Следствие ведет знатоки. Деепричастие.
Оценка 4.9

Следствие ведет знатоки. Деепричастие.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл—11 кл +1
29.04.2020
Следствие ведет знатоки. Деепричастие.
Следствие ведет знатоки. Деепричастие..doc

 

«Следствие                                                                                                  

           ведут

                 знатоки»

 

Урок по теме «Деепричастие»

                     7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

 

                                                                                                      

                           Учитель русского языка и литературы                             

                           высшей квалификационной категории                   

                           МКОУ СОШ г.п.Кашхатау

                           Кульбаева Лариса Абуллаевна

                            239-945-563

 

 

Урок «Следствие ведут знатоки» по теме «Деепричастие как часть речи.

 

Обучающая цель урока: познакомить с деепричастием; научить находить       

                                             деепричастие в тексте и отличать от наречия.

Развивающая цель урока: стимулирование мыслительной деятельности,     

                                              творческих способностей учащихся, привитие  

                                              исследовательской способности.

Воспитывающая цель урока: способствовать формированию эстетического

                                               вкуса, совершенному владению речью.

Ход урока.

 

I. Блиц –опрос по теме «Причастие».

               /Опрос подготовил 1 ученик, используя интерактивную доску.        

                Можно подготовить презентацию, используя ИКТ/

 

Вопросы к блиц-опросу.

1. Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки:

           а) глагола

           б) наречия и глагола

           в) прилагательного

           г) глагола и прилагательного

2. Какие признаки имеет причастие:

           а) время (настоящее и прошедшее)

           б) время (будущее)

           в) вид

           г) возвратную форму

3. Если причастный оборот находится после определяемого слова, то он

           а) обособляется

           б) не обособляется

4. Укажите слова с Н:

            а) завороже..ый

            б) завороже..

            в) уложе..ый

5. Укажите слова с НН:

            а) жаре..ный картофель

            б) картофель пожаре..

            в) жаре..ый в масле картфель

6. Причастие с зависимыми словами образуют …

7. Не с полными причастиями пишем раздельно, если при причастии есть …

8. Не с краткими причастиями пишем раздельно …

9. Укажите слово (или слова),  где не пишем слитно:

             а) дом (не) отремонтирован

             б) (не) отремонтированный еще дом

             в) (не) отремонтированный  дом

II. Работа по теме урока.

 

Учитель.  В одном из предложений, записанных на доске, обнаружено слово-незнакомец. Оно тщательно замаскировалось под другие, очень нами уважаемые части речи. Но его принадлежность к таковым вызывает сомнение. Для того чтобы выяснить подлинную сущность слова-незнакомца, для проведения тщательного следствия по установлению личности незнакомца требуются знатоки.

   Успех расследования зависит от того, как внимательно будет сделан анализ всех характерных признаков слова. А для этого нужно:

1. выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-либо общее с известными нам частями речи или это тщательная маскировка;

2. определить степень «родства» с каждой их них и функции, которые выполняет слово-незнакомец;

3. на основе этих данных при помощи «фоторобота» установить личность незнакомца.

   Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!  

Запишите число и тему урока. Хочу обратить ваше внимание на то, что пропущенное слово в теме мы запишем в конце урока, когда определим личность незнакомого слова.

Первое, что нужно сделать, обнаружить незнакомца. Для этого нужно разобрать предложения, записанные на доске, по членам предложения.

 

  /Четыре ученика у доски разбирают предложения, остальные внимательно слушают и определяют, правильно или неправильно выполнено задание/

 

Веселый ветерок расплетает косички белоствольных берез.

Веселящийся ветерок расплетает косички белоствольных берез.

Веселится ветерок, расплетает косички белоствольных берез.

Резво веселясь, расплетает ветерок косички белоствольных берез.

 

Теперь следует выписать в тетради однокоренные слова и обозначить корень; определить, к какой части речи относится каждое из них.

