МОУ СОШ №35
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«СЛЕПНЕВСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ И поэтическом
ТВОРЧЕСТВЕ
АННЫ АНДРЕЕВНЫ АХМАТОВОЙ»
УЧИТЕЛЬ
СМИРНОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА
Г. Тверь, 2022г.
ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:
ТАК СЛУЧИЛОСЬ: ЗАТОЧЕНЬЕ
СТАЛО РОДИНОЙ ВТОРОЙ.
А.А. АХМАТОВА.
НО ВСЁ МНЕ ПАМЯТНА ДО БОЛИ
ТВЕРСКАЯ СКУДНАЯ ЗЕМЛЯ.
А.А. АХМАТОВА.
СПОКОЙНОЙ И УВЕРЕННОЙ ЛЮБОВИ
НЕ ПРЕВОЗМОЧЬ МНЕ К ЭТОЙ СТОРОНЕ.
А.А.АХМАТОВА.
Я НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО, МУДРО ЖИТЬ.
А.А. АХМАТОВА.
«СЛЕПНЁВО ДЛЯ МЕНЯ КАК АРКА В АРХИТЕКТУРЕ…
СНАЧАЛА МАЛЕНЬКАЯ, ПОТОМ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ
И НАКОНЕЦ – ПОЛНАЯ СВОБОДА…».
А.А. АХМАТОВА.
I. Вступительное слово учителя.
С чего начинается родина? Да, с осознания того, что край, в котором ты живешь, особенный, неповторимый, родной, любимый. Наш с вами родной край именно такой. Почему? Потому, что особая, священная память связывает нашу малую родину с именами звезд русской поэзии А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева. Они жили на нашей земле, воспели неброскую красоту нашей природы в стихах, показав тем самым, как дорога им стала эта земля.
Тема нашего урока «Слепневский период в жизни и творчестве А.А. Ахматовой». (Запишем в тетрадь). Тема нам очень близка.
Цели нашего урока: узнать, каким был слепневский период в жизни и творчестве Ахматовой. Попробуйте сформулировать более узкие, конкретные цели урока.
1.Как шло становление яркой самобытной личности?
2.Каким было вступление ее в литературу как поэта?
3. Какими были отличительные черты ранней лирики Ахматовой? Какой вклад она внесла в русскую поэзию в слепневский период?
А теперь прошу вас задуматься, а зачем нам нужно так подробно изучать именно этот период в жизни и творчестве поэтессы, иначе говоря, пристально всматриваться в то, что мы, в общем-то, знаем из рассказов музейного работника.
Обобщение ответов учащихся. (Ее поэзия о нашем родном крае заставит нас по-новому посмотреть на нашу родную землю и, может быть, проникнуться к ней особым чувством любви и гордости). Я присоединяюсь к вашему мнению словами Николая Рыленкова:
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Вы уже знаете, что урок у нас пройдет в форме ролевой игры. (Учитель представляет роли учащихся: литературоведы, искусствовед, краевед, биограф Ахматовой). Я с вашего позволения оставлю себе роль учителя-консультанта и предлагаю вам начать знакомство с поэтом с его личности. Давайте посмотрим, кокой же была Ахматова в слепневский период. Красота, изящество внешнего облика Ахматовой всегда были привлекательны для фотографов и художников самых разных направлений. Подробно мы узнаем об этом от нашего искусствоведа Светы Г.
Выступление искусствоведа:
Перед вами несколько портретов поэтессы. Вот Ахматова на веранде слепневского дома в 1912 году, здесь Анна Андреевна перед домом вместе с Марией Кузьминой-Караваевой, ее дочерью и художником Д. Бушеном. Особого внимания заслуживает вот этот портрет Ахматовой, выполненный в 1914 году художником Натаном Альтманом. Он встретился с Ахматовой случайно – в артистическом подвале «Бродячая собака» и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, о которой она написала сама:
Еще бледней мое лицо
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
Неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом, и вообще великолепным умением нести бремя своей внезапной славы. Альтман писал женщину футуристической эпохи, писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры.
Учитель. Всмотритесь внимательно в эти разные портреты и фотографии. Какая черта внешнего облика поэтессы обращает на себя внимание? Как называли эту черту современники Ахматовой? (Величавость).
Вот как об этом вспоминает биограф Ахматовой К.И. Чуковский.
Сообщение биографа:
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у нее само собой. Всякий, знавший ее, чувствовал ее «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя и держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге».
Учитель. Вот такой изящной, с царственной осанкой, она и появилась впервые на нашей бежецкой земле в 1911 году и проводила каждое лето в Слепневе по 1917 год. Об этом интересном времени расскажет нам наш краевед.
Рассказ краеведа:
Здесь, в Слепневе, поэтесса позднее напишет более 150 стихотворений. Здесь она впервые узнает русскую деревню. Увидев тяжелый крестьянский труд, Ахматова называет себя «бездельницей» Через несколько лет всей душой полюбит она наш Бежецкий край:
Так случилось: заточенье
Стало родиной второй…
Последняя жительница деревни Слепнево, Надежда Ивановна Привалова вспоминала красивую женщину из Петрограда, жившую в помещичьем доме. По её словам, женщина-горожанка часто беседовала с деревенским жителями, приносила лекарства для больных, давала читать книги.
Здесь в Слепневе, Анна Андреевна и сама стала работать на земле:
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде лебеду полю.
Ахматова поселилась в северной комнате, в мезонине. В своих воспоминаниях она описывала её так: «В моей комнате (на север) висела большая икона – Христос в темнице. Узкий диван был таким твердым, что я просыпалась ночью и долго сидела, чтобы отдохнуть… Над диваном висел небольшой потрет Николая I. Было ли в комнате зеркало – не знаю, забыла. В шкафу остатки библиотеки.
