесты проводились в одно и тоже время суток.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Определение уровня развития скоростно-силовой подготовленности студентов 1 курса
Метание копья является одним из видов легкой атлетики, который изучают студенты ИФК, и сдают практический зачет. Для сдачи зачета студентам юношам 17-18 лет необходимо метнуть копье на 32 м.
Мы провели эксперимент и оказалось, что большинство студентов не выполняют этот контрольный норматив, потому что у них недостаточный уровень физической подготовленности. В эксперименте приняли участие 28 студентов. 12 из них выполнили норматив в метании копья. Их результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень скоростно-силовых показателей студентов,
выполнивших норматив в метании копья
Фамилия Имя |
Бросок ядра вперед |
Бросок ядра назад |
Метание копья с места на технику |
Метание копья с разбега |
Прыжок с места |
Тройной прыжок |
30 м. |
Жим лежа |
Б-в И. |
8,67 |
9,23 |
20,75 |
32,32 |
2,80 |
8,00 |
4,6 |
70 |
Б-в Р. |
7,63 |
8,12 |
20,59 |
32,07 |
2,64 |
7,84 |
4,7 |
60 |
Д-в К. |
7,74 |
8,39 |
20,68 |
32,23 |
2,65 |
7,78 |
4,6 |
60 |
З-н В. |
7,71 |
8,56 |
20,51 |
32,12 |
2,74 |
7,80 |
4,6 |
65 |
И-н А. |
7,51 |
8,06 |
20,44 |
32,01 |
2,59 |
7,69 |
4,7 |
60 |
И-в Ю. |
7,69 |
8,51 |
20,84 |
32,28 |
2,69 |
7,89 |
4,6 |
60 |
К-в А. |
7,85 |
8,38 |
20,51 |
32,18 |
2,65 |
7,82 |
4,7 |
60 |
П-в С. |
8,12 |
8,61 |
20,83 |
32,39 |
2,70 |
7,96 |
4,7 |
65 |
Р-н А. |
7,87 |
8,38 |
20,73 |
32,24 |
2,77 |
7,9 |
4,6 |
65 |
С-в М. |
7,76 |
8,16 |
20,68 |
32,09 |
2,64 |
7,76 |
4,7 |
60 |
С-в Н. |
8,18 |
9,02 |
21,10 |
32,54 |
2,79 |
8,11 |
4,6 |
70 |
Т-н В. |
8,03 |
8,89 |
20,76 |
32,42 |
2,73 |
8,04 |
4,6 |
65 |
На их основе были разработаны модельные характеристики скоростно-силовой подготовки для сдачи зачетных нормативов по метанию копья.
Таблица 2
Уровень развития скоростно-силовой подготовленности студентов, успешно сдавших контрольный норматив
|
Бросок ядра вперед |
Бросок ядра назад |
Метание копья с места на технику |
Метание копья с разбега |
Прыжок с места |
Тройной прыжок |
30 м. |
Жим лежа |
X среднее |
|
|
|
|
|
|
|
|
±б |
7,89±0,31 |
8,53±0,36 |
20,70±0,18 |
32,24±0,16 |
2,67±0,08 |
7,88±0,12 |
4,6±0,05 |
63±4,5 |
Показатели студентов, которые не выполнили норматив в метании копья, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень скоростно-силовых показателей студентов,
не выполнивших норматив в метании копья
Фамилия Имя |
Бросок ядра вперед |
Бросок ядра назад |
Метание копья с места на технику |
Метание копья с разбега |
Прыжок с места |
Тройной прыжок |
30 м. |
Жим лежа |
П-к Д. |
7,09 |
7,83 |
20,04 |
31,43 |
2,43 |
7,17 |
4,8 |
45 |
У-в В. |
7,80 |
8,41 |
20,10 |
31,57 |
2,59 |
7,45 |
4,8 |
55 |
Д-о Ю. |
7,57 |
7,80 |
20,19 |
31,72 |
2,63 |
7,53 |
4,7 |
60 |
Б-в Д. |
7,43 |
7,96 |
19,93 |
31,64 |
2,54 |
7,40 |
4,7 |
60 |
К-в А. |
6,84 |
7,37 |
19,62 |
31,15 |
2,58 |
7,51 |
4,8 |
50 |
И-в Р. |
6,94 |
7,32 |
19,84 |
31,36 |
2,43 |
7,32 |
