|
|
||||
«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Курс «Русский язык» для начальных классов предполагает, что на каждом году обучения должны проводиться словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Специфика этих написаний состоит в том, что они не охватываются орфографическими правилами и могут быть усвоены только путем орфографического изучения каждого слова в отдельности с применением разнообразных упражнений и с использованием орфографического словаря. Эти слова получили название «словарных». Обилие таких слов для запоминания требует постоянного поиска новых приемов работы, облегчающих их усвоение. Особенно активизируют процесс запоминания разного рода занимательные упражнения и задания. Одним из интереснейших приёмов является использование ИКТ на уроках русского языка.
Для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка мной были созданы различные виды словарных диктантов и творческих заданий с использованием ИКТ.
Эти упражнения позволяют учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и употребления слов в устной и письменной речи.
Данная работа может заинтересовать учителей начальной школы, работающих по программе в 3-4 классах, а также учителей начальных классов, использующих ИКТ на уроках в начальной школе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал поможет любому педагогу, использующему ИКТ, интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу с минимальными затратами времени на подготовку, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, повысить внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю проводить углублённую и систематическую работу над словом как лексической единицей.
1. Введение …………………………………………………………………..……………….
2. Ознакомление учащихся с правописанием изучаемого слова ……………….
3. Словарно-орфографическая работа ………………..………………………….…….
4. Воспитательный момент в словарной работе …………………………………...
5. Результаты обученности учащихся (диаграмма) ………..…………………........
6. Содержание медиапродукта ………………………………………………………..…
7. Заключение …………………………………………………………..…………….………
8. Список литературы ……………………………………………………………………....
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова».
Первоначальные сведения о них дети получают в период обучения грамоте в 1 классе. В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, будет увеличиваться. Число таких слов от класса к классу возрастает, достигая к концу курса начальной школы 500 единиц. Учащимся сразу говорится, что словарные слова – это те, написание которых мы пока не можем проверить. Такие слова даны в специальных списках для каждого класса.
Отправляя ребёнка в плавание по безбрежному океану слов, мы надеемся «на авось». Но наша муштровка заученных слов не помогает ребёнку выработать лингвистическое чутьё, стать грамотным. Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным.
Не исключением были и мои ученики. Анализируя работу по усвоению таких слов, я пришла к выводу, что полноценному усвоению словарных слов мешает пассивная роль детей, так как слово преподносилось и анализировалось мной, а ученики лишь списывали и заучивали его. Такое механическое заучивание лишь утомляло учащихся и не формировало у них интереса к языку.
Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена и низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения я часто сталкиваюсь с ответами, бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.
Чтобы повысить процесс запоминания «трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся, предлагаю данный дидактический материал.
Цель работы - систематизировать всесторонний материал с использованием ИКТ для организации работы учащихся первой ступени со словарем.
Задачи:
Ø формировать у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над «трудными» словами;
Ø помочь учащимся в восприятии и осознании смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
Ø совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
Данный материал рекомендую использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) длительностью от 7-8 до 15 минут.
Работа над словарным словом должна начинаться с восприятия детьми значения слова. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет или его изображение, называют его словом, определяют назначение, объясняют отличительные признаки этого предмета.
В своей работе я использую картинки, показанные в презентации. Это не только формирует интерес к предмету, но и способствует запоминанию, развитию воображения.
Таким образом, использование картинок рассчитано не только на фронтальную работу учителя со всем классом, но и носит создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Можно разнообразить этап знакомства учеников с новым словом, побудить к тому, чтобы ребята сами догадались, о каких словах пойдёт речь. Это достигается путём досказывания детьми рифмованных четверостиший. Также интересно отгадывать загадки, отгадки – «словарные слова».
Значение работы над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с развитием фонематического слуха у младших школьников. Дети желают не только слушать, но и придумывать свои, пусть поначалу не совсем совершенные, рифмы.
Младшие школьники так чутки к слову, к образу, им всё интересно. Целесообразно проводить устный и наглядный этимологический анализ слов. Часто сведения из истории слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых «словарных слов». Например, подобрала материал по теме «Удвоенные согласные». (Приложение №3 и Приложение №4)
Далее учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
На экране появляется карточка с написанным на ней словом (орфограмма, которую надо запомнить, выделена красным цветом; если это безударная гласная, то ставиться ударение). Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
Затем предлагаю решить орфографические задачи:
Ø Какую букву в слове надо проверять при письме и почему?
Ø Как проверить эту букву?
Ø Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова?
Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
Следующим шагом в работе – это подбор к изучаемому слову однокоренных слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На экране появляется слайд, на котором написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь. С любым из однокоренных слов учащиеся:
составляют свое предложение
с изучаемым словом составляют словосочетания
знакомятся с фразеологизмами
записывают предложение с изучаемым словом, вставляя пропущенные буквы.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставления сходства и различия, учит детей делать выводы и обобщения.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Используя дидактический материал, всегда можно найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, фразеологизмы, предложения и тексты.
