ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
31.05.2018
Создать условия для повторения знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умения определять тип предложения по составу (распространенное, нераспространенное, сложное, простое) и указывать вид предложения по цели высказывания, по интонации; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Урок 163 09.docx
У р о к 163 09.05 ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ.
Тип урока
Обобщение и систематизация знаний
Педагогические
задачи
Создать условия для повторения знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умения определять тип предложения по составу
(распространенное, нераспространенное, сложное, простое) и указывать вид предложения по цели высказывания, по интонации; способствовать
развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметные
УУД
Научатся различать распространенные и нераспространенные предложения; определять тип предложения по составу; подчеркивать
грамматические основы; составлять предложения по схемам; определять вид предложения по цели высказывания, по интонации; приводить
примеры восклицательных предложений; определять главную мысль текста; выполнять разбор слова по составу
Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление
целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель
и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры
действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; участвовать в
работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные
результаты
Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения;
планировать дальнейший образовательный маршрут; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и
этических ценностей, ценностей гражданина России
Этап урока
1
II. Актуализация знаний.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Содержание деятельности учителя
2
Минутка чистописания.
– Прочитайте слова и запишите их в соответствии с правилами каллиграфии. Буквы в слове
увеличиваются. Проводит минутку чистописания.
Работа над словами с
непроверяемым
написанием
Соя, ель, лай.
– Отгадайте загадку.
Стали алы облака,
Стала розовой река.
(Заря.) III. Сообщение темы
урока.
Определение целей урока
IV. Объяснение нового
материала.
Наблюдение над языковым
материалом.
Работа по учебнику
(упражнение 268).
Кроссворд
по теме
«Синтаксис»
V. Первичное закрепление
знаний.
Работа по учебнику
(упражнение 269).
Работа по учебнику
(упражнение 270).
Работа по учебнику
(упражнение 271).
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока– Сегодня на уроке повторим изученный материал по теме «Предложение»
– Вспомните: предложения бывают распространенные и нераспространенные, простые и сложные. Почему их так называют? Как их отличить друг
от друга? Приведите примеры таких предложений.
– Решите кроссворд. Прочитайте ключевое слово – название раздела науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила
их построения (см. РМ, Приложение 4)
– Прочитайте. Определите тип каждого предложения по составу: простое или сложное, распространенное или нераспространенное? Как
соединяются части сложного предложения?
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните в предложениях грамматические основы.
– Составьте и запишите предложения, которые
соответствуют схемам.
– Вспомните: предложения бывают разными
по цели высказывания. Как определить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения? Приведите примеры таких
предложений.
– Какие предложения называются восклицательными? Когда они употребляются в речи? Приведите примеры восклицательных предложений.
Тест «Предложение»
Проводит тест (см. РМ, Приложение 4)
VI. Дальнейшая работа
по закреплению и
обобщению
приобретенных знаний и
умений.
Работа по учебнику
(упражнение 272).
Работа по учебнику
(упражнение 273).
Подводит итог.
– Прочитайте. Определите главную мысль текста.
– Найдите в стихотворении И. Языковой побудительные предложения и прочитайте их как добрые советы.
– Спишите два побудительных предложения.
А теперь прочитайте их с восклицательной интонацией. Как оформить на письме побудительные по цели высказывания и восклицательные по
интонации предложения?
– Прочитайте выразительно стихотворение
Е. Серовой. Назовите цветы, о которых в нем говорится.
– О чем рассуждает автор, описывая цветок? – Определите вид предложений по интонации
и по цели высказывания. А теперь прочитайте первое предложение так, чтобы оно было невосклицательным. Спишите первые два предложения.
VII. Итог урока.
Рефлексия
Домашнее
задание
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки простого и сложного предложения.
– Назовите виды предложений по интонации.
– Назовите виды предложений по цели высказывания.
– Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
ЗАРЯ – 1. Яркое освещение солнца перед восходом или после захода солнца. 2. Перен. Начало, зарождение чегонибудь нового, радостного.
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «заря».
Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным
словом. Составляют предложения.
О д н о к о р е н н ы е с л о в а : зарево, зорька, зоревать, зарница, зоренька, заревой, зорюшка.
С и н о н и м : восход.
А н т о н и м : закат.
Ф р а з е о л о г и з м ы :
ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ – целую ночь или целый день.
НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ – очень рано.
ВСТАТЬ С ЗАРЕЙ – встать очень рано.
П р е д л о ж е н и я :
Я встал с зарей.
Рано утром мы наблюдали зарю.
Работа над словами с непроверяемым написанием
ПОГОДА – состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность и т. п.) в данном месте. Слово образовалось с помощью
приставки ПО – от ГОД – «подходящее, благоприятное время, праздник». Первоначально словом ПОГОДА называли только благоприятное состояние
природы, а словом НЕПОГОДА – ненастье. Сейчас значение слова ПОГОДА расширилось: хорошая погода, плохая погода. ПОГОДА – ГОД, с приставкой ПО
– «благоприятное время, праздник».
– Подберите однокоренные слова к слову «погода».
Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом.
Приложение 3
Составляют предложения.
О д н о к о р е н н ы е с л о в а : погодка, погодный, непогода, погодушка, погожий.
Ф р а з е о л о г и з м ы :
ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ – находиться в ожидании чегонибудь неопределённого. ДЕЛАТЬ ПОГОДУ – иметь решающее значение для чеголибо.
П о с л о в и ц ы и п о г о в о р к и :
С погодой не будешь спорить.
Погода такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит.
По погоде и урожай.
Весна да осень – на дню погод восемь.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и ревёт, льёт и снег метёт.
П р е д л о ж е н и я :
Стояла чудесная погода.
Пушистый иней – к хорошей погоде.
Кроссворд «Синтаксис»
Вопросы по горизонтали:
1. Главные члены предложения составляют ... предложения.
2. Разговор двух или нескольких лиц.
3. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
4. Знак препинания в конце предложения.
5. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
6. Один из главных членов предложения.
7. Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.
8. Тип текста, к которому можно задать вопрос «какой?».
9. Второстепенный член предложения, указывающий на место, время действия и т. д.
Приложение 4 Тест «Предложение»
Приложение 5
1. По цели высказывания предложения бывают:
а) повествовательные;
б) вопросительные;
в) восклицательные;
г) побудительные.
2. Какое из предложений является побудительным?
а) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
б) Приезжайте к нам в Москву!
в) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна!
г) Сможем ли мы попасть на выставку?
3. Какое из предложений является повествовательным?
a) He отрекайтесь от мечты!
б) Что день грядущий нам готовит?
в) Вася не может решить задачу.
г) Мойте руки перед едой!
4. Какое предложение является простым?
а) Десять лет прошло, и всё изменилось.
б) Маша сажала цветы, а мама поливала их.
в) Вечером пошел сильный дождь.
г) Подул ветер, с деревьев полетели желтые листья.
Рефлексия
Приложение 5
Учащиеся дают аргументированные ответы на один из вопросов:
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т. п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение: не знал – теперь знаю, не умел – теперь умею?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10. Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.