Словари-наши помощники и друзья
Оценка 4.7

Словари-наши помощники и друзья

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—11 кл +1
23.01.2021
Словари-наши помощники и друзья
Открытый урок
День словаря doc.docx

                   Название урока: Словари - наши верные друзья и помощники.

Эпиграф к уроку:

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.

Анатоль Франс, французский писатель конца 19 - начала 20 века

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация.

Друзья! Вы конечно же не раз слышали о том, что мы живём в эпоху информации. А задумывались ли вы, что значит слово "информация"?

- Откуда, из каких источников мы получаем информацию?

(Книги, телевидение, Интернет, друзья, родители, словари)

- Какой источник информации можно считать самым точным, достоверным?

Самым достоверным источником информации можно (и нужно) считать словари, т. к. издания, рекомендации и т. д. проверены и подтверждены соответственными компетентными органами.

(Слайд № 1)

-Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные".

Слова Анатоля Франса будут эпиграфом нашего урока.

(Слайд № 2)

И цель нашего урока - заглянуть в этот мир слов, больше узнать о словарях русского языка, понять важность словарей в жизни человека, поучиться пользоваться ими.

Формирование новых понятий и способов действия

1. Словарная работа. (На столе по одному словарю.)

- А как вы, ребята, понимаете значение слова"словарь"?

Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова (находят словарную статью о слове "словарь").

(Слайд №3)

Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина.(ученик читает статью)

- Сколько значений имеет слово "словарь"? (Слово «словарь" имеет два значения.)

- Как называются слова с несколькими лексическими значениями? (Слова с несколькими лексическими значениями называются многозначными.)

- В каком значении, первом или втором, нас будет интересовать сегодня слово "словарь"?

(В первом значении.)

2. Чтение стихотворения наизусть.

 

Уважаем государь, по прозванию Словарь, 
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю, 
Не однажды за советом обращался к Словарю. 
Он связует новь и старь, 
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь!/Я. Козловский/

-А на уроках русского языка и литературы какие словари наши первые помощники?

Сегодня они у нас в гостях!

Встречайте!

3. Парад словарей. (Слайд № 4)

1) Жил на свете человек, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. В. И. Даль был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был В. И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда прислушивался к речи людей везде и собирал слова, записывал их толкование, т. е. объяснение. И мы с благодарностью вспоминаем его. Результатом его жизни стал "Толковый словарь живого великорусского языка". ?Это 4 толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. А дело было так. Родители отдали Даля в Морской кадетский корпус, где у юноши впервые появился интерес к языку. Здесь он составил словарь кадетского жаргона из 34 слов. А в марте 1819 года мичманом Даль отправился служить в Николаев.

Александр  Сергеевич  Даль занялся составлением словаря русского языка, этот труд занял у него 53 года.

Появляется Толковый словарь. (Слайд №5)

Я - словарь Толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение?

Правильно, род мебели. Но есть ещё и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

2). Работа со статьей словаря (Слайд №6)

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Даль, составляя свой словарь, выступил и как блестящий знаток народной жизни, настоящий этнограф. В словарных статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, о способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, утвари, пище, семейном укладе, религии, суеверии, приметах, мифологии, обрядах, обычаях, нравах и т. д.

3). Появляется Словарь Ожегова (Слайд №7)

- Наиболее популярный и доступный из всех существующих ?толковых словарей - это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты и школьники, представители самых разных профессий.

4). Разыгрывается сценка.

Учитель. Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Катя нарисовала ворону и написала: "Варона".

Мадина  Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.

Амина Ну, подумаешь, одна буква. . . Ворона или варона - какая разница? И так все поймут.

Мадина . Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?

Амина  Вот чудеса - получилось ворота!

Мадина  Поняла, что значит одна буква?

Учитель. - Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?

(В орфографическом).

5). Появляется Орфографический словарь. (Слайд №8)

Я - Орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.  

«Словари» должны рассказать  о начале  своего рабочего дня ,а класс –определить ,какой  перед ними словарь. Определите, какой перед нами словарь.

1). "Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побе-жали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки".( Фразеологический словарь.)

«В 6 часов началась моя любимая  спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело  мелькают  слова:слалом,биатлон,фристайл.А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию ,чтобы растолковать:слалом –это скоростной спуск с гор по извилистому пути,обозначенному контрольными воротами;биатлон-спортивное  зимнее двоеборье:лыжная гонка  с остановками для стрельбы;фристайл-прыжки на лыжах с выполнением акробатических  фигур»(Толковый словарь)

2). "Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром". (Словарь иностранных слов.)

