Слог и слогоделение в речи детей и взрослых
Оценка 4.9

Слог и слогоделение в речи детей и взрослых

Оценка 4.9
doc
математика
17.02.2020
Слог и слогоделение в речи детей и взрослых
перевозки реф.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Содержание.

   2

Введение.

1.       Понятие слога.

   3

   6  

2.       Теории слога. Проблема слога и слогоделения.

   7

3.   Слог и слогоделение в речи детей и взрослых.

 13

Заключение

 17

Использованная литература.

 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Речь наша представляет собой звуковой поток, на слух непосредственно распадающийся с разных точек зрения на различные отрезки большей или меньшей длины, причем самым мелким отрезком является слог. В центре каждого слога имеется фонема, могущая быть более или менее продленной без всякого ослабления или усиления и называемая слогообразующей, или слоговой фонемой. Ей может предшествовать группа звуков, которые составляют непрерывно усиливающуюся цепь и которые называются неслогообразующими или неслоговыми. За слоговой фонемой может следовать ряд звуков, которые составляют непрерывно ослабляющуюся цепь и которые тоже называются неслоговыми или неслогообразующими.

Во французском, как и в русском, слоговыми являются только гласные.

Особенно важным является вопрос слогоделения. Для того чтобы его хорошо понять, надо иметь в виду, что каждый согласный может иметь три формы:

а) сильноконечную, когда конец согласного сильнее его начала, ср. начальные согласные в сон, ссора, к кому, ра-ззадорить, ра-ссо-риться и т. п.; сильноконечные образуют начало слога;

б) сильноначальную, когда конец согласного слабее его начала, ср. конечные согласные в ус, ум, кит и т. п. (ив русском, и во французском при этом слегка сокращается длительность предшествующего гласного); сильноначальные образуют конец слога;

в) двухвершинную или удвоенную, когда и начало, и конец согласного являются одинаково сильными, середина же его значительно ослаблена; двухвершинные могут находиться только на слогоразделе.

В русском последней формы внутри слов в полном стиле не существует... однако двухвершинные согласные все же встречаются на стыке двух знаменательных слов: дом мой, кот такой, вкус соли и т. п. При очень отчетливом произношении от тона, без сада и т. п. тоже произносятся, первое с удвоенным [т], второе — с удвоенным [с], т. е. от - т о н а, бес-сада; однако при беглом произношение удвоенные [т] и [с] этих предложных сочетаний превращаются в удлиненные сильноконечные [т] и [с]; о-ттона, бе-ссада, как в вышеприведенных ра-ззадорить, ра-ссориться [14].

В артикуляторном отношении слог является той наименьшей единицей, на которую может быть расчленено слово. По степени артикуляторной автономности слог как часть уступает целому — звуковой структуре слова. Он является той наименьшей единицей, в которой реализуются компоненты акцектно-ритмической структуры, т. е. словесного ударения. Граница слога определяется прежде всего соотношением фаз артикуляции сочетаемых звуков. Она проходит в том месте, где арикуляторные связи между звуками наименее тесные. Тем самым слог определяется наиболее тесными артикуляторными связями в последовательности аллофонов фонем [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.     Понятие слога.

 

Слог — это наименьшая произносительная единица. Отрезок речи между паузами представляет собой, с произносительной точки зрения, цепочку следующих один за другим и связанных между собой слогов. Естественного членения на слоги внутри такого отрезка не происходит, в этом отношении слог, следовательно, не отличается от отдельного звука речи.

Несмотря на это, слог как некое единство с гласным в качестве ядра представляет известную реальность для говорящих.

Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений. Во-первых, как бы ни была замедлена речь, как бы ни добивались ее членораздельности, далее чем на слоги она не распадается. Во-вторых, в специальном эксперименте доказано, что в слогах типа сту огубленность, необходимая для произнесения гласного, начинается уже одновременно с началом артикуляции первого согласного. В-третьих, произносительная неделимость слога обнаруживается при некоторых случаях афазии. Даже при самых исключительных случаях распада плавности речи распада слога на отдельные звуки не происходит.

Необходимо иметь в виду, что речь идет о неразложимости слога с произносительной стороны; на слух же слог может быть разложен на отдельные звуки.

 В каждом языке, как правило, встречаются разнообразные типы строения слога, а набор типов в разных языках обычно совпадает, хотя простейшие из них — СГС и особенно СГ — можно, пожалуй, считать в числе универсалий.

