Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи»
Цели урока: обобщение и систематизация правил слитного и раздельного написания Не с разными
частями речи; совершенствование орфографических навыков; воспитание интереса к
изучению предмета.
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте!
В начале нашего занятия я хочу обратиться к словам известного русского учёного
Д.С.Лихачёва, который сказал замечательные слова: СЛАЙД 1
(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется
(не)интересно. На земле нет (не)интересных мест, а
есть только
(не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное. Надо
уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д.
Лихачёв)
Как вы думаете, что хотел сказать нам автор этих слов? (ответы детей)
Согласны ли вы с этими словами? (ответы детей)
Что общего у всех слов, написанных со скобками?
Всё верно! А сегодня судьба забросила нас с вами в увлекательное путешествие
по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Итак, уважаемые пассажиры, поезд следует по маршруту «Минск
обучающийся» – станция «Грамотная». Время в пути – 45 минут. Наш поезд не
останавливается на станциях «Неумелая», «Неудачная» и «Недружелюбная».
Сегодня вам предстоит вспомнить все случаи слитного и раздельного написания
Не с разными частями речи и применить свои знания, выполняя задания,
которые помогут вам стать более грамотными.
Как театр начинается с вешалки, так и любое путешествие начинается с багажа,
необходимого в дороге. Сегодня я предлагаю вам взять с собой в дорогу
словарные слова на тему «Путешествие». Итак, давайте запишем их и
проверим, все ли готовы к долгой дороге: СЛАЙД 4
1 Вокзал, вагон, восток, самолёт, издалека, перрон, впечатление, рюкзак, образ,
товарищ, билет, путешествие, пассажир, территория, гармония, пейзаж,
аэропорт, чемодан, громадный, чудесный, сувенир, поезд, маршрут, западный,
природа, шофёр, компас
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте словарные слова! СЛАЙД 5
Итак, все ли готовы к путешествию?
Какие слова вызвали затруднение?
Ну, что же, молодцы! А мы отправляемся в путь. Следующая станция
«Теоретическая»
(СЛАЙД 6)
СЛАЙД 7 станция «Теоретическая»
На этой станции нам предстоит вспомнить все правила слитного и раздельного
написания НЕ с разными частями речи. Поможет вам в этом сводная таблица.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные
и междометия)
Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? (имеют
лексическое значение и синтаксическую роль)
К какому разряду по значению относится частица НЕ (отрицательная)?
Перейдём к правилам слитного и раздельного написания частицы НЕ с
разными частями речи:
Не с существительными
Не с прилагательными
Не с местоимениями
Не с глаголами
Не с деепричастиями
Не с причастиями
Не с наречиями
Не с числительными
дети озвучивают правила
Молодцы! Вы отлично знаете правило! Давайте вернёмся к словам Д.С
Лихачёва и раскроем скобки: работает один учащийся. СЛАЙД 8
2 Замечательно! А мы отправляемся дальше. Следующая станция
«Практическая»
СЛАЙД 10 станция «Практическая»
СЛАЙД 9
На этой станции вам предстоит применить свои знания и выполнить задания
в рабочих листах.
Задание 1. Устно объясните написание слов с НЕ ( по цепочке): СЛАЙД 11
(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не)
прекращавшийся в течение суток дождь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно
(не)исследованные пространства, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные
статьи, роман (не)прочитан, работа (не)завершена, дети (не) мои, (не) каждый день,
(не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить
(не)потоварищески,
вести себя
(не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид,
(не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, бормотать чтото
(не)внятное.
почуять (не)доброе,
(не)ряшливый вид,
Молодцы!
Задание 2. В этом задании вам нужно переставить предложения так, чтобы
получился связный текст. Раскрыть скобки и объяснить написание. (СЛАЙД 12)
Устно!
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается
такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу
друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
Ответ: В, А, Г, Б
Сформулируйте основную мысль текста.
Согласны ли вы со словами автора текста?
Отлично! Продолжаем трудиться!
СЛАЙД 13
3 Задание 3. Спишите текст (либо в рабочих листах), расставьте знаки препинания.
Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки которые никуда (не) впадают.
Проливные дожди которые высыхают (не)долетая до земли. Деревья под которыми нет
тени. Родники вода которых (не)утоляет а разжигает жажду. Даже хорошей погодой
здесь называют (не)солнечную и сухую а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает
тут (не)от дождя а от солнца. Идешь и тень твоя испуганно путается в ногах будто
топчешь большую черную птицу. (Н.Сладков)
Проверка выполнения. По одному предложению.
