Словосочетание
Оценка 5

Словосочетание

Оценка 5
docx
18.05.2023
Словосочетание
Рус. яз 4В (Автосохраненный).docx

Допущен. Учитель ____________/Бердникова С. В. /

Допущен. Методист _________/Шавалеева Г. М.  /

Технологическая карта пробного урока студентки 3Б группы Тимкиной Айгуль Ринатовны

Предмет: русский язык    Класс 4 В      Учебник (УМК): Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Тема урока: Как слова связываются друг с другом в речи

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: класс активный, хорошо отвечают на поставленные вопросы, умеют работать в группе, в паре, умеют выделять грамматическую основу, знают о словосочетании

Цель урока: организация деятельности по изучению и первичному закреплению темы «Как слова связываются друг с другом»

Задачи урока:

Образовательная: ознакомить с понятиями «подчинительная связь», «словосочетание», отрабатывать умения нахождения главного и зависимого слова в словосочетании

Развивающая: развивать каллиграфические навыки, связную речь, логическое мышление

Воспитательная: способствовать воспитанию культурного общения

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Понимают различия в функциях главного и зависимого слова в словосочетании

Метапредметные

Познавательные УУД

Ориентируются в своей системе предварительных знаний и осознают необходимость отбора источников знания, пользуются различными источниками информации.

Регулятивные УУД

Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность; адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели.

Коммуникативные УУД

Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование

Личностные

Уважительно относятся друг к другу, формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям

 

Этап урока,время этапа

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационно-мотивационный(1-2 мин)

Эмоциональный настрой детей на урок и изучение новой темы.

Словесный (беседа)

Ф

Приветствие

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

 На меня все посмотрели.

- Здравствуйте, меня зовут Айгуль Ринатовна. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я. Улыбнитесь своему соседу справа, слева.

-Я надеюсь у нас урок сегодня будет интересным и познавательным.

-Приветствуют учителя, настраиваются на работу

К- слушают и понимают речь других

 

Пальчиковая гимнастика.

Минутка чистописания. (5 мин.)

Отрабатывают навык каллиграфии

Словесный(объяснение, беседа)

Ф

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

-Ребята, открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 25 января. Классная работа. Покажите свою готовность

-Сейчас проведем пальчиковую гимнастику.

 Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируют движения плавников)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.)

Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

 

Минутка чистописания

-Прежде чем начать изучение новой темы необходимо провести минутку чистописания. Я для вас приготовила загадки. (Ученик), выйди, пожалуйста, к доске, ты будешь выполнять работу у доски. Вам нужно послушать загадки и ответ записать через запятую в одну строчку. А тебе, (ученик), нужно будет определить тип соединения и выделить наклонные палочки в этих словах

 

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Ответ: Зима)

 

-Записываем ответ с маленькой буквы, соблюдаем наклон и высоту букв, пишем красиво. Ставим запятую.

-Следующая загадка:

Он вошел – никто не видел,

 Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

 

-Записываем ответ. Спины ровные, локоток не свисает. Ставим запятую, следующая загадка:

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (Ответ: Февраль)

-Записываем ответ

-Давайте проверим, что у вас должно было получиться, (ученик), скажи, какие соединения и сколько наклонных палочек в каждом слове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Самооценивание

-Молодцы! Оцените себя, если у вас все ответы написаны правильно, высота и наклон букв правильный, то раскрасьте зеленый кружочек, если вы правильно отгадали 2 слова, высота букв не везде одинаковая, то раскрасьте желтый кружочек, если вы отгадали только 1 слово, высота букв разная, наклона у букв нет, то раскрасьте красный кружочек.

-Записывают число, классная работа

-Выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Отгадывают загадки, записывают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сравнивают с эталоном ответа

первое слово зима- петелька у буквы з на нижней рабочей строке, верхнее соединение с буквой и, две наклонные палочки, элемент- туфелька балерины, среднее соединение с буквой м и 2 наклонные палочки, верхнее соединение; 2 слово- мороз, среднее соединение с буквой о, верхнее соединение с буквой р, среднее соединение с буквой о, верхнее соединение с буквой з и петелька у буквы з на нижней рабочей строке, 3 слово- февраль- буква ф- одна наклонная палочка, тип соединения- средний, верхнее соединение с буквой в, палочка с наклоном, верхнее соединение с буквой р, наклонная палочка, среднее соединение с буквой а, нижнее соединение с буквой л, среднее соединение с ь.

 

-Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р- контролируют процесс и результат деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний (5 минут)

Закрепить знания по прошлой теме

 

Ф

 Беседа с целью актуализации знаний

-Ребята, какой раздел учебника мы сейчас изучаем? На какой вопрос отвечает этот раздел?