 

 

 

 

2.     Теории слога. Проблема слога и слогоделения.

 

В фонетике существует много теорий слога. Господствующими можно считать две из них: экспираторную и сонорную.

Первая, экспираторная, трактующая слог как такое звукосочетание, которое произносится одним выдыхательным толчком, снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Стетсона. По его определению, «слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается или заканчивается согласным».

Наибольшее распространение имеет сейчас так называемая сонорная теория, основывающаяся на акустическом критерии. Согласно этой теории, слог представляет собой сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным. Гласный не является обязательным элементом слога. Для сочетания звуков в один слог необходимо лишь, чтобы они различались по степени звучности. Йесперсен, один из виднейших сторонников этой теории, устанавливает следующую градацию звуков по сонорности:

1)      глухие смычные согласные [р, t, к]

2)      глухие щелевые согласные [f, s, х, ç]

3)      звонкие смычные [b, d, g ]

4)      звонкие щелевые [v, z, х]

5)      носовые [m, n, ŋ]

6)      боковые [1]

7)      дрожащие [r]

8)      гласные верхнего подъема [i, у, и]

9)      гласные среднего подъема [е, Ө, о]

10)    гласные нижнего подъема [а, ס, æ]

Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И.Аванесов[1], стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности [1) гласные, 2) сонорные согласные, 3) шумные согласные], он пишет: «Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного».

Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов в словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить правильные ответы. Расположив,  например, по  степеням звучности звуки слова пятница в полном  стиле (/p'atn'ica/) и в разговорном (/p'atn'ca/),  мы  получим  схемы,  из  которых  видно, что число сонорных   подъемов  соответствует  числу слогов. Такое соответствие  будет  далеко  не  всегда.  Так,  в  русском  слове полочка, произнесенном в разговорном  стиле, второй гласный утрачивается, однако число слогов остается  равным трем, так же как и в полном  стиле [po-1-ckA].  Как видно  из схемы,  число подъемов звучности равно  в таком случае  только двум. Почему мы  в данной случае имеем  все же  три слога, с "точки зрения  сонорной теории объяснить невозможно.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

Томсон полагал, что в одних языках господствуют эспираторные, а в других - сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный. "Градации в силе звуков, - писал он, - дающие акустическое впечатление, или обусловлены различием в полнозвучности, присущей звукам речи самим по  себе (слоги, основанные на полнозвучности), или же производятся произвольным усилием силы звука (динамические слоги). В большинстве языков оба условия соединяются обыкновенно, т.е. большая полнозвучность сопровождается еще усилением звука"[2].

Проблему слогоделения имеет в виду теория слога, впервые выдвинутая Л. Рудэ, А. Абеле и М. Граммоном и наиболее полно развитая Л. В. Щербой.

Эту теорию принято называть теорией мускульного напряжения. В соответствии с ней произносительная неделимость слога обусловлена тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Каждый импульс состоит из трех фаз: усиление напряжения, его максимум и ослабление. Если импульс напряжения распространяется более или менее равномерно на все органы произношения (включая и дыхательные), то в слоге будет наблюдаться и усиление звучности, и увеличение воздушности, и повышение основного тона голоса. Каждый согласный может произноситься либо как сильноконечный (т.е. с постепенным усилением мускульного напряжения), либо как сильноначальный, (т.е. с ослаблением напряжения), либо как двухвершинный (с ослаблением в середине). В первом случае граница идет проходить перед согласным, во втором — после него, в третьем — внутри него[7].

Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса, необходимого для вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина слога, следовательно, сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельного также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Условимся, что знак С – (consonant) – обозначает согласный звук слога, V – (vowel) – гласный, отсюда составляем условную структуру слога.

Слог – это наименьшая произносимая единица. Отрезок речи между паузами представляет собой, с произносительной точки зрения, цепочку следующих один за другим и связанных между собой слогов. Единственного членения на слоги внутри такого отрезка не происходит. В этом отношении слог, следовательно, не отличается от отдельного звука речи. Такие выдающиеся представители физиологически ориентированной экспериментальной фонетики, как Э. Скрипчур и Г. Панкончелли-Кальциа, считали слог фикцией, созданной лингвистами и психологами. "Все попытки, - пишет Панкончелли, - понять и представить слог фонетически были до сих пор бесплодными и останутся таковыми и впредь".

Звук речи вычленяется из речевой цепи только как языковая единица, как форма выражения фонемы. То же самое происходит в языках слогового строя, в которых граница слога всегда совпадает с границей морфемы, поэтому слог может рассматриваться как форма выражения силлабонемы.

