1
3
Самуйленкова София Вячеславовна
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 имени 46го Гвардейского орденов
Красного Знамени и Суворова 3й степени ночного бомбардировочного авиационного
полка», 3 класс
«Сладкая орфография»
Научный руководитель: Качалова Светлана Владимировна, учитель начальных
классов БОУ СОШ №35
Введение
Однажды Светлана Владимировна на урок русского языка принесла конфеты «Коровка»
и угостила каждого из нас.
- Как вы думаете, зачем я принесла конфеты на урок?
- У Вас праздник! Ответили ребята.
- Подумайте еще, какой у нас урок?
- На фантике от конфеты я вижу слово «Коровка». Давайте поищем, сколько
орфограмм русского языка в этом слове.
- Мы нашли 2 орфограммы – непроверяемая безударная гласная в корне слова и
парная по звонкостиглухости согласная в корне слова
- Что еще вы можете рассказать про это слово?
- Это имя существительное, женского рода, единственного числа, 1го склонения
Учительница нам рассказала о том, что грамотное письмо берет свое начало от умения
замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это
орфографическая зоркость. Меня это заинтересовало и я стала собирать фантики от
конфет и искать в их названиях орфограммы. Это было как раз перед Новым годом и
скоро у меня собралась целая коллекция. Я решила оформить их в альбом.
Актуальность исследования
приобретается как раз в период начальной школы. Все дети любят конфеты, так почему
заключается в том, что орфографическая зоркость 2
4
бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя
орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Цель исследования: выявить возможности изучения орфографии русского языка по
оберткам от конфет.
Задачи:
1. Узнать историю происхождения оберток от конфет.
2. Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.
3. Изучить названия разных конфет.
4. Найти орфограммы русского языка на обертках от конфет.
5. Классифицировать названия конфет по орфограммам.
6. Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя
фантики от конфет.
Объект исследования: фантики от конфет.
Предмет исследования: орфограммы русского языка.
Гипотеза: орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по
оберткам от конфет.
Методы исследования:
изучение информации по данной теме;
изучение оберток от конфет и их классификация на группы;
анкетирование учащихся 3 “В” класса
анализ и обобщение полученных результатов.
Самуйленкова София Вячеславовна
5 3
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 имени 46го Гвардейского орденов
Красного Знамени и Суворова 3й степени ночного бомбардировочного авиационного
полка», 3 класс
«Сладкая орфография»
Научный руководитель: Качалова Светлана Владимировна, учитель начальных
классов БОУ СОШ №35
Основная часть
1. История фантика.
Когда говорят о великом изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней
мере пять его самых известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой
телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку. Последнюю, на самом деле,
запатентовал русский ученый Александр Лодыгин, а Эдисон уже занялся ее
усовершенствованием. И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872
году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для
конфет.
В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и
монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, «драже пралины», зефир, пастила…
Коробки для наборов конфет были яркими и красочными, ничуть не уступающие
нынешним. На них красовались изящные барышни, а названия были почти всегда связаны с
женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи». Фантики для конфет
и шоколадных плиток были не менее красивыми и разрабатывались не менее тщательно,
чем театральные афишы. Была, например, серия конфет
«Загадка» покупателю
предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.
Существовали обертки «образовательные» с таблицей умножения или азбукой, и
развлекательные – с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и
пожеланиями. 4
6
После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением.
Даже красивые обертки ушли в прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели.
В наше время, каких только оберток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и
выдумки производителей.
В народе обертку от конфет называют фантик. Есть определение этому понятию:
Фантик (от слова «фант») – народное название конфетной обертки, которая служит для
заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага,
полимер (обычно фольгированный), фольга.
К созданию эскизов фантиков привлекаются лучшие мастера. Ведь в зависимости от
того, как подашь продукт, так он и будет продаваться.
2. Разновидности орфограмм русского языка.
Изучив историю происхождения фантика, я решила освежить свои знания об изученных
нами на уроках русского языка орфограммах. Орфограмма это написание слова,
соответствующее определенным правилам. Для этого поработала с учебниками русского
языка С.В. Иванов, А.О. Евдокимова (2,3 классы), составила перечень орфограмм русского
языка.
Список орфограмм:
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
2. Непроверяемые написания (словарные слова).
3. Парные по звонкостиглухости согласные в корне слова.
4. Непроизносимые согласные.
5. Написание буквосочетаний.
6. Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова).
7. Написание имен собственных.
8. Удвоенные согласные.
9. Разделительные Ь и Ъ.
10. Написание сложных слов.
11. Правописание предлога со словами.
12. Правописания приставок.
3. Классификация названий конфет по орфограммам.
7 5
После изучения литературы меня ожидала самая интересная часть исследования – это
поиск орфограмм на фантиках от конфет и классификация названий конфет по
орфограммам. С помощью одноклассников мне удалось собрать 60 фантиков от конфет.
Но не все фантики мне подошли – попадались фантики с иностранными или вообще
несуществующими названиями. Работу я начала с того, что провела опись названий конфет
по орфограммам (Приложение 2). Вот что у меня получилось:
1) Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (7 шт.)
