"Словарно-орфографическая работа как средство повышения орфографической грамотности младших школьников" (обобщение опыта)

  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • ppt
  • 15.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация предназначена для выступления на педсоветах, семинарах для аттестации, а также для обобщения опыта. Работа включает словарную работу методики Г. Бакулиной. Используя методику я создала электронную словарную работу для своего класса, в презентации показала элементы данной работы. Работа была создана на основе моей дипломной работы в университете.
Иконка файла материала О.Г.Юдина Словарно-орфог.работа Бакулиной.ppt

Словарно-орфографическая работа как средство повышения орфографической грамотности младших школьников.

Юдина Ольга Геннадьевна
МБОУ «СОШ п. Яйва», Александровский район, Пермский край

Цель работы:

Вовлечение учащихся в учебную деятельность, повышение орфографической грамотности и развитие важнейших интеллектуальных качеств.

Задачи:

Научить школьника не только использовать данные знакомые ему слова, но и выделять существенные признаки предмета (явления).
Научить правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
Прививать интерес к русскому языку, развивать творческие способности младших школьников.

Описание работы:

1 часть: выявление искомого слова и
знакомство с ним;
2 часть: ознакомление с лексическим
значением слова (как с поняти-
ем).

Виды упражнений:

Выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.
Упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами и кодами.
Упражнения, связывающие искомое слово с изученным лингвистическим материалом.
Использование в процессе установления нового слова знаний учащихся, приобретённых при изучении других дисциплин.
Нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления смысловой связи.
Определение нового слова из словарика на основе выделения закономерности его образования.

Ознакомление с лексическим словом:

1 этап (уровень представлений): формирование значения слова, исходя из имеющихся в данный момент у учащихся знаний.
2 этап (понятийный уровень): приобретение более глубоких, система-тизированных знаний, оформленных в виде понятий.

Введение нового слова в активный словарь детей:

Сравнение слов, обозначающих понятия одной принадлежности.
Оперирование слова, не связанными друг с другом по смыслу.
Использование фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.

Ч

У

Е

К

И

Н

ученик

Д

Е

Д

М

Е

В

Ь

медведь

ФКОР ОВАД МС ИЧ ПВ УС ОБ АК АУ

корова собака

Первое слово:

3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово:

3, 1, 5, 13, 14, 7, 10, 9, 8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

Г

К

О

Р

У

Ф

Ь

Л

Е

П

С

Т

капуста картофель

3

4

5

6

7

8

9

10

1

А

М

Н

О

Р

К

В

У

2

С

Г

Д

Я

Л

Ч

Ц

Т

Ключ к шифру:
2 – 3, 1 – 6, 2 – 7, 1 – 6, 1 – 4 , 1 – 3.

солома

























ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА

берёза

1

6

7

8

9

2

Л

В

К

Ж

3

Б

А

Д

Ь

4

У

Ф

М

И

5

П

Г

Т

О

Шифр:
16 (1я буква),
36 (2я буква),
14 (3я буква),
21 (4я буква),
40 (5я буква),
27 (6я буква).

К

И

В

А

Т

Ь

кивать

А

О

Т

П

Ь

Л

П

А

Л

Ь

Т

О

пальто

М А К Б О Й Н

комбайн

- ФРУКТ

- ОВОЩ

- ?

- ЯГОДА

ягода

е

а

о

а

н

в

гор

тр

угон

?

сна

д

род

ва

вагон

вагон

домашние животные

травоядное

хищное

с большими рогами

без рогов

даёт молоко

сторожит, с ней охотятся

Капуста, картофель, огурцы, помидоры - это овощи.
Капуста, картофель, огурцы, помидоры - это овощи, завезённые в Россию из других стран.
В капусте, картофеле, огурцах, помидорах много полезных для здоровья человека веществ.
Плоды капусты, картофеля, помидоров обычно имеют круглую форму, а плоды огурцов - продолговатую.
У капусты, помидоров, картофеля стебли растут вверх, а у огурцов стелются по земле.

Капуста, картофель, огурцы, помидоры.

В комнате лежали капуста и картофель.
Яблоко слаще, чем капуста и картофель.
В четверг собрали урожай капусты и картофеля.

Капуста, картофель.

Комната, яблоко, четверг.

Орех.

На орехи досталось. Под орехи разделить. Твёрдый (трудный, крепкий) орешек. Клади в карман орехи, да гляди - нет ли прорехи. Не по зубам мне эти орешки. Туги орешки Терешке. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.

Фамилия, имя _________________________ Класс ______

1) Записать под диктовку словарные слова (20 слов):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) В следующих словах вставь пропущенные буквы:
В…лшебни(к,г), пр…ветл…в…, кв…ртал, г…зета, к…м…ндир, св…бода, с…йча(с,з), л…к…м…ти(ф,в), в…то(к,г), бул..доз…р.

3) В следующих словах исправь ошибку в написании:
Балота, вежлевый, векторина, веток, Валшебнек, Восимь, васторг, Слево, спосиба, Справо, таварищь, торжествиный, уроган, фомилея.