Правильно, умницы!

-Писать красиво. Что я сейчас произнесла с точки зрения синтаксических единиц?

-Правильно, а что такое словосочетание?

 

Ученики учатся. А это что?

-А почему «писать красиво» это словосочетание, а «ученики учатся» - грамматическая основа?

 - Правильно, ученики учатся это грамматическая основа из подлежащего, отвечающего на вопрос «Кто?» и сказуемого «Что делают?»

 

 

 

 

Словосочетание

Сочетание 2-3 слов, связанных между собой по смыслу и грамматически

Грамматическая основа

 

-Высказывают свое мнение

 

 

К- высказывают точку зрения, дают обоснование

П- ориентируются в своей системе предварительных знаний

Изучение новой темы(15 мин)

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала ,выявление пробелов ,неверных представлений ,их коррекция

Практический (выполнение задания)

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

1) Чтение стихотворения о словосочетании

-Я хотела бы вам прочесть стихотворение о словосочетании:

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный-  без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову

И никогда наоборот,

Запомни как основу!

-Итак, что вы узнали при прослушивании этого стихотворения? Какие слова всегда ходят парой в словосочетании? А кто в этой паре всегда главный, от какого слова задается вопрос?

 

 

2) Работа в группе

-Сейчас я предлагаю поработать в группах, а как мы работаем в группе? Переверните лист и выполните задание, после обсуждения ответ запишите в тетради.

1 задание – ответьте на вопрос: «В любых ли формах может быть употреблено существительное лист, если к нему присоединить прилагательное?». Выберите подходящее прилагательное к слову лист.

2 задание- «страница книга», измените слово по падежу или измените по падежу и подберите предлог, чтобы словосочетание стало правильным

(2 группы работают за доской)

 

 

 

3) Проверка задания

-Давайте проверим ваши предположения. (Открываю доску (1 группа)). Покажите ваше отношение- согласны вы или нет?.

1- почему вы выбрали слово кленовый? Почему не кленовая или кленовое? (спрашиваю у 1 группы)

-Хорошо, значит лист- он (м. р), он (какой?) кленовый. Как вы думаете, какое из этих 2 слов является независимым и командует грамматическим значением (окончанием)? (Выделяю окончание в словах кленовая-слово какого рода? –ж. р , кленовый- м. р., кленовое- ср. р., кленовые- какое число?- мн. ч.). В словосочетаниях есть независимое слово- главное, оно командует вторым словом и зависимое- оно подчиняется главному.

2 задание- Правильное словосочетание- страница книги или страница из книги. Зададим вопрос к слову страница, (что?), страница (чего?) книги. Как вы думаете, какое из этих 2 слов является независимым и командует грамматическим значением (окончанием)?

4)  Проводят оценку на листах самооценивания

Оцените себя на листах самооценивания, если ваша группа правильно выполнила задание, то раскрасьте зеленый кружочек, если ваша группа неправильно выполнила задание, то раскрасьте красный кружочек. Поднимите листы самооценивания.

- Итак, мы узнали, что у нас есть главное и зависимое слово.  Почему оно главное?

4) Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Какую тему мы будем изучать? 

-Правильно, эта тема очень важна. Вы в 9 классе будете сдавать ОГЭ и именно по этой теме у вас будет несколько заданий. Если вы внимательно будете слушать и работать, вы сможете на экзамене набрать много баллов

-А что мы должны изучить?

-После того как мы изучим новое правило, нам нужно?

-И в конце урока нам нужно что сделать?

-Совершенно верно, это и будет нашим планом на урок.

5) Работа со словосочетанием

-Давайте вернемся к словосочетанию кленовый лист. Зададим вопрос «Что?» -лист, лист «Какой?» кленовый. Кто знает, как отмечается слово, от которого задается вопрос?

-Правильно, слово от которого задается вопрос отмечается вот так «х», ставим над словом, от слова ведем стрелку к слову. Слово, от которого задается вопрос называется главным, а другое слово- зависимое. (Прикрепляю карточки на доску). Отметьте главное и зависимое слово в своих записях. Давайте вместе произнесем (главное слово, зависимое). Зависимое слово уточняет значение главного, подчиняется ему. Как вы думаете, как называется связь, когда зависимое слово подчиняется главному?

6) Чтение определения из учебника

-Проверим, правильно ли вы думаете. Откройте учебник на стр. 67. (Ученик), прочитай, пожалуйста, правило.

