Работа в Рабочей тетради.
а) Проверка тестовых заданий №6, 7, тема 4 в Рабочей тетради.
– Почему оказалось лишним выбранное в задании №6 слово (вафля)?
– Какое слово «лишнее» в задании №7? (Друг.) Почему?
б) Упр. 34 («Дидактический материал»).
– Прочитайте слова, к которым вы задали вопрос: кто?
– Прочитайте слова, к которым задали вопрос: что?
– Что нужно, чтобы правильно задать вопрос? (Понимать, что называет слово.)
– Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос: кто? (Это названия людей и животных.)
– Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос: что? (Это названия предметов.)
Русский язык
СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ
НА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО?
Урок 31 (26).
Тема: Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Цель:
– развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушёвленные
предметы, находить ошибки в группировках;
– развитие умений разграничивать омонимичные названия типа Пушок и пушок и правильно писать имена собственные
(имена, фамилии людей, клички животных, названия городов).
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
© ООО «Баласс», 2012
1– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
Работа в Рабочей тетради.
а) Проверка тестовых заданий №6, 7, тема 4 в Рабочей тетради.
– Почему оказалось лишним выбранное в задании №6 слово (вафля)?
– Какое слово «лишнее» в задании №7? (Друг.) Почему?
б) Упр. 34 («Дидактический материал»).
– Прочитайте слова, к которым вы задали вопрос: кто?
– Прочитайте слова, к которым задали вопрос: что?
– Что нужно, чтобы правильно задать вопрос? (Понимать, что называет
слово.)
– Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос: кто? (Это названия
людей и животных.)
– Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос: что? (Это названия
предметов.)
1 3 1
Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос «кто?», и словами,
отвечающими на вопрос «что?».
– У меня в руке фотографии. Я буду показывать вам, а вы называть то, что
увидите.
Слова записываются на доске. Можно показать фотографии поэтов и
писателей, учеников класса, городов.
Москва, Пушкин, Щеглова, Рязань, Ирина, Найда, Египет
– Что общего вы заметили у этих слов? (Пишутся с большой буквы.)
– А какие вопросы вы зададите к ним? Почему?
– Уточните, к каким словам можно задать вопрос: кто? (На вопрос: кто?
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё предполо
жение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
© ООО «Баласс», 2012
2(определения).
отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей; клички
животных.) А к каким вопрос: что? (На вопрос: что? отвечают слова –
названия стран, городов.)
– Сформулируйте тему урока. (Слова, отвечающие на вопросы: «кто?» и
«что?», которые пишутся с большой буквы.)
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Слова, которые называют одушевлённые предметы.
2. Слова, которые называют неодушевлённые предметы.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
– Прочитайте предложение, написанное на доске.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– О какой красоте Москвы вы бы могли рассказать?
– Запишите пословицу.
– Запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.
Москва, москвич, москвичка, московский.
– На какие вопросы отвечают 2е и 3е слова? А первое? Почему?
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие
умений –
1 3 3 1 4
1. Работа по учебнику.
Упр. 50 – развивается умение группировать слова, отвечающие на
© ООО «Баласс», 2012
3применение
знания.
кто? (Они называют живые,
вопросы: кто? или что?, включающие собственные наименования.
– Какие слова отвечают на вопрос:
одушевлённые предметы.)
– Какие слова отвечают на вопрос: что? (Они называют неживые,
неодушевлённые предметы.)
2. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение заданий №1, 2, тема 4. После выбора варианта ответа
необходимо уточнить:
– Как рассуждали, задавая вопрос? (Определяли, что обозначает слово.)
– Почему слово Зорька написано с большой буквы? (Кличка животного.)
– Почему слова Дед Мороз написаны с большой буквы? (Это сказочный
герой, его имя.)
– Что такое капкан? (Ловушка для зверей.)
– Кто не допустил ошибки при выполнении этих заданий? Молодцы! Вы
близки к достижению цели, поставленной на уроке.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить, правильно выбрать вариант ответа?
– Ты выбрал всё правильно?
– Ты выбрал всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил
свою работу.
3. «Найди ошибки».
Упр. 51 – развивается умение задавать вопросы к названиям имён,
фамилий, городов, разграничивать значения слов, сходных в звучании
(Пушок и пушок), и исправлять ошибки в группировках слов по вопросам.
Выполняется самостоятельно. При проверке вспомнить и повторить
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
4VΙ . Итог урока.
названия: одушевлённые и неодушевлённые предметы.
– Как можно одним словом назвать слова, записанные в столбик с
вопросом: кто? (Одушевлённые.)
– А слова, записанные во 2й столбик? (Неодушевлённые.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Назовите ключевые слова урока. (Одушевлённые, неодушевлённые.)
– Уточните тему урока с опорой на новые ключевые слова (Одушевлённые
и неодушевлённые предметы.)
– На какие вопросы они отвечают? (Одушевлённые – кто?
неодушевлённые – что?)
– Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание №3, тема 4 в Рабочей тетради.
2. Упр. 35 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
© ООО «Баласс», 2012
5– Ставить к словам вопросы кто? или что?
– Классифицировать слова по вопросу.
© ООО «Баласс», 2012
6