Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов речи в русском языке
Оценка 5

Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов речи в русском языке

Оценка 5
docx
24.11.2022
Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов речи в русском языке
инновация - это слово, созданное ребенком и отсутствующее в узусе. В лингвистике существуют разные точки зрения относительно природы детской речи, механизма образования инноваций.
ПУБЛИКАЦИЯ.docx

Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов речи в русском языке

Несоответствующие норме слова в речи ребенка принято называть инновациями. Несмотря на то, что термин широко используется в лингвистике, трактуют его неоднозначно. Одни ученые считают инновациями слова, входящие или уже вошедшие в общее употребление, т.е. становящиеся нормой. Другие же инновации относят к «словам-однодневкам», живущие только в речи.

Наряду с этим «инновация» может пониматься без разграничения понятий «язык» и «речь». Так, у В.Г. Гака мы читаем: «Для обозначения любых лексико-семантических новшеств, мы будем в широком плане пользоваться термином «инновация» .

Таким образом, инновация - это слово, созданное ребенком и отсутствующее в узусе.

В лингвистике существуют разные точки зрения относительно природы детской речи, механизма образования инноваций.

По одной из основных точек зрения считается, что дети овладевают языком в соответствии с имитативным принципом, который предполагает имитацию речи взрослых: дети, слушая речь взрослых, выделяют определенные грамматические конструкции и улавливают то, в каких ситуациях нужно их использовать [Гвоздев, Соссюр, Пауль, Щерба и др.]. Например, К.И. Чуковский, в своей работе «От двух до пяти» показал взаимосвязь подражания и творчества в процессе усвоения языка. По его мнению, одаренность ребенка заключается в способности усваивать языковые модели и правила языка через анализ речи взрослых .

Другая точка зрения представлена мнением ряда лингвистов, полагающих, что детская речь создается по своим законам и не является подражанием речи взрослых.

В пользу этой точки зрения А.М. Шахнарович приводит факт, что в детской речи распространены «свои» слова, а сходство с образованиями по аналогии чисто внешнее, так как это «аналогия особого рода: это подражание себе».

Но все сходятся в одном, что детские новообразования являются специфической разновидностью языкового материала. Л.В.  Щерба, изучая детскую речь и детские инновации, ориентировался на анализ живых, а не «мёртвых» языковых явлений, он рассматривал детскую речь как творческий процесс, обращал внимание на те процессы, которые происходят в мозге детей в момент производства речи и ее восприятия. По мнению Л.В. Щербы, в те моменты, когда ребенок овладевает языком, его мозговая деятельность, похожа на деятельность учёного-лингвиста, изучающего язык как таковой. Щерба понимал грамматику в качестве «сборника правил речевого поведения», это понимание основывалось на новообразованиях в детской речи .

Следует отметить, что многие слова из нашей картотеки оказались в собранных ранее словарях детской речи, напримерслово помогатель (вместо узуального помощник от производящего помогать) нами обнаружено в словаре Цейтлин С.Н.

А.Н. Гвоздев считал, что имитационный способ появления детских инноваций имеет психолингвистическую основу: появление таких слов в детской речи говорит об усвоении детьми определённого грамматического явления. Более того, А.Н. Гвоздев пишет, что «привлекая только образования по аналогии детей дошкольного возраста, можно установить основной морфологический запас русского языка» .

Нередко дети создают «новые» слова, совпадающие по форме с уже существующими в языке, но наделяют их другим значением. Это также можно объяснить тем, что не все словообразовательные модели знакомы детям младшего школьного возраста, а также незнанием омонимичных аффиксов

 Инновации детей можно сравнить с окказионализмами в художественной литературе, со словами-просторечиями, которые иногда могут совпадать  с детскими инновациями (просторечия крепчей, местов, ложить) .

Но причины их возникновения, безусловно, отличаются: окказионализмы и просторечные слова осознаются говорящими в той или иной мере, ребенок же, конструируя свое слово, стремиться передать факт действительности как можно точнее.

 Однако какие бы причины порождения неузуальных форм не были, эти слова являются нарушением грамматической нормы. Но, следует отметить, что детские инновации выделяются в этом ряду своей ценностью: они позволяют ясно увидеть отклонения от нормы. 