В языках же не слогового строя, к которым относится большинство языков мира, слог может представлять две морфемы, а одна морфема может состоять из двух слогов. В таких языках слог и слогоделение не связаны со смыслом. И слог не является поэтому фонологической единицей. Применительно к таким языкам слогоделения, ввиду того, что оно не обусловлено в них языковыми факторами, наталкивается на большие теоретические трудности и остается неясной и спорной в самих своих основаниях.

Несмотря на все сказанное, слог как некое единство с гласным в качестве ядра представляет известную реальность для говорящих. Если на вопрос о том, где происходит граница между слогами таких слов, как точка, пластинка, ответ будет неоднозначным, то для всякого носителя русского языка первое слово является двухслоговым, а второе – трехслоговым.

Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений. Во-первых, как бы ни была замедлена речь, как бы ни добивались ее членораздельности, далее чем на слоги она не распадется. Во-вторых, в специальном эксперименте было показано, что в слогах типа СТV углубленность, необходимая при произнесении гласного, начинается уже одновременно с началом артикуляции первого согласного. В-третьих, произносительная неделимость слога обнаруживается при некоторых случаях афазии, которые характеризуются физиологами как "распад плавности речи". При этом, как пишет А.Р. Лурия, "единицей иннервационного акта становится здесь не фраза или мысль, как это бывает в норме, когда целый смысловой комплекс произносится "на едином дыхании (явление, хорошо известное в экспериментальной фонетике), а изолированное слово, в наиболее грубых же случаях даже слог". Из этой цитаты видно, что даже при самых исключительных случаях распада плавности речи, распада слога на отдельные звуки не происходит.

Необходимо иметь ввиду, что речь идет о неразличимости слога с произносительной стороны: на слух же слог может быть разложен на отдельные звуки. Это имеет место не только при фонемном анализе, который мы производим при восприятии знакомого языка. Даже при восприятии совершенно незнакомого языка мы, хотя и воспринимаем слог как слитное произношение звуков, все же отдаем себе отчет в том, что это некое сочетание звуков, а не одна какая-то единица. Само собой разумеется, что, не зная языка, мы не можем определить фонемный состав слога, а может быть. Даже и его звуковой состав, но разложимость слога на слух все же очевидна.

Речь шла до сих пор о слоге как о сочетании звуков не потому, что это единственный вид слога, а лишь потону, что это наиболее распространенный тип. В современных языках фонематического строя слог может быть представлен и отдельным звуком, может состоять и из одних согласных. Последний тип имеется в некоторых славянских языках (например, в сербскохорватском, в чешском). Так, двухслоговой является фамилия известного чешского лингвиста Trnka:

вершину первого слога в ней образует сонорный согласный /r/. В разных языках слог может иметь разное строение, т.е. количество и расположение согласных относительно гласного. Ввиду сложности вопроса слогоделения строение слога обычно определяют по односложным словам. Принято различать открытые слоги, заканчивающиеся гласным, и закрытые, заканчивающиеся согласным, причем количество согласных может быть разным. По началу различают неприкрытые слоги, начинающиеся с гласного, и прикрытые, начинающиеся с одного или нескольких согласных. Из данного определения вытекает, что слог, состоящий из одного гласного, является одновременно и открытым и неприкрытым.

В каждом языке, как правило, встречаются разнообразные типы строения слога, а набор типов в разных языках обычно не совпадает, хотя простейшие из них - СГС и особенно СГ - можно, пожалуй, считать в числе универсалий.

Эксперименты, проведенные в Лаборатории физиологии речи под руководством Л.А.Чистович [13], показали, что в особых условиях испытуемые разлагают слоги типа ССГ на СГ + СГ; например: СТО - СЪ + ТО. На основании полученных данных авторы делают следующий вывод:

"Это заставляет считать, что основными элементами речи являются простейшие артикуляторные комплексы типа СГ, а более сложные сочетания типа ССГ, СССГ представляют собой не что иное, как группы этих простых комплексов, организованные таким образом, что следующий комплекс начинается раньше, чем успевает закончиться предыдущий".

Практически членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

 

3. Слог и слогоделение в речи детей и взрослых.

 

Слоговые структуры и, следовательно, границы могут принимать различный вид в зависимости от степени интерференции слога с единицами знаковых уровней, а последняя, в свою очередь, связана со степенью овладения языком вообще и сознательного овладения (в процессе обучения) в частности.