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
«Снежок» – снег
«Марсианка» – Марс
«(Мишка) косолапый» – косо (как)
«Золотая (эмблема)» – золото, позолоченный
«Мореход» море
«Морской (бриз)» – море
«Творожные» (конфетки) – творог
2) Непроверяемые безударные гласные (12 шт.)
Правописание безударных гласных в некоторых словах нужно запомнить.
“Ассорти”
“Москвичка”
“Барбарис”
“Ромашковый луг”
“Ананасовый аромат”
“Лимончики”
“Коровка”
“Лакомка”
“Боярушка”
“Аквамарин”
“Смородина”
8 6
3) Парные по звонкостиглухости согласные в корне слова (5 шт.)
“Забава”
Для того, чтобы проверить орфограмму нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово так, чтобы проверяемый согласный оказался в сильной позиции (перед
гласной).
«Мультяшки» – мультяшечки
«Мой каприз» – капризы
«Грильяж» – грильяжи
«Коровка» – коровы
«Сладкое (созвучие)» – сладость
4) Непроизносимые согласные (2 шт.)
Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором
проверяемый согласный звук оказался в сильной позиции.
«(Бури)Вестник» вести
«Детский (сувенир)» дети
5) Удвоенные согласные ( 1 шт.)
«Халветта»
6) Заглавная буква в именах собственных (6 шт.)
«НастенаСластена»
«Славяночка»
«Аленка»
«Красная Шапочка»
«Жаклин»
«КараКум»
7) Написание сложных слов (1 шт.)
В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная
о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е).
«Мишка косолапый»
8) Написание буквосочетаний (6 шт.)
Написание гласных после шипящих:
«Снежок»
Написание буквосочетаний –чк, чн, ст
«Славяночка»
«Молочная»(карамель)
9 7
«(Красная) Шапочка»
«Ласточка»
«Белочка»
9) Разделительный Ь (1 шт.)
Разделительный ь пишется в корне слова после согласного перед гласными е, и, ю, я).
“Итальяна»
10) Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова). (3шт.)
Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме ч,щ, на конце и в
середине слова.
«Трюфель»
«Кристабель»
Обозначение формы слова (Ь после шипящих на конце имен существительных женского
рода)
«(Летний) день»
11) Правописание предлогов со словами (2 шт.)
(Предлоги со словами пишутся раздельно)
«С кофе»
«Клубника со сливками»
12) Правописание приставок
Приставки со словами пишутся слитно
“Отломи” – приставка от
Классифицировав названия конфет по орфограммам, я обратила внимание, что все
названия конфет, что мне встречались можно разделить на 4 группы: имена
существительные, имена прилагательные, глаголы и словосочетания.
10
Самой многочисленной оказалась группа названий, состоящая из имен
существительных. Максимально используются существительные единственного числа в
начальной форме, например, «Снежок», «Ассорти», «Коровка», «Барбарис», «Лакомка». В
этих названиях встречается как женский род, например, «Смородина», «Забава», так и
мужской: «Аквамарин», «Грильяж». Имена существительные среднего рода в выбранных
мною фантиках мне не встречались. Часто в названиях конфет встречаются имена 8
собственные: «Аленка», «Красная Шапочка», «Жаклин», «КараКум». На одном из
фантиков мне встретилось имя существительное с предлогом: «С кофе».
Вторая группа названий конфет представлена именами прилагательными единственного,
например, «Молочная» (карамель), и множественного числа, например,
“Творожные”(конфеты).
Из всей массы фантиков мне даже встретился один глагол – «Отломи».
Четвертая группа названий представлена словосочетаниями. В основном это
существительное + прилагательное, характеризующее его признак: «Мишка косолапый»,
“Морской бриз”, «Ромашковый луг», «Ананасовый аромат», «Сладкое созвучие», «Детский
сувенир», «Летний день». На одном из фантиков мне встретилось местоимение +
существительное: «Мой каприз».
Данные можно видеть в таблице:
11 Название группы
Количество
Названия конфет
фантиков
Имена существительные
28
Снежок, Марсианка, Мореход,
Ассорти, Москвичка, Барбарис,
Лимончики, Коровка, Лакомка,
Боярушка, Аквамарин, Смородина,
Забава, Мультяшки, Грильяж,
Славяночка, Ласточка, Белочка,
Итальяна, Трюфель, Кристабель,
БуриВестник, Халветта, Настена
Сластена, Аленка, Жаклин, Кара
Кум, C кофе.
Имена прилагательные
2
Творожные, Молочная.
Глагол
1
Отломи
Словосочетания
12
Мишка косолапый, Золотая
эмблема, Морской бриз,
Ромашковый луг, Ананасовый
аромат, Мой каприз, Сладкое
созвучие, Летний день, С кофе,
Клубника со сливками, Детский
сувенир, Красная Шапочка.
9
12 10
Внимательно рассмотрев все представленные названия, я выделила несколько тем по
3. Темы по русскому языку.
русскому языку, при изучении которых можно использовать названия конфет
(Приложение 1).
1.Способы словообразования.
Многие названия конфет образованы суффиксальным способом:
Корень
Снеж
Коров
Лимон
Лев
Орех
2.Лексическое значение слов.