Несоответствующие норме слова в речи ребенка уже давно принято называть инновациями. Несмотря на то, что термин широко используется в лингвистике, его можно трактовать неоднозначно. Одни ученые считают инновациями слова, входящие или уже вошедшие в общее употребление, т.е. становящиеся нормой. Другие же инновациями считают «слова-однодневки», живущие только в речи. Наряду с этим «инновация» может пониматься без разграничения понятий «язык» и «речь».

Таким образом, инновация, в нашем понимании, - это слово, созданное ребенком и отсутствующее в узусе. Нередко дети создают «новые» слова, совпадающие с уже существующими в языке, но наделяют их другим значением. Это также можно объяснить тем, что не все словообразовательные модели знакомы детям, а также незнанием омонимичных аффиксов. Инновации детей можно сравнить с окказионализмами в художественной литературе, со словами-просторечиями, которые  иногда могут совпадать  с детскими инновациями (просторечия крепчей, местов, ложить) .

Но причины их возникновения, безусловно, отличаются: окказионализмы и просторечные слова осознаются говорящими в той или иной мере, ребенок же, конструируя свое слово, стремиться передать факт действительности как можно точнее. Однако  какие бы причины порождения неузуальных форм не были, эти слова являются нарушением грамматической нормы. Но, следует отметить, что детские инновации выделяются в этом ряду своей ценностью: они позволяют ясно увидеть отклонения от нормы.

Прежде, чем переходить непосредственно к словообразовательным ошибкам, следует рассмотреть вопрос классификации детских неологизмов. Наиболее интересной и точной нам показалась классификация В.П. Даниленко, которую он вывел на основе книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». В статье «Типология детских неологизмов» лингвист выделяет такие типы детских инноваций:

1.       Словообразовательные, которые, в свою очередь, подразделяются на три подтипа:

- этимологические (ребенок при создании этих слов, пользуется механизмом народной этимологии. Например: макалка – пиала с вареньем, в которую макают хлеб;

- омонимические (слова, совпадающие с уже существующими, но имеющие абсолютно иное значение. Например, у Чуковского: гусеница вместо гусыня);

- аналогические (рыбучка – удочка, футболить – играть в футбол, чихуахун – самец чихуахуа).

Стоит рассмотреть каждый подтип по подробнее. Существительные: стрекозёл (муж стрекозы), сердитки (морщинки), тормозило (тормоз) и проч.» Прилагательные: баюльная (колыбельная), окошный (много окон) и проч.» Глаголы: красавиться (любоваться у зеркала), нанитывать (нанизывать), копытнуть (ударить копытом).

2.       Лексические, они также делятся на подгруппы:

- метафоризация (слово образуется, основываясь на переносном употреблении по сходству обозначаемых предметов (шляпка (у гвоздя));

- метонимизация (слово образуется, основываясь на смежности обозначаемых предметов (вольт, ампер, рентген).

3.       Морфологические (это не собственно новые слова, но необычные формы какого-либо слова. Лингвисты по отношении к ним используют слово «перкорректные», т.е. сверхправильные. Например: идил (шел), плохее (хуже).

Таким образом, мы видим, что детские неологизмы это не просто разрозненные слова, а слова, образующиеся по особым, зачастую, уже существующим моделям. Чуковский дает пояснения тому, как образуются данные слова. Он пишет: «Конечно, многие неологизмы ребёнка нередко свидетельствуют лишь о его неспособности освоить на первых порах те или иные отклонения от нормы грамматики, свойственные общепринятой речи. Иное «созданное» ребёнком речение, кажущееся нам таким самобытным, возникло, в сущности, лишь потому, что ребёнок слишком прямолинейно применяет к словам эти нормы, не догадываясь ни о каких исключениях»

Таким образом, мы видим, что детские новообразования это не просто разрозненные слова, а слова, образующиеся по особым, зачастую, уже существующим моделям.


 

Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов речи в русском языке

Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов речи в русском языке

Цейтлин С.Н. А.Н. Гвоздев считал, что имитационный способ появления детских инноваций имеет психолингвистическую основу: появление таких слов в детской речи говорит об усвоении детьми определённого…

Цейтлин С.Н. А.Н. Гвоздев считал, что имитационный способ появления детских инноваций имеет психолингвистическую основу: появление таких слов в детской речи говорит об усвоении детьми определённого…

Но, следует отметить, что детские инновации выделяются в этом ряду своей ценностью: они позволяют ясно увидеть отклонения от нормы

Но, следует отметить, что детские инновации выделяются в этом ряду своей ценностью: они позволяют ясно увидеть отклонения от нормы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022