На эти мысли наводит предпринятое Касевичем В.Б.  сравнительное изучение интуитивного слогоделения детьми разных возрастных групп, с одной стороны, и взрослыми — с другой. В этих экспериментах участвовали дети-дошкольники возраста 4,6 — 6,6 и взрослые от 16 до 60 лет. Е. Н. Винарская, Н. И. Лепская и Г. М. Богомазов [6] распространили эти опыты на дополнительные возрастные группы детей: 2,0 — 3,1, 3,5 — 4,0, 6,0 — 7,0, 7,0 — 8,0 и 9,0 — 10,0.

Перед началом опытов испытуемым предлагались образцы слогоделения, которые давались таким образом, чтобы избежать обучающего эффекта по формированию какого-то одного типа слогоделения: предлагались обе возможные модели деления на слоги, а именно лисицали‑си‑ца, почтапоч‑та, мукаму‑ка, точкато‑чка.

В экспериментах была обнаружена следующая картина. Дети в возрасте до 3,5 лет, как правило, вообще не в состоянии осуществить разбиение слова на слоги, хотя, по некоторым данным, они способны «ощущать» слоговую дискретность слова [6]. В следующей возрастной группе, 3,5 — 4,0, деление на слоги осуществляется более или менее успешно, хотя часть слова (особенно заударная) может оставаться нерасчлененной. Существеннейшей особенностью типа слогоделения для этой группы является выделение открытых слогов как единственно возможный способ слогоделения.

Для следующей возрастной группы, 4,6 — 5,6, характерна равновероятность открытого и закрытого типов слогоделения. В опытах получено 500 ответов на материале указанной возрастной группы, из них делению на открытые и закрытые слоги соответствует по 50 % (учитываются только те случаи, где есть принципиальная возможность выбора между двумя типами слогоделения). Равновероятность открытого и закрытого типов слогоделения видна также из повторения слов одним и тем же испытуемым, когда в одном случае дается открытый вариант слога, в другом — закрытый, например, ко‑шы‑чка и ко‑шыч‑ка (кошечка).

Несмотря на равновероятность обоих типов слогоделения, открытый слог для испытуемых данной возрастной группы играет более заметную роль в слогоделении по сравнению с ситуацией в речи взрослых носителей языка. Это следует из таких ответов, как ку‑ртка, па‑ла‑те‑нца (полотенце), ма‑йка. Для взрослых испытуемых такое слогоделение практически исключено. Может быть, особенно показателен последний пример (ма‑йка): по данным Л. В. Бондарко и Л. П. Павловой [3], й отличается от всех согласных русского языка именно тем, что обнаруживает тесную фонетическую связь с предыдущим гласным, однако, как мы видим, даже й отрывается от предшествующего гласного, давая возможность осуществить слогоделение по открытому типу.

У детей постарше, начиная с 7–8 лет, способ деления на открытые слоги постепенно вытесняется слогоделением по закрытому типу. Для взрослых носителей языка характерно уже абсолютное преобладание закрытых слогов: на материале более 1000 ответов мы обнаружили выбор закрытого слога в 90 % случаев.

Как уже предварительно говорилось выше, мы склонны объяснять полученные результаты интерференцией слога и морфемы, прежде всего корня [8].

Открытый слог можно считать данным изначально в силу некоторых врожденных стратегий, которые заставляют осваивающего язык ребенка выделять из слова взрослого окружения один открытый слог — начальный или ударный, заменяя им все слово, например, па вместо полотенце или ко вместо молоко. Ориентация на такие слоги, как можно думать, обусловлена их акустической и артикуляторной простотой; к тому же начальный слог, как известно, характеризуется максимальной интенсивностью, а ударный обычно максимальной длительностью. Это устанавливающееся на самых начальных стадиях усвоения языка умение оперировать открытыми слогами позволяет вычленить такие слоги из слов собственной и чужой речи и тогда, когда слог более не заменяет собой слово. Слог становится элементом, который легко выделяется в составе других единиц. Поэтому с собственно фонологической точки зрения именно открытый слог следует считать основным слоговым типом, что и объясняет все те многочисленные экспериментальные результаты, говорящие о релевантности открытого слога, о которых сообщалось выше. Открытый слог — базовая единица постулированного выше глубинно-слогового уровня.