4,7 |
50 |
Т-в А. |
6,43 |
7,12 |
19,48 |
30,94 |
2,25 |
7,03 |
4,9 |
45 |
П-в Г. |
6,57 |
7,61 |
19,71 |
31,19 |
2,31 |
7,37 |
4,8 |
45 |
М-о А. |
7,09 |
7,84 |
19,88 |
31,47 |
2,43 |
7,55 |
4,8 |
50 |
К-й В. |
7,37 |
7,95 |
19,60 |
31,36 |
2,35 |
7,46 |
4,8 |
50 |
Ч-в А. |
6,41 |
7,10 |
19,79 |
31,21 |
2,49 |
7,35 |
4,8 |
50 |
К-в Э. |
6,12 |
6,99 |
19,13 |
30,87 |
2,29 |
6,88 |
5,0 |
45 |
С-н И. |
6,68 |
7,12 |
19,81 |
31,16 |
2,38 |
7,26 |
4,9 |
45 |
Ш-в П. |
7,01 |
7,39 |
19,95 |
31,48 |
2,54 |
7,63 |
4,7 |
50 |
М-н Е. |
6,33 |
7,04 |
19,78 |
31,22 |
2,39 |
7,48 |
4,9 |
45 |
К-в И. |
7,21 |
7,97 |
20,06 |
31,63 |
2,51 |
7,52 |
4,8 |
50 |
Средние значения показателей этих студентов представлены в таблице 4.
Таблица 4
Средние значения скоростно-силовых показателей студентов, не выполнивших норматив в метании копья
|
Бросок ядра вперед |
Бросок ядра назад |
Метание копья с места на технику |
Метание копья с разбега |
Прыжок с места |
Тройной прыжок |
30 м. |
Жим лежа |
X среднее |
6,93 |
7,55 |
19,81 |
31,33 |
2,48 |
7,37 |
4,8 |
51 |
Для успешной сдачи зачетных требований по метанию копья, у студентов, которые не выполняют этот норматив, нужно повысить скоростно-силовые показатели, и довести их до уровня студентов, которые контрольный норматив сдали. С этой целью мы проводили занятия со студентами 2 раза в неделю на протяжении 3-х месяцев, а также давали им задание на дом.
Мы предложили упражнения для развития скоростно-силовых качеств студентов, которые рекомендованы в научно-методической литературе и практике.
1 группа. Упражнения для развития силы мышц рук.
1 Жим штанги лежа. И.П. лежа горизонтально на скамейке сгибание и разгибание рук со штангой. Штанга опускается до груди.
2 Отжимание от скамеек. И.П. упор лежа на 2х скамейках, стоящих друг от друга на ширину плеч. Сгибание и разгибание рук.
3 Толчок штанги от груди вверх.
2 группа. Упражнения для развития силы мышц туловища.
1 И.П. вис на турнике или шведской стенке. Поднимание ног до прямого угла и опускание.
2 Наклоны в стороны с весом. И.П. ноги на ширине плеч, вес над головой в полусогнутых руках. Наклон вправо - И.П. - наклон влево - И.П.
3 Наклоны вперед со штангой на плечах. И.П. ноги шире плеч. Сгибание Туловища со штангой на плечах до горизонтали и разгибание.
4 Повороты со штангой на плечах. И.П. ноги чуть шире плеч, штанга на плечах. Поворот туловища влево - И.П. - вправо - И.П.
3 группа. Упражнения для развития силы мышц ног.
1 Приседание со штангой на плечах. И.П. ноги на ширине плеч, штанга на плечах, сгибание и разгибание ног, спина прямая.
2 Выпрыгивания с гирей. И.П. стоя на 2-х лавочках расстояние, между которыми чуть шире плеч, гиря в руках, сгибание и разгибание ног (стараясь как можно выше отпрыгнуть от лавочек). Спина прямая.
4 группа. Спринтерский бег.
1 Бег с низкого старта от 30 до 60 м.
2 Ускорения до 150 м. в конце занятия.
5 группа. Бросковые упражнения.
1 Бросок ядра вперед.
2 Бросок ядра назад (спиной).
6 группа. Прыжковые упражнения.
