СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»
Оценка 4.7

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
31.05.2018
СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»
Создать условия для повторения изученного по теме «Слово и его лексическое значение»; совершенствовать умения объяснять лексическое значение слов, фразеологических оборотов и подбирать антонимы, синонимы, омонимы; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Урок 164 10.docx
У р о к   164 10.05    СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ» Тип урока Обобщение и систематизация знаний, развитие речи Педагогические  задачи Создать условия для повторения изученного по теме «Слово и его лексическое значение»; совершенствовать умения объяснять лексическое  значение слов, фразеологических оборотов и подбирать антонимы, синонимы, омонимы; способствовать развитию орфографической зоркости;  содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Планируемые  предметные  результаты Метапредметные  УУД Научатся объяснять лексическое значение слов и фразеологических оборотов; подбирать антонимы, синонимы, омонимы к словам и  устойчивым выражениям; пользоваться толковым словарем; выполнять морфологический разбор  слова; составлять текст по картине Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление  целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, клас­ сификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет  и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); регуля­тивные: высказывать свое  предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух  последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный  алгоритм); коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая  правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия  коллективных решений Личностные  результаты Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; понимать  значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно  готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы  и задания для одноклассников Этап урока 1 II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания  Минутка чистописания. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Содержание деятельности учителя 2 – Прочитайте слова и запишите их в соответствии с правилами каллиграфии. Буквы в словах уменьшаются. Кот, пир, лоб. Работа над словами с непро­ веряемым  написанием III. Сообщение темы  урока.  Определение целей урока IV. Объяснение нового  материала.  Наблюдение над языковым  материалом.  Работа по учебнику (упражнение 242). – Запишите словарные слова  – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока – Сегодня на уроке повторим изученный материал по теме «Лексическое значение слова» – Вспомните: каждое слово имеет лексическое значение. Что значит определить лексическое  значение слова? Какие слова являются многозначными? – Что такое антонимы, синонимы, омонимы? Как их различить? Приведите примеры таких слов. – В русском языке много слов, которые относятся  к омонимам. Эти слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок­ шуток. Вот,  например, ответьте на такой коварный вопрос: «Каким ключом не откроешь дверь?». Оказывается, подобных ответов­омонимов  несколько.  Например, те, кто учится музыке, знают, что ключ бывает музыкальный. А в лесу часто встречается родник, бьющий из­под земли,  который тоже называется «ключ». А вот второй вопрос, построенный на игре слов­омонимов: «Какие корни не нужны растению?» Ответ может быть таким: «Корни слов». – Теперь попробуйте сами ответить на следующие вопросы, основанные на использовании  омонимов. •  В какой клетке не держат птиц и зверей? (В клетке на листе бумаги.) •  В каких лесах не водится дичь? (В строительных.) •  Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)   Игра «Слова­омонимы».   Проводит игру. – Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет,  воротник.  – Как называется деталь автомобиля и кухонная одежда домохозяйки: фартук, передник, слюнявчик? – Что можно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или варить?  – Как называется гребень треугольной крыши  и любимое занятие, тема разговоров человека: конек, собачка или кошечка?  – Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? – Объясните значение фразеологизмов «за тридевять земель», «сломя голову», «развязался язык». Игра «Собери по три». Проводит игру «Собери по три». – К фразеологизмам подберите антонимы и синонимы. Что такое синонимы и антонимы? Н а   д о с к е  карточки со словами: тихий, разговорчивый, жадный; собаку съел, грубый, мухи  не обидит; неумелый, опытный, ленивый. Тест «О каком человеке так Проводит тест «О каком человеке так говорят?».  говорят?» б) робкий. б) глупый. б) богатый. – Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма. Обведите нужную букву. 1. У него денег куры не клюют: а) бедный; 2. Он сухим выйдет из воды: а) ловкий; 3. Семи пядей во лбу: а) умный; 4. У него семь пятниц на неделе: а) ненадежный; б) надежный. 5. Он перебивается с хлеба на квас: а) богатый; б) бедный.  1 – б 2 – а 3 – а 4 – а 5 – б – Часто фразеологические обороты включают названия животных. Вот послушайте стихотворение. – Помощь, которая принесет не пользу, а вред, называют «медвежьей услугой» V. Первичное закрепление  знаний. Работа по учебнику (упражнение  275).   