Задание 4. «Перевёртыши»:
раздельное, а раздельное – на слитное. Можно писать в листах СЛАЙД 14
необходимо заменить слитное написание на
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.
Проверяем по одному предложению. Молодцы! Не сбавляем темп!
Задание 5.
предложениях и их характеристикой: СЛАЙД 15
Установите соответствие между выделенными словами в
Ответы: 1Д, 2Г, 3Е, 4А, 5Б 6В
Отлично, уважаемые пассажиры!
Задание 6. Извлеките из «сундучка» слова с НЕ. СЛАЙД 16
Учащиеся называют слова.
Что их все объединяет?
Задание 7. Буквенный диктант: Слова не пишем, только обозначаем их буквами:
Сслитно, Р раздельно
1. Обнаружен (не)опознанный летающий объект. (слитно)
2. На столе только (не)допитый стакан сока (слитно)
3. У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома (раздельно)
4 4.
(Не)сумев реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед
лицом смерти (раздельно)
5. Ключи до сих пор (не)найдены (раздельно)
6. Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный (слитно)
7. Тишина была (не)зловещей, а какойто мягкой, спокойной (раздельно)
8. Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд
Сперанского (раздельно)
9. Нового слугу хозяйка (не)взлюбила (слитно)
10. (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику (слитно)
11. На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба (раздельно)
12. Черты лица (не) лишены приятности (раздельно)
13. В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно (слитно)
Давайте проверим! СЛАЙД 17
1
с
2
с
3
р
4
р
5
р
6
с
7
р
8
р
9
с
10
с
11
р
12
р
13
с
Замечательно!
Что же, вы отлично поработали! А мы отправляемся дальше.
Следующая станция «Грамотная». СЛАЙД 18
СЛАЙД 19 станция «Грамотная»
На этой станции вам, уважаемые путешественники, предстоит
выполнить итоговый тест по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи», чтобы проверить, пополнился ли ваш багаж
новыми знаниями и умениями. Итак, за работу!
Учащиеся выполняют тест
Готовы? Тогда давайте проверим! СЛАЙД 20
Молодцы! Вы совершили замечательное путешествие, и наш поезд
прибывает на конечную станцию. СЛАЙД 21)
Я надеюсь, что наше путешествие было не только приятным, но и
полезным для вас! Уважаемые пассажиры, можете ли вы описать свои
впечатления от путешествия, используя слова с не? (незабываемо,
неожиданно, невероятно, непередаваемо, необычно, нелегко и др.)
5 Спасибо! А закончить наше путешествие я хочу такими словами:
Не беда, что идти далеко!
Ты не бойся, что путь будет труден.
Никогда не даются легко
Достижения людям!
Счастливого пути!
Рабочий лист
1. Объясните написание слов с НЕ (устно, текст на слайде) по цепочке:
(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не)
прекращавшийся в течение суток дождь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно
(не)исследованные пространства, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные
статьи, роман (не)прочитан, работа (не)завершена, дети (не) мои, (не) каждый день,
(не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить
(не)потоварищески,
вести себя
(не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид,
(не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, бормотать чтото
(не)внятное.
почуять (не)доброе,
(не)ряшливый вид,
2. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте
скобки, объясните написание. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны
ли вы с предложенной формулировкой? (текст на слайде)
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается
такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
6 Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу
друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
3. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Раскройте скобки и укажите, к
какой части речи принадлежит слово с НЕ.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки которые никуда (не) впадают.
Проливные дожди которые высыхают (не)долетая до земли. Деревья под которыми нет
тени. Родники вода которых (не)утоляет а разжигает жажду. Даже хорошей погодой
здесь называют (не)солнечную и сухую а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает
тут (не)от дождя а от солнца. Идешь и тень твоя испуганно путается в ногах будто
топчешь большую черную птицу. (Н.Сладков)
4. «Перевёртыши»: замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на
слитное (на слайде)
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.
5. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их
характеристикой.
1. У Волконской в чертах лица было чтото
(не)русское.
2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.
3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов,
он отправился в путь.
4. В лице родителей Пушкина слилось
потомство одного человека – Петра Петровича
Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее
между собой общения и связей.
5. Брак сей был (не)счастлив.
6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку
от дома.
А. Причастие с зависимыми словами,
пишется раздельно
Б. Краткое прилагательное, пишется
слитно
В. Наречие, без НЕ не
употребляется, пишется слитно
Г. Деепричастие, пишется раздельно
Д. Имя прилагательное с НЕ пишется
слитно, так как можно подобрать
синоним
Е. Входит в состав предлога,
пишется слитно.
