Словарь терминов по элективному курсу "Проектно-исследовательская деятельность"
Оценка 5

Словарь терминов по элективному курсу "Проектно-исследовательская деятельность"

Оценка 5
docx
22.06.2023
Словарь терминов по элективному курсу "Проектно-исследовательская деятельность"
11111 словарь.docx

Министерство образования и молодежной политики Рязанской области

ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь  терминов

по элективному курсу «Проектно – исследовательская деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Касимов, 2022

                                                          

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных

дисциплин                                                                                                                              

Протокол №  ________________

Председатель______/Поликша Т.В./

 

Согласовано:

Методист_________/Коробова И.В.

 

 

Составитель:

Поликша Т.В., преподаватель ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта», 2022. – 7 с.

 

         Терминологический словарь  по элективному курсу «Проектно-исследовательская деятельность» является словарем-справочником терминов, используемых при изучении данного предмета для студентов 1 курса всех специальностей.

         Основная цель данного  словаря   - описать термин и как минимальную составляющую научного знания, и как слово или словосочетание научного текста при работе над проектом. Словарь терминов  содержит основные понятия, используемые при изучении элективногно курса «Проектно-исследовательская деятельность». В ходе составления словаря отобраны те термины, которые чаще всего используются в проектной деятельности и представляют ключевые понятия этой науки.

         Рекомендуется преподавателям  и студентам, при изучении основных понятий, а также при  выполнении практических занятий.

Данная методическая разработка рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по общеобразовательным дисциплинам  и рекомендована к применению.

 

 

 

 

 

 

 Словарь терминов

 

Актуальность – оределяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Заказчик проекта – лицо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.

Защита проекта – форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

Индивидуальный проект- проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы;  работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя  проекта в ряде случаев недостаточна.

Координация проекта – способ управления работой над проектом; может быть открытой (явной) или скрытой.

Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Методы исследования – основные способы проведения исследования.

Монопроект - проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).

Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Оппонент – на защите проекта человек, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.

Портфолио (папка) проекта – подборка рабочих материалов проекта.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Продукт проектной деятельности – разработанное реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект:

1)  Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.

2)  Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

3) Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проектирование:

1)  Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка  проекта и технологии; защита проекта.

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Результаты проекта:

1) выход проекта;

2) портфолио проекта;

3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер  обучающегося, формировании у него определённых общих компетенций и др.

Реферат – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

Рецензент – на защите проекта преподаватель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.

Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность индивидуального исполнителя.

Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ  проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Социальный проект - проект, ориентированный на решение той или иной реальной социальной проблемы.

Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Телекоммуникационный проект (учебный) - групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руководством преподавателя и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

Этапы проекта – основные периоды работы над темой проекта.

 

 

 Литература

Основные источники:

1.                 Е.В. Бережнова, Основы учебно-исследовательской деятельности: пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительные источники:

1.                 Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2017. - № 2. – С. 15-18

2.                 Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

Интернет-ресурсы:

3.                 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Учебно-исследовательская работа студента: Учебное пособие. Автор/создатель: Дударева В.И., Панюкова Т.А. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/583/63583/33774?p_page=8

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Словарь терминов Актуальность – оределяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики

Словарь терминов Актуальность – оределяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации

Продукт проектной деятельности – разработанное реальное средство разрешения поставленной проблемы

Продукт проектной деятельности – разработанное реальное средство разрешения поставленной проблемы

Реферат – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем

Реферат – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем

Литература Основные источники: 1

Литература Основные источники: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2023