Работа по учебнику (упражнение  276). – Прочитайте заголовок. Кого так называют?  Прочитайте диалог выразительно. – Какие интересные сочетания слов употребил автор в диалоге? Что они обозначают? – Найдите сочетание слов, которое можно заменить синонимом «пристально смотреть». В какой речи оно употребляется чаще: в  литературной,  разговорной или просторечной? – В каком значении употреблен выделенный фразеологизм: в прямом или переносном? Когда еще так говорят? – Представьте, что вы понимаете язык животных и растений и однажды подслушали их «разговор». Составьте диалог, в котором могли  бы принять участие, например, подорожник и крапива, синичка и ёжик, мухомор и белка. Подготовьтесь инсценировать диалог. Работа по учебнику (упражнение  277) – Прочитайте. Спишите. – Что вы представили, читая текст? Какие слова и выражения придают пейзажной зарисовке особую выразительность? Подберите  синонимы  к выделенному слову и сочетанию слов VI. Дальнейшая работа  по закреплению и обобщению  приобре­  тенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражнение  278)   – Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».  Прочитайте текст. Какие сравнения использует автор при описании картины? – И. Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья бла­годать, русское богатство». – Что изображено на переднем плане картины? на втором плане? на заднем плане?  – Как вы думаете, какое время года изображено, какое время суток?  – Что напоминает поле ржи? – Что можно сказать о колосьях?  – Какие цветы растут во ржи? – Опишите дорогу. – Расскажите о соснах, изображенных на полотне  И. Шишкина. – Художник очень хорошо знает и понимает природу. Пройдитесь взглядом по картине снизу вверх. Обратите внимание, что большую  часть полотна занимает небо. Что хотел сказать этим  художник?  – Обратите внимание: по краям дороги сидят птицы. Как вы думаете, что они делают?  – Какой формы полотно? Для чего художник выбрал такую форму? – Представьте себя на этой дороге. Что вы чувствуете, что слышите? Какие мысли вас посещают?  – Подберите образные определения к словам  «поле», «земля», «рожь», «сосны» и другим. – Прослушайте фрагмент из Первой симфонии русского композитора XIX века Василия Сергеевича Калинникова. Эта мелодия созвучна картине Шишкина, она также воспевает широту, простор родной природы. Что вы почувствовали? – Всё в картине проникнуто чувством покоя –  летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей  тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. – Составьте план к  сочинению.  – Первая часть – вступление. Во вступлении необходимо назвать художника и картину. Как можно составить первое предложение? – Основная часть должна раскрывать замысел автора. О чем мы расскажем? Какими вы увидели сосны, небо, полевую дорогу,  придорожную траву, цветы? – Что напишете в заключительной части? Какое впечатление произвела на вас эта картина? – Составьте свой текст на тему «Мои впечатления о картине И. И. Шишкина «Рожь». Запишите составленный текс  VII. Итог урока. Рефлексия – Что нового узнали на уроке? – Что изучает раздел русского языка «Лексика»? – Какие слова называются антонимами? – Приведите примеры омонимов. – В каком словаре можно уточнить лексическое значение слова? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Домашнее задание КЛАСС – 1. Определённая ступень общеобразовательной школы, соответствующая какому­либо году обучения. 2. Группа учеников одного и того же года Работа над словами с непроверяемым написанием обучения. 3. Комната для занятий в школе. КОЛЛЕКТИВ – группа людей, объединенных общей работой, общими интересами. Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову «класс». Составляют предложения. О д н о к о р е н н ы е   с л о в а : классный, одноклассник, внеклассный, одноклассница. П р е д л о ж е н и я : Вы идёте в первый раз в первый класс учиться.  Наш класс очень уютный. КОЛЛЕКЦИЯ   –   систематизированное   собрание   каких­нибудь   предметов.   Слово   образовано   от   латинского   КОЛЛИГО   –   «соединяю,   связываю». КОЛЛЕКЦИЯ – КОЛЛИГО = «соединяю, связываю». – Подберите однокоренные слова к словам «класс», «коллектив», «коллекция». Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову «коллектив». Составляют предложения. О д н о к о р е н н ы е   с л о в а :   коллективизм,  коллективистский,  коллективист,  коллективность,  коллективистка,  коллективизировать,  коллективный, коллективизация, коллективно. А н т о н и м ы : коллективный, коллективно, индивидуальный, индивидуально, коллективизм, индивидуализм. П о с л о в и ц ы   и   п о г о в о р к и : В дружном коллективе дела спорятся.  У коллектива большая сила.  Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову «коллекция». Составляют предложения. О д н о к о р е н н ы е   с л о в а : коллекционный, коллекционировать, коллекционер, коллекционерство, коллекционерский, коллекционирование.  П р е д л о ж е н и я : Катя коллекционирует старые книги.  У моего брата интересная коллекция минералов.  Саша коллекционирует почтовые марки.

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2018