7 1
2
3
4
5
6
6. Извлеките из «сундучка» слова с НЕ. Что их объединяет? (на слайде)
В Н Н Е Д О Р А З У М Е Н И Е
Н Е В Е С О М О С Т Ь Я Е Ф Н
Е З Н Н Е Н А В И С Т Ь Д Ш Е
Д А Е Ф Н Е Д О С Т А Т О К Р
О Б Ж Н Е Д О Т Р О Г А Т Ы Я
Ч У Г Ж Т Р Н Е Д О Б О Р З Х
Ё Д Н Е Д У Г Н Е П О Г О Д А
Т К К Ж И Г Л В З Я Р А Г Ю Н
Л А А К Н Н Е Д О У Ч К А В Л
7. Буквенный диктант: Сслитно, Р раздельно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Правописание Не с разными частями речи
Часть речи
Слитно
1. Если без не не употребляется: невежа,
невзгода
Существительное
2. Если можно подобрать синоним без не:
неправда ложь, недруг враг
Раздельно
1. Если есть или подразумевается
противопоставление: не друг, а
враг
2. В вопросительном предложении
при логическом подчеркивании
отрицания: вас сюда устроил отец,
не правда ли?
1. Если без не не употребляется:
небрежный, невзрачный
1. Если есть или подразумевается
противопоставление с союзом а:
2. Если можно подобрать синоним без не:
немаленький большой, немолодойстарый
3. Если есть противопоставление с союзом
не большой, а маленький
2. С относительными и
притяжательными
8 Прилагательное
но: река неглубокая, но холодная
4. Если прилагательное имеет при себе
слова совсем, очень, весьма,
совершенно, крайне,
чрезвычайно, усиливающие степень
качества:
крайне неприятный разговор
прилагательными: небо здесь не
южное, не папин галстук
3. Качественные прилагательные,
обозначающие цвет, вкус: небо не
голубое, не горький шоколад
4.Если есть слова
отнюдь, далеко, вовсе,
усиливающие отрицание: отнюдь
не привлекательная картина
5. С краткими
прилагательными рад, должен,
намерен, склонен, готов,
обязан, нужен, способен,
согласен: я не готов ответить на
твой вопрос.
6. С именами прилагательными в
сравнительной
степени: не хуже весны, не выше
брата
С неопределенными и отрицательными
местоимениями без предлогов: несколько,
1. С другими разрядами
местоимений: в не моем классе, не
Местоимение
некому, нечто
Глагол
1. Если без не не употребляется:
ненавидеть, недоумевать
2. Примечание: глаголы типа
недосмотреть пишутся слитно, так как в
их состав входит единая приставка недо
Деепричастие
Причастие
1. Если без не не употребляется:
ненавидев, недоумевая
2. Примечание: деепричастия,
образованные от глаголов с приставкой
недо пишутся слитно, так же, как и
глаголы: недосмотрев
1. Слово без НЕ не употребляется:
ненавидимый
негодующий
2. С полными причастиями без зависимых
слов и противопоставления:
непрочитанная книга
3. Со словами совершенно, очень,
на нашем этаже
2. Отрицательные местоимения
пишутся с не раздельно, только
если употребляются с
предлогами: не для кого, не для
чего, не к кому, не к чему
Со всеми остальными глаголами:
не знать, не плакать
Со всеми остальными
деепричастиями: не зная, не думая
1. С краткими причастиями:
работа не закончена
2. С полными причастиями при
наличии зависимых слов или
противопоставления:
не прочитанная мною книга
не прочитанная, а лишь
9 крайне, чрезвычайно, совсем (= очень):
совсем непродуманное решение
просмотренная книга
1. Если слово не употребляется
без не: негодующе, неистово,
нелепо
2. Если наречие с не можно заменить
синонимом: пел негромко (тихо)
3. В отрицательных наречиях:
незачем, некуда, негде,
неоткуда.
1. Если есть противопоставление с
союзом а: говорил не громко, а
шёпотом
2. Если к наречию относятся
слова далеко не, отнюдь не,
вовсе не, ничуть не,
нисколько не, никогда не:
вовсе не тяжело, ничуть не
страшно
3. С наречиями в сравнительной
степени:
не хуже, не лучше, не больше
4. С местоименными наречиями и
с наречиями меры и степени:
не туда, не там, не вполне, не
совсем, не здесь, не полностью, не
очень.
5. С обстоятельственными
наречиями: не сегодня, не весной,
не иначе.
Всегда раздельно: не два, не
пятый
Наречие
Числительное
10
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.