1 Многократные прыжки с ноги на ногу.
2 Скачки на одной ноге.
3 Прыжки в длину с места.
4 Тройной прыжок с места.
План выполнения этих упражнений представлен в таблице 5.
Таблица 5
Планирование тренировочных нагрузок скоростно-силовых упражнений
Средства |
Недели |
№ упражнения |
Количество подходов |
Количество повторений |
Силовые упр. для мышц рук. |
1,4,7,10. |
1 |
5 |
9 раз |
2,5,8,11. |
2 |
3 |
10 раз |
|
3,6,9,12. |
3 |
4 |
10 раз |
|
Силовые упр. для мышц туловища. |
1,4,7,10. |
1 |
3 |
10 раз |
2,5,8,11. |
2 |
3 |
20 раз |
|
3,6,9,12. |
3,4 |
3 |
10,20 раз |
|
Силовые упр. для мышц ног. |
1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 |
1 2 |
4-5 3 |
9 раз 10 раз |
Спринтерский бег. |
1-12 2,4,6,8,10,12 |
1 2 |
|
5 раз 1 -2 раза |
Бросковые упражнения. |
2,4,6,8,10,12. |
1,2 |
|
15-20 бросков |
Прыжковые упражнения. |
1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 |
1,3 2,4 |
|
Не более 60 отталкиваний |
В конце эксперимента были зарегистрированы показатели скоростно-силовой подготовленности и результат в метании копья. Они представлены в таблице 6.
Таблица 6
Уровень скоростно-силовых показателей студентов после эксперимента
Фамилия Имя |
Бросок ядра вперед |
Бросок ядра назад |
Метание копья с места на технику |
Метание копья с разбега |
Прыжок с места |
Тройной прыжок |
30 м. |
Жим лежа |
П-к Д. |
7,54 |
8,11 |
21,32 |
32,81 |
2,51 |
7,59 |
4,7 |
55 |
У-в В. |
8,09 |
8,78 |
21,41 |
32,97 |
2,63 |
7,66 |
4,7 |
60 |
Д-о Ю. |
7,93 |
8,09 |
21,54 |
33,21 |
2,76 |
7,98 |
4,6 |
70 |
Б-в Д. |
8,04 |
8,52 |
21,17 |
33,02 |
2,71 |
7,91 |
4,6 |
70 |
К-в А. |
7,19 |
7,87 |
20,82 |
32,74 |
2,72 |
8,01 |
4,7 |
60 |
И-в Р. |
7,36 |
7,79 |
21,05 |
32,88 |
2,53 |
7,52 |
4,6 |
60 |
Т-в А. |
7,01 |
7,61 |
20,63 |
32,71 |
2,40 |
7,31 |
4,8 |
55 |
П-в Г. |
7,24 |
8,13 |
20,88 |
32,83 |
2,56 |
7,64 |
4,7 |
55 |
М-о А. |
7,66 |
8,20 |
21,19 |
33,14 |
2,62 |
7,70 |
4,6 |
60 |
К-й В. |
7,81 |
8,64 |
20,91 |
32,90 |
2,52 |
7,91 |
4,7 |
55 |
Ч-в А. |
7,10 |
7,73 |
20,86 |
32,79 |
2,60 |
8,53 |
4,7 |
60 |
К-в Э. |
6,62 |
7,25 |
20,68 |
32,53 |
2,45 |
7,12 |
4,9 |
50 |
С-н И. |
7,13 |
7,85 |
20,98 |
32,70 |
2,70 |
7,42 |
4,8 |
55 |
Ш-в П. |
7,52 |
7,98 |
21,34 |
33,04 |
2,78 |
7,82 |
4,6 |
60 |
М-н Е. |
6,98 |
7,54 |
21,03 |
32,85 |
2,58 |
7,61 |
4,8 |
55 |
К-в И. |
7,87 |
8,48 |
21,17 |
32,99 |
2,59 |
7,84 |
4,7 |
60 |
Среднее значение показателей этих студентов представлены в таблице 7.