Для глубокого усвоения и запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходима разнообразная словарно-орфографическая работа на каждом уроке русского языка.
Все словарные слова я сгруппировала согласно годам изучения (1-4), составила сводные таблицы с учётом изученных слов ранее. Группировку начала с прописей для 1 класса «Школа 2100»: выписала из рамочек обязательные для запоминания «словарные слова» и слова, встречающиеся отдельно, в предложениях, текстах в 1-5 прописях отдельно. (Приложение №1)
Начиная с 1 класса и в последующих начальных классах все слова, предусмотренные программой для каждого класса, сгруппировала по примерным темам: «Животные», «Растения», «Школа», «Человек», «Страна», «Город», «Пища», «Орудия труда», «Машины», «Одежда», «Дом», «Одежда», «Транспорт», «Музыка», «Имена прилагательные», «Глаголы» и др. Тематически учащиеся лучше запоминают слова словарика, составляют с ними предложения и небольшие связные тексты. (Приложение №2)
Также слова группируются по орфограммам и особенностям написания: «Удвоенные согласные», «Парные согласные», «Непроизносимые согласные», «Ь – показатель мягкости», «Разделительный мягкий знак», «Сочетания –ОРО-, -ОЛО-, ЧК, ЧН, ЖИ, ШИ», «Особенности произношения», «Имена собственные» и др.
Наиболее распространённым видом словарно - орфографической работы являются диктанты. Они позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать орфографическую зоркость и память.
Упражнения, используемые в словарной работе на уроке русского языка с использованием ИКТ.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти, т.к. зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания.
Ø Картинный тематический диктант.
( Учитель показывает слайды, дети называют изображённый предмет, записывают слово по памяти, выделяют орфограмму. В конце работы выполняют проверку.)
Ø Картинный диктант на заданную букву.
Ø Творческий диктант. ( Учащимся необходимо заменить развёрнутое определение одним словом).
Ø Диктант с использованием загадок. (На слайде записана загадка, дети отгадывают её, объясняют по каким признакам они догадались об отгадке, затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.)
Ø Диктант с использованием русских народных пословиц. (К данной пословице необходимо подобрать пропущенное слово, записать его, выделить орфограмму).
Ø Буквенный диктант. (Учащимся необходимо записать в столбик только пропущенные безударные гласные, выполнить проверку)
Ø Словарная работа «Описание». (По данным именам прилагательным учащимся необходимо подобрать имя существительное с непроверяемой безударной гласной).
Ø Словарная работа «Синонимы». (Учащимся необходимо к данным слова подобрать и записать синонимы).
Ø Словарная работа «Антонимы». (Учащимся необходимо к данным слова подобрать и записать антонимы).
Ø Словарная работа «Корректор». (Необходимо исправить ошибки в словах, записать в тетрадь, выделить орфограммы, выполнить самопроверку)
Ø Словарная работа «Ребусы».
Ø Словарная работа «Собери слово». ( Необходимо из данных слогов на слайде составить слово).
Ø Словарная работа « Найди слово». ( Необходимо вставить пропущенные буквы и найти спрятавшиеся слова).
Ø Словарная работа « Для умников и умниц». ( По транскрипции необходимо правильно записать слова из словаря).
Ø Словарная работа «Рассказ». (Записать рассказ, вставляя пропущенные буквы, заменить картинки словами).
Ø «Буквенный дождик». (Детям предлагается задание: выбрать пропущенную букву, кликнув по ней мышкой. Если ответ верный, буква займет свое место в слове. В случае неправильного ответа буква изменит цвет).
Ø «Тренажёр» (Учащиеся должны выбрать пропущенную букву, кликнув по буквам-кубикам. Если ответ правильный – переход к следующему заданию. Если ошибка – следует вернуться к слову.)
Основная задача грамотного письма – научить видеть учащихся опасность. В своей работе использую также приём «Секрет письма зелёной пасты». Как только появляется правило – работает зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадках учеников. Такое письмо нравится детям, оно вносит разнообразие в работу, а зелёная паста, как зелёный свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля.
В классе совместно с учащимися выпустили стенд по русскому языку под рубрикой "Запомни эти слова". На нем помещали только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье.
Все предметы, изучаемые в школе, имеют воспитательное значение. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, осуществлять это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Считаю недопустимым, чтобы в школе изучалась только грамматика языка. Необходимо вместе с детьми всматриваться в слово, знакомиться с его родственниками и предками, узнавать, как оно работает, вслушиваться в звучание, осознавать значимость самого Слова.
Неиссякающим источником, который обогащает нашу речь яркими, выразительными образами, является пословица. Пословицы подсказывают, как поступить в той или иной ситуации, напоминают о последствиях, предостерегают от ошибок.
Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. В своей работе я использовала русские народные пословицы, пословицы и поговорки народов Мира об уме и глупости, об учёбе и лени. В конце словарной работы знакомлю учащихся с новой пословицей, афоризмом. Используя высказывания великих писателей, стараюсь вызвать в ребенке чувство гордости за родной язык, за красоту русского слова. Через диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное обогащение учащихся.
