Конкурс « Лучшая методика, направленная на формирование читательской компетенции у учащихся»
Тема: « Скринкаст как один из методов, направленных на формирование читательской компетенции у учащихся »
Современные требования к организации образовательного процесса требуют от преподавателя не только новых форм организации обучения, но и работу с разноформатной информацией. Развитие возможностей мультимедийных технологий позволяет не только демонстрировать видео, но и создавать свои, узкоспециализированные продукты в видео формате, которые я стала использовать для формирования читательской компетенции.
Одной из таких технологий, которые совсем недавно я стала применять на уроках литературного чтения - это процесс видеозаписи с экрана монитора при помощи специального программного обеспечения называется скринкастингом, а полученное видео – скринкастом.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению. Ребёнка необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Использование учебных видео и скринкастов на уроке литературного чтения, позволяют повысить у детей интерес к чтению, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.
Сам процесс создания скринкаста – это своего рода написание картины,
творческий процесс, скринкаст должен быть информационно насыщенным и полезным.
Каждый видеоурок представляет собой пошаговую инструкцию с подробными комментариями всех действий, которые должны совершить обучающиеся. Такой видеоурок смотрится легко и непременно приводит обучаемого к положительному результату. Несомненно, видеоуроки – это мощное, высокоэффективное и доступное средство современного образования, которое может в разы облегчить процесс обучения.
Для приемов развития полноценного навыка чтения необходимы дыхательные упражнения. Я создала скринкаст с дыхательными упражнениями
https://youtu.be/FmYB-lMVMh4
Сейчас видеоуроки используются повсеместно. При помощи скринкастов вы можете записывать скайп-интервью, презентации Power Point и выкладывать их в виде видеороликов в Интернет. Они помогут усовершенствовать процесс обучения и добиться более высокой успеваемости учеников..
Скринкаст может содержать неподвижные изображения (слайды, содержащие текст или фотографии) или действия на экране (перемещение курсора мыши, рисование или запись на слайде, видеоклипы.) с голосовым или музыкальным сопровождением.
Используя технологию скринкастинга я создаю видеоуроки для поддержки учебного процесса на изучаемой дисциплине:
- видеопрезентации (изображения, сопровождающиеся музыкой или голосом);
- видеоинструкции (процесс выполнения каких-либо действий, приводящих к желаемому результату).
Образовательные возможности скринкаста можно обосновать следующими его характеристиками:
- представление реального процесса работы с программой или сервисом Интернет, что позволяет оценить временные затраты на решение задачи;
- содержание большого количества информации, благодаря интеграции изображения и звукового сопровождения;
- возможность выбрать удобный темп воспроизведения и количество просмотров;
- возможность самостоятельной и удалённой работы, при этом создаётся ощущение личного присутствия на занятии.
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения, которые я использую в скринкастах:
-упражнения в орфоэпическом произношении;
-упражнения, вырабатывающие внимание к слову( методика по системе Эдигей);
https://youtu.be/w4JafCx-x64
-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные -упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;
-упражнения для развития осознанного чтения; https://youtu.be/Y0WXNv4Knks
-упражнения для формирования правильности чтения;
-упражнения для развития беглого чтения;
упражнения для развития выразительного чтения. https://youtu.be/tYmrUEAHSc0
Безусловно использование скринкастов на уроках является наиболее продвинутым средством обучения, так как современным детям интереснее получить визуализированную и озвученную информацию, чем прочитать текст. Поэтому при помощи звука и видео информация становится более доступной и понятной. Особенностью данного средства является возможность задействовать сразу несколько «каналов восприятия информации»: зрительный, моторный и слуховой.
Еще одна особенность этого видеоурока в том, что мои дети могут его просмотреть несколько раз дома. Свои видеуроки я выставляю в студии на страничке Ютуб,
https://studio.youtube.com/channel/UCTY75BARvSVIh9hVC_v_Z0g/videos/upload?d=ud&filter=%5B%5D&sort=%7B%22columnType%22%3A%22date%22%2C%22sortOrder%22%3A%22DESCENDING%22%7D
где учащиеся могут ещё раз просмотреть видеоуроки и выполнить самостоятельно упражнения дома.
Лучше использовать фрагменты видео, т.к. детям может надоесть только интерактивность. Также скринкасты позволяют работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья или находящимися на домашнем обучении.
В качестве технических средств создания скринкастов необходимы:
компьютер, наушники с микрофоном или по отдельности, ПО.
Рассмотрим этапы реализации скринкастов:
-подготовка материала;
-технические настройки;
-запись видео и аудио;
-монтаж;
-размещение скринкаста в сети Интернет, локальной сети, на ПК.
Для записи качественного видео необходимо не только оборудование и программное обеспечение, но и умение обрабатывать звук и видео. Важно отметить, что на запись одного небольшого качественного скринкаста может потребоваться несколько часов работы: от замысла до конечного результата. Перед тем, как начать записывать видео, нужно составить план, а лучше всего прописать речь, которая будет говориться во время записи. Создание видеоуроков – это целая наука со своими правилами и законами.
Преимущества скринкастов: скринкасты позволяют не только услышать педагога, но и увидеть представляемый материал и действия, которые затем нужно повторить, чтобы выработать необходимый навык.
Можно сделать вывод о том, что дидактически правильное и корректное использование технологии скринкаста благотворно влияет на образовательный процесс в целом.
В заключении хочется отметить, что видеоконтент с каждым годом будет набирать свою популярность в связи с развитием дистанционного обучения и умение создавать собственные скринкасты нужно развивать у всех педагогов разных специальностей. Освоив этот метод, педагоги смогут перейти на более высокий уровень обучения. Видеоуроки – это мощное, высокоэффективное и доступное средство современного образования, которое может в разы облегчить процесс обучения.
Список литературы:
1. Мозолевская А.Н. (и др.) Скринкастинг как элемент образовательной технологии // Проблемы и перспективы развития регионального отраслевого университетского комплекса ИрГУПС. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 156 с.
2. Тихонова Е.В. (и др.) Использование современных электронных
устройств как средство повышения эффективности интеграции интернет-технологий в лингвообразовательное пространство // Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования (Материалы V Всероссийской научно-методической конференции). – М,2011. – 292 с. – ISBN 978-5-904391-25-6.
3. Greg R. Notess. Screencasting for Libraries (THE TECH SET® #17). – 2012.– ISBN 978-1555707866 (англ.).
4. Jeremy Wagstaff. Loose Wire: A Personal Guide to Making Technology Work for You. – Equinox Publishing (Jakarta), 2007. – ISBN 979-3780-39-8 (англ.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.