Каждое название содержит свое значение, свой смысл, который нужно раскрыть.
Слово
Снежок
Коровка
Лимончики
Левушка
Ореховые
Суффикс
ОК
К
ЧИК
УШК
ОВ
Название конфеты
Лексическое значение
13 11
Француженка
Женщина французской национальности, живет
Ореховые
Снежок
Южанка
Мятная
Глория
во Франции
Сделаны из ореха, имеют вкус ореха
Мелкий снег
Женщина, которая живет на юге
Имеет вкус мяты
Женское имя
3.Словосочетания. Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать
при изучении словосочетаний.
Например, Храбрый кот, Золотой степ, Гусиные лапки, Дары солнца, Премьера артиста
4.Эпитет и метафора.
На примере различных названий можно показать эпитеты и метафоры, которые содержат
переносное значение слова:
Шоколадная ночь – эпитет, т.к. употреблено в переносном значении
5.Морфемный разбор
Со всеми рассмотренными названиями конфет можно провести морфемный разбор.
5. Анкетирование.
Цель: выяснить, обращают ли ученики внимание на названия конфет и видят ли в этих
названиях орфограммы.
Исходя из цели анкетирования, я составила вопросы для анкеты:
1) Любите ли вы конфеты?
2) Интересуетесь ли вы названием конфеты перед тем, как ее съесть?
3) Собираете ли вы фантики от конфет?
4) Названия каких конфет вам запомнились?
14
5) Как вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы, изучаемые
на уроках русского языка?
6) Видите ли вы на этом фантике в слове «Коровка» орфограммы русского языка?
Какие? 12
Анкетирование было проведено среди учеников нашего 3 «В» класса. В нем приняли
участие 17 учеников.
Проанализировав результаты анкет учащихся, я получила такие результаты: оказалось,
что из 17 человек, принявших участие в анкетировании только один ученик не любит
конфеты, остальные дали положительный ответ.
Также выяснилось, что только 5 человек из опрошенных обращают внимание на название
конфеты, остальные 12 не интересуются названием конфеты, главное, чтобы она была
вкусной. 6 учеников коллекционируют фантики от конфет, остальные 11 – нет. Перечисляя
названия конфет, которые детям запомнились, участники анкетирования часто допускали
орфографические ошибки. Четверым ученикам больше запомнились конфеты с
иностранными названиями, чем с русскими.
Большинство анкетируемых (13 человек) считают, что на фантиках можно найти
орфограммы русского языка, 3человека думают, что нельзя, один ученик затруднился
ответить.
Можно ли найти орфограммы русского языка в названии конфет
Ответ ДА
Затрудняюсь ответить
Ответ НЕТ
6%
18%
76%
15
На шестой вопрос анкеты ни один из ребят не дал полного правильного ответа. Трое
ребят увидели безударную гласную в корне слова, но не пояснили, что она непроверяемая.
У остальных опрашиваемых вызвал затруднение этот вопрос. 13
Что же получается? Почти все дети любят конфеты. Многие ребята конфету съедают, а
на название внимания не обращают и пишут названия любимых конфет с ошибками. Хотя и
считают, что на обертках можно встретить орфограммы русского языка.
Я ещё в классе провела анкеты. Вот результаты:
1. «Изучение интереса к русскому языку»
12
10
8
6
4
2
0
контрольный этап
начальный этап
начальный этап
контрольный этап
2. «Уровень изучения правил»
16 14
024681012
контрольный этап
начальный этап
начальный этап
контрольный этап
3. «Изучение грамотного письма»
20
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
контрольный этап
начальный этап
начальный этап
контрольный этап
4. «Качество обученности по русскому языку за 1 и 2 четверти»
17 15
66%
64%
62%
60%
58%
56%
54%
1 триместр
2 триместр
На основе результатов анкетирования я сделала выводы: после изучения анкет,
я увидела, что интерес у ребят к русскому языку на контрольном этапе возрос, у них
появилось больше желания изучать правила по русскому языку, стали грамотно писать,
меньше допускать ошибок и качество обученности к концу 2 четверти увеличилось.
18 16
Заключение:
Моя гипотеза подтвердилась, в названиях конфет можно обнаружить орфограммы,
изучаемые на уроках русского языка.
Русский язык по праву считается одним из самых сложных, в нем множество правил и
орфограмм. Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей
успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и
кропотливо работать на протяжении многих лет. Нужно вырабатывать у детей
орфографическую зоркость, чтобы они, например, замечали орфограммы в окружающих их
в быту словах. Чтобы сделать этот процесс увлекательней и интересней и придут на
помощь фантики от конфет, ведь не секрет, что почти все дети любят конфеты и так
интересно рассматривать и изучать красочные фантики с разными названиями.
Список литературы:
19 17
1) Учебник русского языка С.В. Иванов, А.О. Евдокимова (2,3 классы)
2) Баулина А.Г. Исторические события в фантиках/сост. А.Г. Баулина М.: Инсбук
бизнес, 2007г.
3) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание:
В 4 т. Т.2О/В.И. Даль М.: ООО «Издательство АСТ,2001г.
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Сладкая орфография НПК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.