Таблица 7
Средние значения скоростно-силовых показателей студентов
после эксперимента
|
Бросок ядра вперед |
Бросок ядра назад |
Метание копья с места на технику |
Метание копья с разбега |
Прыжок с места |
Тройной прыжок |
30 м. |
Жим лежа |
X среднее |
7,44 |
8,04 |
21,06 |
32,88 |
2,60 |
7,72 |
4,7 |
60 |
Сравнивая значения показателей скоростно-силовой подготовленности студентов до и после эксперимента, можно сделать вывод, что после выполнения предложенных упражнений произошел рост ряда показателей (см. таблицы 4 и 7): бросок ядра вперед 0,51 м; бросок ядра назад (спиной) 0,49 м; метание копья с места 1,25 м; метание копья с разбега 1,55 м; прыжок в длину с места 12 см; тройной прыжок с места 35 см; бег с низкого старта 30 м 0,1 сек; жим штанги, лежа 9 кг.
По-видимому, повышение уровня скоростно-силовой подготовленности позволило большинству студентам выполнить зачетный норматив по метанию копья.
3.2. Взаимосвязь скоростно-силовых показателей студентов с результатом в метании копья
В исследовании была поставлена задача определения степени взаимосвязи между показателями физического развития студентов и их спортивным результатом в метании копья, а также выявление показателей физического развития, которые в наибольшей степени коррелируют со спортивным результатом.
С это целью были использованы следующие контрольные тесты: прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, бег на 30 м., бросок ядра через голову назад, бросок ядра снизу вперед, жим штанги лежа.
С этой целью проводился корреляционный анализ показателей физического развития и спортивного результата в метании копья у студентов.
Установленная корреляционная зависимость между результатом в метании копья и результатом в беговых и прыжковых контрольных упражнениях у студентов отображена в диаграмме, представленной на рис 1.
1 Бег 30 м со старта; 2 Тройной прыжок с места; 3 Прыжок в длину с места.
Рис. 1. Показатели корреляционной связи результата в метании копья и результатов в беговых и прыжковых контрольных упражнениях.
Так из этих показателей, характеризующих скоростно-силовые качества студентов в прыжке с места отмечается наибольшая зависимость со спортивным результатом (r=0,731). Тройной прыжок в длину с места имеет меньшую корреляционную взаимосвязь со спортивным результатом (r=0,669) в метании копья.
В беге на 30 м. отмечается небольшая зависимость со спортивным результатом (r=-0,518), это свидетельствует о незначительной информативности данного показателя для спортивного достижения студентов.
На рис. 2 представлена диаграмма корреляционной зависимости показателей по результатам бросков ядра через голову двумя руками назад и снизу двумя руками вперед, а так же жима штанги лежа у студентов, с их спортивным результатом в метании копья.
1 Бросок ядра вперед; 2 Бросок ядра назад (спиной); 3 Жим штанги лежа.
Рис. 2. Показатели корреляционной связи результата в метании копья и результатов в бросках ядер и жиме штанги лежа.
Анализируя корреляционную зависимость бросков ядер можно отметить хорошую связь этих показателей со спортивным результатом основного упражнения (r=0,689; r=0,720). Таким образом, эти упражнения будут являться достаточно информативными при использовании их в качестве контрольных для студентов.
Необходимо отметить значительную связь со спортивным результатом жима штанги лежа (r=0,863). Достаточно высокая информативность между спортивным результатом в метании копья и жимом штанги лежа, предлагает использование его в качестве контрольного.
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источников показал, что одним из факторов влияющих на результат в метании копья является высокий уровень скоростно-силовой подготовленности.
2. Экспериментальные исследования показали, что большинство студентов РГУФКСМиТ, не специализирующихся в легкой атлетике, не могут сдать контрольный норматив в метании копья из-за слабой скоростно-силовой подготовленности.
3. Наиболее информативными тестами для оценки скоростно-силовой подготовленности студентов являются следующие:
- жим штанги, лежа (r=0,863)
- прыжок в длину с места (r=0,731)
- бросок ядра назад (спиной) (r=0,720)
- бросок ядра вперед (r=0,689)
- тройной прыжок с места (r=0,669)
- бег 30 метров со старта (r=-0,518)
4. Составленный план тренировочных занятий по развитию необходимых скоростно-силовых качеств спортсменов и выполнение его в течение 12 недельного срока студентами, позволил улучшить скоростно-силовые показатели во всех упражнениях, что дало возможность выполнить контрольные нормативы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Улучшение результата произошло благодаря выполнению, составленного нами, плана тренировочных занятий по развитию скоростно-силовых качеств. Ниже приведен примерный недельный план тренировки.
