Славянская мифология
Оценка 4.6

Славянская мифология

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
4 кл
10.05.2017
Славянская мифология
На протяжении многих веков люди придумывали мистических существ, чтобы объяснить окружающий неопознанный мир. Со временем многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры народов. Множеством собственных персонажей наделена и мифология, существа и боги древних преданий являются отражением языческих верований славянских народов. Они свято верили в мистических героев, помогающих людям собрать хороший урожай, исцелить от болезней, подарить счастье в семейной жизни, а также наказать за неблаговидные поступки. Создание мира славяне связывали с главным богом, который отделил мир внешний, где живут обычные люди, от невидимого, населенного божествами, духами и необычными существами. Славянская мифология подразделяет категории «существа» и «боги» на группы: • культы древних славян, наделенные властью и могуществом в определенной области; • главные богини, прародительницы женщин, любви и красоты; • добрые и злые духи, живущие в определенном пространстве, – в доме, в лесу, в поле, в воде; • необычные существа; • важные символы и знаки. Особенности славянской мифологии нашли отражение не только в общественной жизни, но и в художественной литературе. Отсюда в творчестве русских писателей широко используются представители низшей мифологии, различные духи природы (домовые, полевые, водяные, лесные и т. д.). Находясь у истоков словесного искусства, мифологические сюжеты и образы занимают значительное место не только в устной народной традиции, но и в произведениях русских писателей и поэтов на разных исторических этапах развития литературы. Заимствование славянских образов и сюжетов происходит в двух направлениях. В одних случаях сохраняется адекватность древним прототипам, в других - наблюдается переосмысление и наполнение новым содержательным смыслом Древние люди верили, что все они сопровождают человека от самого рождения до смерти, вмешиваются в его жизнь, помогают и наказывают.Аука — лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу — со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял».
Славянская мифология..docx
Азбука славянской мифологии                                                  Авторы: Кузнецова Валерия,                                       Немцова Ульяна, Шамшеев Александр,                                      ученики 4 «А» класса МБОУ СОШ №46.                                                                 г. Воронеж                                      Руководитель: Акулова Любовь Ивановна,                                      учитель начальных классов МБОУ СОШ №46  Воронеж 2017г. Оглавление: 1. Актуальность.____________________________________________ 2. Литературный обзор.______________________________________ 3. Цель работы. Задачи.______________________________________ 4. Методы исследования._____________________________________ 5. Основная часть.___________________________________________ 6. Выводы._________________________________________________ 7. Литература.______________________________________________ Актуальность Курс литературного чтения является одним из основных предметов в  системе начального общего образования . Все учебники  «Литературное  чтение» начинаются с раздела «Устное народное творчество». В этом разделе  мы знакомимся с пословицами, прибаутками, закличками, сказками. Так же  мы читаем очень много авторских сказок. Например, в сказках А.С.Пушкина мы знакомимся с такими  мифологическими славянскими существами как «Русалка», «Леший», «Баба  яга» и другими. Мы задумались, а может быть были ещё какие – либо  мифологические существа ? У нас появилось огромное желание  познакомиться с другими мифологическими славянскими существами.    Литературный обзор.                На протяжении многих веков люди придумывали мистических  существ, чтобы объяснить окружающий неопознанный мир. Со временем  многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры  народов. Множеством собственных персонажей наделена и мифология,  существа и боги древних преданий являются отражением языческих  верований славянских народов. Они свято верили в мистических героев,  помогающих людям собрать хороший урожай, исцелить от болезней, подарить счастье в семейной жизни, а также наказать за неблаговидные поступки.           Создание мира славяне связывали с главным богом, который отделил мир внешний, где живут обычные люди, от невидимого, населенного божествами,  духами и необычными существами. Славянская мифология подразделяет категории «существа» и «боги» на  группы:  культы древних славян, наделенные властью и могуществом в  определенной области;  главные богини, прародительницы женщин, любви и красоты;  добрые и злые духи, живущие в определенном пространстве, – в доме, в  лесу, в поле, в воде;  необычные существа;  важные символы и знаки. Особенности славянской мифологии нашли отражение не только в  общественной жизни, но и в художественной литературе. Отсюда в творчестве русских писателей широко используются представители низшей мифологии,  различные духи природы (домовые, полевые, водяные, лесные и т. д.). Находясь у истоков словесного искусства, мифологические сюжеты и образы  занимают значительное место не только в устной народной традиции, но и в  произведениях русских писателей и поэтов на разных исторических этапах  развития литературы. Заимствование славянских образов и сюжетов  происходит в двух направлениях. В одних случаях сохраняется адекватность  древним прототипам, в других ­ наблюдается переосмысление и наполнение  новым содержательным смыслом Древние люди верили, что все они  сопровождают человека от самого рождения до смерти, вмешиваются в его  жизнь, помогают и наказывают. Цель работы: изучить и подробно  узнать о некоторых наиболее доступных  моему восприятию мифологических славянских существах. Задачи: 1.