Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида
Актуальность
Формирование навыка письма в коррекционной школе - одна из основных задач при обучении русскому языку. Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и проведение эффективной работы по их преодолению.
Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов. Таких, как акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока. Артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков. Зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки. Удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических символов. Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных или, как принято говорить, «словарных» слов.
Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма. В результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.
Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.
Методика работы над словарным словом
в коррекционной школе
1. Прочитывание напечатанного на таблице слова. Определение его значения.
2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке, уточнение его написания.
3. Проговаривание слова по слогам, запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.
4. Написание строчки данного слова.
5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.
6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка.
Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.
При знакомстве со словарными словами ученикам, как правило, отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется учителем, а детям предлагается лишь запомнить и заучить его. Но механическое запоминание не активизирует мыслительную деятельность учащихся. Поэтому нужно использовать методы работы над правописанием трудных слов.
1. Записывается или вывешивается на доску изучаемое слово. 2. Чтение слово учителем. 3. Объяснение значения слово (учителем или детьми). 4. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса) 5. Заучивание, правописание данного слова (составление словосочетания, предложения).
Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике С. Н. Лысенковой. По данной методике работа над трудными словами состоит из нескольких этапов. Сначала учитель группирует слова в блоки. Например, для 2 класса - 6 блоков. (показ 1 слайда)
Наш огород Россия В магазине Школа Природа Животные
Капуста Москва молоко карандаш ветер ворона
Огурец улица пальто ребята береза воробей
Помидор машина мороз заяц
морковь коньки корова
собака
Каждый блок печатается учителем на отдельном листе бумаги и вывешивается на неделю в классе. Работа над словарными словами ведётся по следующему алгоритму.
1 день. Ознакомление со словами изучаемого блока. Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснение значения слов и др.
Проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети - орфографически, называя буквы для запоминания).
2 день.
1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.
3 день. Устный диктант всего блока слов (учитель один раз произносит слово орфоэпически); дети три раза проговаривают слово орфографически.
4 день. 1. Карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово, графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.
Виды словарных работ (показ слайда)
1. Загадки (ответы являются словарными словами)
2. Картинный диктант
3. Дописать предложения, в котором нужно заменить картинки словами.
4. Собери слово из букв, слогов.
5. Пословицы (в тексте пословиц есть словарное слово, найти его и объяснить смысл пословицы)
6. Кроссворд (загадываемое слово является словарным)
Игра «Исправь ошибки»
Один ученик пишет с ошибкой, а дугой находит ошибку.
КОТОК – КАТОК
ЗЕМА – ЗИМА
МАРОЗ – МОРОЗ
Игра-подсказка
… О … О … … … (воробей); … Е … … … (петух).
Облегчающие приемы запоминания словарных слов
1. искусственные ассоциации.
(показ слайда)
Например: 1)Как предлагается запомнить слово яблоко безударная гласная О – напоминает по форме яблоко, поэтому легко запомнить написание этого слово.
2) В слове деревня безударная гласная Е напоминает фрагмент стены деревянного дома в деревне.
2. Мнемонический прием. (показ слайда)
Мнемоническими приемами нужно пользоваться осторожно и в исключительных случаях, они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребенка в целом его речи. Повышение эффективности усвоения слов связано с изменением характера их запоминания: запоминание слов должно быть осмысленным, а не механическим.
«Орфографические пятиминутки»
1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.
2. Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово». Примеры заданий даны в рабочих тетрадях по русскому языку, которые входят в учебный комплект.
3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.
4. Картинный диктант (показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).
5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.
6. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
7. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.
8. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).
9. Восстановление деформированного предложения.
10. Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие: стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.
11. Запись слова с закрытыми глазами. Нужно внимательно прочитать слово, затем закрыть глаза и представить это слово, так как оно написано в учебнике. Назвать его побуквенно. Заставить «опасную» букву помигать. Повторить слово, так как нужно писать его. Записать слово несколько раз, проговаривая, то, что пишешь.
12. Отгадывание кроссвордов.
Трудности усвоения написания словарных слов
- Низкий уровень восприятия зрительного образа
-Недостатки мелкой моторики
-Слабая связь между зрительным восприятием и движением руки во время письма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.