Словарная работа.
Знакомство со словом скоро.
а) – Объясните значение этого слова, подобрав другое, близкое по смыслу. (В ближайшее время, вот-вот.)
б) – Поставьте к слову вопрос. Вспомните, что мы узнали о таких словах из «Букваря».
в) – Запишите слово. Выполните его звуко-буквенный анализ. Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова.
г) – Составьте предложения со словом скоро.
Комментированная запись лучшего предложения.
Работа над словом скоро в «Орфографической тетради» на с. 40.
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 110 (84).
Тема: Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.
Цель: развитие умений писать слова с орфограммойбуквой ь для обозначения мягкости согласных, а также различать по
смыслу слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Словарная работа.
Знакомство со словом скоро.
а) – Объясните значение этого слова, подобрав другое, близкое по
смыслу. (В ближайшее время, вотвот.)
б) – Поставьте к слову вопрос. Вспомните, что мы узнали о таких словах
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
1II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
из «Букваря».
в) – Запишите слово. Выполните его звукобуквенный анализ.
Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого
слова.
г) – Составьте предложения со словом скоро.
Комментированная запись лучшего предложения.
Работа над словом скоро в «Орфографической тетради» на с. 40.
1 3 3
Диктант «Плюс – минус».
– Послушайте задание в стихах.
«Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
– А теперь выполните его.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Ученики выполняют работу самостоятельно, проверка будет
проходить с помощью слайда, на котором представлен правильный
вариант расстановки + и – .
Ответ: + + – +
– – + +
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2– – + +
– + – +
Учитель просит поднять руки тех учеников, кто без ошибок
выполнил задание.
Затем учитель читает стихотворение ещё раз.
– Назовите два слова, у которых наличие или отсутствие ь приводит к
появлению разных значений у слов. (Кон, конь.)
– Что такое кон? А конь?
– Сформулируйте тему урока на основе записи «+» и «–». (Слова, в
которых пишется и не пишется ь.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 4 3 1
Работа по учебнику.
Упр. 192 – развивается умение определять мягкость и твёрдость
согласных в зависимости от смысла слов в предложении и писать,
где необходимо, букву ь.
Совместно составляется алгоритм работы над упражнением.
а) – Прочитайте предложение и определите, какой согласный
произносится в слове перед пропуском буквы. Что вам помогло
определить характер звука? (Смысл, значение слова.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
© ООО «Баласс», 2012
3б) – Определите, в каком случае надо писать ь в слове.
в) – Запишите предложения, обозначьте орфограммубукву ь для
обозначения мягкости.
г) – Назовите пары слов, которые отличаются только одним звуком. В
чём ещё их отличие? (Отличаются значением.)
Упр. 193 – развивается умение выбирать написание с буквой ь или без
ь в однокоренных словах.
– Что объединяет слова в каждой строке? (Это однокоренные слова.)
– Почему в одних из них пишется, а в других не пишется буква ь?
(В одних словах ь обозначает мягкость согласных, в других мягкость
согласных обозначают буквы гласных [е], [и] либо согласный становится
твёрдым – тетрадка, тетрадный.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
VΙ . Итог урока.
– Приведите примеры слов, различающихся только наличием или
отсутствием ь в конце или в середине слова. (Полка/полька, был/быль,
© ООО «Баласс», 2012
4удар/ударь и др.)
– В чём проявляется это отличие? (В значении слов.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 174 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
© ООО «Баласс», 2012
5