Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Словарная работа. Знакомство со словом скоро. а) – Объясните значение этого слова, подобрав другое, близкое по смыслу. (В ближайшее время, вот-вот.) б) – Поставьте к слову вопрос. Вспомните, что мы узнали о таких словах из «Букваря». в) – Запишите слово. Выполните его звуко-буквенный анализ. Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова. г) – Составьте предложения со словом скоро. Комментированная запись лучшего предложения. Работа над словом скоро в «Орфографической тетради» на с. 40.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur110.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ Урок 110 (84). Тема: Слова, в которых пишется и не пишется буква ь. Цель: развитие умений писать слова с орфограммой­буквой ь для обозначения мягкости согласных, а также различать по смыслу слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   3  Словарная работа. Знакомство со словом скоро. а)   –   Объясните   значение   этого   слова,   подобрав   другое,   близкое   по смыслу. (В ближайшее время, вот­вот.) б) – Поставьте к слову вопрос. Вспомните, что мы узнали о таких словах © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 1II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   из «Букваря». в) – Запишите слово. Выполните его звуко­буквенный анализ.  Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого  слова. г) – Составьте предложения со словом скоро. Комментированная запись лучшего предложения. Работа над словом скоро в «Орфографической тетради» на с. 40. 1  3  3 Диктант «Плюс – минус». – Послушайте задание в стихах. «Плюс» поставь, когда в словах Ты напишешь мягкий знак. Если в слове его нет, «Минус» напиши в ответ. – А теперь выполните его. День, динь, сон, тень, Сыр, сок, лось, лень, Нос, нёс, рыть, ныть, Кон, конь, шум, шить. Ученики   выполняют   работу   самостоятельно,   проверка   будет проходить с помощью слайда, на котором представлен правильный вариант расстановки + и – . Ответ: + + – + – – + + 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 2– – + + – + – + Учитель   просит   поднять   руки   тех   учеников,   кто   без   ошибок выполнил задание. Затем учитель читает стихотворение ещё раз. –  Назовите два слова, у которых наличие или отсутствие  ь  приводит к появлению разных значений у слов. (Кон, конь.) – Что такое кон? А конь? –  Сформулируйте тему урока на основе записи «+» и «–». (Слова, в которых пишется и не пишется ь.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  1  3  4  3  1     Работа по учебнику. Упр.   192  –   развивается   умение   определять   мягкость   и   твёрдость согласных в зависимости от смысла слов в предложении и писать, где необходимо, букву ь. Совместно составляется алгоритм работы над упражнением. а) – Прочитайте предложение и определите, какой согласный  произносится в слове перед пропуском буквы. Что вам помогло  определить характер звука? (Смысл, значение слова.) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. © ООО «Баласс», 2012 3б) – Определите, в каком случае надо писать ь в слове. в) – Запишите предложения, обозначьте орфограмму­букву ь для  обозначения мягкости. г) – Назовите пары слов, которые отличаются только одним звуком. В  чём ещё их отличие? (Отличаются значением.) Упр. 193 – развивается умение выбирать написание с буквой ь или без ь в однокоренных словах. – Что объединяет слова в каждой строке? (Это однокоренные слова.) – Почему в одних из них пишется, а в других не пишется буква ь? (В одних словах  ь  обозначает мягкость согласных, в других мягкость согласных обозначают буквы гласных [е], [и] либо согласный становится твёрдым – тетрадка, тетрадный.) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. VΙ . Итог урока. –  Приведите   примеры   слов,   различающихся   только   наличием   или отсутствием ь в конце или в середине слова. (Полка/полька, был/быль, © ООО «Баласс», 2012 4удар/ударь и др.) – В чём проявляется это отличие? (В значении слов.)    4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 174 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также