3). "Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. . . Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами". (Словарь синонимов. )

4)- Какие слова называются антонимами?

(Слова с противоположным лексическим значением называются антонимами.)

- А вы узнали, какие слова являются антонимами слова "правда"? 

(Антонимы слова "правда": ЛОЖЬ, НЕПРАВДА, ОБМАН, ВРАНЬЁ (в разговорной речи), КРИВДА (в народно-поэтической речи).( Словарь антонимов).

-Правильно.

 

Учитель,Самые востребованные словари в  семьях,в школе,во многих учреждениях-орфографический и орфоэпический .

Орфоэпический словарь останавливается  на решении двух проблем :проблемы ударения слов и правильного произношения  отдельных звуков.

Задание №1(слайд9-10)

Вставьте пропущенные буквы и определите лишнее слово.

1.л_жился ,прил_гательное, прил_гать, возл_гать

2.р_сток,р_сти,отр_сти,р_стение.

3.ш_рох,ш_пот,крыж_вник,ш_рты

4.ц_ркуль,акац_я,ц_ган,ц_ферблат.

Задание№2

Правильно расставьте ударение.

шофер –шофЁр

звонит-звонИт

свекла-свЁкла

договор-договОр

танцовщица-танцОвщица

квартал-квартАл

упростить-упростИть

 

-Молодцы!

Учитель. Продолжите фразу: "Когда написание или произношение слова вызывает особую трудность, мы обращаемся к словарю:" (трудностей)

 

Я - Словарь трудностей русского языка. Предназначен для широкого круга читателей. Автор словаря - Розенталь. Во мне собрано около 30 тыс. слов, представляющих сложности различного характера. Если какое-то слово вызвало у вас затруднение, смело обращайтесь ко мне, Словарю трудностей. Я вам помогу.

Например, у многих учащихся вызывают затруднения слова одевать - надевать. НАДЕВАТЬ - действие обращено на самого производителя действия: надевать пальто, шубу, шапку; а также в конструкциях с предлогом на - действие обращено на другое лицо или предмет: надевать пальто на ребёнка. ОДЕВАТЬ - обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет: одевать ребёнка, одевать куклу.

 

Запомнитенадевать одежду - одевать Надежду.

 (Слайд №11)

Учитель:

- Спасибо, друзья-словари, что пришли к нам в гости. Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.

16). Интервью со словарями

Ученик:

- А кто создаёт словари?

Словарь:

- Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.

Ученик: - Когда вышел самый первый словарь?

Словарь:

- О, это было очень давно! Первый печатный словарь назывался "Лексис". Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово - это очень много по тем временам.

Ученик:

- Какие словари самые известные?

Словарь:

Это словарь В. И. Даля. В 1863 г. вышел его знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". В нём собрано более 200 000слов.

Учитель:

- Каким должен быть примерно словарный запас человека?

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 - 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А. С. Пушкина - 21 тыс.

Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.

4. Подведение итогов.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.

-Каким был для вас урок: легким или трудным?

-Понравился ли вам урок?

-Был ли для вас урок полезен?

VII. Этап рефлексии

Сегодня, я думаю, вы поняли, ребята, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям.

- Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.

Составим синквейн на тему:»Словари»

СЛОВАРЬ

ТОЛКОВЫЙ, СОВРЕМЕННЫЙ

ПОЯСНЯЕТ, ПЕРЕВОДИТ, СОДЕРЖИТ

ПОМОГАЕТ ИЗУЧАТЬ ЯЗЫК

КНИГА

-Молодцы,ребята! Вы все активно участвовали  на уроке. Надеюсь,что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями.И сегодняшний урок не прошел даром.

-Спасибо за внимание.


 

Название урока: Словари - наши верные друзья и помощники

Название урока: Словари - наши верные друзья и помощники

Уважаем государь, по прозванию

Уважаем государь, по прозванию

Амина Ну, подумаешь, одна буква

Амина Ну, подумаешь, одна буква

Задание№2 Правильно расставьте ударение

Задание№2 Правильно расставьте ударение

Словарь: Это словарь В. И. Даля

Словарь: Это словарь В. И. Даля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021