Всероссийский конкурс «Словарный урок»
«Лучший словарный квест»
«Что нам осень принесла?»
Симонова Елена Ивановна
Автономная некоммерческая
общеобразовательная организация
«Школа №1 ст.Новотитаровская»_
учитель начальных классов
ст.Новотитаровская, Динской район, 2022 год
2. Пояснительная записка
2.1. Тема внеурочного занятия: «Что нам осень принесла?»
Младшие школьники допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Речь содержит много орфоэпических и грамматических ошибок, поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса учащихся, формирование умения работать с различными словарями.
2.2. Целевая аудитория урока: 3 класс (общеобразовательный), возраст детей – 8 - 9 лет.
2.3. Роль и место урока в системе работы педагога.
Данное занятие проводится на уроке накануне 22 ноября в рамках празднования «Дня словаря». Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; в игровой форме организуется работа со словарями, обогащается словарный запас учащихся.
2.4. Цели и задачи урока.
Цель: Обогащение словарного запаса учащихся
Задачи:
познакомить с разнообразием словарей и учиться пользоваться ими;
способствовать развитию речи учащихся.
2.5. Планируемые результаты.
Предметные:
Познакомятся с названиями некоторых словарей и их авторами.
Познакомятся с алгоритмом работы со словарями.
Метапредметные:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
выполнять действия в речевой и умственной формах;
использовать установленные алгоритмы.
Личностные:
стремиться к самостоятельности, понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию.
2.6. Форма проведения – урок.
2.7. Используемые педагогические технологии, методы, приемы. Игровая технология, квест; поисковой метод; групповая работа.
2.8. Образовательные ресурсы и оборудование:
- Ноутбук для аудио прослушивания песни.
- Корзина с яблоками, накрытыми салфеткой.
- Конверты с заданиями для работы в группах, карточки со словами.
- Словари:
«Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И.
«Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.
«Орфографический словарь», Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.
«Словарь синонимов русского языка», Алиева Т.С.
«Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л.
«Словарь антонимов русского языка», Львов М. Р.
«Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П.
льности в овладении знаниями;
«Учебник. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс».
3. Основная часть
Ход занятия
1. Организационное начало урока.
Звучит «Осенний вальс» муз. Р. Гуцалюка.
Появляется Осень с корзиной гостинцев, накрытых салфеткой.
Я осень золотая, поклон, мои друзья!
Давно уже мечтаю о встрече с вами я
Вы любите, когда я прихожу?
Я красоту повсюду навожу.
Смотри, уж в золоте багряный лес.
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковёр лежит златой –
Лишь только осенью увидите такой!
- Здравствуйте, ребята! В гости к вам пришла не с пустыми руками: дары свои принесла. Только условие у меня: отгадайте, что спрятала в корзине я! Буду давать вам подсказки – пазлы загадок, которые, уверена, вы с лёгкость отгадаете?
- Как называется такая игра? (квест)
2. Определение темы, целеполагание.
Ученик: Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень: Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
- Ой, смотрите, ветер налетел, мой букет из листьев рассыпал. Помогите собрать листочки, да слово составьте волшебное, которое укажет нам на тему квеста-игры.
Ребята собирают слово СЛОВАРЬ.
- Молодцы, ребята! Какая тема нашего занятия сегодня? (словарные слова, словари слов)
- Правильно. 22 ноября в нашей стране отмечается День словарей и энциклопедий. Сегодня на уроке мы будем не только говорить о словарях, но и учиться работать с ними. А какие словари вы знаете? (толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, орфоэпический словарь).
- Всё верно, я рада, что вы знаете столько различных словарей. Путешествуя из одного словаря в другой, вы будете выполнять мои задания, а я буду давать вам подсказки: слова и словосочетания загадки, которую вы потом соберёте и отгадаете.
- Давайте поделимся на 3 команды. Меня всегда сопровождают 3 помощника, кто они? (сентябрь, октябрь, ноябрь). Отлично, они и станут названиями ваших команд: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
- Произношу волшебные слова и отправляемся в страну Словарию!
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру - в трубах завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
А ребятам всем учиться.
3. Выполнение заданий квеста.
Задание 1. Словарные слова из конверта расположить в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы, найти «лишнее слово».
Команды выполнив задание, получают карточку-фрагмент загадки.
- Ребята, слова из этого задания из какого словарика к нам пришли? В каких случаях мы пользуемся орфографическим словарём?
Задание 2. Подберите синонимы к данным словам, составьте словосочетания.
Команды выполнив задание, получают карточку-фрагмент загадки.
- Каким словарём воспользовались на этот раз? Когда мы обращаемся к словарю синонимов?
Задание 3. Подберите антонимы к данным словам. Составьте и запишите предложение с одной парой слов.
Команды выполнив задание, получают карточку-фрагмент загадки.
- Какой словарь помог вам справиться с этим заданием?
Задание 4. Объясните лексическое значение слов. Найдите слова омонимы.
Команды выполнив задание, получают карточку-фрагмент загадки.
- Какими словарями пользовались при выполнении задания? Когда люди обращаются к этим словарям?
Задание 5. Когда так говорят? Придумайте с одним из фразеологизмов небольшой рассказ.
Команды выполнив задание, получают карточку-фрагмент загадки.
- Какой словарь вам помог на этот раз? Когда люди используют фразеологизмы?
4. Рефлексия.
- Словарь - это книга, в которой собрано много слов с их пояснениями, толкованиями. Существует много разных словарей. Но каждый из них рассказывает о словах что-то одно: например, как они пишутся, как образовались, на какой слог в слове падает ударение, какие родственные слова имеют.
- Какова роль словарей в жизни человека?
В жизни важны словари,
Знания дают они:
Как писать и как читать,
Как ошибок избежать!
Словарь поможет подобрать
Синонимы, антонимы,
Смысл разных слов истолковать,
Найти средь них омонимы.
Со словарём дружи всегда –
Умнее друга нет!
Поможет русский знать на пять,
Найти на всё ответ!
5. Подведение итогов урока.
- Вы выполнили все задания. Пора составить из полученных вами пазлов загадку и отгадать её.
С веток
яблоки свисают,
Манят взрослых и ребят.
Этот плод - все люди знают -
Витаминами богат.
Просит яблонька, похоже:
"Скушай яблочко моё!"
Ей так хочется? Ну, что же.
Я порадую её!
Осень открывает корзину с яблоками.
Осень, осень
золотая,
Хорошо что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меда,
Ты и хлеба принесла.
Осень. Угощенье принимайте, меня, Осень, прославляйте.
Осень угощает ребят яблоками.
4. Заключение
Квест-технология отвечает современным требованиям, предъявляемым к образованию, предполагает развитие критического мышления, повышает мотивацию к обучению, активизирует мыслительную деятельность. Детям очень нравится такой вид работы, где они переживают конкретные ситуации, анализируют информацию, берут на себя ответственность за реализацию продуманных решений.
В роли Осени выступила руководитель театрального кружка внеурочной деятельности. В корзину можно было положить и сливы, и груши, и орехи. Наш Краснодарский край богат яблоками и мы остановились на этих дарах Осени.
5. Список источников:
1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.
2) Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2018. - 1024 с. - (Фундаментальные словари).
3) Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов русского языка с приложениями. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 639 с.
4) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999.- 944 стр.
5) Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. 31 изд. Москва. «Просвещение», 1976 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.