Содержание тренировки по развитию скоростно-силовых качеств студентов
Понедельник.
1 Разминка, медленный бег- 5-7 минут.
2 Гимнастические упражнения - 15 минут (включая силовые описанные ранее).
3 Беговые упражнения и бег – 6 x 30 м.
4 Прыжковые упражнения - до 60 отталкиваний.
5 Силовые упражнения, броски ядер из различных исходных положений -до 40 бросков.
6 Выпрыгивание с гирей между скамейками – 3 x 16 кг х 10 раз.
Среда.
Разминка, гимнастика, беговые и прыжковые упражнения (1-4) такие же как и в понедельник.
5 Жим штанги лежа – 5 x 30 кг х 9 раз.
6 Наклоны и повороты туловища с отягощением – 3 x 10 раз.
*Примечание. Разминка, гимнастические упражнения, бег и прыжки на уроке проводили сами студенты в подготовительной части. Специальные скоростно-силовые упражнения проводились под нашим наблюдением в конце урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Легкая атлетика: Учебник / Под общ. ред. Н.Н.Чеснокова, В.Г.Никитушкина. — М.: Физическая культура, 2010. - 448 с.
2. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Н.Г.Озолина, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
3. Бабанин В.Ф. Экспериментальное обоснование средств и методов скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных метателей: Автореферат дис. … канд. пед. наук. — М., 1973. — 24 с.
4. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе.- М.: НИЦ «Теория и практика физического воспитания и спорта», 2006 — 112 с.
5. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Берштейн. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 287 с.
6. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
8. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 207 с.
9. Волков Н.И. Логика спортивной тренировки / Н.И. Волков // Легкая атлетика. – 1974. – № 10. – С. 28-31.
10. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 255 с.
11. Губа В.П. Резервные возможности спортсменов / В.П. Губа, Н.Н. Чесноков. – М.: Физическая культура, 2008. – 146 с.
12. Губа В.П., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2009.- 76 с.
13. Донской Д.Д. Биомеханика : учебник для ин-тов физической культуры / Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 264 с.
14. Дьячков В.М. Исследование ведущих элементов и фаз движений и их отражение в ритме технически сложных видов спорта / В.М. Дьячков // Проблемы высшего спортивного мастерства. – М.: ВНИИФК, 1968. – 285 с.
15. Зеличенок В.Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкин. – М.: Тера-спорт, 2000 – 240 с.
16. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте : практ. рук. для тренера / С.А. Локтев. – М. : Сов. спорт, 2007. – 404 с.
17. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. – М., 2001. – 320 с.
18. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – Л.: Лань, 2005. – 384 с.
19. Назаров В.Д. Координация движений у детей школьного возраста / В.Д. Назаров. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 32.
20. Никитушкин В.Г. Легкая атлетика в школе : учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов. – Воронеж: Истоки, 2007. – 603 с.
21. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва.- М.: Советский спорт, 2005.- 232 с.
22. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт. – 1970. – 480 с.
23. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки.- Киев: Виша школа, 1984.- 352 с.
24. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Г.Н. Германов. – Москва-Воронеж, 1999. – 220 с.
25. Пуни А.И. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А.И. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 88 с.
26. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова [и др.]. – М.: САМ, 1995. – 448 с.
27. Суслов Ф.П. Подготовка сильнейших бегунов мира / Ф.П. Суслов [и др.]. – Киев. : Здоров'я, 1990. – 209 с.
28. Теория и методика спорта : учеб. пособие для училищ Олимпийского резерва / под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997. – 416 с.
29. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 208 с.
30. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 130 с.
31. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта.- М.: Физкультура и спорт 1980.- 255 с.
32. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б.Н. Шустин. – М.: РГАФК, 1995. – 104 с.
Исполнитель выпускной
квалификационной работы: _________________(Захаров Н.С.)
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент _________________(Бабанин В.Ф.)
Заведующий кафедрой:
доктор педагогических наук,
профессор _________________(Чесноков Н.Н.)
Дата защиты: «_______» _____________ 20__ год
Оценка за работу ______________________________
Председатель государственной
аттестационной комиссии ______________(______________)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.