Словарно-орфографическая работа как средство повышения орфографической грамотности младших школьников.
Юдина Ольга Геннадьевна
МБОУ «СОШ п. Яйва», Александровский район, Пермский край
Цель работы:
Вовлечение учащихся в учебную деятельность, повышение орфографической грамотности и развитие важнейших интеллектуальных качеств.
Задачи:
Научить школьника не только использовать данные знакомые ему слова, но и выделять существенные признаки предмета (явления).
Научить правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
Прививать интерес к русскому языку, развивать творческие способности младших школьников.
Описание работы:
1 часть: выявление искомого слова и
знакомство с ним;
2 часть: ознакомление с лексическим
значением слова (как с поняти-
ем).
Виды упражнений:
Выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.
Упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами и кодами.
Упражнения, связывающие искомое слово с изученным лингвистическим материалом.
Использование в процессе установления нового слова знаний учащихся, приобретённых при изучении других дисциплин.
Нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления смысловой связи.
Ознакомление с лексическим словом:
1 этап (уровень представлений): формирование значения слова, исходя из имеющихся в данный момент у учащихся знаний.
2 этап (понятийный уровень): приобретение более глубоких, система-тизированных знаний, оформленных в виде понятий.
Введение нового слова в активный словарь детей:
Сравнение слов, обозначающих понятия одной принадлежности.
Оперирование слова, не связанными друг с другом по смыслу.
Использование фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.
Первое слово:
3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово:
3, 1, 5, 13, 14, 7, 10, 9, 8.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
А | Г | К | О | Р | У | Ф | Ь | Л | Е | П | С | Т |
капуста картофель
1 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | Л | В | К | Ж |
3 | Б | А | Д | Ь |
4 | У | Ф | М | И |
5 | П | Г | Т | О |
Шифр:
16 (1я буква),
36 (2я буква),
14 (3я буква),
21 (4я буква),
40 (5я буква),
27 (6я буква).
К
И
В
А
Т
Ь
кивать
Капуста, картофель, огурцы, помидоры - это овощи.
Капуста, картофель, огурцы, помидоры - это овощи, завезённые в Россию из других стран.
В капусте, картофеле, огурцах, помидорах много полезных для здоровья человека веществ.
Плоды капусты, картофеля, помидоров обычно имеют круглую форму, а плоды огурцов - продолговатую.
У капусты, помидоров, картофеля стебли растут вверх, а у огурцов стелются по земле.
Капуста, картофель, огурцы, помидоры.
В комнате лежали капуста и картофель.
Яблоко слаще, чем капуста и картофель.
В четверг собрали урожай капусты и картофеля.
Капуста, картофель.
Комната, яблоко, четверг.
Орех.
На орехи досталось. Под орехи разделить. Твёрдый (трудный, крепкий) орешек. Клади в карман орехи, да гляди - нет ли прорехи. Не по зубам мне эти орешки. Туги орешки Терешке. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.
Фамилия, имя _________________________ Класс ______
1) Записать под диктовку словарные слова (20 слов):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) В следующих словах вставь пропущенные буквы:
В…лшебни(к,г), пр…ветл…в…, кв…ртал, г…зета, к…м…ндир, св…бода, с…йча(с,з), л…к…м…ти(ф,в), в…то(к,г), бул..доз…р.
3) В следующих словах исправь ошибку в написании:
Балота, вежлевый, векторина, веток, Валшебнек, Восимь, васторг, Слево, спосиба, Справо, таварищь, торжествиный, уроган, фомилея.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.