– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
1. – Послушайте стихотворение А. Тетивкина.
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
– Какие слова помогают почувствовать переживания ученика?
– Где мы с ними встречаемся?
– Вспомните, что вы узнали о них на уроках, читая «Букварь».
В «Букваре» была сказка про ослика и медвежонка, которые видели одно и то же, а говорили и чувствовали по-разному.
– Что бы они сказали о том времени, когда кончается перемена и начинается урок? (Медвежонок: «Ах, закончилась перемена!» Ослик: «Ох, начинается урок!»)
2. – Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник.
– Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)
– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)
– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)
1 3 1
– На основе стихотворения и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Какие слова выражают чувства?
2. Что обозначают слова, которые выражают чувства?
3. Составление предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Русский язык
СЛОВА,
К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС
Урок 58 (46).
Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Цель:
– развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2012
11. – Послушайте стихотворение А. Тетивкина.
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
– Какие слова помогают почувствовать переживания ученика?
– Где мы с ними встречаемся?
– Вспомните, что вы узнали о них на уроках, читая «Букварь».
В «Букваре» была сказка про ослика и медвежонка, которые видели одно и
то же, а говорили и чувствовали поразному.
– Что бы они сказали о том времени, когда кончается перемена и
начинается урок? (Медвежонок: «Ах, закончилась перемена!» Ослик: «Ох,
начинается урок!»)
2. – Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и
Вова Колесников увидели подснежник.
– Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!»
Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)
– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова –
равнодушно, с пренебрежением.)
– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой
красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)
© ООО «Баласс», 2012
2II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 1
– На основе стихотворения и кадра киноплёнки сформулируйте тему
урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают
чувства.)
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Какие слова выражают чувства?
2. Что обозначают слова, которые выражают чувства?
3. Составление предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
1 2 3 2 1 4
Работа в учебнике.
Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства,
но не называющие их, и определять характер чувства, а также
интонировать предложения, в которых есть такие слова.
Чувства, которые выражены в словах:
ах! – радость, удовольствие;
ох – неудовольствие;
ух – страх, испуг.
Дополнительное задание: составьте схемы предложений. Обратите
внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2012
3Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
предложений. (| Ах, ________ ________!)
Можно сказать детям, что слова, которые выражают различные
чувства, называются междометиями.
Упр. 104 – развивается умение составлять предложения по схемам со
словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа
по схемам.
– Из скольких слов состоит предложение?
– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный
знак.)
– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)
– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в
предложениях? (Ой – страх, ах – восторг, хаха – насмешка, злорадство,
ох – усталость, недовольство, эх – радость, ух – восхищение, удивление.)
Однодва предложения можно разобрать коллективно, дальше
работают в парах.
После проговаривания предложения записывают, затем пары читают
свои варианты остальному классу.
Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова
делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось составить предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
© ООО «Баласс», 2012
4– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
Сделайте вывод:
– Для чего нужны в речи особые слова ай, ой, ах, ох, ух и др.? (Чтобы
выразить чувства.)
– Произнесите молодцы с разной интонацией, используя эти особые
слова. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 88 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.
– Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.
© ООО «Баласс», 2012
5