- Подчинительная связь-это такая связь, при которой грамматические формы одного слова зависят от другого, подчиняются ему. (Вывешиваю карточку на доску). Итак, мы выполнили первый пункт плана? (ставлю +)

7) Работа в паре

-Теперь поработаем в парах, а как мы работаем в паре?

Перепишите предложение в тетрадь.  Ваша задача подчеркнуть грамматическую основу в предложении и выписать словосочетания по схеме сущ.+ прил. (схема на слайде)  (Трёхлетний малыш с любопытством наблюдал за забавной мартышкой). Покажите сигнал. Кто готов высказаться? (Вызываю пару к доске)

-Давайте проверим, какая грамматическая основа в предложении? Покажите сигнал, кто согласен (поднимают карточку отношений).

 

7.1.) Оценка работы в паре

Оцените работу своей команды поставьте 1 +, если правильно отметили только подлежащее и сказуемое и 2+, если правильно отметили и подлежащее и сказуемое. Сколько словосочетаний, соответствующих схеме получилось? Покажите сигнал, кто согласен (поднимают карточку отношений). Поставьте 1+, если вы правильно написали 1 словосочетание и 2+, если вы выбрали правильно 2 словосочетания.

7.2.) Работа в паре

- Теперь вам необходимо в словосочетаниях выделить главное и зависимое слово.

-Кто готов, покажите свою готовность. Кто готов высказаться? (Вызываю 1 пару к доске). Поднимите карточку отношений. Давайте проверим следующее словосочетание.

7.3.) Оценка работы в паре

Поставьте 4+, если во всех словосочетаниях правильно отметили главное и зависимое слово, 3+, если есть 1 ошибка, 2+ - 2 ошибки, 1+ - 3 ошибки. Посчитайте общее количество +. Теперь поставьте оценку карандашом на полях в тетради, 10- если ваша пара набрала 8 баллов, 9- если 7-6 баллов, 8- если ваша пара набрала 5 и менее баллов.

8) Проводят оценку на листах самооценивания

-Оцените себя на листах самооценивания, если ваша пара набрала 8 баллов, то раскрасьте зеленый кружочек, если 7-6, то раскрасьте желтый кружочек, если ваша пара набрала 5 и менее баллов, то раскрасьте красный кружочек. Поднимите листы самооценивания.

9) Видео-физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главное и зависимое.

 

От главного

 

 

 

 

 

-Проговаривают правила работы в группе

-Выполняют задание в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-слово лист муж. рода, значит слово подойдет мужского рода

 

 

 

 

 

 

 

Страница- главное слово, потому что оно командует грамматическим значением слова книга

 

 

 

 

 

 

 

Потому что оно командует грамматическими значениями другого слова

 

Главное и зависимое слово в словосочетании

 

 

 

 

Изучить новое правило

Применить новое правило

Оценить свою работу

 

 

 

Над главным словом ставится крестик

 

 

 

 

 

 

 

Подчинительная связь

 

-Читают правило в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проговаривают правила работы в паре

-Выполняют задание

 

-Сравнивают ответы

 

 

 

-Проводят оценку

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выделяют главное и зависимое слово

-В словосочетании трёхлетний малыш- малыш главное, трехлетний- зависимое. Забавная (зависимое), мартышка (главное)

 

 

 

-Оценивают работы

К- слушают и понимают речь других

П- пользуются различными источниками информации

 

 

 

 

 

 

 

Л- уважительно относятся друг к другу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П- понимают различия в функциях главного и зависимого слова в словосочетании

Р- определяют и формулируют цели деятельности на уроке, планируют свою деятельность

Л- формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К- выражают свои мысли

 

 

 

Р- адекватно оценивают свои достижения

 

Закрепление изученного материала

Закрепить и усвоить изученный материал

Практический (выполнение задания)

Ф

 

 

Выполняют упражнение в учебнике

-Откройте учебник на странице 90, найдите 202 упражнение. Прочитайте текст и расположите предложения по порядку. Давайте проверим ваши предположения.

(Фёдор Кулаков изобрёл язык, в котором нет ни звуков, ни букв, ни правил правописания. Фёдор может гордится: одноклассники понимают его без переводчика. Вместо существительных Фёдор употребляет пинки. Глаголы в этом языке заменяются тумаками, а вместо прилагательных изобретатель пользуется подзатыльниками. Правда он почему-то обижается, когда ему отвечают на его языке.)

 

(Ученик), прочитай 1 предложение. Покажите карточку отношений. Прочитайте 2 предложение. Покажите карточку отношений и т.п.

Какой это тип текста? Почему?

