СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

  • pptx
  • 24.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.pptx

Словосочетание.
Виды подчинительной связи слов
в словосочетаниях

Словосочетание – это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
ДОБРЫЙ ВЗГЛЯД,
КРАСИВО РИСОВАТЬ.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова:
ОТЛИЧНЫЙ ОТВЕТ, ОТВЕЧАТЬ У ДОСКИ.

Смыслоразличительная сила словосочетания намного превосходит возможности слова, поскольку зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного:
УЧЕНИК и ВНИМАТЕЛЬНЫЙ УЧЕНИК,
РАБОТАТЬ и УВЛЕЧЁННО РАБОТАТЬ.

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяются следующие типы словосочетаний:
глагольные, где главное слово – глагол (или его формы) РАБОТАТЬ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ;

2) именные, где главное слово:
а) имя существительное ОДАРЁННЫЙ УЧЕНИК;
б) имя прилагательное ОЧЕНЬ АККУРАТНЫЙ;
в) имя числительное ПЕРВЫЙ ИЗ СДАВШИХ;
г) местоимение ЧТО-ТО УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ;

3) наречные, где главное слово – наречие
КОГДА-ТО НА УРОКЕ.

Не являются словосочетаниями:

Сочетание самостоятельного слова со служебным:
НА УРОКЕ, В ТЕЧЕНИЕ ГОДА.

2. Подлежащее и сказуемое:
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК.

3. Однородные члены:
УЧЕНИК И УЧЕНИЦА.

Различаются три типа подчинительной связи:
СОГЛАСОВАНИЕ,
УПРАВЛЕНИЕ,
ПРИМЫКАНИЕ.

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
ТЯНУТЬСЯ К ЗНАНИЯМ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
СВЕЖИЙ ВЕТЕР
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
БЫСТРО ЕХАЛИ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
ТРУДНАЯ ЗАДАЧА
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
РАНО ПРИЕХАЛИ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
ЕЁ ТЕЛЕФОН
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
ВИЖУ ЕЁ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
ЕГО КОТ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
ЗНАЮ ЕГО
 согласование  управление  примыкание

Определи тип подчинительной связи в словосочетании
СЛАДКИЙ ЧАЙ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
СТОПКА ТЕТРАДЕЙ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
СИДИТ НАКЛОНИВШИСЬ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ
 согласование  управление  примыкание

Определите тип подчинительной связи в словосочетании
ДОВОЛЕН ДРУГОМ
 согласование  управление  примыкание

Найдите в предложениях
синонимичные словосочетания. Выпишите их, определите способ связи в словосочетаниях.

 На поляне алеет маковый цветок.
На цветок мака села бабочка.

маковый цветок, цветок мака
(согласование), (управление)

Что общего между словосочетаниями-синонимами?

Подберите синонимичные словосочетания:

Школьные окна –
Экзаменационное задание –
Бессонные ночи –
Деревянная указка –

Совет друга –
Компот из вишни –
Ответ папы –
Подвиг дяди –

Просили о помощи –
Молили о пощаде –
Работать с увлечением –
Держаться с достоинством –

Определите тип связи данных и получившихся словосочетаний.
Обрати внимание на ВОПРОСЫ!
Сделай вывод.




Школьные окна – окна школы
Экзаменационное задание – задание экзамена
Бессонные ночи – ночи без сна
Деревянная указка – указка из дерева


СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕГО?

? косвенного падежа




Совет друга – дружеский совет
Компот из вишни – вишнёвый компот
Ответ папы – папин ответ
Подвиг дяди – дядин подвиг

УПРАВЛЕНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ

КАКОЙ? ЧЕЙ?




Просили о помощи – просили помочь
Молили о пощаде – молили пощадить
Работать с увлечением – работать
увлечённо

Держаться с достоинством – держаться
достойно

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

ЧТО СДЕЛАТЬ?
КАК?

Если требуется управление, то вопрос косвенного падежа.

Если требуется согласование, то вопросы какой? чей?

Если требуется примыкание, то вопросы как?  что сделать?        

Запомнить!