Результаты обученности учащихся 4 «В» класса по русскому языку
( контрольные словарные диктанты) за 2018-2019 уч. год
Исходя из известной психологической закономерности о том, что чем больше органов чувств воспринимает изучаемое, тем оно прочнее запоминается, необходимо использовать на уроках все возможные средства воздействия на ученика. Учителю необходимо организовать словарную работу таким образом, чтобы в усвоении каждого нового слова активное участие принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и сознание.
Результатом применения такой работы является грамотное письмо. С годовым контрольным словарным диктантом все учащиеся в классе справились на «4» и «5». Считаю, целесообразно проводить мониторинг уровня обученности учащихся «словарным словам» и коррекционную работу согласно результатам.
Хочу отметить, что использование ИКТ на уроках русского языка привело к тому, что у учащихся значительно улучшилось качество запоминания словарных слов (и не только), обогатился словарный запас и, самое главное, появился интерес к изучению русского языка. И когда я говорю своим ученикам: «А сейчас мы с вами познакомимся с новыми словами из словаря», - в ответ всегда слышу дружный возглас «Ура!».
В своей работе я поделилась приёмами работы с так называемыми словарными словами. Это мой накопленный опыт. Но я не собираюсь ставить точку в этой теме. Поставлю многоточие. Ведь уже сейчас я знаю, что ещё могу предложить моим ученикам:
Ø организовать в рамках проектной деятельности следующие виды работ со словарными словами (групповые или индивидуальные): к определённой тематической группе слов подбирать стихи, загадки, этимологическое происхождение слов, фразеологизмы, картинки.
Ø Составлять кроссворды, ребусы.
Ø Сочинять мини – рассказы и т.д.
И в заключении хотелось бы сказать, что психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
1. Агеева И.Д. Весёлые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам
(1-5 классы). –М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Агеева И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик. – СПб.: СОЮЗ, 1999.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык (первые уроки). Учебное пособие для
1-го класса (1-4). – М.: Баласс, 2007.
4. Бунеева Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Учебник «Русский язык», 2 класс. М.: Баласс, 2007.
5. Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Учебник «Русский язык», 3 класс. М.: Баласс, 2007.
6. Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Учебник «Русский язык», 4 класс. М.: Баласс, 2007.
7. Лёвушкина О.П. Словарная работа в начальных классах. Пособие для учителя.
М.: Владос, 2002.
8. Узорова О,В., Нефёдова Е.А. Словарные слова: 1-2,3, 4 классы.
М.: ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство АСТ», 2002.
9. Дмитриева В.Г. Словарные слова: Практическое пособие для школьников младших классов. - КОРОНА принт, 2000.
10. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
11. Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Прописи для первоклассников к учебнику «Моя
любимая Азбука» в 5 тетрадях.- М.: Баласс, 2007.
12. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
Рекомендую:
Ø Дмитриева В.Г. Словарные слова: Практическое пособие для школьников младших классов. – КОРОНА принт, 2000.
Эта книга – и учебник, и сборник весёлых стихов и заданий одновременно. Чтобы было проще запоминать слова, их расположили не по алфавиту, а по тем буквам, которые нельзя проверить. Например, на страничке с буквой «О» вы найдёте такие слова, как «молоко», «собака», «ворона» и др.
Ø Агеева И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик. СПб.: СОЮЗ, 1999.
Словарное слово объединяется со словом, обозначающим ассоциативный образ путём пересечения данных слов через сомнительную орфограмму (по типу кроссвордов). К каждому словарному слову подобраны стихи-загадки.
Ø Узорова О.В. Словарные слова: 1-2, 3, 4 классы.- М..: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Пользуясь этим пособием, дети узнают точное значение слова, его этимологию, а также выполняют ряд упражнений для запоминания правописания слова.
Ø 300 трудных слов. Учимся работать со словарными словами. 1, 2, 3, 4 классы. (Авторы-составители: В.М. Кузнецов, Н.В. Кузнецова, Р.Д. Кузнецова)
М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ФГУИППВ, 2003.
Даются трудные слова с набором дидактического материала. Представлены толкования трудных слов, миниатюрные словообразовательные структуры, родственные слова, синонимы, антонимы, крылатые выражения, возможные словосочетания; предложения и тексты с употреблением этих словарных слов.
Ø
Молокова А. В.,
Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова.
1-4 класс". Сибирский институт электронных программно-методических средств
обучения Российской академии образования
Пособие предназначено
для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения,
отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью
организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри
каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов
ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание
каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение
диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков
правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового
сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых
букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме
проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации
и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены
учителем после ее окончания.
1 http://internetenok.narod.ru/biblioteka_pogovorki_2.htm
1 http://www.lenagold.ru/
1 http://detkam.e-papa.ru/pogovorki/
1 http://nsc.1september.ru/urok/
1 http://www.poznayka.ru/
1 http://letter.com.ua/aphorism/mudr1.php
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.