Воспитательный момент

Ребята, давайте выражаться словами, русский язык- один из самых богатых и красивых языков на планете. Нельзя выяснять отношения кулаками, нужно словами.

 

Выделите подлежащее и сказуемое в предложении «Глаголы в этом языке заменяются тумаками».  Выпишите словосочетания (проговорите словосочетания).

8) Проводят оценку на листах самооценивания

-Оцените себя, если вы все словосочетания выписали (проговорили), везде правильно выбрали главное слово, то раскрасьте зеленый кружочек, если у вас 1-2 ошибки- желтый, 3 и больше- красный

-Итак, мы выполнили второй пункт плана? (ставлю +). Какой пункт нам необходимо выполнить?

-Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сверяют работы

 

Повествование, потому что в тексте рассказывается о новом языке и предложения нельзя поменять, потому что может поменяться смысл.

 

 

 

 

 

Глаголы заменяются

 

 

 

-Оценивают себя

 

 

 

Третий пункт

К-

Итог урока, рефлексия

Подвести итоги совместной  деятельности, оценить свою деятельность

Словесный (беседа)

Ф

Подведение итогов урока

-Какая проблема у нас была в начале урока? Мы смогли её решить? Что нового вы узнали? О каком типе связи мы сегодня говорили? Что такое подчинительная связь?  Мы смогли выполнить все пункты плана? У кого получилось выделять главное и зависимое слово, кто понял, что такое подчинительная связь?

Рефлексия

Оцените себя: у кого на протяжении всего урока были только зеленые кружочки, поднимите руку (какие вы молодцы)

-А у кого были и зеленые и желтые кружочки, поднимите руку, я думаю на следующем уроке русского языка вы будете заниматься старательнее, присаживайтесь)

-Ребята, а у кого на уроке были только желтые и красные кружочки, ребята не переживайте, я думаю в следующий раз у вас обязательно все получится.

Вы каждый урок оцениваете себя по шкале в тетради. Оцените себя.

-Подводят итог урока

 

 

 

-Оценивают деятельность на уроке

К- умение оформлять свои мысли в устной форме

Л- Умение высказывать свое мнение

Домашнее задание

Закреплений знаний по теме

Словесный (инструктаж)

Ф

Запись домашнего задания

-Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 91 упр. 203 (записываю на доске), вам нужно записать словосочетания, обозначив в них подчинительную связь стрелкой, а независимый член крестиком. Определите, какой частью речи выражен каждый член словосочетания.

Всем домашнее задание понятно?

 

-Закончен урок, и выполнен план, спасибо ребята огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились! 

-Записывают домашнее задание

Л- умение делать выбор из предложенных вариантов

 


 

Допущен. Учитель ____________/Бердникова

Допущен. Учитель ____________/Бердникова

Этап урока,время этапаЗадачи этапаМетоды и приемы обученияФормы учебного взаимодействия

Этап урока,время этапаЗадачи этапаМетоды и приемы обученияФормы учебного взаимодействия

И-Ребята, открываем тетради, записываем число

И-Ребята, открываем тетради, записываем число

Самооценивание -Молодцы! Оцените себя, если у вас все ответы написаны правильно, высота и наклон букв правильный, то раскрасьте зеленый кружочек, если вы правильно отгадали 2…

Самооценивание -Молодцы! Оцените себя, если у вас все ответы написаны правильно, высота и наклон букв правильный, то раскрасьте зеленый кружочек, если вы правильно отгадали 2…

Изучение новой темы(15 мин) Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала ,выявление пробелов ,неверных представлений ,их коррекция

Изучение новой темы(15 мин) Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала ,выявление пробелов ,неверных представлений ,их коррекция

Г 1) Чтение стихотворения о словосочетании -Я хотела бы вам прочесть стихотворение о словосочетании:

Г 1) Чтение стихотворения о словосочетании -Я хотела бы вам прочесть стихотворение о словосочетании:

Г 1) Чтение стихотворения о словосочетании -Я хотела бы вам прочесть стихотворение о словосочетании:

Г 1) Чтение стихотворения о словосочетании -Я хотела бы вам прочесть стихотворение о словосочетании:

Оценка работы в паре Оцените работу своей команды поставьте 1 +, если правильно отметили только подлежащее и сказуемое и 2+, если правильно отметили и подлежащее…

Оценка работы в паре Оцените работу своей команды поставьте 1 +, если правильно отметили только подлежащее и сказуемое и 2+, если правильно отметили и подлежащее…

Закрепить и усвоить изученный материал

Закрепить и усвоить изученный материал

Словесный (беседа) Ф

Словесный (беседа) Ф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2023