Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта»
Словарь терминов
по элективному курсу «Проектно – исследовательская деятельность»
Касимов, 2022
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных
дисциплин
Протокол № ________________
Председатель______/Поликша Т.В./
Согласовано:
Методист_________/Коробова И.В.
Составитель:
Поликша Т.В., преподаватель ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта», 2022. – 7 с.
Терминологический словарь по элективному курсу «Проектно-исследовательская деятельность» является словарем-справочником терминов, используемых при изучении данного предмета для студентов 1 курса всех специальностей.
Основная цель данного словаря - описать термин и как минимальную составляющую научного знания, и как слово или словосочетание научного текста при работе над проектом. Словарь терминов содержит основные понятия, используемые при изучении элективногно курса «Проектно-исследовательская деятельность». В ходе составления словаря отобраны те термины, которые чаще всего используются в проектной деятельности и представляют ключевые понятия этой науки.
Рекомендуется преподавателям и студентам, при изучении основных понятий, а также при выполнении практических занятий.
Данная методическая разработка рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по общеобразовательным дисциплинам и рекомендована к применению.
Словарь терминов
Актуальность – оределяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.
Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Заказчик проекта – лицо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.
Защита проекта – форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
Индивидуальный проект- проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы; работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна.
Координация проекта – способ управления работой над проектом; может быть открытой (явной) или скрытой.
Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Методы исследования – основные способы проведения исследования.
Монопроект - проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).
Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Оппонент – на защите проекта человек, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.
Портфолио (папка) проекта – подборка рабочих материалов проекта.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.
Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
Продукт проектной деятельности – разработанное реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Проект:
1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
2) Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
3) Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проектирование:
1) Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Результаты проекта:
1) выход проекта;
2) портфолио проекта;
3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер обучающегося, формировании у него определённых общих компетенций и др.
Реферат – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
Рецензент – на защите проекта преподаватель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность индивидуального исполнителя.
Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.
Социальный проект - проект, ориентированный на решение той или иной реальной социальной проблемы.
Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Телекоммуникационный проект (учебный) - групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руководством преподавателя и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).
Этапы проекта – основные периоды работы над темой проекта.
Литература
Основные источники:
1. Е.В. Бережнова, Основы учебно-исследовательской деятельности: пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., Издательский центр «Академия», 2018.
Дополнительные источники:
1. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2017. - № 2. – С. 15-18
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Интернет-ресурсы:
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Учебно-исследовательская работа студента: Учебное пособие. Автор/создатель: Дударева В.И., Панюкова Т.А. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/583/63583/33774?p_page=8
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.