Изучить литературу о мифологических существах. 2.Распределить их на отрицательных и положительных. 3.Определить значимость полученных нами знаний. Гипотеза: мифические персонажи очень похожи на людей, поэтому могут  быть добрыми и злыми, помогать людям и наводить на них страх,  чинить  препятствия. Методы исследования: ­ изучение и подбор материала; ­ наблюдение и анализ названий сказок; ­ выводы и обобщение полученных  результатов Основная часть. Аука — лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу — со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял». Бабай (бабайка) – ночной дух. У древних славян, когда приходит время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач – шумит, шуршит, скребется, стучит в окно. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай – старик, дедушка. Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. Волосатка ­по славянским поверьям ­домовиха, жена домового.    Занимается хозяйством и всеми теми же делами, что и домовой. Волоты, ­  некогда населявшие землю гиганты­ богатыри.                               Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В  некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются,  поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной»  Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище,  Горынище Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.                                                              Домов йоо  (кутный бог) — у славянских народов домашний  дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий  нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.­слав.);  умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым  домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус). Иногда полагали,  что домового сотворил Бог , что он даётся Богом каждому дому. Ендарь ­ сказочный персонаж в легендах древних славян. По  поверьям в Вятской губернии, ендарь живёт под старым дубом питается  воздухом. Размером он с кабана. Подробнее он не описывается и облик его не  ясен.      Жар­птица — сказочная птица, персонаж русских  сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар­птицы  обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.  Жар­птица — огненная птица, её перья блистают серебром и золотом .  По размерам жар­птица достигает павлина.   Зл дниыо   — в мифологии украинцев и белорусов  существа, враждебные человеку, его недоля, беда. Они невидимы и обитают в доме или сидят на плечах человека. Серьёзного значения в народных  верованиях злыдни не имели. Являются синонимом родственных персонажей:  Доля, Недоля, Горе­Злосчастье, Лихо, Беда  и других. Белорусы представляли Злыдню в образе невидимой женщины, у которой нет  языка, глаз и ушей, прежде она была змеёй. В иных местах злыдни имели вид  худых облезлых животных, живущих в доме за печкой. Иван­дурак (Иванушка­дурачок) — один из  популярнейших героев русских волшебных сказок. Воплощает особую  сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов  практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто  противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счёте, приносящих успех. Иван Дурак , или Иванушка Дурачок, как герой сказок   часто находит  нестандартный ­ до глупости простой  выход  из  затруднительного положения .                                                Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный  кот­людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет  своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил  противостоять его волшебству, и кто не подготовился к бою с ним, кот­ колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт  спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.                                      Лада­ мать Богов была у древних славян богиней семейных  отношений, достатка, плодородия и цветущей природы. Условно она являлась матерью всех месяцев в году. Внешне она была необычайно красивой молодой женщиной в самом расцвете.  Не было на Руси славянина, который бы ни почитал Ладу. К ней обращались с  просьбами и молитвами. Морозко (Мороз) ­ персонаж сказочного и обрядового  фольклора. В сказках это величественный старик, живущий в лесной избушке. Он может насылать непереносимый мороз, испытывать героев и одаривать их  по заслугам. Так, в распространенном сказочном сюжете Морозко щедро  награждает трудолюбивую падчерицу и жестоко наказывает ленивую и  нерадивую дочь хозяйки. В народных былинках Мороз предстает в образе маленького старичка с  длинной седой бородой. Он обегает поля и леса с колотушкой и наводит  трескучие морозы.                              Никита Кожемяка  — герой народной сказки.   