С освоением языка, с расширением словаря ребенок предшкольного и начального школьного возраста должен «работать» уже и со сложными морфологическими отношениями, парадигматическими и синтагматическими. Для этого необходимо умение оперировать такой единицей, как морфема, необходима способность владеть («стихийным» и обычно неосознаваемым) членением на морфемы. Два способа членения — на слоги и на морфемы — вступают в конкурирующие отношения, и морфемоделение, как функционально более важное, ближе стоящее к смысловому представлению высказывания и, отсюда, в потенции легче осознаваемое [8], естественно, налагает свой отпечаток на слогоделение. Решающим оказывается то обстоятельство, что наиболее важный тип морфем — это корни, а в русском языке абсолютное большинство корней — закрытые однослоги [14]. Абсолютное преобладание указанного звукового облика корня приводит к тому, что носитель языка закономерности, присущие корню, стихийно переносит на слог, выделяя закрытый слог в качестве основной слоговой структуры.

Процессу интерференции слого- и морфемоделения в сильнейшей степени способствует школьное обучение, направленное на сознательное вычленение морфем. Во втором-третьем классах, когда дети особенно активно занимаются анализом и уяснением морфологической структуры слова, морфемоделение даже подавляет слогоделение: как показывают материалы Е. Н. Винарской и ее соавторов, испытуемые, невзирая на предлагаемые им образцы слогоделения, отвечают словами, расчленен­ными на морфемы, не совпадающими со слогами [6]. В дальнейшем эта «экстремистская» стратегия, вызванная тем, что сознание школьников фокусируется учебной программой на морфемоделе­нии, перестает действовать. Однако она существенно влияет на формиро­вание ситуации, при которой для взрослого носителя языка основным слоговым типом, как было сказано выше, становится закрытый слог.

Таким образом, хотя у взрослого носителя языка абсолютно преобладает деление на закрытые слоги, это не есть собственно фонологическое явление — это результат интерференции слога и морфемы. При «снятии» интерференции основным слоговым типом оказывается слог CV. С собственно фонологической точки зрения любое высказывание может быть представлено как цепочка слогов CV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В артикуляторном отношении слог является той наименьшей единицей, на которую может быть расчленено слово. По степени артикуляторной автономности слог как часть уступает целому — звуковой структуре слова.

В каждом языке, как правило, встречаются разнообразные типы строения слога, а набор типов в разных языках обычно совпадает, хотя простейшие из них — СГС и особенно СГ — можно, пожалуй, считать в числе универсалий.

В фонетике существует много теорий слога. Господствующими можно считать две из них: экспираторную и сонорную.

Наибольшее распространение имеет сейчас так называемая сонорная теория, основывающаяся на акустическом критерии.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

Проблему слогоделения имеет в виду теория слога, впервые выдвинутая Л. Рудэ, А. Абеле и М. Граммоном и наиболее полно развитая Л. В. Щербой.

Эту теорию принято называть теорией мускульного напряжения. В соответствии с ней произносительная неделимость слога обусловлена тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Каждый импульс состоит из трех фаз: усиление напряжения, его максимум и ослабление.

Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка.

Практически членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слоговые структуры и, следовательно, границы могут принимать различный вид в зависимости от степени интерференции слога с единицами знаковых уровней, а последняя, в свою очередь, связана со степенью овладения языком вообще и сознательного овладения (в процессе обучения) в частности.

Дети в возрасте до 3,5 лет вообще не в состоянии осуществить разбиение слова на слоги, в возрастной группе, 3,5 — 4,0, деление на слоги осуществляется более или менее успешно, хотя часть слова (особенно заударная) может оставаться нерасчлененной. Существеннейшей особенностью типа слогоделения для этой группы является выделение открытых слогов как единственно возможный способ слогоделения. Для возрастной группы, 4,6 — 5,6, характерна равновероятность открытого и закрытого типов слогоделения. У детей постарше, начиная с 7–8 лет, способ деления на открытые слоги постепенно вытесняется слогоделением по закрытому типу. Для взрослых носителей языка характерно уже абсолютное преобладание закрытых слогов.

Процессу интерференции слого- и морфемоделения в сильнейшей степени способствует школьное обучение, направленное на сознательное вычленение морфем. Оно существенно влияет на формиро­вание ситуации, при которой для взрослого носителя языка основным слоговым типом, как было сказано выше, становится закрытый слог.

Таким образом, хотя у взрослого носителя языка абсолютно преобладает деление на закрытые слоги, это не есть собственно фонологическое явление — это результат интерференции слога и морфемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.                 Аванесов Р. И. Кратчайшая звуковая единица в составе слова и морфемы. — Вопросы грамматического строя. М., 1955.