 

(На экране появляется запись, после того как ребята уже справились с этим заданием)

 

 веселый – веселящийся – веселится – веселясь

 

Какое слово не смогли определить?

Его мы оставим, как говорится, на потом. А сейчас выполним следующие задания.

Как образовано слово «веселящийся»?

Какое это причастие? Докажите. Образуйте другие формы этого причастия.

Определите признаки первых трех слов. Задание будете выполнять в группах.  А для сообщения итогов выберите одного ученика.

   Далее при помощи таблиц, которые вы видите на доске, определите признаки слова-незнакомца.

Как образовано это слово?

(После ответа ребят высветить на экране или на интерактивной доске запись: весел+я+сь).

   Следующий этап работы – работа с текстом.

 

   Д.ревья по-разному уходят на зимний п.кой. (Не)истово кричит, весь п.лыхая ж.лтым пламенем, могучий дуб. Кр.вавит(?)ся осина. Гордо, не желая ра.стават(?)ся с зеленью, пр.нимает смертный час жгучий тополь. Никнет, дугой вытягивает(?)ся под т.жестью ягод рябина.

   Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно пр.нимает свою судьбу. Она и к к.нчине излучает свет и радость людям.

 

   Прежде чем начать искать слова-незнакомцы сделаем анализ текста, восстановить его, объясним орфограммы.

   Ну а теперь найдите слова-незнакомцы, определите, как они образованы.

Здесь хочу снова обратить ваше внимание на то, что слово неизменяемое, а значит у него нет и не может быть окончания.

   Полный отчет о результатах следствия сделает …

 

       (Ученик или ученица должны под чутким руководством учителя заранее подготовить сообщение. На интерактивной доске появляется примерно такая запись: слово-незнакомец не маскируется под глагол или наречие, а действительно имеет с ними ряд общих признаков: вид, время, может быть возвратным или невозвратным (как глаголы); не изменятся, а в предложении является обстоятельством (как наречие). Оно является, на мой взгляд, более близким «родственником» глагола, так как образуется от глагольной основы, и дальним «родственником» наречия.)

    Вернемся к началу урока, к четвертому предложению. Поставим вопрос к оставшемуся второстепенному члену предложения. Какой это член предложения? А если это обстоятельство, как мы его подчеркнем?

    Вот и определены все признаки слова-незнакомца. Они заложены в ЭВМ. Посмотрим, что у нас получилось.

    (На экране появляется запись, а затем «фоторобот»).

 

    Спасибо! Ваши данные заложены в       

           ЭВМ.

    Получите      

                 фоторобот!

        

         

 

             Глагол              Деепричастие                 Наречие

                

                                                                                                                            

 

Ну и как называется слово-незнакомец?

Пришла пора записать недостающее в теме слово.

Теперь обратимся к учебнику. Что же написано о деепричастие в учебнике?

Выполним упражнение 159 устно. Надо определить, какие выделенные слова обозначают основное действие, а какие добавочное?

Упражнение 160 тоже выполним устно. Здесь следует ответить на вопрос, почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше.

А упражнение 161 выполним письменно. Нужно списать предложения, исправляя ошибки в употреблении деепричастий. Для того чтобы правильно его выполнить, запомните, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.

    Осталось сделать только вывод.

    (Кто-то из учеников, а затем и учитель подводят итог следствия.)

  

Домашнее задание: выпишите из учебника литературы пять-шесть предложений с деепричастиями, подчеркните их. 


Следствие ведут знатоки»

Следствие ведут знатоки»

Урок «Следствие ведут знатоки» по теме «Деепричастие как часть речи

Урок «Следствие ведут знатоки» по теме «Деепричастие как часть речи

II . Работа по теме урока.

II . Работа по теме урока.

Определите признаки первых трех слов

Определите признаки первых трех слов

Спасибо! Ваши данные заложены в

Спасибо! Ваши данные заложены в
Скачать файл