СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ или ЗАВТРА МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Из педагогического опыта
Совсем недавно прочитал вот это суждение: «Современный учитель непохож на своего коллегу эпохи СССР. В этом нет ничего удивительного, ведь меняются не только стандарты образования, но и сами дети. И сеятелям умного, доброго, вечного приходится меняться, подстраиваясь под новые условия». Что здесь, на мой взгляд не так? Да, сейчас иной государственный строй. Да, стандарты подогнаны под современные реалии. Только почему учитель должен подстраиваться по новые условия? А где государственная идеологическая поддержка? Прежнюю то идеологию отменили, а новой нет. Может, именно поэтому воспитательный процесс опущен «ниже плинтуса»?
Да, образовательная структура изменилась. И эти факторы необходимо учитывать. Только вот «умное, разумное, вечное» относятся к категории неизменяемых. Эти критерии – серьезная составляющая любой школы при любом строе. Без них – образовательная система мертва. Странно, что об этом говорят только на уровне переписок на форумах. Только голоса эти в министерских кабинетах не слышны, увы.
Я и сейчас помню первые годы работы в сельской школе, куда был направлен по распределению. Так вот, по пути школу каждый сельчанин старался меня поприветствовать и обратиться с напутственными словами. «Прямь» грудь распирало от гордости, что у меня столь почитаемая специальность. В колхозной лавке для учителей всегда было свежее мясо и все необходимое, что производилось в хозяйстве. Выделили служебную квартиру и 0,5га земли с приусадебными строениями. Через 5 лет все это богатство переходило в собственность учителя бесплатно. Праздничные линейки были праздничным событием для всего села. Да, были и тогда конфликтные ситуации. Но они непременно разрешались. По всему ощущалось, что учитель – непререкаемый авторитет.
Создал агитационную бригаду из учеников старших классов. Выступали перед комбайнерами во время уборочных работ, принимали участие в различных конкурсах, в сельском клубе. Сейчас пытаюсь вспомнить факты негативного отношения к учителю, не поверите, ничего существенного не вспомнил.
Ретро воспоминаниями современных коллег убедить сложно. В таком случае, поделюсь современной информацией. Работаю сейчас педагогом дополнительного образования, хотя уже на пенсии. Так вот, первое, что сделал – вместе с детьми составили десять заповедей КОДЕКСА ЧЕСТИ: чем-то напоминающий моральный кодекс строителя коммунизма. Кто-то, возможно, ухмыльнется, мол старческая причуда. Отнюдь, это очень эффективно работает. Да, дети сейчас другие, и окружающая среда другая. Но после публичного подписания КОДЕКСА ЧЕСТИ, поведения ребят серьезно изменяется. Вот вам и идеология. Да, еще одна существенная деталь, по настоянию детей, уроки называются ВСТРЕЧАМИ. И оценки им не ставят. А желание учиться – хоть отбавляй.
И никто никому не хамит. Спорим, конечно. И со мною спорят. И не всегда я соглашаюсь с позицией ребенка. Решение спорных моментов закреплено в незыблемом правиле, которое мы все соблюдаем: любая позиция имеет месть быть, если она аргументирована. Я детей учу и воспитываю. В тоже время, кому-то это может показаться странным, я и у детей многому учусь. Этот процесс взаимный. Так было у меня в советский период, те же приемы использую и сейчас. И тогда, и сейчас результат оказывался достойным уважения. И тогда меня, как учителя уважали, и сейчас.
Если выйти за границы дополнительного образования, картина в целом выглядит совершенно иной. А как вам это напутствие: "Ваша задача - следить, чтобы на уроке никто никого не убил и не покалечил. Все остальное - неважно". Грустно об этом говорить. Пишу, чтобы лишний раз напомнить о необходимости вернуть прежний статус УЧИТЕЛЯ, избавив его от обязанностей обслуживающего персонала. Это уже не глас вопиющего в пустыне – это набат: решение нужно принимать срочно. Как написала моя ученица в одном из сочинений: «Завтра может и не быть».
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.