«Следствие
ведут
знатоки»
Урок по теме «Деепричастие»
7 класс
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ г.п.Кашхатау
Кульбаева Лариса Абуллаевна
239-945-563
Урок «Следствие ведут знатоки» по теме «Деепричастие как часть речи.
Обучающая цель урока: познакомить с деепричастием; научить находить
деепричастие в тексте и отличать от наречия.
Развивающая цель урока: стимулирование мыслительной деятельности,
творческих способностей учащихся, привитие
исследовательской способности.
Воспитывающая цель урока: способствовать формированию эстетического
вкуса, совершенному владению речью.
Ход урока.
I. Блиц –опрос по теме «Причастие».
/Опрос подготовил 1 ученик, используя интерактивную доску.
Можно подготовить презентацию, используя ИКТ/
Вопросы к блиц-опросу.
1. Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки:
а) глагола
б) наречия и глагола
в) прилагательного
г) глагола и прилагательного
2. Какие признаки имеет причастие:
а) время (настоящее и прошедшее)
б) время (будущее)
в) вид
г) возвратную форму
3. Если причастный оборот находится после определяемого слова, то он
а) обособляется
б) не обособляется
4. Укажите слова с Н:
а) завороже..ый
б) завороже..
в) уложе..ый
5. Укажите слова с НН:
а) жаре..ный картофель
б) картофель пожаре..
в) жаре..ый в масле картфель
6. Причастие с зависимыми словами образуют …
7. Не с полными причастиями пишем раздельно, если при причастии есть …
8. Не с краткими причастиями пишем раздельно …
9. Укажите слово (или слова), где не пишем слитно:
а) дом (не) отремонтирован
б) (не) отремонтированный еще дом
в) (не) отремонтированный дом
II. Работа по теме урока.
Учитель. В одном из предложений, записанных на доске, обнаружено слово-незнакомец. Оно тщательно замаскировалось под другие, очень нами уважаемые части речи. Но его принадлежность к таковым вызывает сомнение. Для того чтобы выяснить подлинную сущность слова-незнакомца, для проведения тщательного следствия по установлению личности незнакомца требуются знатоки.
Успех расследования зависит от того, как внимательно будет сделан анализ всех характерных признаков слова. А для этого нужно:
1. выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-либо общее с известными нам частями речи или это тщательная маскировка;
2. определить степень «родства» с каждой их них и функции, которые выполняет слово-незнакомец;
3. на основе этих данных при помощи «фоторобота» установить личность незнакомца.
Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!
Запишите число и тему урока. Хочу обратить ваше внимание на то, что пропущенное слово в теме мы запишем в конце урока, когда определим личность незнакомого слова.
Первое, что нужно сделать, обнаружить незнакомца. Для этого нужно разобрать предложения, записанные на доске, по членам предложения.
/Четыре ученика у доски разбирают предложения, остальные внимательно слушают и определяют, правильно или неправильно выполнено задание/
Веселый ветерок расплетает косички белоствольных берез.
Веселящийся ветерок расплетает косички белоствольных берез.
Веселится ветерок, расплетает косички белоствольных берез.
Резво веселясь, расплетает ветерок косички белоствольных берез.
Теперь следует выписать в тетради однокоренные слова и обозначить корень; определить, к какой части речи относится каждое из них.
(На экране появляется запись, после того как ребята уже справились с этим заданием)
веселый – веселящийся – веселится – веселясь
Какое слово не смогли определить?
Его мы оставим, как говорится, на потом. А сейчас выполним следующие задания.
Как образовано слово «веселящийся»?
Какое это причастие? Докажите. Образуйте другие формы этого причастия.
Определите признаки первых трех слов. Задание будете выполнять в группах. А для сообщения итогов выберите одного ученика.
Далее при помощи таблиц, которые вы видите на доске, определите признаки слова-незнакомца.
Как образовано это слово?
(После ответа ребят высветить на экране или на интерактивной доске запись: весел+я+сь).
Следующий этап работы – работа с текстом.
Д.ревья по-разному уходят на зимний п.кой. (Не)истово кричит, весь п.лыхая ж.лтым пламенем, могучий дуб. Кр.вавит(?)ся осина. Гордо, не желая ра.стават(?)ся с зеленью, пр.нимает смертный час жгучий тополь. Никнет, дугой вытягивает(?)ся под т.жестью ягод рябина.
Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно пр.нимает свою судьбу. Она и к к.нчине излучает свет и радость людям.
Прежде чем начать искать слова-незнакомцы сделаем анализ текста, восстановить его, объясним орфограммы.
Ну а теперь найдите слова-незнакомцы, определите, как они образованы.
Здесь хочу снова обратить ваше внимание на то, что слово неизменяемое, а значит у него нет и не может быть окончания.
Полный отчет о результатах следствия сделает …
(Ученик или ученица должны под чутким руководством учителя заранее подготовить сообщение. На интерактивной доске появляется примерно такая запись: слово-незнакомец не маскируется под глагол или наречие, а действительно имеет с ними ряд общих признаков: вид, время, может быть возвратным или невозвратным (как глаголы); не изменятся, а в предложении является обстоятельством (как наречие). Оно является, на мой взгляд, более близким «родственником» глагола, так как образуется от глагольной основы, и дальним «родственником» наречия.)
Вернемся к началу урока, к четвертому предложению. Поставим вопрос к оставшемуся второстепенному члену предложения. Какой это член предложения? А если это обстоятельство, как мы его подчеркнем?
Вот и определены все признаки слова-незнакомца. Они заложены в ЭВМ. Посмотрим, что у нас получилось.
(На экране появляется запись, а затем «фоторобот»).
Спасибо! Ваши данные заложены в ЭВМ. Получите фоторобот! |
Глагол Деепричастие Наречие
|
Ну и как называется слово-незнакомец?
Пришла пора записать недостающее в теме слово.
Теперь обратимся к учебнику. Что же написано о деепричастие в учебнике?
Выполним упражнение 159 устно. Надо определить, какие выделенные слова обозначают основное действие, а какие добавочное?
Упражнение 160 тоже выполним устно. Здесь следует ответить на вопрос, почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше.
А упражнение 161 выполним письменно. Нужно списать предложения, исправляя ошибки в употреблении деепричастий. Для того чтобы правильно его выполнить, запомните, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.
Осталось сделать только вывод.
(Кто-то из учеников, а затем и учитель подводят итог следствия.)
Домашнее задание: выпишите из учебника литературы пять-шесть предложений с деепричастиями, подчеркните их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.