Так же как Илья Муромец и его товарищи по заставе, Никита Кожемяка  является героем былин киевского цикла. Но относится он уже к другой  категории защитников земли русской, не просто богатырей­пограничников,  основным занятием которых была защита рубежей Киевской Руси, а воинов­ производителей. Этот былинный, сказочный герой — выходец из простых  ремесленников. Его основное занятие — мять и обрабатывать бычьи кожи.  Занимаясь этим в обыденной жизни, Никита по сюжету былин и сказок  сохраняет мужскую силу. В доказательство этой силы он разрывает  двенадцать бычьих кож, что в действительности не так уж просто и не под  силу обычному человеку.     Огневушка ­ Поскакушка– в русских сказаниях махонькая  сначала девчоночка, вроде куколки, с ладошку величиной, с рыжими  волосами в голубеньком сарафанчике и с голубым платочком в руке.  Огневушка – хозяйка верхового золота, которое хранится в верхних пластах земли. Также она зимой лето умеет делать – протанцует этак пару кругов –  земля вокруг неё и оттает, даром что снег вокруг, трава зазеленеет, цветы  расцветут.      Полудница – шаловливый дух в славянской  мифологии. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот в полуденную  жару лучше было переждать. Она строго присматривала, чтобы в полдень  никто не работал.   Русалки ­ в славянской мифологии представляются в  виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами  . В  русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в  воду. Особенно опасны в четверг ­ русальчин велик день.  Снегурочка – это внучка Деда Мороза .          Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел,  считается,  что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней. Тридевятое царство — «иная, далёкая, чужая,  волшебная» земля (страна). Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто  встречается в русских народных сказках как  «очень далеко»  связано с тем,  что в древней Руси словом «земля» называли, в частности, территорию,  подчинённую одному правителю . Таким образом, герой, который  отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь  соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся  между ними государственных границ.                                   Финист ­ ясный сокол – персонаж русской волшебной сказки,  обладающий способностью превращаться в сокола. Днём он превращается в  перо, а ночью – в прекрасного принца. Финист – от слова феникс. Сокол –  молодец.      Хухлик ­ В русских суевериях водяной хулиганистый  чертик; ряженый.   Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и  становится особенно активным во время Святок, поэтому его и относят к  разряду водяной нечисти. Как и вся мелкая бесовская нечисть хухлики очень  любят подшучивать над людьми. Царь Горох —  сказочный герой, обозначающий   незапамятную старину. « То было при царе Горохе, когда людишек  было  крохи» ­ говорят в народе.        Шиликун  в славянской мифологии – хулиган­ ские мелкие духи , которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают  по улицам с горящими углями на сковородах. Росту они с воробья, ноги как у лошади – с копытами, изо рта дышит огонь.      Последний день святок по старому стилю носит  название «Щедрец» . Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и  поют: « Щедрый вечер! Добрый вечер!»      Эхо ­ отклик нечистой силы: в лесу  ­ лешего,  около домов – домового, ну а на воде – водяного. Они нарочно отзываются на  голос человека, чтобы приманить к себе. Чудо – юдо – дракон страшный, многоглавый, могучий.  Появляется Чудо – юдо всегда из воды:  « Утка крякнула,берега звякнули, море всколыхнулось – лезет  Чудо – юдо,  змей  шестиглавый.» Он владеет двумя источниками: если испить из одного –  станешь могучим  богатырём, из другого – будут золотые волосы.       Баба­яга  мифологическое существо, играющее  важную роль в народных славянских сказаниях. Является в двух видах:  доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и  отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу. В других сказках  Баба Яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на  курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след  метлой.         Всех мифологических существ мы разделили на две группы – это  положительные и отрицательные существа. Положительные  помогали людям,  а отрицательные вредили, могли даже погубить.                                                        Вывод 1.Древние славяне представляли силы природы в виде живых существ,  которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то  творили зло . 2.Мифы отражают национальную культуру, а знание ее важны для  нравственно­эстетического воспитания подрастающего поколения.  3.Славянская мифология значительно обогатила мировую художественную  литературу. 4. Наши знания мы можем применять во внеурочной деятельности, а также на  других уроках. Литература 1.О. Л. Князева, М. Д.Маханева « Приобщение детей к истокам русской  народной  культуры». 2.Г.В.Лунин  « Воспитание детей на традициях русской культуры». 3.Л.С.Куприна , Т.А.Бударина « Знакомство детей с русским народным  творчеством .» 4.А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» 5.Использование интернетресурсов.

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология

Славянская мифология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017