2.                 Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 83.

3.                 Бондарко Л. В., Павлова Л. П. О фонетических критериях при определении места слоговой границы. — «Русский язык за рубежом». 1967, № 4.

4. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976.

5. Винарская Е. Н., Касевич В. Б. Слоги и фонемы в речевой и речемыслительной деятельности. — «Физиология человека». 1977, т. 3, № 1.

6. Винарская Е. Н., Лепская Н. И., Богомазов Г. М. Правила слогоделения и слоговые модели (на материале детской речи). — Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М., 1977.

7. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 219.

8. Касевич В. Б. Интерференция фонологии, морфонологии, орфографии в речевой деятельности. — Звуковой строй языка. М., 1979.

9. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Л., 1991.

10. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987.

11. Торсуев Г. Л. Строение слога и аллофоны  в английском языке. М., 1975. С. 4, 5.

12. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

13. Чистович Л. А., Бондарко Л. В. Об управлении артикуляционными органами в процессе речи. — Исследования по структурной типологии. М., 1963.

14. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.

15. Щерба Л.  В. Фонетика французского языка М., 1963. С. 78.

 

   

   


Слог и слогоделение в речи детей и взрослых

Слог и слогоделение в речи детей и взрослых

Содержание. Содержание

Содержание. Содержание

Введение Речь наша представляет собой звуковой поток, на слух непосредственно распадающийся с разных точек зрения на различные отрезки большей или меньшей длины, причем самым мелким…

Введение Речь наша представляет собой звуковой поток, на слух непосредственно распадающийся с разных точек зрения на различные отрезки большей или меньшей длины, причем самым мелким…

При очень отчетливом произношении от тона, без сада и т

При очень отчетливом произношении от тона, без сада и т

Понятие слога. Слог — это наименьшая произносительная единица

Понятие слога. Слог — это наименьшая произносительная единица

Понятие слога. Слог — это наименьшая произносительная единица

Понятие слога. Слог — это наименьшая произносительная единица

Теории слога. Проблема слога и слогоделения

Теории слога. Проблема слога и слогоделения

Различая для русского языка три градации звучности [1) гласные, 2) сонорные согласные, 3) шумные согласные], он пишет: «Основной закон слогораздела в русском языке заключается в…

Различая для русского языка три градации звучности [1) гласные, 2) сонорные согласные, 3) шумные согласные], он пишет: «Основной закон слогораздела в русском языке заключается в…

Проблему слогоделения имеет в виду теория слога, впервые выдвинутая

Проблему слогоделения имеет в виду теория слога, впервые выдвинутая

Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге

Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге

Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений

Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений

Последний тип имеется в некоторых славянских языках (например, в сербскохорватском, в чешском)

Последний тип имеется в некоторых славянских языках (например, в сербскохорватском, в чешском)

Слог и слогоделение в речи детей и взрослых

Слог и слогоделение в речи детей и взрослых

Равновероятность открытого и закрытого типов слогоделения видна также из повторения слов одним и тем же испытуемым, когда в одном случае дается открытый вариант слога, в…

Равновероятность открытого и закрытого типов слогоделения видна также из повторения слов одним и тем же испытуемым, когда в одном случае дается открытый вариант слога, в…

Ориентация на такие слоги, как можно думать, обусловлена их акустической и артикуляторной простотой; к тому же начальный слог, как известно, характеризуется максимальной интенсивностью, а ударный…

Ориентация на такие слоги, как можно думать, обусловлена их акустической и артикуляторной простотой; к тому же начальный слог, как известно, характеризуется максимальной интенсивностью, а ударный…

Процессу интерференции слого- и морфемоделения в сильнейшей степени способствует школьное обучение, направленное на сознательное вычленение морфем

Процессу интерференции слого- и морфемоделения в сильнейшей степени способствует школьное обучение, направленное на сознательное вычленение морфем

Заключение. В артикуляторном отношении слог является той наименьшей единицей, на которую может быть расчленено слово

Заключение. В артикуляторном отношении слог является той наименьшей единицей, на которую может быть расчленено слово

Дети в возрасте до 3 , 5 лет вообще не в состоянии осуществить разбиение слова на слоги, в возрастной группе, 3 , 5 — 4…

Дети в возрасте до 3 , 5 лет вообще не в состоянии осуществить разбиение слова на слоги, в возрастной группе, 3 , 5 — 4…

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020