Позже поэтесса так написала о свое комнате:
Там тень моя осталась и тоскует,
всё в той же синей комнате живет…
Комната действительно была синей – стены северного мезонина, где жила Анна Андреевна, оклеивали синими обоями. Здесь, в «синей» комнате, ею написано более 60 произведений, среди них и большая часть первой поэмы «У самого моря».
Учитель. Как вы считаете, ребята, что мы называем святынями? Правильно, то, к чему самое бережное и трепетное отношение. Обратите внимание на наши святыни, которые представлены на доске. Много ли их осталось на нашей родной земле? (Это разрушенная Троицкая церковь, барский дом Гумилевых, перевезенный в 1935 году из Слепнева в Градницы, остатки фундамента бывшего имения в Слепневе, пруд и еще окрестности, которые хранят память о поэтах).
Выступление литературоведа (Ученик)
И над всеми окрестностями возвышается огромный старый дуб, воспетый А. Ахматовой, до сих пор стоит он, как верный страж той светлой памяти, которая живет в наших сердцах о поэтах. (Ученица читает стихотворение о дубе).
Бессмертник сух и розов.
Облака на синем небе
Вылеплены грубо.
Единственного в парке дуба
Листва еще бесцветна и тонка. (Смотрим фото дуба).
Учитель. Здесь, в Слепневе, Ахматова впервые узнает русскую деревню, увидит тяжелый крестьянский труд, сама будет работать на земле. Постепенно, но прочно это «не живописное место» войдет в ее жизнь, в ее творчество, станет близким и дорогим. Через несколько лет она полюбит наш Бежецкий край и о своих чувствах скажет в стихах. (Обратимся к эпиграфам).
Нужно сказать, что на первых порах молодая женщина чувствовала себя одиноко в Слепневе и называла свою жизнь «заточеньем». Почему? (Ответы детей: муж, свекровь, близкие против ее занятий поэзией). Гуляя в одиночестве по слепневским окрестностям, поэтесса проникается чувством любви к неброской красоте нашей природы, привыкает к деревне и свои чувства передает в стихах.
Давайте прочитаем стихи о нашем родном крае.
Звучат стихи: «Цветов и неживых вещей…», «Течет река неспешно по долине…».
С каким чувством дано описание дома и его окрестностей? (С теплым чувством, необыкновенно лирично). Анна Андреевна много работает, любит уединение, сторонится шумной жизни мужа и его друзей. Она пытается сложную гамму чувств своего душевного мира передать в стихах. И это у нее получается, так как содержанием стихов был покорен даже ее муж, Николай Гумилев.
Первые стихи, вышедшие в журнале «Аполлон» в 1911 году, при содействии Гумилева заставили заговорить читающую публику об Ахматовой. Первый сборник, вышедший тиражом в 300 экземпляров, принес ей известность. Как он назывался? («Вечер»). Учитель привлекает внимание учащихся к выставке книг и показывает сборник «Вечер».
Второй сборник «Четки» принес Ахматовой славу. Академик Жирмунский свидетельствует: «Ее вступление в литературу напоминало триумфальное шествие… Она была окружена в эти годы всеобщим поклонением не только как поэт, но и как прекрасная женщина». А семейная жизнь не складывалась, отношения с мужем порой были мучительными. Слишком разными людьми они были и слишком талантливыми.
Учитель читает стихотворение Ахматовой «Это просто, это ясно».
Это просто, это ясно, это всякому понятно.
Ты меня совсем не любишь, не полюбишь никогда.
Для чего же так тянуться мне к чужому человеку,
Для чего же каждый вечер мне молиться за тебя?
Для чего же, бросив друга и кудрявого ребенка,
Бросив город мой любимый и родную сторону,
Черной нищенкой скитаться по столице иноземной?
О, как весело мне думать, что тебя увижу я!
Лирика первых книг Ахматовой носит исключительно любовный характер. Стихи раскрывают женскую душу. В них множество оттенков самых разных человеческих чувств, чаще страданий, горя. Они передаются через бытовую деталь просто, ясно, буднично. Это придавало стихам особую силу и обаяние. Попробуем убедиться в этом сами, послушав стихи из первых сборников.
Литературовед (Ученик) читает стихотворение «Сжала руки под темной вуалью».
Через какие бытовые детали переданы страдания лирической героини? Каков основной мотив стихотворения? Задание классу: выявить общие черты в драме лирических героинь через конкретные детали, за которыми скрываются трагические чувства.
Литературовед (Ученик) читает стихотворение «Песня последней встречи». Краткий анализ (ответы учащихся).
Мы с вами увидели, что именно в Слепневе Анна Ахматова осознала и поэтически оформила свое высокое назначение, выбрала жертвенный и прекрасный путь, который прошла с достоинством, вызывающим неподдельное уважение и любовь. Чем же стало для нее Слепнево? (Читаем на доске высказывание об арке).
Попробуем осознать, достигли ли мы поставленных на уроке целей?
Как сама Ахматова оценила свое творчество в слепневский период? Как вы понимаете слова Ахматовой (обращаемся к эпиграфу) «Я научилась просто, мудро жить»? Научилась ценить простые, обыкновенные вещи в нашей жизни: радоваться каждому прожитому дню, беречь своих близких, дорожить ими, любить свой родной край – вот мудрость жизни по Ахматовой. (Вывод делают учащиеся, учитель обобщает).
Д\з. Прочитать поэму «Реквием». Проанализировать понравившееся стихотворение слепневского периода.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.